Рабочая программа по курсу «русский язык» для обучающихся 1-4 классов
рабочая программа по русскому языку на тему
Рабочая программа составлена к учебнику: «Русский язык», учебник для 1-4 класса В.Г.Горецкий, В.П.Канакиной, – М: Просвещение, 2011г рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/2014 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1067 от 19.12.2012г «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2013/2014учебный год»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa_russkiy_yazyk_1-4po_programme_shkola_rossii.docx | 91.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «русский язык» для обучающихся 1-4 классов МБОУ «Копьёвская СОШ» разработана на основе: Федерального компонента государственного стандарта НОО (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089) примерной программы начального образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263); с учетом Основной Образовательной программы НОО и учебного плана для 1-4 классов МБОУ «Копьёвская СОШ» на 2013-2014 учебный
Рабочая программа составлена к учебнику: «Русский язык», учебник для 1-4 класса В.Г.Горецкий, В.П.Канакиной, – М: Просвещение, 2011г рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/2014 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1067 от 19.12.2012г «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2013/2014учебный год»
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «русский язык» в начальной школе являются:
-ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
-формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения
предмета:
-развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
-формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
-формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Рабочая программа русскому языку ООП НОО МБОУ «Копьёвская СОШ» учитывает характерные черты младшего школьного возраста (от 6 лет 6мес. до 11 лет), в котором ведущей является учебная деятельность, где дети с помощью учителя осваивают правила и способы учебной действительности, развиваются их интеллектуальные и познавательные способности:
- центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
- развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения;
- существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
Общая характеристика учебного предмета
Курс русского языка в начальной школе начинается с обучения письму, поэтому рабочая программа по русскому языку для I класса состоит из двух модулей: Русский язык. Модуль «Письмо» и Русский язык.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
-орфография и пунктуация;
-развитие речи.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Раздел «Лексика » предусматривает формирование у младших школьников представлений о материальной природе языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных действий.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675ч. В 1 классе — 165 ч: из них 115 ч (23 учебные недели по 5 часов в неделю) – Русский язык. Модуль «Письмо» и 50 ч (10 учебных недель по 5 часов в неделю) — Русский язык.
Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебных недели в каждом классе).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий
Класс | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
1 класс | 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. 3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. | 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 3. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в паре. |
2 класс | 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». 2. Уважение к своему народу, к своей родине. 3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. 7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. 2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план . 5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. 6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике. 7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы | 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
3 класс | 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». 2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов. 3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. | 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. 2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. 6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. 7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы. 8. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным. | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, а, иллюстрация и др.) 4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. 5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | 1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. 6. Критично относиться к своему мнению 7. Понимать точку зрения другого 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. |
4 класс | 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д. 2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. 3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. | 1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. 2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. 3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. 3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). 4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. 5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. 6. Составлять сложный план текста. 7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 7. Понимать точку зрения другого 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений. |
Характеристика планируемых результатов по русскому языку (модуль «Письмо») в 1 классе
Раздел курса | Содержание учебного раздела | Планируемые результаты освоения учебного предмета | ||
Предметные знания | Предметные умения | Универсальные учебные действия | ||
1.Подготовительный период | Рабочая строка. Линии рабочей строки. Письмо элементов; гласных букв А,а; О,о; У,у; ы, Э,э. | Знание «рабочей строки» и «межстрочного пространства», правописания элементов букв, заглавных и строчных гласных букв. | Обводить предметы по контуру. Писать графические элементы по заданному в прописи образцу: правильно располагать на рабочей строке элементы букв, соблюдать интервал между графическими элементами, наклон. Сравнивать элементы письменных и печатных букв. Писать буквы в соответствии с образцом. Читать предложение, анализировать его, определять интонацию, грамотно записывать, обозначая на письме границы предложения. | Регулятивные действия: Принимать учебную задачу урока. Узнавать, называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные действия: Поиск и выделение необходимой информации; анализ, синтез; установление причинно - следственных связей; использовать знаково-символические средства и применять и применять простейшие навыки письма. осознанно и правильно строить свои сообщения, анализировать информацию. Коммуникативные действия: умение слушать и слышать; участие в коллективном обсуждении проблем; постановка вопросов; уважение к другой точке зрения; умение адекватно реагировать на высказывания сверстников или взрослых; формулировать собственное мнение и позицию, формулировать свои затруднения. Личностные действия: чувство необходимости учения; познавательная мотивация; интерес к новому. готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения, стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. |
2.Букварный период | Согласные и гласные буквы русского алфавита. | Знание правописания согласных и гласных букв русского алфавита, их соединения, границы слов и предложений. | Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой. Писать слоги, слова, предложения, используя приём комментирования. Списывать без ошибок с письменного шрифта. Грамотно оформлять на письме все виды предложений. | |
3.Послебукварный период | Повторение изученных ранее тем. | Знание «рабочей строки» и «межстрочного пространства», правописания элементов букв, заглавных и строчных гласных букв. Знание правописания согласных и гласных букв русского алфавита, их соединения, границы слов и предложений. | Писать слоги, слова, предложения, используя приём комментирования. Списывать без ошибок слова и предложения с письменного шрифта. Писать под диктовку изученные буквы, слоги, слова, простые предложения Грамотно оформлять на письме все виды предложений. |
Характеристика планируемых результатов по русскому языку в 1 классе.
Раздел курса | Содержание учебного раздела | Планируемые результаты освоения учебного предмета | ||
Предметные знания | Предметные умения | Универсальные учебные действия | ||
1. Наша речь | Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык — родной язык русского народа. | Различение устной и письменной речи. | Различение устной и письменной речи. | Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя» Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. |
2. Текст. Предложение. Диалог. | Текст (общее представление). Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Диалог. | Знать отличие текста от предложения. Правильное оформление предложения на письме. Распознавание диалога. | Установление смысловой связи между предложениями в тексте. Выбор подходящего заголовка. Выделение предложений из речи. Установление связи слов в предложении. Выразительное чтение текста по ролям. Наблюдение за постановкой знаков препинания в предложении и диалоге | Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога. Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя» и электронному приложению к учебнику. Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. |
3. Слова, слова, слова | Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. | Знать определение понятия «слово»; «слово-действие», «слово-признак», «слово-предмет». Слова, имеющие одно или несколько значений. | Различать слова- названия предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу. Использовать в речи. Наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи, приобретать опыт в их различении. | Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Познавательные: работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове. |
4. Слово и слог. Ударение. | Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. Правила переноса слов. Ударение (общее представление) | Отличие слова от слога. Определение количества слогов в слове. Правила переноса слова по слогам и определения ударного слога в слове. | Наблюдать над слоговой структурой различных слов. Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую. Создание сравнительных образов. Наблюдать изменение значения слова в зависимости от ударения. Составлять простейшие слогоударные модели слов. | Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Познавательные: работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. |
5. Звуки и буквы. | Русский алфавит, или Азбука. Использование алфавита при работе со словарями. Ударные и безударные гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. | Правильность названия букв в русском алфавите. Отличие гласных и согласных, мягких и твёрдых, парных и непарных, шипящих согласные звуков по их признакам. Определение ударного и безударного звука в слове. Проверка безударного гласного и парного согласного в слове. | Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Объяснять причины расхождения количества звуков. Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Запоминать написание непроверяемой буквы безударного гласного звука в словах. Дифференцировать гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки. Писать слова с сочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу. Списывать текст, содержащий изученные правила, объяснять изученные орфограммы | Коммуникативные: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией форзаца учебника. Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Познавательные: - работать с памяткой «Алфавит» и форзацем учебника, а также с памяткой в учебнике «Гласные звуки и буквы»; - находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю; - использовать приём планирования учебных действий при определении с опорой на заданный алгоритм безударного и ударного гласного звука в слове; подборе проверочного слова; - работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова; - использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстами. |
Характеристика планируемых результатов по русскому языку во 2 классе.
Раздел курса | Содержание учебного раздела | Планируемые результаты освоения учебного предмета | ||
Предметные знания | Предметные умения | Универсальные учебные действия | ||
1. Наша речь | Виды речи. Диалог и монолог. | Роль русского языка. Виды речи. Требования к речи. Речь диалогическая и монологическая. | Анализировать речь людей (при анализе текстов). Различать устную, письменную речь и речь про себя. Отличать диалогическую речь от монологической, использовать в речи. | Личностные: ориентирование ученика на учет чужой точки зрения; устойчивый учебно-познавательного интерес к новым общим способам решения задач; адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; положительная адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». Познавательные: работа с разными видами информации( с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями, текстом и иллюстрацией к тексту; анализ и интерпретация информации; применение и представление информации; оценка получаемой информации; формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; моделировать, подводить под понятие; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них; использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции; осуществление взаимопроверки выполненной работы; выполнение работы по цепочке; использование правил, таблиц, моделей для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения. Регулятивные: контроль и самоконтроль учебных действий и их результатов; преобразование практической задачи в познавательную; проверка выполненной работы, используя правила и словари, а также самостоятельное выполнение работы над ошибками. |
2. Текст | Текст. Части текста. | Знать признаки текста. Тема и главная мысль текста. Заглавие. | Отличать текст от других записей по его признакам. Определять тему и главную мысль текста, соотносить текст и заголовок, подбирать заголовок к тексту. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. | |
3. Предложение | Предложение. Члены предложения. | Назначение и признаки текста. Логическое ударение в предложении. Главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. | Отличать предложение от группы слов, определять его границы. Составлять предложения из слов. Находить главные и второстепенные члены предложения. Составлять распространённые и нераспространённые предложения. Устанавливать связь слов в предложении. Составлять предложения из деформированных слов. | |
4. Слова, слова, слова… | Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Слог. Ударение. Перенос слов. | Слово, как общее название предметов. Однозначные и многозначные, родственные и однокоренные слова.. Корень слов. Словесное и логическое ударение. Правила переноса. | Уметь классифицировать слова по тематическим группам, объяснять лексическое значение слова. Работать с толковыми и орфографическими словарями. Распознавать и подбирать к слову синонимы и антонимы. Находить однокоренные слова в тексте. Подбирать однокоренные слова к слову и выделять корень. Делить слова на слоги, определять количество слогов. Определять ударение, различать ударные и безударные слоги. Переносить слова по слогам. | |
5.Звуки и буквы. | Русский алфавит. Гласные и согласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Слова с удвоенными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак. Правописание буквосочетаний с шипящими буквами. Буквосочетания ЖИ-ШИ,ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА. Звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный Ь. | Знание алфавита. Буквы, обозначающие гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук. Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука. Признаки согласного звука. Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Обозначение мягкости согласных на письме. Буквосочетание ЧН, ЧТ,ЩН, НЧ, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Парные звонкие и глухие согласные. | Различать звуки и буквы. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Находить в слове, различать и правильно произносить гласные звуки. Соотносить звуковой и буквенный состав слов. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. Работать с орфографическим словарём. Различать, определять и правильно произносить мягкие и твёрдые, парные и непарные, звонкие и глухие согласные звуки. Переносить слова с Ь. Применять правило написания буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, ЩТ, ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ,ЧА-ЩА. | |
6. Части речи. | Имя существительное. Глагол. Имя прилагательное. Местоимение. Текст-рассуждение, текст-описание, текст-повествование. Предлоги. | Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные. Число имён существительных. Синтаксическая функция глагола. Число глагола. Правописание НЕ с глаголом. Значение и употребление в речи имени прилагательного. Число имени прилагательного. Виды текстов. Значение местоимения в тексте. Роль предлогов в речи. | Распознавать имя существительное, имя прилагательное, глагол среди других частей речи. Различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры. Определять число имён существительных. Определять виды текста. Определять число глаголов и имён прилагательных, распределять по группам, изменять, приводить примеры. Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов. Раздельно писать предлоги со словами. |
Характеристика планируемых результатов по русскому языку в 3 классе.
Раздел курса | Содержание учебного раздела | Планируемые результаты освоения учебного предмета | ||
Предметные знания | Предметные умения | Универсальные учебные действия | ||
1.Язык и речь. | Наша речь и наш язык. | Речь и её назначение. Виды речи. | Различать язык и речь. Составлять текст по рисунку. | Личностные: формирование умения школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях формирование ценностно-смысловой ориентации (наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, открывать для себя новое, удивительное в привычном и обычном);формирование базовых эстетических ценностей (эстетических переживаний, эстетического вкуса, представления о красоте и целостности окружающего мира; выраженная устойчивая учебно-познавательной мотивация учения; компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; моральное сознание на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Познавательные: свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную |
2.ТекстПредложение. Словосочетание. | Текст. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Предложение с обращением. Состав предложения. Простое и сложное предложение. Словосочетание. | Признаки текста. Построение текста. Типы текстов. Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые, простые и сложные предложения. Связь слов в словосочетании. | Различать текст и предложения. Определять тему и главную мысль текста. Различать типы текстов и выделять его части. Восстанавливать деформированный текст. Обосновывать знаки препинания в конце предложения. Находить обобщение в предложении. Устанавливать связь слов в предложении. Определять главные и второстепенные члены предложения. | |
3. Слово в языке и речи. | Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи (обобщённое и углублённое представление). Имя числительное. Однокоренные слова. Слово и слог, звуки и буквы. | Однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы. Значение фразеологизмов. Понятие «имя числительное». Однокоренные слова. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне, с разделительным Ь. | Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по словарю. Находить синонимы, антонимы, омонимы. Различать слово и словосочетание. Находить в тексте фразеологизмы, объяснять их значение. однокоренные слова, выделять корень. Различать слово и слог, звук и букву. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Узнавать изученные части речи среди других слов в предложении. Распознавать имя числительное по вопросам. | |
4. Состав слова. | Корень слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Обобщение знаний о составе слова. Правописание частей слова (слова с безударными гласными, с парными по звонкости-глухости согласными, с непроизносимыми согласными в корне, с удвоенными согласными, правописание предлогов и приставок, суффиксов и приставок, слов с разделительным Ъ). | Однокоренные слова. Корень слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Разбор слова по составу. Правила проверки слов с проверяемой безударной гласной, парными по звонкости –глухости согласными, непроизносимой согласной). Правописание приставок и предлогов. | Различать и группировать однокоренные слова, выделять корень. Находить чередующиеся звуки в корне. Выделять в слове окончание, корень, приставку, суффикс, основу. Определять в слове наличие изученных и изучаемых орфограмм. Работать с орфографическим словарём. | свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам "Содержание" и "Оглавление"; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию; работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги (в одной из которых - система словарей), "Рабочей тетрадью" и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам. Регулятивные: контроль и самоконтроль учебных действий, полученного результата; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников. |
5. Части речи. | Имя существительное (углублённое представление, род, число, падеж). Имя прилагательное (углублённое представление, род, падеж, обобщение знаний). Текст-описание. Местоимение. Глагол (углубленное представление, формы, число, времена, род глаголов). Не с глаголами. Обобщение знаний. | Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные. Род, число, падеж имён существительных и прилагательных. Текст-описание. Личные местоимения 1,2,3 лица. Род, число, формы, времена глагола. Правописание НЕ с глаголами. | Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Определять род и число имён существительных и прилагательных. Изменять форму числа имён существительных и прилагательных, классифицировать по роду. Изменять имена существительные и прилагательные по падежам. Распознавать художественное и научное описание |
Характеристика планируемых результатов по русскому языку в 4 классе.
Раздел курса | Содержание учебного раздела | Планируемые результаты освоения учебного предмета | |||
Предметные знания | Предметные умения | Универсальные учебные действия | |||
1. Повторение. | Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание. | Диалогическая и монологическая речь. | Различать речь устную и письменную речь. Определять тему и главную мысль текста, подбирать заголовок, выделять части текста, соблюдать нормы его построения. Составлять план. Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой. Находить в тексте предложения различные по цели высказывания и интонации. Находить обращение, выделять на письме. Разбирать предложение по членам. Устанавливать связь слов в предложении. | Личностные: формирование умения школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование ценностно-смысловой ориентации (способности ценить мир природы и человеческих отношений), обсуждать нравственные и ценностные проблемы; формирование базовых историко-культурных представлений и гражданской идентичности школьников, способность радоваться красоте мира природы, ощущение причастности к истории и культуре своей страны; формирование базовых эстетических ценностей (эстетических переживаний, эстетического вкуса, представления о красоте и целостности окружающего мира); формирование опыта нравственных и эстетических переживаний; установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. Познавательные: работать с учебным текстом, выделять информацию, ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций); осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: работа вдвоем, в малой группе, в большой группе и разные социальные роли (ведущего и исполнителя); уметь корректно критиковать альтернативную позицию; использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы); понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Регулятивный: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата; контроль с проверкой работы соседа по парте или с выполнением работы над ошибками, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. | |
2. Предложение. | Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения. | Признаки и типы текстов. Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения. Нахождение обращения в предложении, знаки препинания в предложениях с обращением. Связь слов в предложении и словосочетании. Предложения распространённые и нераспространённые. Разбор предложения по членам предложения. Связь однородных членов в предложении, знаки препинания. Простые и сложные предложения. | Распознавать и находить предложения с однородными членами. Составлять предложения с однородными членами без союзов с союзами (а, и, но). Сравнивать, составлять и различать простые и сложные предложения. | ||
3. Слово в языке и речи | Лексическое значение слова. Состав слова(значимые части слова, правописание согласных и гласных в значимых частях слова. Части речи (повторение и углубление представлений о частях речи, наречие). Правописание Ъ и Ь разделительных знаков). | Корень, суффикс, приставка, окончание. Однокоренные слова. Образование однокоренных слов. Правописание слов с безударной гласной, парными по звонкости и глухости и непроизносимыми согласными. Правописание разделительных Ъ и Ь. Части речи самостоятельные и служебные. Наречие. | Распознавать многозначные слова, синонимы, омонимы, антонимы, слова в переносном значении. Подбирать синонимы, омонимы, антонимы. Различать однокоренные слова и формы одного слова. Разбирать слова по составу. Устанавливать в словах наличие изученных орфограмм, обосновывать их написание. Работать с орфографическим словарём. Различать и классифицировать изученные части речи. Находить в тексте наречия и классифицировать их по вопросам. | ||
4.Имя существительное. | Изменение по падежам. Три склонения имён существительных. Правописание безударных падежных окончаний и мён существительных в единственном и множественном числе. | Изменение существительных по падежам. 1,2,3 склонение имён существительных, правописание падежных окончаний в единственном и множественном числе. | Различать имена существительные, изменять по падежам, определять принадлежность существительных к данному склонению. Определять способ проверки безударных падежных окончаний в единственном и множественном числе. | ||
5.Имя прилагательное. | Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имён прилагательных. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном и множественном числе. | Род и число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по падежам, правописание падежных окончаний. Склонение имён прилагательных в единственном и множественном числе. | Находить имена прилагательные в тексте. Определять род, число падеж имён прилагательных. Правильно писать родовые окончания имён прилагательных. | ||
6.Личные местоимения. | Повторение и углубление представлений о личном местоимении. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений. | Личные местоимения 1,2,3 лица в единственном и множественном числе. Склонение личных местоимений, окончания косвенных форм, раздельное написание с предлогами. | Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять лицо, род, число местоимений. Различать начальную и косвенную форму личных местоимений. | ||
7. Глагол. | Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи. Неопределённая форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание глаголов в прошедшем времени. | Изменение глаголов по временам. Неопределённая форма глагола. Спряжение глаголов. Безударные личные окончания глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени. | Распознавать глаголы среди других частей речи. Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). Различать неопределённую форму глагола. Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов. Изменять глаголы по лицам и числам. | ||
8. Повторение. | Повторение изученного за год. |
Учебно-тематический план
1 класс
Русский язык. Модуль «Письмо»
№ | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Подготовительный период | 17 ч |
2 | Букварный период | 91 ч |
3 | Послебукварный период | 7 ч |
Итого: | 115ч |
Содержание учебного предмета « Русский язык. Модуль «Письмо» (115 часов)
Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные работы | Контрольное списывание | Проверочные работы | Работы по развитию речи | Проектная деятельность | ||
Наша речь (2ч.) | |||||||||
1 | Язык и речь. | 2 | |||||||
Текст, предложение, диалог (3ч) | |||||||||
2 | Текст | 1 | |||||||
3 | Предложение | 1 | |||||||
4 | Диалог | 1 | |||||||
Слова, слова, слова… (4ч.) | |||||||||
5 | Слово. Роль слов в речи. | 4 | 1 | ||||||
Слово и слог. Ударение (6ч.) | |||||||||
6 | Слово и слог | 2 | |||||||
7 | Перенос слов. | 2 | 1 | ||||||
8 | Ударение (общее представление). | 2 | |||||||
Звуки и буквы (34ч.) | |||||||||
9 | Звуки и буквы. | 2 | 1 | ||||||
10 | Русский алфавит, или Азбука. | 2 | |||||||
11 | Гласные звуки | 3 | 1 | ||||||
12 | Ударные и безударные гласные звуки | 5 | 1 | 1 | |||||
13 | Согласные звуки | 3 | |||||||
14 | Твёрдые и мягкие согласные звуки | 3 | |||||||
15 | Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука | 3 | 1 | ||||||
16 | Согласные звонкие и глухие | 5 | 1 | 1 | |||||
17 | Шипящие согласные звуки | 5 | 1 | 2 | 1 | ||||
18 | Заглавная буква в словах | 3 | 1 | 1 | 1 | ||||
Повторение (1ч.) | |||||||||
Итого | 50 | 1 | 1 | 2 | 10 | 2 |
Русский язык (50 часов)
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
2 класс
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные работы | Контрольное списывание | Проверочные работы | Работы по развитию речи | Проект ная деятель ность |
Наша речь (3ч.) | |||||||
1 | Виды речи | 2 | |||||
2 | Диалог и монолог | 1 | |||||
Текст (4ч.) | |||||||
3 | Текст | 2 | |||||
4 | Части текста | 2 | 1 | ||||
Предложение (12ч.) | |||||||
5 | Предложение | 3 | 1 | ||||
6 | Члены предложения | 9 | 1 | 1 | |||
Слова, слова, слова… (18ч.) | |||||||
7 | Слово и его значение | 4 | |||||
8 | Синонимы и антонимы | 4 | 1 | ||||
9 | Однокоренные слова | 4 | |||||
10 | Слог. Ударение. Перенос слова. | 6 | 1 | 2 | |||
Звуки и буквы (59ч.) | |||||||
11 | Звуки и буквы. | 1 | |||||
12 | Русский алфавит, или Азбука. | 3 | 1 | ||||
13 | Гласные звуки | 2 | 1 | ||||
14 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 15 | 1 | 1 | |||
15 | Согласные звуки (повторение и углубление представлений) | 1 | |||||
16 | Согласный звук [й], и буква «и краткое» | 1 | |||||
17 | Слова с удвоенными согласными | 2 | 1 | ||||
18 | Твёрдые мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | 2 | |||||
19 | Мягкий знак | 3 | 1 | 1 | |||
20 | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками | 8 | 1 | 1 | 1 | ||
21 | Звонкие и глухие согласные звуки | 1 | |||||
22 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным | 14 | 1 | ||||
23 | Обобщение знаний об изученных правилах письма | 2 | 1 | ||||
24 | Разделительный ь | 4 | 1 | 1 | |||
Части речи (58ч.) | |||||||
25 | Части речи | 2 | |||||
Имя существительное (19ч.) | |||||||
26 | Имя существительное как часть речи | 3 | |||||
27 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 4 | |||||
28 | Собственные и нарицательные имена существительные | 5 | |||||
29 | Число имён существительных | 2 | |||||
30 | Обобщение знаний об имени существительном | 5 | 1 | 1 | |||
Глагол (12ч.) | |||||||
31 | Глагол как часть речи (общее представление) | 4 | 1 | ||||
32 | Число глагола | 2 | |||||
33 | Правописание частицы НЕ с глаголом | 1 | |||||
34 | Обобщение знаний о глаголе | 2 | 1 | ||||
35 | Текст-повествование и роль в нём глаголов. | 3 | 1 | 1 | |||
Имя прилагательное (13ч) | |||||||
36 | Имя прилагательное как часть речи | 6 | |||||
37 | Единственное и множественное число имён прилагательных | 2 | |||||
38 | Обобщение знаний об имени прилагательном | 2 | 1 | ||||
39 | Текст-описание и роль в нём имён прилагательных | 3 | 1 | ||||
Местоимение (4ч) | |||||||
40 | Местоимение (личное)как часть речи | 2 | 1 | ||||
41 | Текст – рассуждение | 2 | 1 | 1 | |||
Предлоги (8ч.) | |||||||
42 | Предлоги | 8 | 1 | 1 | 1 | ||
Повторение (16ч) | |||||||
43 | Повторение | 16 | 1 | 1 | |||
Итого | 170 | 8 | 4 | 4 | 18 | 4 | |
3 класс
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные работы | Контрольное списывание | Проверочные работы | В том числе на работы по развитию речи | Проектная деятельность | |
Наша речь и наш язык (2ч) | ||||||||
1 | Наша речь и наш язык | 2 | 1 | |||||
Текст. Предложение. Словосочетание (14ч.) | ||||||||
2 | Текст (повторение и углубление представлений о тексте) | 2 | ||||||
3 | Предложение (повторение и углубление представлений о тексте и диалоге) | 1 | 1 | |||||
4 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | 3 | ||||||
Предложение с обращением (общее представление) | 1 | |||||||
5 | Состав предложения. | 3 | 1 | |||||
6 | Простое и сложное предложение. | 2 | ||||||
7 | Словосочетание | 2 | 1 | 1 | ||||
Слово в языке и речи (19ч.) | ||||||||
8 | Лексическое значение слова | 2 | 1 | |||||
9 | Омонимы. | 1 | ||||||
10 | Слово и словосочетание. | 1 | ||||||
11 | Фразеологизмы. | 2 | 1 | |||||
12 | Части речи | 5 | 1 | 1 | ||||
13 | Однокоренные слова | 1 | ||||||
14 | Слово и слог. Звуки и буквы. | 7 | 1 | 1 | ||||
Состав слова (16ч.) | ||||||||
15 | Корень слова | 3 | 1 | |||||
16 | Формы слова. Окончание | 3 | ||||||
17 | Приставка | 3 | ||||||
18 | Суффикс | 3 | 1 | |||||
19 | Основа слова | 1 | ||||||
20 | Обобщение знаний о составе слова | 3 | 1 | 1 | 1 | |||
Правописание частей слова (29ч.) | ||||||||
21 | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова | 1 | ||||||
22 | Правописание слов с безударными гласными в корне | 4 | ||||||
23 | Правописание слов с парными по звонкости-глухости согласными в корне слов и перед согласными в корне | 5 | 1 | |||||
24 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 5 | ||||||
25 | Правописание слов с удвоенными согласными | 2 | ||||||
26 | Правописание суффиксов и приставок | 4 | ||||||
27 | Правописание приставок и предлогов | 3 | ||||||
28 | Правописание слов с разделительным Ъ | 5 | 1 | 1 | ||||
Части речи (76ч) | ||||||||
29 | Части речи (повторение и углубление представлений) | 1 | 1 | |||||
Имя существительное (30ч.) | ||||||||
30 | Повторение и углубление представлений | 8 | 1 | 1 | ||||
31 | Число имён существительных | 2 | 1 | 1 | ||||
32 | Род имён существительных | 7 | 1 | |||||
33 | Падеж имён существительных. | 10 | 1 | 1 | 1 | |||
34 | Все падежи (обобщение знаний об имени существительном) | 3 | 1 | 1 | ||||
Имя прилагательное (19ч.) | ||||||||
35 | Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. | 3 | ||||||
36 | Текст-описание | 2 | 1 | |||||
37 | Род имён прилагательных | 4 | 1 | |||||
38 | Число имён прилагательных | 2 | 1 | |||||
39 | Падеж имён прилагательных. | 2 | ||||||
40 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 6 | 1 | 1 | 1 | |||
Местоимение (5ч.) | ||||||||
41 | Местоимение. | 5 | 1 | 1 | ||||
Глагол (21ч.) | ||||||||
42 | Повторение и углубление представлений о глаголе. | 4 | 1 | |||||
43 | Формы глагола. | 2 | ||||||
44 | Число глаголов | 2 | 1 | |||||
45 | Времена глаголов. | 5 | 1 | 1 | ||||
46 | Род глаголов в прошедшем времени | 2 | 1 | |||||
47 | Правописание частицы НЕ с глаголами | 2 | ||||||
48 | Обобщение знаний о глаголе | 4 | 1 | 1 | ||||
Повторение (14ч.) | ||||||||
49 | Повторение | 14 | 1 | 1 | ||||
Итого | 170 | 8 | 4 | 6 | 24 | 4 |
4 класс
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные работы | Контрольное списывание | Проверочные работы | В том числе на работы по развитию речи | Проектная деятельность |
Повторение (11ч) | |||||||
1 | Наша речь и наш язык | 1 | 1 | ||||
2 | Текст | 3 | 2 | ||||
3 | Предложение | 3 | |||||
4 | Обращение | 1 | |||||
5 | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. | 2 | 1 | ||||
6 | Словосочетание | 1 | 1 | ||||
Предложение (9ч.) | |||||||
7 | Однородные члены предложения | 5 | 1 | ||||
8 | Простые и сложные предложения | 4 | 1 | 1 | |||
Слово в языке и речи (21ч) | |||||||
9 | Лексическое значение слова | 4 | 1 | 1 | |||
10 | Состав слова | 10 | 1 | 1 | |||
11 | Части речи | 7 | 1 | 1 | |||
Имя существительное (43ч.) | |||||||
12 | Изменение по падежам | 5 | |||||
13 | Три склонения имён существительных | 8 | 1 | 2 | |||
14 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе | 20 | 1 | 1 | 1 | ||
15 | Правописание безударных падежных окончаний во множественном числе | 8 | 1 | ||||
16 | Обобщение знаний об имени существительном | 2 | 1 | 1 | |||
Имя прилагательное (30ч.) | |||||||
17 | Повторение и углубление представлений об имени прилагательном | 4 | 1 | 1 | |||
18 | Изменение по падежам имён прилагательных | 2 | 1 | 1 | |||
19 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | 10 | 1 | ||||
20 | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе | 7 | 1 | ||||
21 | Склонение имён прилагательных во множественном числе | 5 | 1 | ||||
22 | Обобщение знаний об имени прилагательном | 2 | 1 | 1 | |||
Личные местоимения (7ч.) | |||||||
23 | Местоимение (повторение и углубление представлений о личном местоимении) | 2 | |||||
24 | Изменение по падежам личных местоимений.Правописание местоимений. | 5 | 1 | 1 | |||
Глагол (34ч.) | |||||||
25 | Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи | 3 | 1 | ||||
26 | Неопределённая форма глагола | 5 | 1 | 1 | |||
27 | Спряжение глагола. Изменение глагола в настоящем и будущем времени по лицам и числам | 5 | 1 | ||||
28 | I и II спряжение глаголов | 3 | |||||
29 | Правописание глаголов.Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | 8 | 1 | 1 | |||
30 | Правописание возвратных глаголов | 3 | 1 | ||||
31 | Правописание глаголов в прошедшем времени. | 3 | 1 | ||||
32 | Обобщение по теме «Глагол» | 4 | 1 (контрольное изложение) | 1 | 1 | ||
Повторение (15ч) | |||||||
33 | Повторение | 15 | 1 | ||||
Итого | 170 | 8 | 3 контрольных списывания + 1 контрольное изложение | 5 | 27 | 2 |
Описание материально-технического
обеспечения образовательного процесса
1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:
Учебники:
Обучение грамоте.
1.Горецкий В. Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1.
2.Горецкий В. Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Русский язык.
1.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 1 класс.
2.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.
3.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.
4.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.
5.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.
6.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1.
7.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Прописи (Обучение грамоте).
1. Горецкий В. Г. , Федосова Н. А. Пропись 1.
2. Горецкий В. Г. , Федосова Н. А. Пропись 2.
3. Горецкий В. Г. , Федосова Н. А. Пропись 3.
Рабочие тетради (Русский язык).
1. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс.
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.
3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.
4. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.
5. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.
6. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1.
7. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2.
8. Канакина В. П. Русский язык. Тестовые задания. 1 класс.
Печатные пособия
1.Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв).
2.Касса букв и сочетаний.
Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями.
3. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
4.Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.
5. Словари по русскому языку.
6. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ.
Технические средства обучения
1. Классная магнитная доска.
2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
3. Аудиоцентр.
4. Компьютер.
5. Фотокамера цифровая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР.
Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР....
Адаптированная рабочая программа учебного курса «Математика» для обучающихся 3 класса (ЗПР)
Данная программа разработана для учащихся 3 класса, которые решением психолого-медико-педагогической комиссии выведены на обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с зад...
Рабочая программа по курсу Речь и альтернативные коммуникации 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
Цель программы: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.Задачи:1. Развивать речь как средство общения в контексте познани...
Рабочая программа по курсу Мир природы и человека 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Используемый УМК: Учебник: Н.Б.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Кукртова. «Мир природы и человека» 2 класс: учебник для общеобра...
Рабочая программа коррекционного курса «Сказкотерапия» для обучающихся 5 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Сказкотерапия дает возможность обучающемуся с ОВЗ расслабиться, понять что такое «хорошо», и что такое «плохо», а также в лёгкой форме расскажет о главных жизненных ценно...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Изобразительная деятельность» во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Изобразительная деятельность» во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа учебного курса «История» для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) 7 класса
Рабочая программа учебного курса «История»для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) 7 класса...