№ п/ п | Этап урока | Деятельность учителя и обучающихся. | Формируемые УУД |
1 | Орг. момент | Учитель задаёт детям вопрос: « Вы любите преодолевать трудности?». Просит поднять руки тех, кто уверен, что справится со всеми трудностями». Дети поднимают руки, отвечают на вопрос. | Личностные УУД |
2 | Мотивация к учебной деятельности. | Учитель предлагает детям заполнить таблицу, вспомнить парные по звонкости – глухости согласные звуки, дописать обозначающие их буквы: Учащиеся заполняют пропуски, повторяют пары согласных звуков, делают вывод, вспоминают, что согласные делятся на звонкие и глухие и существует 6 пар согласных звуков по звонкости – глухости; глухие звуки произносятся с шумом, звонкие - с шумом и голосом. Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока. Дети участвуют в целеполагании, принимают учебную задачу, формулируют тему урока: «Правописание слов с парными согласными». Учитель спрашивает детей: «Что бы вы хотели узнать нового о парных согласных?». Дети формулируют вопросы: «Как проверить парную согласную? Какие слова могут быть проверочными?».
| Регулятивные УУД, идёт целеполагание, ориентация на предстоящую деятельность на уроке, принятие учебной задачи.
Личностные УУД, Задание носит мотивационный характер.
Коммуникативные УУД, рассуждают, высказывают предположения, слушают друг друга. |
3 | Актуализация знаний. | Учитель предлагает учащимся отгадать загадку. Загадка 1 (слайд 1). Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. (лук). Загадка 2 (слайд 2). Пришла весна, зазеленела трава. Вышли коровы на . (луг) Учитель спрашивает детей: «Какой звук вы услышали на конце первого слова? второго? А какая буква пишется? А что произойдёт, если слово записать неверно? Какой сделаем вывод? Учащиеся отвечают на вопросы и делают вывод, что звуки слышатся одинаковые, а буквы пишутся разные. Учитель предлагает обратить внимание на слова, расположенные на карточках на магнитной доске, и распределить их на группы: «Гриб, дождь, гроза, коза, ряд, часы, багаж». Обучающиеся предлагают варианты классификации: по количеству слогов или по типу орфограммы. Учитель подводит детей к рациональному способу классификации, основанному на типе орфограммы. Далее задаётся вопрос: «Есть ли сходство в способе проверки этих орфограмм?» Ученики высказывают мнение о том, что способ проверки этих орфограмм одинаковый: «Нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы проверяемый звук оказался в сильной позиции, для гласного под ударением, для согласного – перед гласным или звонким непарным согласным». Затем учитель организует словарную работу, предваряя её словами: «Предлагаю вам новинку: Словарную разминку! Слова из словаря возьмём, Проверять мы их начнём». Предлагается подобрать из словаря несколько слов, оканчивающихся на согласный звук, который нужно проверять. Дети находят слова: арбуз, билет, город, жираф, медведь, мороз, обед. Ученики записывают слова в тетрадь, подбирают проверочные слова, объясняют, почему слова пишутся именно так.
| Коммуникативные УУД, потому что задание связано с умением слушать, выстраивать устные высказывания.
Познавательные УУД, потому что происходит развитие мыслительных операций анализа, сравнения, классификации, обобщения; повторяются способы действий.
Познавательные УУД, потому что учащиеся учатся работать со словарём как одним из источников информации. |
4 | Выявление места и причины затруднения | Учитель предлагает обучающимся найти алгоритм проверки парных согласных, спрашивает у детей, что необходимо сделать, чтобы верно написать букву парного по звонкости- глухости согласного звука? Учащиеся совместно с учителем находят необходимый алгоритм.
Алгоритм проверки парных согласных Найди парную согласную в слабой позиции
Измени форму Подбери слова однокоренное слово
поставь слово-помощник во мн. число «нет» В случае затруднений учитель предлагает учащимся обратиться к материалам учебника на стр. 91 | Коммуникативные УУД, учащиеся, рассуждают, аргументируют ответы, внимательно слушают друг друга.
Познавательные УУД, углубляются и уточняются лингвистические понятия учащихся, расширяется познавательная сфера.
|
5 | Построение проекта выхода из затруднения. |
Учитель предлагает для размышления вопрос: «Достаточно ли знать правило, чтобы грамотно писать?» Ученики высказывают мнение о том, что главное – не только знать, нужно уметь его применить. Далее учитель предлагает варианты организации работы по выполнению проблемного задания: работать в группах или индивидуально. Учащиеся высказывают мнение о том, что главное – не только нужно знать правило, нужно уметь его применять, они выбирают групповой способ, обосновывая тем, что трудные задания легче выполнять в группах.
| Личностные УУД, поскольку вопросы учителя направлены на самоопределение, осознание смысла, осуществление личного выбора. |
6 | Реализация построенного проекта. | Учитель организует групповую работу, в ходе которой в отпечатанном тексте нужно найти слова, вызывающие недоумение, написанные с ошибками, обосновать правильность написания, используя алгоритм. (Образовано 3 группы, различных текстов – 3). 1.«Иди прямо через зелёный лук. Слева будет лес, слаткие яготки манят туда. Справа будет большой прут, на нём деревянный плод. Не пугайся кос – они не бодаются. Ждём тебя». 2. Солнечная поготка. Мы плывём на лотке к зелёному острофку. Под берёсками и дупками прячутся грипки. Скорее на берек!» 3. «На пруду плавал лебеть. У воды рос камыж. На берек выполс уш. На дуп сел ястреп». Учащиеся распределяются на группы, повторяют правила работы в группе, планируют совместную работу, действуют самостоятельно, но, в случае затруднения, обращаются за помощью к учителю. По истечении определённого времени, группы представляют отчёты по работе, дополняют ответы других групп. Обоснование правописания строится следующим образом: « В слове «грибки» слышится парный согласный звук [п], он стоит перед парным глухим [к], находится в слабой позиции, значит это орфограмма. Подбираю проверочное слово так, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный или звонкий непарный согласный: «грибок, грибной». Пишу в слове «грибки» букву б».
| Развиваются познавательные УУД, происходит систематизация, обобщение, переработка языковой информации, оформление её в устной форме (в виде высказывания) и письменной (на листах).
Регулятивные УУД, происходит целеполагание, планирование работы, соблюдение намеченной последовательности действий.
Коммуникативные УУД, организовано учебное сотрудничество в группах по выполнению задания, а затем идёт межгрупповое взаимодействие.
|
7 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Учитель предлагает выполнить задание в парах: «Сделайте словооборот, Прочтите слово наоборот. Вспомните правило к словам, Написанье объясните нам!» На слайде № 3 даны слова – перевёртыши: «Пулут, дурт, залг, генс, гарво, дзеоп, долох, дог, шрё, жиртс, шыднал». Ученики выполняют задание. А затем идёт фронтальное обсуждение составленных пар слов (проверочное – проверяемое), запись в тетрадь: «Тулупчик – тулуп, труды – труд, глазик – глаз, снеговик – снег, овраги – овраг, т.д.». | Познавательные УУД, идёт повторение ключевых понятий темы урока.
Коммуникативные УУД, потому что идёт парная, а затем фронтальная работа, при которой класс даёт доказательные ответы, дополняет ответы друг друга, комментирует свои и чужие мысли. |
8 | Самостоятельная работа | Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу на индивидуальных карточках – нужно вставить пропущенные слова с парными согласными и подчеркнуть орфограммы во вставленных словах: «Ученик сделал три . В берлогу залёз бурый . К лесу вела узкая . По истечении определённого времени учитель предлагает проверить свою работу, сличив с правильным вариантом, представленном на слайде № 4. Учащиеся работают самостоятельно, вставляя слова в предложения, затем проверяют и оценивают успешность выполнения своей работы. | Познавательные УУД, формируются у учащихся умения самостоятельно работать по заданию, применяя сформированный способ действия.
Личностные УУД, задание сопровождается мотивацией успеха (дети в полной мере готовы к его качественному выполнению). Регулятивные УУД, задание завершается самопроверкой, самооценкой собственного знания – незнания. |
9 | Включение в систему знаний и повторение. | Учитель демонстрирует на слайде № 5 загадки, составленные по типу «доскажи словечко»: «Этот зверь тебе знаком – Ест мышей, пьёт молоко. Но на кошку не похож, Весь в колючках длинных…..» «Он ходит голову задрав, Не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав, А потому, что он……..» «К солнышку подняв свой рог, Дремлет толстый, неуклюжий…..». Ученики хором читают загадки и договаривают отгадки, в словах отгадках слабым учащимся предлагается объяснить правописание парных согласных на конце слова. Кроме того, это задание для учащихся является и физкультминуткой, назвав животных, дети изображают походку, движения того или иного животного. | Познавательные УУД, идёт смысловой анализ материала, повторение изученного алгоритма проверки парных согласных.
Коммуникативные УУД, Учащиеся учатся строить устные высказывания и обоснованно отвечать на вопросы.
Личностные УУД, игра – импровизация мотивирует, позволяет в игровом действии раскрыться каждому ученику. |
10 | Рефлексия учебной деятельности. | Учитель организует проверку усвоения материала урока на основе трёх тестовых заданий закрытого типа, представленных на слайде № 6: 1.Какие согласные не являются парными по звонкости – глухости? а)ч – щ б)б – п в)к – г г)д – т 2.Какое слово не является проверочным к слову «морковь»? а)морковочка б)морковка в)морковный. 3.В предложении: «Я гнала гусей на пруд, поломался тонкий прут» - слов с орфограммой «парная согласная» а) 4 б)2 в)3 г)1 Учащиеся выполняют тест. В качестве эталона даётся серия ответов: «1а, 2б, 3б». Ученики выполняют самопроверку, ставят себе отметку, соответствующую количеству правильных ответов. Учитель предлагает оценить учащимся свои достижения на уроке, прикрепить на «дерево знаний» листочки, обозначающие свои результаты. Дети оценивают себя и прикрепляют листочки разного цвета (зелёный – новый материал мне понятен, жёлтый – у меня были небольшие затруднения, красный – мне было трудно, нужна дополнительная помощь учителя). Затем учитель задаёт дифференцированное домашнее задание: выполнить упражнение №2 со страницы 92 учебника, или сочинить текс объёмом 3 предложения, насыщенный словами с парными согласными. Ученики, определившись с домашним заданием, задают уточняющие вопросы и записывают задание в дневник. | Регулятивные УУД, идёт оценивание степени освоения новых знаний, сравнение с эталоном, то есть формируются рефлексивные умения.
Личностные УУД, каждый ребёнок оценивает свою работу на конкретном уроке.
Личностные УУД, подача домашнего задания носит вариативный характер, связана с самоопределением. |