рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 4 класса разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373
- Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 5-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2011.Стандарты второго поколения. (Примерная программа по русскому языку)
- Программы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» (УМК "Гармония"), соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2011 г.
- Учебного плана МБОУ Маркинской СОШ на 2014-2015 учебный год
Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.
Цели:
– создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
– заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
– сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
– средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;
– обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – необходима реализация деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.
Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.
Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.
Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования.
Курс русского языка в данной программе представлен следующими содержательными линиями:
– формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе речеведческих знаний;
– формирование языковых умений (в области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний;
– формирование орфографических и элементарных пунктуационных умений на основе знаний по орфографии и пунктуации.
В рамках систематического курса русского языка продолжается совершенствование каллиграфических умений учащихся, но при этом центральной задачей, наряду с корректировкой этих умений, становится формирование у учеников каллиграфического самоконтроля и адекватной самооценки этой стороны письма.
Обучение всем видам речевой деятельности, чтению и работе с информацией, а также формирование различных универсальных учебных действий осуществляется при освоении всех разделов курса.
Общая характеристика учебного предмета
В четвертом классе изучаемый материал группируется вокруг понятий: «слово», «словосочетание», «предложение», «текст».
Слово как основная единица языка выносится на рассмотрение дважды: сначала обсуждается на уровне морфологии, а затем лексики; параллельно закрепляются знания учащихся о назначении, возможных значениях, особенностях использования и написания различных морфем.
Знакомство с частями речи завершается изучением склонения имён существительных и прилагательных, спряжения глаголов, что сочетается с освоением правописания безударных окончаний всех частей речи (в традиционном объёме). В центре внимания находится формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо. Поэтому, например, окончания трёх склонений имён существительных в разных падежах осваиваются одновременно.
Продолжается работа над правильным употреблением слов, в связи с которой предусмотрено использование справочника «Как правильно изменить слово? Словарь трудностей», включённого в учебник 4-го класса.
Для общего знакомства учащимся представляется наречие, что вызвано частотностью данной части речи, её практической необходимостью. Правописание наречий специально не изучается – запоминание наиболее употребительных обеспечивается в словарном порядке.
Особенностью рассмотрения частей речи на данном этапе является пристальное внимание к синтаксическим связям, к построению словосочетаний и специфике «поведения» в них слов, относящихся к разным частям речи. Учащиеся знакомятся со значениями словосочетаний и продолжают осваивать постановку двух типов вопросов, задаваемых к имени существительному («по форме», «по смыслу»). Работе над словосочетанием придаётся большое значение с точки зрения интеллектуального развития детей и развития их речи – повышения её правильности, точности, богатства и выразительности.
Знания четвероклассников о предложении расширяются за счёт знакомства с однородными членами и получения самого общего (на практическом уровне) представления о сложных предложениях. Кроме того, теперь, после знакомства со значениями словосочетаний, учащиеся получают возможность научиться по смысловым вопросам разграничивать виды второстепенных членов предложения.
Спецификой реализуемого подхода к предложению является то, что оно рассматривается не только как самостоятельная синтаксическая единица, но и как компонент текста. Включение предложения в текст, выбор порядка слов, связь предложений друг с другом – вот некоторые направления проводимых наблюдений. Работа ведётся без изучения теории, её цель – общее и речевое развитие учащихся, накопление ими положительного речевого опыта и его осмысление.
На этом этапе предусмотрено знакомство с построением несложного текста-рассуждения. Среди осваиваемых жанров – рассказ, сказка (сказочная история), объявление, дневниковая запись и др. В конце года в качестве системного обобщающего понятия вводится понятие «сочинение». Оно является общим по отношению ко всем тем видам текстов, которые учились создавать младшие школьники. Вводится и общая памятка «Как писать сочинение», которая будет и в дальнейшем, в основной школе, помогать учащимся осознанно планировать свои действия при подготовке к сочинениям.
В целом программа 4-го класса ориентирована на то, чтобы обеспечить плавный переход к успешному продолжению лингвистического образования в основной школе.
Место курса в учебном плане
Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определенному ФГОС, годового календарного графика на 2014 – 2015 учебный год на изучение учебного предмета Русский язык отводится по плану 175 ч, фактически 170 ч, т.к. 5 часов выпадают на праздничные дни. Программный материал будет пройден за счёт повторения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты учебного предмета
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное
Содержание учебного предмета
Перечень изучаемого материала.
Программа 4 класса состоит из следующих разделов:
Знаем – повторим, не знаем – узнаем.
Знакомимся со словосочетаниями.
Представляем ещё одну часть речи (наречие).
Проверяем себя
Пишем объявления.
Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных.
Части речи: что мы о них знаем?
Учимся писать личные окончания глаголов.
Новое о строении предложений.
Учимся рассуждать.
И снова о главном работнике в языке – слове.
Размышляем, рассказываем, сочиняем.
Перелистаем учебник.
Круг сведений о языке, речи и правописании
Курс русского языка в данной программе представлен следующими содержательными линиями:
– формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе речеведческих знаний;
– формирование языковых умений (в области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний;
– формирование орфографических и элементарных пунктуационных умений на основе знаний по орфографии и пунктуации.
В рамках систематического курса русского языка продолжается совершенствование каллиграфических умений учащихся, но при этом центральной задачей, наряду с корректировкой этих умений, становится формирование у учеников каллиграфического самоконтроля и адекватной самооценки этой стороны письма.
Обучение всем видам речевой деятельности, чтению и работе с информацией, а также формирование различных универсальных учебных действий осуществляется при освоении всех разделов курса.
Повторение .Письмо, записка, этюд, инструкция как жанры речи. Понятие о дневнике, деловом и личном; оформление дневниковых записей. Рассказы и пересказы от 1-го и 3-го лица; пересказ с изменением лица рассказчика.
Словосочетание. Построение словосочетания как способ более точного называния предмета, признака, действия. Строение словосочетания: наличие главного и зависимого слова; связь членов словосочетания по смыслу и по форме. Некоторые значения словосочетаний (предмет и его признак; действие и место, время, способ его совершения), их отражение в вопросах: какой ? какая ? где ? куда ? когда ? как ? и др. Подчинение имени прилагательного имени существительному в роде, числе и падеже. Подчинение в падеже имени существительного другому имени существительному или глаголу.
Вычленение словосочетаний из предложения и составление их. Соблюдение принятых правил связи слов как условие правильности речи (предупреждение ошибок в словосочетаниях со словами типа: одеть, надеть; рассказывать, описывать; любить, гордиться; доехать до ...; поехать в (на), приехать из (с) и т.п.).
Части речи. Орфография.
Имя существительное и имя прилагательное.
Три склонения имен существительных, определение склонения. Способ решения орфографических задач в безударных падежных окончаниях имен существительных (кроме имен существительных на -ий, -ия, -ие, -мя) в единственном числе (путем подстановки слова того же склонения). Падежные окончания имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний имен существительных всех трех склонений в разных падежах.
Выбор падежной формы имени существительного по «команде» глагола или другого имени существительного; трудности в выборе падежной формы. Определение падежей, роль предлогов в образовании падежных форм, наблюдения за значениями некоторых из них. Употребление несклоняемых имен существительных (пальто, метро, кино, шоссе).
Полная морфологическая характеристика имени существительного.
Соблюдение правил культуры речи при изменении некоторых имен существительных (рот — рта, во рту, лоб — на лбу, лед — льды, во льдах и др.), при образовании форм именительного и родительного падежей множественного числа (повара, учителя, сторожа; помидоров, мандаринов, яблок, карандашей, мест, дел; стульев; уши, ушей и т.п.). Обращение к словарю «Как правильно изменить слово?» для нахождения верного решения.
Склонение имен прилагательных. Определение рода, числа, падежа имени прилагательного по имени существительному. Полная характеристика имени прилагательного как части речи.
Способ решения орфографических задач в безударных окончаниях имен прилагательных в разных падежах.
Ошибки в связи имени прилагательного с именем существительным и их возможные причины (главная — неправильное определение рода или числа имени существительного: фамилия, полотенце, помидор; санки, грабли, листва и т.п.), исправление таких ошибок.
Повышение точности речи за счет использования имен прилагательных.
Местоимение. Склонение личных местоимений. Правильное и уместное их употребление в речи, правописание с предлогами. «Помощь» личных местоимений при устранении повторов имен существительных. Неудачное употребление местоимений как одна из причин неясности речи (повторение).
Имя числительное. Изменение по падежам количественных числительных, особенности изменения сложных (пятьсот, шестьсот) и составных числительных: два ученика, двадцать два, сто двадцать два ученика (работа на практическом уровне с продолжением на уроках математики). Правописание некоторых числительных: одиннадцать, двадцать, пятьсот и т.п. (в словарном порядке).
Глагол. Времена глагола (повторение); особенности значений окончаний в прошедшем и настоящем, будущем времени: указание одних на род (потому окончания в прошедшем времени родовые), указание других на лицо (поэтому они личные). Разграничение форм простого и сложного будущего времени.
I и II спряжение глаголов, способы его определения при ударных и безударных личных окончаниях; наблюдения за разноспрягаемыми глаголами. Способ действия для нахождения неопределенной формы глагола. Полная морфологическая характеристика глаголов.
Правописание безударных личных окончаний (в том числе и в 11 глаголах-исключениях): способ решения орфографической задачи и освоение способа (глаголы брить, стелить не рассматриваются).
Написание ь после шипящих в форме 2-го лица единственного числа; правописание сочетаний -тся и -тъся, ь после -ч в неопределенной форме, не с глаголами (повторение).
Повышение изобразительности повествования с помощью глагола, в том числе различных его форм (настоящего времени, будущего с частицей как и др.). Использование форм 2-го лица единственного числа в текстах писателей и в пословицах.
Правильное образование некоторых глагольных форм (клал, положил; бежит, бегут', хотят, хочет и др.).
Наречие. Наречие как помощник глагола в речи; «неумение» изменяться — своеобразие этой части речи. Особое «поведение» наречия в словосочетании. Правильное написание и использование наречий, встречающихся в детских письменных текстах (обратно, опять, чуть-чуть, немного, быстро, медленно, вперед, спереди, сзади, вправо, справа и т.п. — в словарном порядке). Роль наречий в текстах при ответах на вопросы Как пройти ...?, Где...?, построение таких объяснений.
Предложение. Подлежащее и сказуемое как основа предложения, их связь между собой (повторение). Возможность использования при одном подлежащем двух сказуемых, при одном сказуемом нескольких подлежащих (повторение); понятие об однородных членах предложения. Главные и второстепенные однородные члены. Их назначение, признаки, правильное и уместное использование, выделение при письме. Союзы при однородных членах; значения, которые вносят союзы и, а, но.
Сложные предложения (общее знакомство), их отличие от предложений с однородными членами. Построение сложных предложений (простые случаи союзной и бессоюзной связи). Слова, которыми могут связываться их части (и, а, но, что, чтобы, потому что, поэтому), постановка запятых.
Предложение в тексте. Текст. Построение предложений при включении их в текст, развитие мысли, выбор порядка слов. Связь предложений в тексте (наблюдение и воспроизведение).
Построение несложного рассуждения (рассуждение-объяснение и рассуждение-размышление); способы выражения собственного мнения (слова: по-моему, я думаю, что... и др.)
Рассказ, сказка, объявление, дневниковая запись как виды текстов (жанры); особенности их содержания, построения и используемых языковых средств.
Слово в языке и речи.
Слово и его лексическое значение. Слова речевого этикета, особенности их значения и употребления. Слова с одним и несколькими лексическими значениями. Синонимы и антонимы, их роль в речи. Правильное и точное использование слов как требование к речи. Словари-помощники. Происхождение некоторых слов и устойчивых выражений русского языка.
Слово и его разнообразные характеристики; взаимосвязь значения, строения, признаков как части речи и написания.
Обобщение в конце года.
Тематическое планирование
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Знаем – повторим, не знаем – узнаем | 18 |
2 | Знакомимся со словосочетаниями | 14 |
3 | Представляем ещё одну часть речи | 5 |
4 | Проверяем себя | 3 |
5 | Пишем объявления | 2 |
6 | Продолжаем разговор об именах существительных и прилагательных. | 37 |
7 | Части речи: что мы о них знаем? | 12 |
8 | Учимся писать личные окончания глаголов | 14 |
9 | Новое о строении предложений | 20 |
10 | Учимся рассуждать | 5 |
11 | И снова о главном работнике в языке - слове | 20 |
12 | Размышляем, рассказываем, сочиняем | 13 |
13 | Перелистаем учебник | 7 |
Итого | 170 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература
Авторы | Название | Издательство | Год издания |
УМК «Гармония» | |||
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. | Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 4 класса в 2-х частях | «Ассоциация XXI» | 2014 |
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. | Тетради с печатной основой к учебнику «К тайнам нашего языка» для 4 класса в 3-х частях | «Ассоциация XXI» | 2014 |
Корешкова Т.В | Тестовые задания по русскому языку в 2-х частях | «Ассоциация XXI» | 2012 |
Справочные пособия, словари.
1.Бондаренко А.А. Пишу правильно: орфографический словарь. – М, 2004.
2.Неусыпова Н.М. Толковый словарик русского языка. – М., 1989.
3.Славная М.В. Пиши без ошибок: орфографический словарик школьника. – СПб, 2003.
Методические пособия для учителя
4.Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 4 класса. – Смоленск: Ассоциация XXI – 2010.
5.Умные уроки SMART. Сборник методических рекомендаций по работе со СМАРТ-устройствами и программами.
Результаты освоения предмета «Русский язык»
выпускником начальной школы
Выпускники начальной школы:
– овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;
– освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);
– овладеют основными орфографическими и пунктуационными умениями и в целом основами грамотного письма (в пределах изученного);
– приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения.
Выпускник научится:
– участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;
– самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей;
– пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов;
– замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;
– соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
– понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;
– озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;
– восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий);
– строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо);
– замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;
– находить и устранять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи (яркие случаи);
– письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала;
– письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление), небольшие тексты повествовательного и описательного характера;
– проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.
Выпускник получит возможность научиться:
– соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам;
– понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);
– конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного окружения;
– делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;
– самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, рассуждения, сохраняя особенности оригинала;
– создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции), небольшие тексты, содержащие описание, рассуждение, оценку чего-либо;
– редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;
соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.
Система оценивания планируемых результатов по русскому языку
Отметка "5" - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Обучающийся обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Отметка "4" - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).
Отметка "3" - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Обучающийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
Отметку "2" - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов обучающегося составляет менее 50% содержания (неправильный ответ).
Оценивание контрольных работ:
Диктант | Списывание | ||
«5» | Без ошибок, одно исправление | «5» | Без ошибок, одно исправление |
«4» | Не более 2-х ошибок | «4» | Не более 3-х ошибок |
«3» | Не более 6 ошибок | «3» | Не более 6 ошибок |
«2» | Более 6 ошибок | «2» | Более 6 ошибок |
- Задание считается выполненным, если содержит более 65% верных ответов.
- При проверке диктантов три ошибки на одно и то же правило считаются за 1 ошибку, с четвертой - за самостоятельную.
- Самостоятельное исправление ошибки обучающимся не учитывается, отметка не снижается (при списывании текста отметка снижается).
Уровни успешности | 4-балльная шкала | 100%-шкала |
Не достигнут базовый уровень Не решена типовая, много раз отработанная задача | «2» − ниже нормы, неудовлетворительно | Выполнено менее 50% заданий базового уровня |
Базовый уровень Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания | «3» − норма, зачёт, удовлетворительно. Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) | Выполнено 50 – 65% заданий базового уровня |
Повышенный уровеньРешение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знания по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации | «4» − хорошо. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) | Выполнено более 65% заданий базового уровня и 50 % заданий повышенного уровня или 100% заданий базового уровня |
«5» − отлично. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) | Выполнено 90 - 100% заданий базового уровня и не менее 50 % заданий повышенного уровня |
Календарно – тематическое планирование
по русскому языку
предмет
Класс – 4 «В»
Учитель – Куди Инна Анатольевна
Количество часов:
Всего 170 час; в неделю 5 час.
Плановых контрольных работ 12 , зачетов ______, тестов_______;
________л.р.; _________п.р.;
развитие речи: _____4_соч.; 8 изл.;
уроков внеклассного чтения _______
экскурсий _________
Планирование составлено на основе Федерального государственного стандарта общего образования _второго поколения________________________________________
Программа
«Гармония» Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011г.____________________________
Учебник: К тайнам нашего языка. 4 класс 1-2 часть. М.С.Соловейчик. Смоленск: Ассоциация XXI век. 2014 г.
«Тетрадь-задачник к учебнику русского языка для 4 класса» 1,2,3.ч.
М.С.Соловейчик, Смоленск: Ассоциация ΧΧI век, 2014г._______________________
_________________________________________________________________________
Название, автор, издательство, год издания
Календарно -тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол часов | Дата | Словарь | Грам. матер. стр.учеб. | Знания, умения, навыки. | Вид контроля |
1-ая четверть I. Знаем – повторим, не знаем – узнаем | |||||||
1 | Перечитаем письмо | 1 | 1.09 | 5-6 | Знать орфограммы, изученные во 2-3 классе; названия изученных частей речи, их значение, вопросы и особенности изменения Уметь находить и решать орфографические задачи. Знать, что значение слова передаётся его основой (лексическое значение) и окончанием (грамматическое значение Уметь применять свои знания в написании диктантов. Уметь: – обобщить полученные знания; – анализировать ошибки, допущенные в диктанте и при выполнении грамматического задания | ||
2 3 | Обо всем понемногу | 2 | 2.09 3.09 | А - В Г - З | 7-9 | ||
4 5 | Все ли ты помнишь о речи? | 2 | 4.09 5.09 | К - О П - С | 10-12 | ||
6 | Делаем дневниковые записи | 1 | 8.09 | Т - Я | 12-14 | ||
7 | Что ты знаешь о словах? | 1 | 9.09 | 15-18 | |||
8 9 10 11 | Как ты умеешь анализировать слова? | 4 | 10.09 11.09 12.09 15.09 | 19-29 | Словарный диктант | ||
12 13 14 | Готовимся к проверке своих умений | 3 | 16.09 17.09 18.09 | 29-33 | |||
15 | Диктант по теме: Знаем -повторим, не знаем-узнаем. | 1 | 19.09 | Диктант | |||
16 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | 22.09 | ||||
17 18 | Учимся передавать рассказы других Обучающее изложение | 2 | 23.09 24.09 | Аллея, аптека, бассейн, бросить, вверх, влево, вниз | 34-36 | ||
II. Знакомимся со словосочетаниями | |||||||
19 20 | Как предметы, признаки, действия назвать точнее? | 2 | 25.09 26.09 | 36-44 | Знать название частей речи. Уметь выявлять их специфику, в том числе особенности изменения. Знать особенности зависимости им. прил. и им. сущ. Уметь выделять словосочетания из предложений и составлять их с учётом морф. характеристик слов. | Словарный диктант | |
21 22 23 | Наблюдаем за значениями словосочетаний | 3 | 29.09 30.09 1.10 | 44-48 | |||
24 25 | Имя существительное и имя прилагательное. | 2 | 2.10 3.10 | вокзал, восток, волейбол, воскресенье | 49-54 | ||
26 27 | Кому и в чем подчиняются имена существительные? | 2 | 6.10 7.10 | 54-57 | |||
28 | Что может приказывать главный член словосочетания? | 1 | 8.10 | 58 | |||
29 | Сочинение по картине В.Васнецова «Иван – царевич на Сером волке». | 1 | 9.10 | ||||
30 | Работа над ошибками | 1 | 10.10 | ||||
31 32 | Учимся правильной речи | 2 | 13.10 14.10 | вперед, впереди, вправо, встретить, вторник | 59-65 | ||
III. Представляем ещё одну часть речи | |||||||
33 34 35 | Представляем еще одну часть речи (наречие) | 3 | 15.10 16.10 17.10 | до свидания, ездить, запад, заметить, здесь, знакомиться | 66-74 | Знать значение и структуру словосочетания. Наречие как помощник глагола в речи, «неумение» изменяться – своеобразие этой части речи. Особое «поведение» наречия в словосочетании. Правильное написание и использование наречий, встречающихся в детских письменных текстах (обратно, опять, чуть – чуть, немного, быстро, медленно, вперёд, спереди, сзади, вправо, справа и т.д.). Роль наречий в текстах при ответах на вопросы Как пройти…? Где…?, построение таких объяснений. Уметь грамотно употреблять (писать) наречия в устной и письменной речи. | |
36 | Обучающее изложение | 1 | 20.10 | ||||
37 | Работа над ошибками | 1 | 21.10 | Уметь выявлять и исправлять свои ошибки | |||
IV. Проверяем себя | |||||||
38 | Проверяем себя.
| 1 | 22.10 | 75-77 | Уметь применять свои знания на практике. | Словарный диктант | |
39 40 | Контрольный диктант по итогам 1 четверти. Контрольное списывание. | 2 | 23.10 24.10 | Контрольный диктант Контрольное списывание | |||
V. Пишем объявления | |||||||
41 42 | Пишем объявления | 2 | 27.10 28.10 | 78-82 | Знать способы редактирования объявления. Уметь редактировать чужие объявления. | ||
2-я четверть VI. Продолжаем разговор об именах сущ. и прил. | |||||||
43 | Что ты знаешь об именах существительных? | 1 | 5.11 | извините, исправить, календарь, комбайн, коричневый | 83-85 | Знать понятия им. сущ., им. прил. Уметь их сопоставлять друг с другом. Знать три склонения имён существительных, определение склонения. Уметь даватьполную морфологическую характеристику имени существительного Знать назначение каждой из частей речи. Уметь обнаруживать и решать орфографические задачи. Знать понятие «склонение». Уметь склонять им. сущ. Знать безударные падежные окончания им. прил. и им. сущ.. Уметь применять свои знания на практике. Уметь составлять повествовательный тест с элементами сказки. Уметь: правильно передавать содержание текста; дополнять текст своими словесными картинами. Уметь создавать словесные этюды. | |
44 45 | Открываем новый секрет имен существительных | 2 | 6.11 7.11 | 86-90 | |||
46 | Дополняем памятку. | 1 | 10.11 | 91-94 | |||
47 | Изложение 3 | 1 | 11.11 | ||||
48 | Работа над ошибками | 1 | 12.11 | ||||
49 | Известное правило подсказывает новое | 1 | 13.11 | 94-98 | |||
50 51 52 53 54 | Правописание окончаний имен существительных. | 5 | 14.11 17.11 18.11 19.11 20.11 | коридор, кончить, красить, лазить, молоток, медленно | 98-109 | Словарный диктант. | |
55 56 57 58 59 | Безударные окончания имен прилагательных. Диктант по теме»Имена существительные и имена прилагательные» | 5 | 21.11 24.11 25.11 26.11 27.11 | 109-119 | Диктант | ||
60 | Обучающее изложение. | 1 | 28.11 | ||||
61 | Работа над ошибками | 1 | 1.12 | ||||
62 63 | Склонение имен существительных и имен прилагательных во множественном числе. | 2 | 2.12 3.12 | налево, направо, неделя, облако, приветливо, помнить | 120-125 | ||
64 65 66 | Поговорим об именах существительных | 3 | 4.12 5.12 8.12 | 125-132 | |||
67 68 | Повторяем, тренируемся в правильном письме. | 2 | 9.12 10.12 |
| 132-137 | Словарный диктант. | |
69 70 71 | Открываем еще несколько секретов правильной речи | 3 | 11.12 12.12 15.12 | 137-146 | |||
72 73 | Контрольный диктант по итогам 2 четверти. Контрольное списывание | 2 | 16.12 17.12 | Уметь писать безударные окончания имён существительных и имён прилагательных, а также наиболее распространённые наречия. Уметь применять все изученные правила. | Контрольныйдиктант Контрольное списывание | ||
74 75 76 77 78 79 80 81 82 | Размышляем, фантазируем, рисуем. Обучающее изложение Повторяем, тренируемся в правильном письме. | 9 | 18.12 19.12 22.12 23.12 24.12 25.12 26.12 29.12 30.12 | 146-150 | Уметь: правильно передавать содержание текста; дополнять текст своими словесными картинами. Уметь создавать словесные этюды | ||
3-я четверть VII. Части речи: что мы о них знаем? | |||||||
83 | Части речи – имена | 1 | 12.01 | понедельник, портить, прекрасный, прямо, | (УПР.) 321-324 | Знать понятия изученных частей речи. Уметь их сопоставлять друг с другом. Знать назначение каждой из частей речи. Уметь дать морфологический анализ слову. Уметь обнаруживать и решать орфографические задачи. Знать: неопределённая форма глагола как его начальная форма, способы её нахождения, написание в ней Ь. Правописание гласных суффиксов в неопределённой форме глаголов: таЯть, клеИть и т.д. Особенности значений окончаний в прошедшем, настоящем и будущем времени: указание на род (поэтому окончания в прошедшем времени – родовые), указание других на лицо (поэтому они личные). Разграничение форм простого и сложного будущего времени. | |
84 | Выборочное изложение | 1 | 13.01 | 325-327 | |||
85 | Работа над ошибками. | 1 | 14.01 | ||||
86 87 88 | Секреты имён числительных. | 3 | 15.01 16.01 19.01 | 328-334 335-340 341-346 | Словарный диктант. | ||
89 90 | Учимся пользоваться личными местоимениями. | 2 | 20.01 21.01 | 347-351 352-357 | |||
91 92 | Неопределённая форма глагола. | 2 | 22.01 23.01 | пятница, пшеница, рано, растение, рюкзак, | 358-364 365-371 | ||
93 94 | О чём рассказывают глагольные окончания? | 2 | 26.01 27.01 | 372-376 377-380 | Словарный диктант. | ||
VIII. Учимся писать личные окончания глаголов | |||||||
95 | Сочинение по картине | 1 | 28.01 | ||||
96 | Имена склоняются, а глаголы? | 1 | 29.01 | 381-389 | Знать личные окончания глаголов, понятия склонение и спряжение. Уметь сопоставлять эти понятия, сопоставлять родовые окончания пр. вр. и личные – наст. и буд. времени. | ||
97 98 99 | Склонений - три. А спряжений? | 3 | 30.01 2.02 3.02 | 390-395 396-398 399-403 | |||
100 101 | Зачем и как узнавать спряжение глагола? | 2 | 4.02 5.02 | 404-407 408-412 | |||
102 103 104 | Как узнать спряжение глагола? Диктант по теме «Спряжение глагола» | 3 | 6.02 9.02 10.02 | 413-417 418-420 421-424 | |||
105 106 107 | Правильные действия – правильная буква. | 3 | 11.02 12.02 13.02 | сверху, сегодня, сейчас, сзади, слева, | 425-432 433-438 439-443 | Словарный диктант | |
108 109 | Дополняем памятку характеристики глагола. | 2 | 16.02 17.02 | 444-449 450-452 | |||
110 111 112 | Применяем знания, совершенствуем умения. | 3 | 18.02 19.02 20.02 | снизу, снова, спокойно, справа, среда | 453-456 457-460 461-464 | ||
113 114 | Проверим свои знания. Анализ ошибок, допущенных в к. р. | 1 1 | 24.02 25.02 | Контрольная работа по теме «Спряжение глагола» | |||
115 116 | Пополним знания о членах предложения | 1 1 | 26.02 27.02 | 465-468 469-472 | |||
IХ. Новое о строении предложений | |||||||
117 118 119 120 | Члены предложения бывают однородными. | 4 | 2.03 3.03 4.03 5.03 | 473-475 476-480 481-486 487-494 | Знать главные и второстепенные однородные члены; их назначение, признаки, правильное и уместное использование, выделение при письме; союзы при однородных членах, значения, которые вносят союзы и, а, но; структуру сложного и простого предложения Уметь применить свои знания на практике. Уметь обнаруживать и решать орфографические задачи. | Словарный диктант. | |
121 122 | Предложения бывают сложными. | 2 | 6.03 10.03 | топор, трактор, троллейбус, украсить, урожай, | 496-502 503-507 | ||
123 124 | Контрольное списывание Контрольный диктант по итогам 3 четверти. | 2 | 11.03 12.03 | Контрольное списывание Контрольный диктант | |||
125 | Закрепляем свои знания. | 1 | 13.03 | 508-512 | |||
Х. Учимся рассуждать | |||||||
126 127 128 129 130 | Учимся рассуждать | 5 | 16.03 17.03 18.03 19.03 20.03 | 513-518 519-524 525-531 532-535 | Знать структуру типа речи - рассуждение. Уметь свободно составлять тексты на заданную тему. | ||
4-я четверть ХI. И снова о главном работнике в языке - слове | |||||||
131 132 133 | Могут ли слова приходить в язык? | 3 | 1.04 2.04 3.04 | человек, четверг, фамилия, хозяин, | 536-541 542-545 546-552 | Знать происхождение некоторых слов и устойчивых выражений русского языка. Уметь применять на практике все знания, полученные в течение года. Знать, что такое синонимы и антонимы. Уметь объяснять лексическое значение слов. | |
134 | А выходить из употребления? | 1 | 6.04 | ||||
135 136 | Поговорим о значении слов. | 2 | 7.04 8.04 | 553-554 555-561 | Словарный диктант | ||
137 | Поговорим о значении слов | 1 | 9.04 | 562-569 | |||
138 139 140 | От значения слова к правильному написанию. | 3 | 10.04 13.04 14.04 | 570-576 577-580 581-585 | |||
141 142 143 | Что мы знаем о словах? | 3 | 15.04 16.04 17.04 | хоккей, экскурсия, электричество, этаж. | 586-591 592-596 597-601 | ||
144 145 | Что надо уметь, чтобы писать грамотно? | 2 | 20.04 21.04 | 602-605 606-611 | Словарный диктант. | ||
146 147 148 149 | Проверяем себя. Контрольный тест Диктант по теме «О главном работнике – слове» | 2 1 1 | 22.04 23.04 24.04 27.04 | 612-613 614-616 617-620 | Контрольный тест Диктант | ||
150 | Знаешь ли, как правильно? | 1 | 28.04 | 621-624 | |||
ХII . Размышляем, рассказываем, сочиняем | |||||||
151 152 | Предложение в тексте | 2 | 29.04 30.04 | 625-630 631-633 | Знать построение предложений при включении их в текст, развитие мысли, выбор порядка слов Уметь устанавливать связь предложений в тексте (наблюдение и воспроизведение. Знать: рассказ как вид текста(жанр), особенности его содержания, построения и используемых языковых средств Уметь создавать письменные высказывания разных жанров. | ||
153 | Повествуем, описываем, оцениваем, рассуждаем | 1 | 5.05 | 635-639 | |||
154 | Обучающее изложение | 1 | 6.05 | 640-641 | изл. | ||
155 | Работа над ошибками | 1 | 7.05 | ||||
156 | Повествуем, описываем, оцениваем, рассуждаем | 1 | 8.05 | 643-645 | Словарный диктант. | ||
157 | Составляем собрание сочинений | 1 | 12.05 | 646-648 | |||
158 | Сочиняем сказку | 1 | 13.05 | 650 | |||
159 | Составление текста – рассуждения | 1 | 14.05 | 651-652 | |||
160 | Составление словесных зарисовок по серии картинок | 1 | 15.05 | 653-654 | |||
161 | Сочиняем письма | 1 | 18.05 | 655-656 | |||
162 | Сочинение по картине | 1 | 19.05 | ||||
163 | Работа над ошибками. | 1 | 20.05 | ||||
XIII раздел: Перелистаем учебник | |||||||
164 165 166 | Контрольный диктант по итогам года Итоговый тест Контрольное списывание с грамматическим заданием | 1 1 1 | 21.05 22.05 25.05 | Диктант по итогам года. | |||
167 168 169 170 | Перелистаем учебник Повторяем, тренируемся в правильном письме | 4 | 26.05 27.05 28.05 29.05 | 657-662 | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...