Технологическая карта урока "Словосочетание"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему
1. | ФИО | Чепчигашева Инна Васильевна |
2. | Место работы | МКОУ «Каменская средняя школа» |
3. | Должность | Учитель начальных классов |
4. | Предмет | Русский язык |
5. | Класс | 4 |
6. | Тема и номер урока в теме | Словосочетание
|
7. | Базовый учебник | «Школа России». Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Издательство Просвещение. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovosochetanie.docx | 34.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО | Чепчигашева Инна Васильевна | |
Место работы | МКОУ «Каменская средняя школа» | |
Должность | Учитель начальных классов | |
Предмет | Русский язык | |
Класс | 4 | |
Тема и номер урока в теме | Словосочетание | |
Базовый учебник | «Школа России». Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Издательство Просвещение. |
ЧТО ТАКОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Тип урока | Освоение нового материала |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления с понятием «словосочетание»; совершенствовать умения находить в предложении словосочетания, различать словосочетание и простое предложение; способствовать развитию речи учащихся за счет овладения орфоэпическими нормами литературного языка, развитию мышления учащихся за счет выполнения логических операций анализа, классификации, преобразования; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке, языковой культуры учащихся, бережного отношения к русскому слову |
Планируемые предметные | Познакомятся с понятием «словосочетание», особенностями строения и семантики словосочетания как единицы синтаксиса; научатся выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово в словосочетании; задавать вопрос от главного слова к зависимому; различать основу предложения и словосочетание; устанавливать связь слов в предложении |
Метапредметные УУД | Познавательные: составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения |
Личностные | Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка, уважительное отношение к иному мнению; осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы учащегося |
1 | 2 | 3 | 4 |
I.Орг.момент. II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь). | Настраивает детей на урок Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте задание 31. Какие пропущенные буквы вставили в слова? – Подчеркните предложение, в котором нет подлежащего. Почему в нем нет подлежащего? – Подчеркните в других предложениях грамматическую основу | Показывают свое «настроение» на листах. Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Высоко в небе летит журавлиная стая. Летят журавли друг за другом. Летят и курлыкают, будто переговариваются | Формировать саморегуляцию Выделять существенную информацию |
Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. – Угадайте, написание какой буквы мы сегодня будем повторять. Эта буква может обозначать звонкий твердый согласный звук и звонкий мягкий согласный звук. Она есть в словах «носорог», «баня». | Выполняют чистописание. В предложении подчеркивают главные члены. Нн Нн Нн Нн Неторопливая река отражает ясное небо. | |
Работа над словами с непроверяемым написанием | Организует работу над словами с непроверяемым написанием. – Отгадайте загадку: Виден край, да не дойдешь. (Горизонт.) – Прочитайте по слогам словарное слово «горизонт». Какие орфограммы надо запомнить? | Записывают словарное слово в тетрадь Горизонт |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Творческая работа в группах | – Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «горизонт». – Запишите словарное слово. – Составьте ребус к словарному слову. - Составьте предложение со словарным словом. | Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Составляют с ним предложение и ребус к слову «горизонт». Защищают свою работу. | |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Из предложения «Неторопливая река отражает ясное небо» я выписала некоторые пары слов. Неторопливая река, отражает небо, ясное небо, неторопливая небо, река ясное. – Во всех ли парах слова связаны по смыслу и грамматически? – Прочитайте только те пары, где слова связаны таким образом. – Как называются такие пары слов? (Словосочетания.) – Именно о них мы будем говорить сегодня. Прочитайте тему урока. Какие мы должны поставить перед собой учебные задачи? | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока. – На уроке мы должны определить, что такое словосочетание; научиться выделять словосочетания в предложениях | Принимать и сохранять учебную цель |
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Запишите в тетрадь словосочетания, определите в них главное и зависимое слово. – Будет ли пара слов «река отражает» словосочетанием? | Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. – Это не словосочетание. | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
– Чем в этом предложении являются данные слова? – Главные члены предложения, как король и королева, никому не подчиняются, они равноправны. Подлежащее + сказуемое = основа предложения. | – Подлежащим и сказуемым, главными членами предложения. Делают вывод. Словосочетаниями не являются: – грамматическая основа предложения; – однородные члены предложения; – сочетание «служебная часть речи + существительное»; – фразеологизм; – повторы слов. | ||
– Выражает ли словосочетание законченную мысль? – Можно ли словосочетание произнести с восклицательной и невосклицательной интонацией? | – Словосочетание не выражает законченную мысль. – Словосочетание не произносится с определенной интонацией. | ||
– Может ли словосочетание входить в состав предложения? | – Словосочетание входит в состав предложения | ||
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражне- ние 28 в группах). | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Прочитайте. Спишите. Подчеркните главные члены. Выпишите из первых двух предложений словосочетания. – Вспомните: в словосочетании есть главное слово и зависимое. От главного слова ставится воп- | Выполняют дидактические упражнения, отвечают Выписывают словосочетания из предложения. В еловом лесу без устали хлопочут проворные белки. хлопочут (как?) без устали | Осуществлять анализ произведения. Строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
рос к зависимому. Зависимое слово уточняет значение главного. | хлопочут (где?) в лесу в лесу (каком?) еловом белки (какие?) проворные | Осуществлять контроль по результату | |
Работа по учебнику (упражне- ние 29) | – Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. – Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу. – Выпишите словосочетания | Выписывают словосочетания из предложений. | |
VI. Дальнейшая работа | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. | Понимать на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Строить понятные для собеседника высказывания. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону |
Работа по учебнику (упражне- ние 30). VII.Физкультминутка | – Прочитайте словосочетания. Составьте из них предложение и запишите его. – Подчеркните в предложении грамматическую основу. Раз- подняться, потянуться. Два- согнуться, разогнуться. Три-в ладони три хлопка, головою три кивка. На 4-руки шире. 5-руками помахать. 6-на месте повернуться, 7-притопнуть, поскакать. 8-тихо помолчать. | Записывают предложение. Утром маленькие бельчата весело резвились у высокой сосны. Выполняют действия за учителем | |
Работа в тет- ради (зада- ние 32). | Организует работу в рабочей тетради. – Прочитайте задание. Укажите знаком «+» главное слово в каждом словосочетании. Запишите вопросы от главного слова к зависимому. | Выполняют задание в рабочей тетради. Задают вопросы от главного слова к зависимому. Улитка (какая?) водяная, ползет (как?) медленно, ползет (где?) по стебельку, ползет (где?) под водой. | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Закрепление | – Составьте из данных словосочетаний предложение. Запишите его | Составляют и записывают предложение. Водяная улитка медленно ползет по стебельку под водой. | |
Работа по интер.доске | -Отметьте главное слово словосочетании «мост через реку» -Отметьте то, что не является словосочетанием - Отметьте то, что является словосочетанием - Отметьте то словосочетание которое состоит из одинаковых частей речи -Отметьте главное слово в словосочетании «по широкой аллее» | Выполняют задания и оценивают свою работу | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
VIII. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Какие открытия вы для себя сделали? | Повторяют алгоритм действий по распознаванию понятия, по применению правил. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке. | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
– Чем словосочетание отличается от предложения? – Реализовали ли поставленные цели? – С каким настроением уходите с урока? | – Словосочетание отличается от предложения тем, что не выражает законченной мысли, не произносится с определенной целью и интонацией, не имеет грамматической основы. Словосочетание входит в состав предложения. | ||
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
• | |||
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить задание 34 в рабочей тетради, упражнение 31 в учебнике | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия
1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...