разработка к уроку "имя числительное"
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему

Лихакая Ирина Анатольевна

Презентация к уроку на тему "имя числительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_chislitelnoe.pptx1.59 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему имя числительное Выполнила Ирина Лихацкая

Слайд 2

ЦЕЛЬ ПРЕЗЕНТАЦИИ: Повторить изученное об имени числительном его правописание и склонение в устной и письменной речи; Обратить внимание на роль числительных в речи; Закрепить навыки употребления числительных в речи; Обогащать свой словарный запас.

Слайд 3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ: Понятие о числительном, грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Простые, сложные и составные числительные. Количественные числительные. Склонение количественных числительных. Синтаксические особенности количественных числительных. Собирательные числительные. Порядковые числительные. Дробные числительные.

Слайд 4

1. Понятие о числительном. Имя числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счёте и отвечает на вопросы сколько?, который? (какой?) Например: Насте десять лет ( сколько лет Насте?). Оля перешла во второй класс (в какой (который) класс перешла Оля?). Числами измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их м асса, стоимость. На письме слова-числа часто заменяются цифрами. Общее грамматическое значение числительного – число, количество предметов и порядок их при счёте. По значению и грамматическим особенностям числительные делятся на два основных разряда: количественные числительные ( пять, двадцать семь, пятьдесят ); порядковые числительные ( восьмой, двести тридцать четвёртый ). Морфологические признаки числительных. Количественные числительные изменяются только по падежам. Рода и числа они не имеют (кроме слов один, два ). Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам. Начальная форма количественных числительных – форма им.п.: первый, пятый, сотый . Синтаксические признаки числительных. Количественное числительное может быть любым членом предложения. Сочетание количественного числительного ( в им. и вин. п.) с существительным (в род. п.) является одним членом предложения : Пять туристов остановились в мотеле. Порядковые числительные в предложении обычно бывают определениями: Третий дом справа, реже – сказуемыми: Даша – первая, Лена – вторая.

Слайд 6

2. Простые, сложные и составные числительные. По строению числительные могут быть простыми, сложными и составными. Простое числительное – это слово с одним корнем: два, пять, второй, пятый и др. Сложное числительное – слово с несколькими корнями: восемнадцать, шестьдесят, семьсот, трёхсоттысячный. Составное числительное состоит из нескольких слов, каждое из которых может быть как простым, так и сложным: сорок пять, сто шестьдесят три; сорок пятый, сто шестьдесят третий. Правило1: Слова оди нн адцать, ми лл ион , ми лл иард пишутся с удвоенной согласной. Правило2: Числительные от пяти до двадцати и тридцать пишутся с Ь на конце ( так же как существительные 3-го склонения кость, тень ): пя ть , пятнадца ть , двадца ть . В середине числительных пя тн адцать, шес тн адцать, се мн адцать, восе мн адцать, девя тн адцать Ь не пишется. Числительные от 50 до 80 и от 500 до 900 пишутся с Ь в середине слова в им. и вин. п.: пя ть десят, се мь сот.

Слайд 7

3. Количественные числительные . Количественные числительные обозначают количество предметов ( три карандаша, семь человек) или отвлечённое число ( два, тридцать четыре) и отвечают на вопрос СКОЛЬКО ? Количественные числительные изменяются по падежам, но не имеют рода (кроме слов один, два ) и числа (кроме слова один ). Числительное один в форме мн. ч. может употребляться с существительными, имеющими только форму мн. ч.: одни очки , одни ножницы , одни сани , а также с существительными, обозначающими одну пару предметов: одни носки , одни туфли , одни перчатки . Если слово одни употребляется с другими существительными, то оно перестаёт обозначать число, перестаёт быть числительным, а приобретает значение частицы только : В пенале лежат одни карандаши (только карандаши). Дома остались одни дети (только дети). В устной речи числительное один , как правило, опускается: Маша купила килограмм лука и два килограмма моркови.

Слайд 8

4 . Склонение количественных числительных . Числительное один согласуется с существительным в роде и падеже и склоняется как прилагательное: один день, одного дня, одному дню, один день, одним днём, об одном дне. Числительные два ( две ), три , четыре имеют особые формы: два, три, четыре; двух, трёх, четырёх; двум, трём, четырём; два (двух), три (трёх), четыре (четырёх); двумя, тремя, четырьмя; о двух, о трёх, о четырёх. Числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются как существительное степь 3-го склонения. Числительные сорок, девяносто, сто при склонении образуют две формы: в им. и вин. п. – сорок, девяносто, сто, а в остальных падежах – сорока, девяноста, ста. При склонении сложных количественных числительных 50 – 80, 200 – 900 изменяется каждая часть слова, хотя пишутся они как одно слово. Это означает, что сложные числительные имеют два окончания: дв ум ст ам . При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово: сто двадцать четыре, ста двадцати четырёх, ста двадцати четырём, ста двадцатью четырьмя, о ста двадцати четырёх.

Слайд 9

Падеж 50 – 80 200 - 400 500 - 900 И пятьдесят двести четыреста пятьсот Р пят и десят и дв ух сот четыр ёх сот пят и сот Д пят и десят и дв ум ст ам четыр ём ст ам пят и ст ам В пятьдесят двести четыреста пятьсот Т пять ю десять ю дв умя ст ами четырь мя ст ами пять ю ст ами П (о) пят и десят и (о) дв ух ст ах (о) четыр ёх ст ах (о) пят и ст ах

Слайд 11

5. Синтаксические особенности количественных числительных . Количественные числительные могут употребляться без существительных. В этом случае они обозначают отвлечённые числа: Три и семь – десять. Трижды три – девять . Часто количественные числительные обозначают число каких-то предметов, в этом случае они сочетаются с существительными. Если числительные стоят в им.п. (или в сходном с ним вин.п.) то существительные зависят от числительных: числительное управляет существительным. При числительных два, три, четыре (а также при числительных, оканчивающихся на 2, 3, 4, 33, 44 и др.) существительные ставятся в род.п. ед.ч. При всех остальных числительных ( от пяти и выше ) существительные имеют форму род.п. мн.ч.: два брата, пять братьев. 2. Если числительное стоит в любом падеже, кроме им.п. (или сходного с ним вин.п.), то числительное зависит от существительного и согласуется с ним. Вопрос задаётся от существительного к числительному.

Слайд 12

6. Собирательные числительные . К количественным числительным близки числительные, которые обозначают определённое количество предметов как одно целое: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, оба (обе). Эти числительные называются собирательными. Собирательные числительные, кроме слова оба ( обе ), образуются от количественных числительных с помощью суффиксов – ер -, - ой -: пять – пят ер о, семь – сем ер о, два - дв о [ j ΄ э], три – тр о [j ΄ э ]. Собирательные числительные употребляются с существительными: 1) обозначающими людей мужского пола: пятеро мужчин, трое друзей; 2) обозначающими детёнышей: пятеро котят; имеющими только форму мн.ч. или обозначающими парные предметы: трое ножниц, двое перчаток (две пары перчаток). Собирательные числительные склоняются как имена прилагательные во мн.ч.: И . пятеро; Р . пятерых; Д . пятерым; В . Пятерых (или пятеро); Т . пятерыми; П . (о) пятерых В предложении сочетание собирательного числительного с существительным является одним членом предложения: Пятеро учеников убирали класс.

Слайд 14

7. Порядковые числительные . Порядковые числительные называют порядковый номер предметов при их счёте: первый том, второй том, … тринадцатый том. Порядковые числительные, кроме слов первый и второй , образуются от количественных: три – третий, пять – пятый, сто – сотый. Порядковые числительные похожи на прилагательные: они, как и прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам. Склоняются порядковые числительные как прилагательные (ср.: И. четвёртый – новый, Р. Четвёртого – нового, Д. четвёртому – новому, В. как И. или как Р., Т. четвёртым – новым, П. (о) четвёртом – новом). В предложении порядковые числительные, так же, как и прилагательные, обычно являются определениями. При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово. И. тысяча девятьсот девяносто восьмой; Р. тысяча девятьсот девяносто восьмого; Д. тысяча девятьсот девяносто восьмому и т.д. Правило: если порядковое числительное есть в составе названий праздников или знаменательных дат, то оно пишется с прописной буквы: Девятое мая. Если числительное написано цифрой, то с прописной буквы пишется следующее за ним слово: 9 Мая.

Слайд 17

8. Дробные числительные . Дробные числительные называют не целые числа. Этим они отличаются от других числительных. Дробные числительные, кроме слов полтора и полтораста , составные. Они состоят из количественного (числитель дроби) и порядкового (знаменатель дроби) числительных: две третьих, восемь десятых. В состав дробных числительных могут входить существительные ноль целых три десятых , пять целых две сотых . Это СМЕШАННЫЕ числительные. В предложении сочетание дробных числительных с существительными является одним членом предложения: Прошло полтора месяца . Дробные числительные полтора (полторы) и полтораста при склонении имеют две формы: И., В. полтора ящика, полторы корзины; полтораста рублей; Р., Д., Т., П. полутора ящиков, корзин; полутораста рублей.

Слайд 18

Некоторые особенности употребления числительных : В сочетаниях числительных с существительными имеет значение порядок слов. Для сравнения: В классе – тридцать человек ( точное количество ). В классе – человек тридцать ( приблизительное количество). Можно сказать два ученика и двое учеников (оба варианта равноправны). Но нужно говорить две ученицы (двое учениц – неправильно). В современной устной речи наблюдается стремление упростить склонение составных числительных. Вместо двумстам восьмидесяти трём человекам часто говорят «двести восемьдесят трём человекам». Такое употребление противоречит литературной норме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по английскому языку для 3 класса «Порядковые числительные от 1 до 12».

Методическая разработка урока «Порядковые числительные от 1 до 12»                     Цели у...

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме: «Правописание мягкого знака в именах числительных»

Методическая разработка урока русского языкаучителя начальных классов Бугаковой Татьяны АлексеевныКласс 4, УМК "Начальная школа XXI века"Тема урока «Правописание мягкого знака в именах числительных»Ти...

Методическая разработка по русскому языку "Числительное" 4 класс

ТЕХНОЛОГИЯ: проблемное обучение ЦЕЛЬ УРОКА: открыть новое знание: имя числительное – часть речи, которая называет количество предметов или порядок при счете. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:Создать ус...

Методическая разработка урока по русскому языку "Имя числительное"

На данном уроке мною была использованы такие образовательные  технологии как: технология  проблемного обучения и критического мышления. В разработке имеется задание для групп, таблицы, крите...

Разработка урока "Числительные от 11 до 20".

Разработка урока по УМК "Enjoy English" 3 класс. Урок 25....

Методическая разработка урока «Порядковые числительные от 1 до 12»

Методическая разработка урока «Порядковые числительные от 1 до 12»      ...