Методическая разработка по русскому языку "Числительное" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

ТЕХНОЛОГИЯ: проблемное обучение

 

ЦЕЛЬ УРОКА: открыть новое знание: имя числительное – часть речи, которая называет количество предметов или порядок при счете.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:

  1. Создать условия для открытия нового знания учащимися;
  2. Обучать детей  узнавать  имя числительное в ряду слов;
  3. Формировать умение различать порядковые и количественные числительные.
  4. Развивать умение удерживать внимание при решении учебной задачи; осуществлять самоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций; мобилизовать в конкретной учебной ситуации полученные знания и опыт.
  5. Развивать умение высказывать собственное  мнение и аргументировать его; оформлять свою мысль согласно грамматическим нормам речи.
  6. Воспитывать умение работать в группе (высказывать свое мнение и аргументировать его, слушать собеседника, приходить к общему мнению.)
  7. Обобщить и закрепить знания о различных частях речи русского языка.

 

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

количество столов по числу групп (4) и количество стульев по числу участников за каждым столом (4-6)

На каждом столе 1 учебник, ручка и карандаш для каждого ученика, большой конверт А4 с маленькими конвертами внутри (надписи на маленьких конвертах: имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, местоимение и чистый конверт без надписи) и карточками со словами.

 Нетбуки

Проектор

Ноутбук

Экран

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА:

Имя числительное. Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

ТЕХНОЛОГИЯ: проблемное обучение

ЦЕЛЬ УРОКА: открыть новое знание: имя числительное – часть речи, которая называет количество предметов или порядок при счете.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:

  1. Создать условия для открытия нового знания учащимися;
  2. Обучать детей  узнавать  имя числительное в ряду слов;
  3. Формировать умение различать порядковые и количественные числительные.
  4. Развивать умение удерживать внимание при решении учебной задачи; осуществлять самоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций; мобилизовать в конкретной учебной ситуации полученные знания и опыт.
  5. Развивать умение высказывать собственное  мнение и аргументировать его; оформлять свою мысль согласно грамматическим нормам речи.
  6. Воспитывать умение работать в группе (высказывать свое мнение и аргументировать его, слушать собеседника, приходить к общему мнению.)
  7. Обобщить и закрепить знания о различных частях речи русского языка.

ОБОРУДОВАНИЕ:

количество столов по числу групп (4) и количество стульев по числу участников за каждым столом (4-6)

На каждом столе 1 учебник, ручка и карандаш для каждого ученика, большой конверт А4 с маленькими конвертами внутри (надписи на маленьких конвертах: имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, местоимение и чистый конверт без надписи) и карточками со словами.

 Нетбуки

Проектор

Ноутбук

Экран

 

Ход урока

1.Организационный момент. 1 минута

-Здравствуйте. У нас сегодня на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь . Садитесь, пожалуйста.

 2. Актуализация знаний 10 минут

-  На уроках русского языка мы знакомимся с богатством, точностью и выразительностью русского языка. И в этом помогают  нам различные слова, которые необходимы человеку для общения.

-На экране вы видите слова детского писателя Самуила Яковлевича Маршака. Внимание.

-Давайте вместе прочитаем их.(читают с учителем хором).

СЛАЙД 1.

“Человек нашёл слова для всего, что обнаружено во вселенной, но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает”.

С.Я. Маршак.

-Словами, как говорил Маршак , мы называем все, что нас окружает.

-        Убедимся в этом .

-Слушаем мои вопросы и отвечаем на них.

– Слова какой части речи обозначают всё, что нас окружает: предметы, явления, состояние предмета и т.д.?

 Ответы детей:(Имена существительные)

– Без меня не обходится ни одно действие, все предметы остаются неподвижными. ЭТО….

 Ответы детей:(Глагол)

– Я обозначаю признак предмета, делаю речь богатой и выразительной.

Ответы детей: (Имя прилагательное)

– А я указываю на предмет, но не называю его.

Ответы детей: (Местоимение)

– О местоимении.

  • Как вы думаете, достаточно ли этих слов для создания всей картины мира ?

Дети: нет

-Какая задача стоит  перед нами ?(дополнить наш русский язык новой частью речи)

  •  И тема сегодняшнего урока….(открывает тему на доске)

Дети читают ИМЯ  ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

  •  Ребята,сегодня  на уроке вы сидите необычно,а ………(в группах).
  • -Давайте вспомним правила работы в группе?

Дети: взаимовыручку, дружбу, уважение к друг другу.

- Оценивать свою работу  вы будете на   листе  успехов группы. Найдите , пожалуйста, на столе этот лист. Рассмотрите его.

СЛАЙД 2.

Работа №1

Работа №2

Работа №3

Работа №4

Работа №5

        - не сделали ни одной ошибки

        - допустили 1-2 ошибки

        - не справились с заданием (допустили много

ошибок)

 

     -    Итак, начнем.

 У вас на столе лежит красный конверт. В нем карточки со словами… Ваша задача –разложить эти карточки в конверты в зависимости от того к какой части речи принадлежит слово.  

 

         Прочитайте надписи на конвертах. А если вы встретите слова, которые ни к одной из частей речи не подойдут – сложите их в пустой конверт без надписи.

 - Ребята, кто не согласен с мнением отвечающей группы сигнализируйте карточками (сигнальные карточки в виде  ?)

Проверим, что у нас получилось.

Группа№1(у группы конверты «Наречия»,»Глаголы»,  «Прилагательные»»Существительные», «Числительные»)

– Прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт « Наречия»

Читают слова:  издалека, вчера, впереди, вечером, весло, хорошо.

-Докажите, что эти слова являются наречиями.

-Спасибо.Молодцы!

 

- Может быть, кто-то хочет дополнить?

-Кого-то из вашей группы я хочу попросить дать характеристику наречия, как части речи. Кто ответит?

Ответы детей: 

 Наречие – это часть речи, которая отвечает на вопросы где? Куда? Откуда? Когда? В какой мере? Как? Почему? Зачем? Наречие обозначает признак предмета, признак другого признака или признак действия.

Группа № 2 ( в группе конверты «Глагол», «Прилагательные», «Существительные», «Числительные»)

 - Прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «Имя прилагательное»

Читают слова: красив, высокий, сонный, грустный, хорош

-Спасибо.  

- Докажите, что это действительно так.

Ответы детей: Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой? какая? какое? какие?» В предложении чаще всего является определением.

Группа № 3( в группе конверты «Существительные», «Глаголы», «Числительные»)

– Прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «Глагол»

Читают слова: прыгать, сплю, бегать, выучи, бегаем

-Спасибо.  

-Кто из вас даст характеристику глаголу?

Ответы детей: Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы «Что делать? Что делал? Что сделал? Что буду делать? Что делаю?»)

 

Группа № 4( в группе конверты «Существительные», «Числительные»)

– Прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт « Существительные»

 Читают слова  урок, красавец, сон, прыжок, бег

-Спасибо.

-Докажите, что вы правы?

 

Ответы детей: 

 Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто? что?»

 - Оцените свою работу на   листе  успехов.

 Покажите мне свои листы.

 

3. Постановка проблемы. 3 минуты

-Какие же слова у нас остались в белом неподписанном конверте?

(На СЛАЙДЕ №3 появляется белый конверт)

- Первая группа зачитайте слова, которые вы поместили в свой белый конверт)

Ответы 1 группы: ШЕСТОЙ, ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ, ПЯТИСОТЫЙ)

Слова появляются на слайде

-Группа оцените свою работу.

Ответы 2 группы: ВОСЕМЬСОТ, ДВЕСТИ СОРОК ПЯТОЕ, СЕМЬДЕСЯТ)

Слова появляются на слайде

-Поставьте за свою работу оценку.

Ответы 3 группы: ДВЕНАДЦАТЬ, ШЕСТЬ,СОРОК ВОСЕМЬ)

Слова появляются на слайде

-Оцените себя.

Ответы 4 группы: ДВЕНАДЦАТЫЙ, ПЕРВЫЙ, СТО ТРИДЦАТЬ СЕМЬ

-Оцените себя на листе успехов.

СЛАЙД №4

  шестой, восемьсот, двенадцать, двадцать шестая, сто тридцать семь, шесть, двести сорок пятое, сорок восемь , пятисотый, двенадцатый, семьдесят, первый.

-Давайте зачитаем все слова из белого конверта

( читают хором)

Учитель: все слова в ваших конвертах совпали со словами в моем конверте. Значит, работу все группы выполнили верно.

-Покажите мне свои листы успехов.

 

Учитель: как вы думаете, почему все эти слова у нас оказались в белом конверте? (потому что не подходят ни к одной знакомой нам части речи)

4.СОВМЕСТНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ  ПРОБЛЕМЫ.

 

 

- Что обозначают эти слова? (ЧИСЛА   )

- Давайте подберем родственные слова к слову ЧИСЛО , воспользуемся статьями из  толкового словаря Ожегова.(показать словарь Ожегова)

 

 ЧИСЛЕННИК - календарь

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ – часть речи

ЧИСЛИТЕЛЬ?- делимое в дроби

ЧИСЛЕННОСТЬ?- числительный состав

ЧИСЛЕННЫЙ?- относящийся к числу,количественный

-Итак, 4 группа , зачитайте слова, которые вы нашли.

-Остальные группы слушают внимательно и дополняют ответ.

-МОЛОДЦЫ.

-Очень точные слова

- Давайте попробуем дать определение  каждого найденного слова.

 СЛАЙД 9.

- Какое из этих слов звучит в теме нашего урока?(числительное)

Открывается часть схемы на доске:

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

 

-Итак, мы с вами добыли новое знание. Это знание о новой части речи, которая называется… (отвечают дети)

- Когда мы используем эти слова ?

Ответы детей

 - когда считаем, определяет количество предметов)

-Что будут называть эти слова?

Когда используют числительные?

-Вот мы и подошли к новому правилу

СЛАЙД10 ( читают дети хором)

 

-СХЕМА ДОПОЛНЯЕТСЯ

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Часть речи,

Которая называет количество предметов или порядок предметов при счете

        - Правило мы вывели? ( да)

Итак.  Справились   с вами с проблемой №1? ( ДА)

5.МОДЕЛИРОВАНИЕ.

 - Но всё ли мы узнали о числительном? (НЕТ)

- Предлагаю вам обратиться к схеме на доске

     

Ответы детей : мы не знаем, на какие вопросы отвечает числительное.

 

Проблема № 2 Поработайте с этими словами, посовещайтесь и определите,  какие 2 группы можно выделить , задав к ним вопрос.

СЛАЙД 11.  

                                ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

 

  1. количество
  2.                   ?

1. порядок при счете

2.                              ?

восемьсот

шестой

двенадцать

Двадцать шестая

Сто тридцать семь

Двести сорок пятое

шесть

пятисотый

Сорок восемь

двенадцатый

семьдесят

первый

 

- Если все ваши слова распределены верно, как на

слайде, значит работу выполнили верно.

Оцените себя на листе успехов.5 Покажите мне свои листы.

- Почему все слова вы распределили в 2 столбика?

Ответы детей: потому что слова 1 столбика отвечают на вопрос СКОЛЬКО? А слова 2 столбика – на вопросы КАКАЯ? КАКОЕ?КАКИЕ?КАКОЙ?

НА ДОСКЕ СХЕМА  ПОПОЛНЯЕТСЯ.

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Часть речи,

которая называет количество предметов или порядок предметов при счете

Порядковые          Количественные

        КАКАЯ?

        КАКОЙ?        СКОЛЬКО?

        КАКИЕ?

        КАКОЕ?

 Повторение всего правила по схеме.

- Какой сделаем вывод?(обращение к схеме)

  Имя числительное  обозначает…..

  Отвечает на вопросы ………..

  Обозначает…………..

- Поэтому, все числительные можно разделить на две группы……..

- В зависимости от вопроса, мы получаем новое правило.

 

 -Итак, в русском языке существуют: порядковые и количественные числительные.  

-С ПРОБЛЕМОЙ №2 мы справились? (ДА)

6.Динамическая пауза. 2 мин

- А теперь немного отдохнем. Отгадайте загадки и найдите ответы на стендах класса.

Вот так циферка, взгляни,
У нее и фокус есть -
Ты её переверни,
И получишь цифру шесть!

Ответ: Девять

Есть пословица у нас
И она известна всем -
Отрезаешь только раз,
А отмерить надо ...

Ответ

Сотня лун бы появилась –

И тогда бы осветилась

Ночь как день! Но, жаль, луна

 Светит нам всегда ...

Ответ: Одна  

Скачет мячик по страницам.
Ищет он свою сестрицу,
Что имеет вид кольца -
Без начала и конца.

(ноль)

Сколько вместе будут весить
Две гантели с цифрой пять?
Да, не надо и гадать -
Не кило, а целых ...

Ответ: Десять

- К какой группе числительных относятся ответы загадок?

 Все это……..количественные  числительные)

        

7. Переход к этапу решения частичных задач. 2 мин

- А теперь проверим, сможем ли мы найти   порядковые и количественные числительные.

 - У вас на нетбуках найдите   документ №1. Откройте его. Ваша задача  соединить стрелочками  порядковые и количественные числительные

СЛАЙД 12.

П

К
- Сравните свою работу с моим слайдом.

-Прочитайте словосочетания с порядковыми числительными.

-А теперь с количественными.

-Почему это числительное порядковое?

-Почему это числительное количественное?

-Объясните свой выбор. ОБРАЩЕНИЕ к СХЕМЕ

Ответы детей:

Имена числительные, которые называют количество предметов, отвечают на вопрос сколько?

Это количественные числительные

Имена числительные, которые называют порядок предметов при счете, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

Это порядковые числительные.

Мы сделали вывод самостоятельно, затем проверили себя.

- Оцените свою работу на оценочных листах.

        - не сделали ни одной ошибки

        - допустили 1 ошибку

        - не справились с заданием(допустили много

ошибок)

-Покажите листы.

8. ПРИМЕНИЕНИЕ общего способа действия для решения частичных задач. (Самостоятельная работа) 8 мин

-А сейчас мы должны убедиться, хорошо ли усвоили новую тему.

- Откройте на нетбуках документ №2.

-Выполним следующее задание.

1 группа.

Выписать в тетрадь только пословицы с количественными числительными.

  • …..ум хорошо, а……лучше
  • …..раз отмерь,…..раз отрежь
  • Перескакивает с …..на десятое
  • Не имей …..рублей, а имей…..друзей
  • У него открылось…..дыхание

2 группа.

Выписывают пословицы  с порядковыми числительными.

 

  • …..ум хорошо, а……лучше
  • …..раз отмерь,…..раз отрежь
  • Перескакивает с …..на десятое
  • Не имей …..рублей, а имей…..друзей
  • У него открылось…..дыхание

3 группа.

 Списать ,вставить пропущенные слова и обозначить количественные и порядковые  числительные.

  • …..ум хорошо, а……лучше
  • …..раз отмерь,…..раз отрежь
  • Перескакивает с …..на десятое
  • Не имей …..рублей, а имей…..друзей
  •  

4 группа.

 Списать пословицы и определить порядковое и количественное числительное.

  • …..ум хорошо, а……лучше
  •  
  • Не имей …..рублей, а имей…..друзей
  • У него открылось…..дыхание

СЛАЙД 13.

  • Один ум хорошо, а два лучше
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь
  • Перескакивает с пятого на десятое
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей
  • У него открылось второе дыхание
  • -Ребята, прочитайте пословицы с количественными числительными.
  • -А теперь только с порядковыми.

- Оцените свою работу на оценочных листах.

        - не сделали ни одной ошибки

        - допустили 1 ошибку

        - не справились с заданием(допустили много

ошибок)

МОЛОДЦЫ. Очень приятно с вами работать.

 9. Итог урока. 1 минута

-Итак, наш урок подходит к концу .

К СХЕМЕ НА ДОСКЕ

-С какой частью речи мы познакомились?

-На какие вопросы отвечает имя числительное?

- Что обозначает?

 Ответы детей: 

 -Мы познакомились с новой частью речи – числительным.

- Научились отличать количественные числительные от порядковых.

  -Учились работать в группе.

10. КОНТРОЛЬ  НА  ЭТАПЕ  ОКОНЧАНИЯ  УЧЕБНОЙ  ТЕМЫ.

 -А как вы оцениваете свою работу на уроке проверим с помощью небольшого теста.

Откройте на нетбуках документ №3.

Ваша задача отвечать всем вместе на мои вопросы, а командир будет закрашивать квадратики  последовательно

красным цветом – согласны с моим утверждением

синим цветом – не согласны

3

5

        

  1. Имя числительное – это часть речи.
  2. Имя числительное обозначает количество и порядок при счете.
  3. Два стола –это порядковое числительное.
  4. Количественное числительное обозначает количество предметов при счете.
  5. Порядковые числительные отвечают на вопрос СКОЛЬКО?
  6. Один из вопросов порядковых числительных КАКАЯ?

– Если вы ответили правильно на все мои вопросы, то вы видите оценку за свою работу.

На СЛАЙДЕ 15  появляется пятерка.

- Оцените свою работу на листе успехов  

 Покажите свои результаты.

11. Рефлексия. 3 минуты

 - Ребята, с каким настроением вы заканчиваете сегодняшний урок?

- У вас в группах лежат лепесточки цветка

 

Красный  или оранжевый–урок был интересным и увлекательным

Желтый – мне было тревожно

Синий или фиолетовый – неинтересный и скучный урок

 -Вставьте нужный для вас лепесточек и вы получите цветок вашей группы.

Затем эти цветочки прикрепляются на магнитную доску при помощи круглых магнитиков – серединки цветка.

12.Домашнее задание 1 минута

Наш урок подошел к концу. Так как весь урок мы работали по группам , то и  домашнее задание будет тоже по группам.

   4 группа –   написать 10 порядковых числительных и 10  количественных числительных.

  3 группа –    записать в тетрадь литературные произведения с числительными в названии (С. Маршак «Двенадцать месяцев» , русская народная сказка «Волк и семеро козлят» и т п)

  2 группа – составить кластер по теме Числительное.

  1 группа – составляет синквейн по новой теме.


 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

Методическая разработка по русскому языку для четвертого класса Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.

Знакомство с учебником русского языка. Развитие речи. Знакомство с мудрыми высказываниями о нашем языке....

Методическая разработка по русскому языку на тему: «Тест по русскому языку по разделу «Синтаксис». 4 класс. Начальная школа ХХI века»

Тест состоит из 24 вопросов трёх уровней сложности по разделу "Синтаксис". Задания на выбор ответа.Цели: проверка усвоения материала по изученным темам раздела. ...