План-конспект урока русского языка в 1 классе по теме: «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова»
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

 

Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова»

(УМК «Школа России», 1 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_fgos_2.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме

 «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова»

(УМК «Школа России», 1 класс)

                                                                 Выполнила: Люлина Л.В.,

                                                                     учитель начальных классов

                                                                      МОУ «Новосадовская СОШ

                                                          Белгородского района

                                                             Белгородской области»

2012 год


Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова»

(УМК «Школа России», 1 класс)

Люлина Л.В.

                                              МОУ «Новосадовская СОШ Белгородского района

                                                                                             Белгородской области»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Цель: создать условия для знакомства учащихся с однозначными и    многозначными словами, близкими и противоположными по значению словами.

Предметные УУД:

- содействовать усвоению классификации  и объединения слов по значению в    тематические группы;

- упражнять детей в отработке действий работы со словарем;

- продолжать работу по формированию умения анализировать элементный      состав букв;

- содействовать развитию умения составлять текст по рисункам и опорным словам.

Метапредметные УУД:

познавательные - содействовать овладению способностью понимать учебную задачу, соответствующую этапу урока и стремлению её выполнить;

соотносить изученные понятия с реальной жизнью;

коммуникативные – развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

регулятивные - содействовать формированию умения оценивать правильность своих действий и достижений на уроке.

Личностные УУД:

-способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению, воспитанию положительной мотивации к учению, интереса к урокам русского языка.

Методы и формы обучения: частично - поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.

Образовательные ресурсы: иллюстрации по теме «Многозначные слова», знаки-символы, листы чистой бумаги с фломастерами, ключики, словари близких и противоположных по значению слов, приложение на электронном носителе, цветные кружки для индивидуальной работы.  

Ход урока:


Этап урока

           

                  Ход урока

УУД, формирующиеся на данном этапе

1.Организационный момент.

    Мотивация к учебной деятельности.


   




2.Актуализа-

ция знаний.


Целеполагание урока.

 












3.Самоопределение к деятельности.


Введение в тему урока.    





























4.Физкульт

   минутка












5.Самостоя-тельная работа по    теме урока:

 работа в парах (поисковая) по картам-знакам








6.Закрепление новых знаний






















7.Физминутка -разведка

- проведение микроисследо-вания

( работа в группах)





8.Закрепление изученного материала









9. Итог урока.

   

   Информация о домашнем задании.




 

10. Рефлексия учебной деятельности.


-Здравствуйте, ребята!

Прозвенел уже звонок,

Как же мы начнём урок?

-На уроке мы сидим –

Не шумим и не кричим,

Руку тихо поднимаем,

Если спросят, отвечаем.

-Мы хороший, дружный класс?

- Да! И всё получится у нас!

Учащиеся хлопают соседа по ладошке,  желая друг другу удачи на уроке.

- Скажите,  чему мы учимся на уроках русского языка?

-А как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (Дети отвечают с опорой на условные обозначения на доске, а затем сравнивают с данными в учебнике.)

В результате обсуждения формулируется план урока:

1. Чистописание.

2. Давай подумаем.  

3. Работа со словарём.

4.Запомни правописание.

5. Работа в парах.

6. Самооценка.              

- В конце урока мы вернемся к  плану и оценим нашу работу на уроке.


Чистописание букв с ц е я м

- Какое  задание мы будем выполнять дальше?

 - Из каких элементов состоят эти буквы?

 - Что общего в написании этих букв? Запишите буквы с похожими элементами, подчеркните лучшую.

-Что можно сделать ещё с этими буквами?

-Составьте из букв слово. (Месяц)

Какое значение имеет слово? (Единица времени по календарю)

Это слово имеет ещё одно значение. Вы поймёте, если отгадаете загадку.

Подрастал, подрастал,

Был рогатым – круглым стал.

Только круг, чудо-круг

Стал опять рогатым вдруг. (Месяц)

-Рассмотрите иллюстрацию на доске и подумайте: «Слово одно, а значения два…Что же это за слова?»

Прочитайте вопрос в учебнике. (Сколько значений может быть у слова?)

-Хотели бы вы получить ответы  на данные вопросы?

Тогда я предлагаю всем желающим отправиться на поиски заветного  ключика знаний, которым мы  откроем дверцу сегодняшней Темы. 

(Под музыку песни «Походная» дети поют, выполняя различные движения, маршевым шагом идут по классу к учителю, который выдаёт им карты- путеводители)

У открытий есть начало,

А конца открытьям нет.

Мы прошли дорог немало,

Но огромен белый свет.

Ты никогда, пожалуйста,

На белый свет не жалуйся,

Он переполнен тайнами

Не-о-бы-чай-ны-ми!

Работа в парах (Упр.16, с. 26 )

1. Давай подумаем.  

2. Работа со словарём.

3.Самостоятельное формулирование темы («Однозначные и многозначные слова» Пишут на листах)

Парам, которые  правильно справились с заданием, учитель выдаёт ключик (первым – «золотой», остальным – «серебряный») и они выходят к доске. Им предоставляется право «открыть дверцу», рассказать об открытиях.

Работа по учебнику (Упр.17, с. 27)

-Авторы учебника предложили вам несколько вариантов значений слова золотой. Какой вариант выбрали бы вы? Обоснуйте свой ответ.

-Какое значение подойдёт для выражения золотая рожь, золотые руки?

-Прочитайте последнее задание. Выполните самостоятельно.

Словарная работа

Проводит один из учеников: читает загадки, запись на доске и в тетради, составление предложений.

- Как связать эти слова с темой урока? (Однозначные слова)

Те, кто справился раньше, читают о происхождении слова пенал и выступают с сообщением (с.29, страничка для любознательных)

Работа со словарями, которые стоят в разных местах. Сначала находят их глазами, затем разбиваются по группам, знакомятся со словарями близких и противоположных по значению слов.

-Что заметили?

-Почему слова в них даны парами?

-Какие это слова? (Близкие и противоположные по значению)

Упр.19, с.28

«Проверь себя» (с.30). Задание 6 – индивидуально на ПК. Выполнение тестовых заданий электронного приложения к учебнику по теме «Слово»

- Кто выполнил все задания, поднимите красные кружки.

-Кто 4-6 –жёлтые, кто меньше –зелёные.


- Посмотрите на наш план работы. Как вы думаете, мы успешно решили поставленные задачи?

– Продолжи предложения:

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Я учился (училась)…

Мне пригодится это для…

(Индивидуальное д/з)

- Оцените свою работу на уроке с помощью смайлика. Улыбающийся смайлик – я молодец, был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял. Грустный – мне было трудно на уроке, мне нужна помощь.

Личностные: действие смыслообразования. Регулятивные: волевая саморегуляция, настрой на урок.




Коммуникатив-ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Познавательные: умение

из услышанной информации

выделять главное.

Регулятивные: умение сравнивать, обобщать, делать выводы,

мотивация к учебной деятельности.



Познавательные: анализ с целью выделения признаков.












Регулятивные: подготовка к самостоятельной формулировке темы урока.







Регулятивные:

мотивация к самостоятельному добыванию знаний.









Коммуникатив-ные: работа в парах по изучению учебного материала, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли.

Познавательныеобщеучебные:

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание


Познавательные, регулятивные: умение обобщать знания,

учащиеся делают вывод о многозначных и однозначных словах






Познавательные:общеучебные-извлекают необходимую информацию из собственного опыта;

логические-осуществляют поиск необходимой информации из других источников


Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала







Личностные:

осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха, связывая успехи с усилием, трудолюбием.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Урок русского языка во 2 классе. Тема "Как появляются многозначные слова".

Урок русского языка. 2 класс «Начальная школа  XXI  века». Учитель: Л.Г. КарповаТема урока: Как появляются многозначные слова.Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: выяснить п...

Разработка урока русского языка 2 класс на тему: "Однозначные и многозначные слова"

Подробная разработка урока урока русского языка для 2 класса на тему: "Однозначные и многозначные слова"...

Технологическая карта урока русского языка в 3В классе. Тема: «Однозначные и многозначные слова» УМК Школа России Автор учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

Тип урока: открытие новых знаний.Цель: формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарем....