Технологическая карта к комбинированному уроку русского языка 2 класс "Дорога к мудрецам"
опыты и эксперименты по русскому языку (2 класс) на тему

Семенова  Светлана Борисовна

Эта технологическая карта урока русского языка, на котором  "мудрецы" Ломоносов , Ибн Сина, Аристотель помогают ребятам понять  тему  "Синонимы и антонимы". Мудрецы готовятся  заранее. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologichekaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Антонимы, синонимы, омонимы.

(технологическая карта урока русского языка во 2 классе)

Урок -   ИССЛЕДОВАНИЕ    с применением  ИКТ, ЭОР

Исполнитель:

Семенова Светлана Борисовна

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 26, г. Владимир.

Тема:  Антонимы, синонимы, омонимы.

Цель: развитие умений анализировать, сопоставлять , выделять из текста синонимы, антонимы, омонимы,  определять лексическое значение слов. Развить умение находить антонимы, синонимы, омонимы.;

  • Развивать умение выделять в антонимы, синонимы, омонимы;
  • Понимать лексическое значение антонимов, синонимов, омонимов.

Планируемые результаты урока:

Сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме;

Сформируется умение выстраивать речевые высказывания, работать самостоятельно и в паре, уважительное отношение к иной точке зрения;

Сформируются у обучающихся навыки исследования, логических рассуждений;

Сформируются начальные формы рефлексии;

Сформируется базовый уровень умений:  

  • Анализировать слова  антонимы, синонимы, омонимы; анализировать тексты со смысловым значением.

Выделять из текста по заданию слова на правило, к группе антонимов, синонимов, омонимов подбирать слова и словосочетания

Отличать слова антонимы, синонимы, омонимы.

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные:

  • Развивать умение извлекать информацию  из схем, иллюстраций, текстов, рассказов одноклассников.
  • Представлять информацию в виде схемы.
  • Выявлять сущность, особенности объектов.
  • На основе анализа объектов делать выводы.
  • Обобщать и классифицировать по признакам.
  • Ориентироваться на карточках, в индивидуальных листах.
  • Находить ответы на вопросы в тексте ( мудрости).
  • Находить главную мысль в тексте (мудрости).

Регулятивные:

  • Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
  • Развивать  умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

  • Развиваем умение слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Оформлять свои мысли в устной форме.
  • Умение работать в группах, выступать публично.

Личностные:

  • Выполнять правила этикета.
  • Развиваем умения выказывать своё отношение к героям и событиям, выражать свои эмоции.
  • Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Этап урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

І

 Организационный

момент

- Здравствуйте, ребята, посмотрите все ли у вас готово к уроку? Если чего-то нет, приготовьте.

- Прозвенел звонок…..

- Какой у нас сегодня по счёту урок?

Организует обучающихся, контролирует их готовность к уроку, побуждает к высказыванию собственного мнения.

Приветствуют учителя стоя.

Самостоятельно организуют рабочее место, осуществляют самоконтроль.

-Начинается урок!!!

- 1148

Личностные

Регулятивные

II

Актуализация знаний.

– Ребята, в нашем  ларце «Мудрых мыслей» не осталось.

 К кому же нам обратиться?

(- Мыслители и мудрецы нам могут помочь.)

- Чтобы собрать больше мудрости вам надо разделиться на три команды, название  придумаете  в дороге.

-  А как нам к ним попасть? 

(-  На транспорте)

- А быстрее ?

( - На машине времени)

- Что необходимо взять в дорогу?

(Друзей, знания, терпение, дружелюбие, умение выслушать).

Организует работу детей, побуждает к высказыванию собственного мнения.

Активизирует деятельность обучающихся  через вопросы.

Отвечают на вопросы учителя. Высказывают собственное мнение.

Делают вывод, опираясь на уже имеющиеся знания.

Делятся на команды и выбирают  «лидера».Выбирают  5 карточек с определениями  из  10.

Приложение с.12-13

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

III

Формулирование проблемы, планирование деятельности

– Чтобы сформулировать тему урока необходимо правильно ответить на вопросы.

Игра «Проверь себя». (Игра на доске СМАРТ).

Составим план работы.

После ответов учеников на доске появляется Тема и план:

1. Здравствуй урок!!!

2. Три дороги...

3. Хочу знать...

4. Мудрость от мудреца…

5.Спасибо урок…

- План готов, не забудьте компьютеры,  вот вам билеты от Звездочёта, песочные часы, чтобы вы не опоздали обратно на урок (у вас15 минут)   возьмитесь за руки, будьте дружными  и  в добрый путь!!!

Выясняет, что дети знают по теме урока.

Актуализирует учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.

Даёт билеты  на «Машину времени».

Формулируют тему урока, составляют общий план работы.

Выслушивают иное мнение, делают выводы, высказывают свое мнение.

Отвечают на вопросы в игре «Проверь себя» на СМАРТ доске.

Берутся за руки и уходят по трём направлениям, к Мудрецам.

Дети поясняют учителю, сколько раз надо переворачивать часы, т.к. часы в  1, 2, 3 минуты, за часами следят Мудрецы.

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

IV

Развитие умений – применение знаний

Работа в группах.

I группа – М.В. Ломоносов

II группа – Ибн Сина (по латыне Авицена)

III группа – Аристотель.

Мудрецы рассказывают о себе и дают задания детям.

 Приложение с.4-6

А)Стрелочки

В)Допиши

С)Ноутбук

Приложение с.1-3

А)Стрелочки – найти пару, поставить стрелку.

В)Сам хочу -  записать свои пары, используя личный опыт.

С)Сам могу - записать свои пары и «мудрость»  в ноутбуках, используя личный опыт.

 (Дети работают самостоятельно в группах под руководством  «мудрецов».)

После работы сразу необходимо  оценить сложность заданий: красной, жёлтой, зелёной фишками.

ТРУДНО

МОГУ

ЛЕГКО

Дети принося «мудрые» задания, смотрим на время и решаем вместе с детьми, какое успеем рассмотреть сегодня, а  какое необходимо отодвинуть на следующий урок.

Приложение с.7-9

 (Тренировка планирования времени).

Наблюдает за работай групп и координирует.

Выявляет имеющиеся знания.

Побуждает к самостоятельным действиям.

Побуждает к многократному проговариванию филологических терминов.

Побуждает к высказыванию собственного мнения.

Побуждает к самоконтролю.

Побуждает к выполнению самостоятельной работы.

Координирует  работу в микрогруппах.

Побуждает обучающихся к выдвижению гипотез, высказываний, к анализу и синтезу.

Формирует способность поиска нужной информации для доказательства мнения в микрогруппе.

Побуждает обучающегося к проведению самоанализа.

Работают в группах с разноуровневыми  заданиями.

Ученик – мудрец:

Тренирует детей в выделении синонимов, омонимов, антонимов по карточкам  и картинкам, из личного опыта ребят. Формирует способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности.

Побуждает к высказыванию собственного мнения.

Ученики:

Самостоятельно записывают полученную информацию на листах, в ноутбуках, следят за временем.

Выслушивают иное мнение.

Тактично высказывают собственное мнение.

Проводят исследовательскую работу, в ходе которой делают выводы.

Самостоятельно работают в листах  на печатной основе.

Подбирают  слова, опираясь на ранее полученные знания.

Проводят исследовательскую работу по биографиям «мудрецов».

Опираясь на полученный список слов, в ходе наблюдения над которыми, проводят обмен мнениями.

Объясняют свой выбор, опираясь на найденную информацию, высказывают общее мнение группы.

Проводят самоанализ, выслушивают иное мнение.

Делают общий вывод.

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

V

Итог урока

- Пока Мудрецы считают ваши баллы, мы послушаем о жизни этих Мудрецов. Команды представят своих учителей.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил дополнительный  балл?

– За что?

– Какое задание самое интересное?

Побуждает к умозаключениям по теме урока.

Побуждает к анализу урока, к самоанализу.

Высказывают собственное мнение

Проводят самоанализ собственной деятельности на уроке

Познавательные

Регулятивные

Личностные

Домашнее задание

 Каждый ученик получает «мудрую мысль».

1.)Списать в тетрадь

2.)Выписать  антонимы  и  синонимы таблицей.

Организует и контролирует запись Д/З

Самостоятельно записывают Д/З в дневник

Регулятивные

Литература:

1. Л.Ф. Климанова,  Т.В. Бабушкина

Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы. – Изд. 2-е, перераб. – М. : Просвещение - 2012 ;

(Академический школьный учебник «Перспектива».) в 2-х частях.

2. О.Е.Жиренко, Л.И. Гайдина «Учим русский с увлечением». Развитие реч:1-4 класс, 2-ое издание-М: 5 за знания 2009.- в 2-х частях.

3. Картинки и информация о Мудрецах  - интернет ресурсы - http://www.bukhara.uz/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта и конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Части речи. Обобщение"

Данный материал содержит технологическую карту и конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Части речи. Обобщение", в соответствии с требованиями ФГОС по УМК "Школа России"...

технологическая карта с презентацией урока русского языка

я представляю технологическую карту открытого урока по руссскому языку с презентацией  по ФГОС на тему: "СОБИРАЕМ РОДСТВЕННИКОВ"ДЛЯ 2-го класса по программе "ГАРМОНИЯ"...

Технологическая карта и презентация урока русского языка. Школа 2100 2 класс. Слова, которые отвечают на вопросы какой?,какая?, какое?, какие?

Цели  Образовательные: Формировать умение ставить вопросы к словам, которые называют признаки предметов. Совершенствовать умение находить слова названия предметов и правильно ...

Технологическая карта/конспект бинарного урока русского и английского языков "Предложения с прямой речью. Применение правил записи прямой речи в русском и английском языках"

Открытый бинарный урок русского и английского языков "Предложения с прямой речью. Применение правил записи прямой речи в русском и английском языках" на городском семинаре "Формирование...