рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 3 класса разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373
- Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 5-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2011.Стандарты второго поколения. (Примерная программа по русскому языку)
- Программы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» (УМК "Гармония"), соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2011 г.
- Учебного плана МБОУ Маркинской СОШ на 2014-2015 учебный год
Цели:
– создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
– заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
– сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
– средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;
– обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
1. Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.
2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.
3. Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.
4. Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования.
Общая характеристика учебного предмета
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлении на формирование грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает планомерное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1-го класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.
Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им. в связи с этим в программе делается попытка представить не только понятийное содержание обучения, но и перечень тех основных языковых и речевых действий, которые осваивают учащиеся.
В третьем классе в рамках повторения состава слова предусмотрено знакомство со сложными словами и введение понятия «основа». Кроме того, изучается несколько орфографических правил: правописание полногласных и неполногласных сочетаний в корнях слов (без обязательного использования терминов), суффиксов –ек, -ик, сочетаний цы-ци (ударных и безударных) в корне слова и в окончании (общее знакомство). Первое из правил (полногласные сочетания нельзя проверять неполногласными) вынесено на рассмотрения для предупреждения ложных проверок безударных гласных в корнях (загородить – ограда), а два других – из-за частотности слов, встречающихся с этими орфограммами (хвостик, кустик; цирк, цыплёнок, огурцы и т. п.)
Центральным языковым разделом является «Морфология». От знакомства с функцией слов, относящихся к разным частям речи, переходят к их детальному изучению; узнают названия частей речи. В центре внимания – единство функции, значение и формальных признаков имени существительного, имени прилагательного, глагола. В ознакомительном плане представляются имя числительное и, несколько подробнее, личные местоимения. Среди слов- помощников выделяются предлоги, союзы и частицы (на примере частицы не).
Изучение морфологии в данном курсе имеет следующие особенности.
Последовательность рассмотрения морфологических тем подчинена принципу: от общего знакомства со всеми частями речи и их грамматическими категориями – к последующему детальному изучению каждой. При этом второй этап начинается с глагола. Такое методическое решение продиктовано, во-первых, коммуникативной направленностью курса, в том числе и изучения морфологии, а во-вторых, стремлением повысить (за счёт неоднократного предъявления и сопоставления) эффективность освоения материала, трудного для младших школьников в силу его абстрактности.
Единая логика представления основных частей речи позволяет не только сравнивать их, но и рассматривать, например, имена существительные и имена прилагательные в рамках одного раздела.
Дети учатся опознанию каждой части речи не только по вопросу, на который отвечает слово, но и по комплексу грамматических признаков, в частности, по особенностям изменения. При этом умение определять части речи формируется поэтапно: сначала применительно к словам, в которых категориальное значение не противоречит лексическому (называющим конкретные предметы, признаки, действия), а лишь затем переносится на слова типа бег, стук, зелень, доброта, болеет, чувствует и др.
Проявление пристального внимания к значению слов потребовало разведение понятий: «лексическое» и «грамматическое» значение (для учащихся – «значение основы» и «значение окончания»). Для лучшего осмысления изучаемых категорий числа, падежа, времени, лица включены наблюдения за значением, передаваемым той или иной формой.
В разных учебниках русского языка для основной школы по-разному трактуется –ть и ти на конце инфинитива: как суффикс и как окончание, что отражает различие взглядов лингвистов. В такой ситуации не представляется правильным закреплять в начальных классах одну из точек зрения, поэтому в курсе вопрос оставляется открытым. О неопределённой форме говорится, что она оканчивается на –ть или -ти. Для разбора по составу слова глаголы в неопределённой форме не предлагаются, но при необходимости –ть и –ти прости подчёркиваются.
-Ся и –сь в возвратных глаголах (термин не употребляется) рассматривается как суффикс, особенность которого состоит в том, что он может располагаться как после окончания, так и после –ть и –ти в неопределённой форме глагола.
5. предусмотрено целенаправленное обучение младших школьников преодолению грамматических трудностей русского языка с помощью специального справочника: «Какого рода и числа слово? Словарь трудностей». Такой словарь создан и помещён в учебник.
В 3-ем классе вновь выносится на рассмотрение тема «Предложение». Основное её назначение – познакомить с главными и второстепенными (без деления на виды) членами предложения, научить выделять их. При этом дети узнают о возможности постановки от слова к слову двух типов вопросов – по смыслу и по форме, начинают учиться задавать их.
Продолжается обучение созданию текстов: осваивается построение повествования и описания предмета, предложений со значением оценки, а также новые жанры: этюд (словесная зарисовка) и инструкция (совет о том, как что-то делать).
С точки зрения орфографии в центре внимания находится не только изучение нескольких орфографических правил, связанных написанием слов изучаемых частей речи, но и последовательное совершенствование орфографической зоркости учащихся, а также основанного на ней действия орфографического самоконтроля, чему способствует широкое применение приёма письма «с окошками».
Место курса в учебном плане
Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определенному ФГОС, годового календарного графика на 2014 – 2015 учебный год на изучение учебного предмета Русский язык отводится по плану 175 ч, фактически 170 ч, т.к. 5 часа выпадают на праздничные дни. Программный материал будет пройден за счёт повторения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Русский язык»
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное
Содержание учебного предмета
Речь, развитие речи, практика речевой деятельности.
Речь как способ общения людей. Деловые сообщения и словесные рисунки как разновидности речи. Особенности оформления мыслей (предложений) в устной и письменной форме. Выполнение главных требований к речи (устной и письменной): быть понятной и вежливой.
Практическое овладение диалогической и монологической формами речи в различных ситуациях, в том числе при общении на уроке и в быту: слушать и понимать информацию, воспринятую на слух, участвовать в коллективном обсуждении разных вопросов, точно отвечать на вопросы и задавать свои, высказывать свою точку зрения, выслушивать и стараться понимать чужую; выбирать языковые средства с учётом особенностей собеседника; пользоваться формулами речевого этикета в типовых ситуациях общения (просьбы, благодарности и др.), соблюдать основные правила общения (не перебивать, смотреть на собеседника, стараться понять его и помогать понимать себя), начинать и завершать разговор.
Практическое овладение умением работать с информацией, содержащейся в заданиях, сообщениях, справочных материалах учебника, в том числе представленной в виде схем, алгоритмов, осознанно пользоваться ею для решения учебно-познавательных задач.
Правильность и точность как важные качества хорошей речи. Обучение правильному использованию, произношению, выбору средств языка с учётом ситуации и задач общения (в объёме, предусмотренном учебником). Практическое освоение словаря грамматических трудностей «Какого рода и числа слово?».
Текст: продолжение освоения основных признаков. Повествование и описание предмета, особенности их содержания и построения; словесная зарисовка (этюд) повествовательного или описательного типа. Организация делового текста типа инструкции (как что-то делать). Предложения со значением оценки действительности; особенности их построения. Роль и место таких предложений в тексте, выражение в них главной мысли.
Строение текста, включающего несколько подтем. План текста и способы его составления. Красная строка как знак начала текста и его частей. Оформление письменного текста, состоящего из нескольких частей. Изложение текстов различного характера (подробное, выборочное, с элементами дополнения и перестройки текста). Создание собственных текстов на основе разных источников (картин, серии рисунков, личных наблюдений). Практическое освоение различных жанров речи, особенностей их построения, выбора языковых средств, оформления: словесная зарисовка (этюд), совет о том, как что-то делать (инструкция).
Фонетика и графика.[1] Дальнейшее совершенствование умений: различать звуки и буквы, соблюдать правила произношения, а также использовать знание алфавита при обращении к словарям.
Лексика. Слово и два его значения: основы (лексическое) и окончания (грамматическое); накопление опыта выявления слов, лексическое значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или толковому словарю. Наблюдение за использованием синонимов в речи, за выбором точного слова. Начальное представление о прямом и переносном значении, о словах, имеющих несколько значений, о происхождении отдельных слов и выражений.
Состав слова (морфемика) Продолжение овладения понятием «однокоренные слова»; общее знакомство с понятием «основа слова», представление о сложных словах, о значении основы (лексическом) и окончания (грамматическом).
Совершенствование умения выделять части слов и необходимых для этого способов действия. Продолжение наблюдений за строением слов, за использованием приставок и суффиксов для повышения точности и выразительности речи.
Разграничение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Морфология
Части речи как группы слов, отличающиеся значением, вопросом, на который отвечают слова, способами изменения. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Общее представление о форме слова, о понятии «начальной форма», об окончании как выразителе грамматического значения слова.
Имя существительное, его значение и употребление в речи. Значение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода; использование словаря учебника «Какого рода и числа слово?». Изменение имён существительных по числам; имена существительные, не имеющие пары по числу. Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное; овладение необходимым для этого способом действия. Различение падежных и смысловых вопросов. Морфологический анализ имён существительных (в объёме изученного).
Соблюдение правил культуры речи при использовании имён существительных: не имеющих форм единственного или множественного числа (очки, санки, молоко, сахар), несклоняемых (пальто, метро, кино, шоссе).
Имя прилагательное, его значение и употребление в речи, полная зависимость от имени существительного. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Использование имён прилагательных в речи для повышения её точности и выразительности. Морфологический анализ имён прилагательных.
Имя числительное: назначение в речи, общее представление об изменении. Сходство имён существительных, имён прилагательных и имён числительных, составляющих группу имён.
Местоимение как часть речи (общее представление). Личные местоимения, их назначение, значения местоимений 1-го, 2-го, 3-го лица; правило употребления местоимений 3-го лица с предлогами. Использование личных местоимений для устранения повторов имён существительных; предупреждение неудачного употребления местоимений как одной из причин неясности речи.
Глагол, его назначение в речи и возможные значения. Неопределённая форма глагола как его начальная форма, способ её нахождения. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?».
Изменение глаголов по временам; значение времён и внешние приметы; две формы будущего времени. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени; значение форм лица. Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам. Окончания глаголов личные и родовые.
Морфологический анализ глаголов (в объёме изученного).
Работа над правильностью речи: над правильным ударением (звонит, позвонишь, послала, начала…), над верным чередованием звуков (бежит – бегут, хочешь – хотят); наблюдения за использованием форм настоящего времени вместо прошедшего, форм 2-го лица вместо 1-го для повышения выразительности речи.
Предлоги, союзы и, а, но, частица не как служебные части речи. Участие предлогов в образовании падежных форм имён существительных и местоимений. Назначение и использование союзов и, а, но; значение и использование частицы не с глаголами.
Синтаксис
Предложение, его назначение, признаки. Общее представление о понятии «член предложения», о связи слов в предложении «по смыслу» и «по форме», о возможности постановки от слова к слову двух вопросов: смысловых и падежных.
Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) как его основа; способ нахождения в предложении главных членов. Представление о второстепенных членах предложения и их роли в речи. Разграничение распространенных и нераспространенных предложений.
Орфография и пунктуация
Совершенствование владения понятием «орфограмма» и умения обнаруживать орфограммы на основе освоенных признаков. Использование приёма сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письма с «окошками») как способа самоконтроля в процессе письма и «ухода» от орфографических ошибок.
Применение изученных орфографических правил и обращение к орфографическому словарю как способы решения орфографических задач.
Освоение правил письма на месте следующих орфограмм:
- предлоги при местоимениях;
- несколько проверяемых безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корне слова;
- непроверяемые безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные в корне слова (в пределах списка слов);
- ь после шипящих на конце имён существительных в именительном падеже (ночь, мяч);
- безударные гласные в родовых окончаниях имён прилагательных в именительном падеже;
- безударные гласные в родовых окончаниях глаголов;
- безударные гласные (-е-, -и-, -а-, -я-) в суффиксах глаголов (в пределах списка слов);
- раздельное написание не с глаголами;
- ь в неопределённой форме глагола, в том числе в сочетании ться;
- ь после шипящих в форме глаголов 2-го лица единственного числа;
- написание суффиксов -ек – -ик;
- написание сочетаний ци – цы в положении под ударением и без ударения;
- соединительные гласные в сложных словах.
Продолжение освоения правил пунктуационного оформления конца предложения.
Проверка написанного: практическое овладение.
Освоение правильного написания следующих слов с непроверяемыми гласными и согласными: автобус, автомобиль, адрес, аккуратный, апрель, балкон, библиотека, ботинки, быстро, валенки, варежки, велосипед, веять, видеть, вокруг, ворона, гараж, гладить, город, горох, готовить, двадцать, декабрь, жёлтый, животное, завод, завтра, земляника, каникулы, карман, картофель, клеить, коллекция, лаять, математика, мебель, месяц, минута, ноябрь, обидеть, облако, огород, огромный, одиннадцать, октябрь, отдых, падать, плавать, платок, полотенце, природа, прыгать, пятьдесят, сапоги, сарай, сентябрь, сеять, скоро, слушать, слышать, сначала, солдат, соловей, сорок, сорока, ставить, строить, таять, товарищ, трамвай, улица, февраль, футбол, цыплёнок, черный, шоссе, январь.
Тематическое планирование
№п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
1. | Знаем - повторим, не знаем - узнаем | 19 | решение орфографических задач, фонематический анализ слов наблюдения за интонацией и эмоциональной окраской предложения, отработка каллиграфического навыка |
2. | Каждое слово – часть речи | 26 | решение орфографических задач, применение способов действия необходимых для решения изученных вопросов орфографии, обращение к словарю для освоения новых слов, отработка каллиграфического навыка |
3. | Продолжаем знакомиться с частями речи | 34 | решение орфографических задач, применение способов действия необходимых для решения изученных вопросов орфографии, обращение к словарю для освоения новых слов, отработка каллиграфического навыка |
4. | Что мы знаем о частях речи | 22 | решение орфографических задач, фонематический анализ слов, применение способов действия необходимых для решения изученных вопросов орфо- графии, отработка каллиграфического навыка |
5. | Возвращаемся к разговору о предложении | 16 | решение орфографических задач, применение способов действия необходимых для решения изученных вопросов орфографии, наблюдения за интонацией и эмоциональной окраской предложения, отработка каллиграфического навыка |
6. | И вновь о частях речи тях речи | 22 | решение орфографических задач, применение способов действия необходимых для решения изученных вопросов орфографии, обращение к словарю для освоения новых слов, отработка каллиграфического навыка |
7. | Обо всем что мы теперь зна- ем | 31 | решение орфографических задач, фонематический анализ слов наблюдения за интонацией и эмоциональной окраской предложения, применение способов действия необходимых для решения изученных вопросов орфографии, наблюдения за интонацией и эмоциональной окраской предложения, обращение к словарю для освоения новых слов, отработка каллиграфического навыка |
Итого | 170 |
Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература
Авторы | Название | Издательство | Год издания |
УМК «Гармония» | |||
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. | Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 3 класса в 2-х частях | «Ассоциация XXI» | 2013 |
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. | Тетради с печатной основой к учебнику «К тайнам нашего языка» для 3 класса в 3-х частях | «Ассоциация XXI» | 2014 |
Корешкова Т.В | Тестовые задания по русскому языку в 2-х частях | «Ассоциация XXI» | 2012 |
Справочные пособия, словари.
1.Бондаренко А.А. Пишу правильно: орфографический словарь. – М, 2004.
2.Неусыпова Н.М. Толковый словарик русского языка. – М., 1989.
3.Славная М.В. Пиши без ошибок: орфографический словарик школьника. – СПб, 2003.
4.Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 3 класса. – Смоленск: Ассоциация XXI – 2010.
5.Умные уроки SMART. Сборник методических рекомендаций по работе со СМАРТ-устройствами и программами.
Планируемые предметные результаты
освоения программы3-го класса[2]
В области речи, речевой деятельности
Ученик научится:
– участвовать в коллективном обсуждении вопросов на уроке, вступать в разговор, говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников, соблюдать при этом основные правила речевого поведения;
– самостоятельно читать задания и другие материалы учебника, понимать их, следовать инструкциям;
– пользоваться словарями учебника (в том числе грамматическим «Какого рода и числа слово?») для решения различных практических вопросов;
– соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания изученных слов;
– понимать тему текста и его словесно выраженную главную мысль, выделять предложение, содержащее основную мысль; озаглавливать текст с учётом его темы и главной мысли;
– озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;
– различать повествования и описания предмета (в ясных случаях), выделять предложения со значением оценки и характеризовать их роль в тексте;
– замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;
– письменно (после коллективной подготовки) подробно, выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), осознанно сохраняя особенности оригинала;
– письменно (после коллективной подготовки) пересказывать текст, внося в него указанные изменения (например, меняя лицо рассказчика);
– письменно создавать речевые произведения освоенных жанров (например, словесную зарисовку), небольшие тексты повествовательного и описательного характера, использовать в них предложения со значением оценки;
– улучшать созданный или пересказанный текст: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.
Ученик получит возможность научиться:
– понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);
– самостоятельно делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;
– самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, сохраняя особенности оригинала, а также внося требуемые изменения (например, изменяя лицо рассказчика);
– создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции), небольшие тексты, содержащие повествование, описание и оценку чего-либо;
– редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;
– соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.
В области освоения языка
В области фонетики и графики[3]
Ученик научится:
– различать звуки и буквы, объяснять случаи их несовпадения, в том числе и в количественном отношении (например, при наличии непроизносимых согласных, сочетаний -тся, -ться) ;
– понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде; выполнять различные учебные задания с использованием моделей;
– анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;
– правильно называть буквы алфавита, использовать знание алфавита при работе со словарями;
– пользоваться при письме новым для учащихся небуквенным графическим средством: абзацным отступом («красной строкой»).
Ученик получит возможность научиться:
– классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
– письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.
В области лексики[4]
Ученик научится:
– осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;
– различать в слове два значения: основы (лексическое) и окончания (грамматическое);
– выявлять в речи (устной и письменной) слова, лексическое значение которых требует уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника;
– в специально предложенных текстах замечать слова, обеспечивающие точность и выразительность речи;
– стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов.
Ученик получит возможность научиться:
– выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;
– самостоятельно замечать слова, обеспечивающие точность и выразительность речи;
– понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении.
В области словообразования (морфемики)
Ученик научится:
– выделять в слове (в ясных случаях) основу слова и окончание, понимать их различную роль в слове; находить в основе корень, приставку, суффикс (в однозначных случаях);
– отличать от однокоренных слов формы одного и того же слова;
– сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от их строения;
– соотносить слова с предъявленными моделями, выполнять разнообразные учебные задания с использованием моделей;
– различать изменяемые и неизменяемые слова.
Ученик получит возможность научиться:
– понимать роль каждой из частей основы (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);
– отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;
– определять значение слова, передаваемое окончанием (грамматическое);
– выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия).
В области морфологии
Ученик научится:
– выявлять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного);
– ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;
– определять морфологические признаки слова (род, число, падеж имени существительного и имени прилагательного; время, число, лицо или род глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия;
– сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам;
– пользоваться словарём учебника «Какого рода и числа слово?» для решения вопросов правильности речи;
– правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы), личные местоимения 3-го лица с предлогами; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;
– под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;
– пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, стремиться при этом к повышению точности, выразительности речи.
Ученик получит возможность научиться:
– различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания глаголов; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;
– находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам;
– выполнять морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия (объёме изученного);
– соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;
–замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их;
– понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе .
В области синтаксиса и пунктуации
Ученик научится:
– различать понятия «части речи» и «члены предложения», понимать смысл понятий «главные» и «второстепенные» члены предложения; осознавать главные члены как основу предложения;
– выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;
– устанавливать связи членов предложения, ставить от одного к другому вопросы «по смыслу» и «по форме»; различать основу предложения и пары других его членов;
– отражать связь членов предложения в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
– проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;
– распространять заданные предложения второстепенными членами, выявлять смысловые различия распространённых и нераспространённых предложений.
Ученик получит возможность научиться
– осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;
– строить предложения заданной структуры (с опорой на схему);
– использовать знания о роли второстепенных членов предложения при создании собственных высказываний для повышения их точности и выразительности.
Формирование орфографических умений
Ученик научится:
– по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);
– определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);
– разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;
– пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;
– применять изученные орфографические правила (в объёме программы 1– 3-го классов);
– пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;
– писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме);
– списывать и писать под диктовку;
– проверять написанное и вносить коррективы.
Ученик получит возможность научиться
– обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;
– оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм;
– применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой 3 класса);
– эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система оценивания планируемых результатов по русскому языку
Отметка "5" - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Обучающийся обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Отметка "4" - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).
Отметка "3" - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Обучающийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
Отметку "2" - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов обучающегося составляет менее 50% содержания (неправильный ответ).
Оценивание контрольных работ:
Диктант | Списывание | ||
«5» | Без ошибок, одно исправление | «5» | Без ошибок, одно исправление |
«4» | Не более 2-х ошибок | «4» | Не более 3-х ошибок |
«3» | Не более 6 ошибок | «3» | Не более 6 ошибок |
«2» | Более 6 ошибок | «2» | Более 6 ошибок |
- Задание считается выполненным, если содержит более 65% верных ответов.
- При проверке диктантов три ошибки на одно и то же правило считаются за 1 ошибку, с четвертой - за самостоятельную.
- Самостоятельное исправление ошибки обучающимся не учитывается, отметка не снижается (при списывании текста отметка снижается).
Уровни успешности | 4-балльная шкала | 100%-шкала |
Не достигнут базовый уровень Не решена типовая, много раз отработанная задача | «2» − ниже нормы, неудовлетворительно | Выполнено менее 50% заданий базового уровня |
Базовый уровень Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания | «3» − норма, зачёт, удовлетворительно. Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) | Выполнено 50 – 65% заданий базового уровня |
Повышенный уровеньРешение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знания по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации | «4» − хорошо. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) | Выполнено более 65% заданий базового уровня и 50 % заданий повышенного уровня или 100% заданий базового уровня |
«5» − отлично. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) | Выполнено 90 - 100% заданий базового уровня и не менее 50 % заданий повышенного уровня |
Особенности оценивания тестовых работ
Вид теста | Критерии успешности | 5-балльная система |
Базовый уровень | ||
Тест (с выбором ответа) | 65% и более правильных ответов | 65% - 79% - «3» 80% - 100% - «4» |
Тест (со свободным ответом) | 50% и более правильных ответов | 50% - 69% - «3» 70% - 100% - «4» |
Смешанный тест | 55% и более правильных ответов | 55% - 75% - «3» 76% - 100% - «4» |
Повышенный уровень | ||
Правильно выполнены задания базового уровня и 50 – 65 % заданий повышенного уровня | «5» |
Календарно – тематическое планирование
по русскому языку
предмет
Класс – 3 «В»
Учитель – Куди Инна Анатольевна
Количество часов:
Всего 170 час; в неделю 5 час.
Плановых контрольных работ 13 , зачетов ______, тестов_______;
________л.р.; _________п.р.;
развитие речи: _____2_соч.; 8 изл.;
уроков внеклассного чтения _______
экскурсий _________
Планирование составлено на основе Федерального государственного стандарта общего образования _второго поколения________________________________________
Программа
«Гармония» Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011г.____________________________
Учебник: К тайнам нашего языка. 3 класс 1-2 часть. М.С.Соловейчик. Смоленск: Ассоциация XXI век. 2013 г.
«Тетрадь-задачник к учебнику русского языка для 3 класса»
М.С.Соловейчик, Смоленск: Ассоциация ΧΧI век, 2014г._______________________
_________________________________________________________________________
Название, автор, издательство, год издания
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Коли чест- во часов | Основное содержание обучения | Кален дарные сроки | Задания в учебнике (упр.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Повторение изученного и расширение сведений. | |||||
1 | Повторение изученного о речи. | 1 | -повторение материала, изученного во 2 классе; - упражнение в исправлении ошибок и выборе точного слова; - знакомство с понятиями "правильно" и "точно"; - тренировка в использовании языковых средств в устной речи. | 01.09 | 1-4 |
2 | Повторение изученного о речи. | 1 | 02.09 | 5-9 | |
3 | Понятия «правильно и точно». | 1 | 03.09 | 10-15 | |
4 | Знакомство с понятием «основа слова». | 1 | 04.09 | 16-23 | |
5 | Разбор слова по составу. | 1 | -повторение памятки "Как узнать строение слова?"; - упражнение в разборе слов по составу; | 05.09 | 25-30 |
Будем решать орфографические задачи – известные и новые | |||||
6 | Повторение изученного по орфографии | 1 | - повторение основных орфограмм корня слова, способов решения известных орфографических задач; - знакомство с новыми словарными словами. | 08.09 | 31-37 |
7 | Повторение изученного по орфографии | 1 | 09.09 | 38-41 | |
8 | Полногласные и неполногласные сочетания | 1 | - знакомство с орфограммами корня с сочетаниями -оро-, -оло-, -ра-, -ла-, -ере-, -ре-; - решение орфографической задачи в слове содержащем более одной орфограммы. | 10.09 | 42-49 |
9 | Правописание суффиксов -ек и -ик- | 1 | - знакомство с правописанием суффиксов -ек-, -ик-; - упражнение в правильном написании слов с суффиксами -ек-, -ик. | 11.09 | 50-57 |
10 | Правописание сочетаний -цы- – -ци- | 1 | - знакомство с правописанием ударных и безударных сочетаний -цы-; -ци-; - упражнение в правильном написании слов с сочетаниями -цы-; -ци-. | 12.09 | 58-63 |
11 | Правописание сочетаний -цы- – -ци- | 1 | 15.09 | 64-66 | |
12 | Входной контрольный диктант . | 1 | - знакомство с понятием "основа слова"; - выявление значения основы(лексическое) и окончания(грамматиче- ское) слова; -упражнение в разборе слов по составу. | 16.09 | |
13 | Общее знакомство со сложными словами | 1 | - знакомство с понятием "сложные слова" и правилами их написания; - упражнение в развитии орфографической зоркости. | 17.09 | 67-72 |
14 | Освоение изученных орфографических правил | 1 | -упражнение в правописании сложных слов; - закрепление известных правил письма, тренировка в их применении. | 18.09 | 73-76 |
15 | Обобщение и систематизация известных правил письма. | 1 | 19.09 | 77-82 | |
16 | Обобщение и систематизация известных правил письма. | 1 | 22.09 | 83-88 | |
17 | Контрольный диктант по итогам повторения . | 1 | - совершенствование умений находить орфограммы и объяснять их. | 23.09 | |
18 | Работа над ошибками. | - корректировка работы.определение видов орфограмм. | 24.09 | ||
19 | Изложения (рассказы о словах или рассказы о событиях) | 1 | - знакомство с историей происхождения слов; - развитие умения находить орфограммы и объяснять их; - работа над передачей текста свободно в устной и письменной форме. | 25.09 | 89-92 |
20 | Изложение № 1. | 1 | 26.09 | 93-94 | |
Морфология Каждое слово – часть речи | |||||
Общее знакомство с частями речи | |||||
21 | Представление понятия «части речи». | 1 | - знакомство с понятием "части речи". | 29.09 | 95-104 |
22 | Знакомство с названиями частей речи. | 1 | - знакомство с частями речи, с признаками объединения различных слов в группы; - упражнение в письме по памяти. | 30.09 | 105-113 |
23 | Назовём слова-указатели | 1 | 01.10 | 114-119 | |
24 | Освоение личных местоимений. | 1 | 02.10 | 120-126 | |
25 | Знакомство с названиями слов-помощников. | 1 | - знакомство с названиями слов-помощников; - тренировка в употреблении и написании служебных слов. | 03.10 | 128-133 |
26 | Употребление и написание служебных частей речи. | 1 | 06.10 | 134-140 | |
27 | Употребление и написание служебных частей речи. | 1 | - знакомство с признаками, по которым определяются части речи; - упражнение в использовании слов разных групп в речи. | 07.10 | 141-143 |
28 | Обобщение изученного о частях речи. | 1 | 08.10 | 144 | |
29 | Изложение № 2: обучение рассказу о словах. | 1 | - подготовка к письменному пересказу; - исправление ошибок в предложениях, самостоятельная запись предложений. | 09.10 | 145 |
30 | Обобщение изученного о частях речи. | 1 | - упражнение в правильном употреблении в устной и письменной речи слов разных частей речи; - повторение изученных вопросов правописания. | 10.10 | |
31 | Контрольное списывание № 1. | 1 | 13.10 | 146 | |
Слово и его формы | |||||
32 | Представление понятия «форма слова». | 1 | - знакомство с понятием "форма слова", с изменением формы слова; - упражнение в постановке вопросов к начальным формам глагола, имени существительного, имени прилагательного; - тренировка в нахождении начальных форм глагола, имени существительного, имени прилагательного. | 14.10 | 147-152 |
33 | Знакомство с начальной формой глагола и имени существительного. | 1 | 15.10 | 153-157 | |
34 | Знакомство с начальной формой имени прилагательного. | 1 | 16.10 | 158-162 | |
35 | Закрепление изученного по теме «Слово и его формы» | 1 | 17.10 | ||
Сравниваем части речи | |||||
36 | Род имён существительных и имен прилагательных. | 1 | Знакомство с родом имён существительных и прилагательных, со способом определения родовых окончаний имён прилагательных. Совершенствование навыков сравнения имён существительных и прилагательных. | 20.10 | 163-171 |
37 | Род имён существительных и имен прилагательных. | 1 | 21.10 | 172-176 | |
38 | Контрольный диктант по итогам 1 четверти | 1 | Упражнение в изменении имён существительных по числам, имён прилагательных по числам и родам. | 22.10 | 177-182 |
39 | Изменение по родам глаголов в форме прошедшего времени. | 1 | Знакомство со способом действия для выбора рода у одной из форм глагола. | 23.10 | 183-188 |
40 | Знакомство с изменение по падежам. | 1 | Знакомство с изменение по падежам, с падежными вопросами. Знакомство с личными местоимениями, их значением, употреблением вместо имени существительного. | 24.10 | 189-196 |
41 | Названия падежей и их вопросы. Способ определения падежа. | 1 | Повторение названия падежей и их вопросов. Знакомство со способом определения падежа. Знакомство с местоимениями 1, 2, 3-го лица, изменением их по числам и падежам. | 27.10 | 197-204 |
42 | Освоение способа действия для определения падежей. | 1 | 28.10 | 205-210 | |
43 | Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. | 1 | Упражнение в определении рода, падежей имён существительных и прилагательных. | 05.11 | 211-215 |
44 | Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. | 1 | 06.11 | 216-219 | |
45 | Закрепление изученного материала. | 1 | Совершенствование навыков правильного письма. | 07.11 | 220-223 |
Глагол как часть речи | 27ч. | ||||
46 | Повторение изученного о частях речи. | 1 | Повторение сведений об изученных частях речи. | 10.11 | 224-227 |
47 | Наблюдение за ролью глаголов в речи. | 1 | Повторение изученного о глаголах. Наблюдение за ролью глаголов в речи. | 11.11 | 228-232 |
48 | Наблюдения за изменениями глаголов. | 1 | Упражнение в изменении глаголов прошедшего времени по родам и числам. | 12.11 | 233-237 |
49 | Знакомство с системой времён глагола. | 1 | Знакомство с изменением глаголов по временам, уточнение и обобщение сведений об изменении глаголов; применение глаголов в речи. | 13.11 | 238-243 |
50 | Изменения глаголов прошедшего, настоящего, будущего времени. | 1 | 14.11 | 244-246 | |
51 | Закрепление изученного. | 1 | Знакомство с понятием "принадлежность слова к той или иной части речи". Выявление отличительных признаков каждой части речи. Расширение представлений о значении глагола. | 17.11 | 247-251 |
52 | Диктант по теме»Глагол» | 1 | 18.11 | ||
53 | Как отличить глагол от других частей речи? | 1 | 19.11 | 253-260 | |
54 | Неопределённая форма глагола. | 1 | Знакомство с понятиями "неопределённая форма глагола", "начальная форма глагола", способами её нахождения. Упражнение в способах нахождения неопределённой формы глагола. Развитие орфографической зоркости. | 20.11 | 261-267 |
55 | Закрепление изученного. | 1 | 21.11 | 268-272 | |
56 | Строение и написание глаголов в неопределённой форме. | 1 | 24.11 | 273-277 | |
57 | Закрепление изученного. | 1 | 25.11 | 278-280 | |
58 | Обучение нахождению неопределённой формы глагола | 1 | 26.11 | 281-284 | |
59 | Закрепление изученного. | 1 | 27.11 | 285-286 | |
60 | Прошедшее время глагола. | 1 | Знакомство с изменением глаголов прошедшего времени по родам и числам. Наблюдение за изменением родовых окончаний и суффиксов у глаголов прошедшего времени. Упражнение в распознавании принадлежности слова к той или иной части речи.разбор слов по составу. Выполнение тренировочных упражнений в написании глаголов прошедшего времени. | 28.11 | 287-294 |
61 | Закрепление сведений о глаголах прошедшего времени. | 1 | 01.12 | 295-301 | |
62 | Использование глаголов прошедшего времени в речи. | 1 | 02.12 | 302-307 | |
63 | Контрольное списывание № 2. | 1 | Упражнение в правильном образовании временных форм глаголов. Выполнение работы по контрольному списыванию. | 03.12 | 308 |
64 | Особенности глаголов настоящего времени. | 1 | Наблюдение за употреблением в речи глаголов настоящего времени, за изменением глаголов настоящего времени по лицам, за окончаниями глаголов настоящего времени. | 04.12 | 309-314 |
65 | Определение и образование форм глагола. | 1 | 05.12 | 315-318 | |
66 | Знакомство с двумя формами будущего времени. | 1 | Упражнение в написании личных окончаний глаголов. Наблюдение над значением глаголов будущего времени. Тренировка в постановке глагола в начальную форму и образовании глагольных форм времени. Уточнение значения форм единственного и множественного числа у разных форм глагола. Работа над совершенствованием умений находить орфограммы и объяснять их. | 08.12 | 319-325 |
67 | Знакомство с двумя формами будущего времени. | 1 | 09.12 | 326-330 | |
68 | Повторение изученного о глаголе. | 1 | 10.12 | 331-334 | |
69 | Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени. | 1 | 11.12 | 335-337 | |
70 | Закрепление изученного. | 1 | 12.12 | 338-339 | |
71 | Закрепление изученного | 1 | 15.12 | ||
Учимся рассказывать о действиях | 5 | ||||
72 | Изложение № 3 с изменением лица: пересказ текста от 1-го лица. | 1 | Работа над развитием устной и письменной речи. Пересказ текста от другого лица. | 16.12 | 340 |
73 | Изложение№ 4 текста-воспоминания. | 1 | Обучение пересказу от первого лица. Работа над формированием умения выделять главную мысль в тексте и излагать свои действия на бумаге. | 17.12 | 341 |
74 | Написание инструкций. | 1 | Знакомство с понятием "инструкция", частями, из которых состоит текст-инструкция, лексикой, которые употребляются в инструкции, с правилами составления инструкции. | 18.12 | 342-344 |
75 | Создание текста «Как я сделаю…» | 1 | Работа над формированием умения выделять главную мысль в тексте и излагать свои действия на бумаге. Выполнение упражнения по предупреждению повтора в предложениях. | 19.12 | 345-346 |
76 | Написание новогодних поздравлений. | 1 | Упражнение в составлении поздравлений, текстов-приглашений, написании поздравительных открыток и писем. | 22.12 | 347-350 |
77 | Контрольный диктант по итогам 2 четверти | 1 | Закрепление знаний об изученных частях речи, об изменении различных частей речи. | 23.12 | |
78 | Закрепление изученного.Словарный диктант № 2. | 1 | 24.12 | 351-352 | |
79 | Сходство и различие имён существительных и имён прилагательных. | 1 | Упражнение в использовании термином "форма слова", "начальная форма". Упражнение в определение начальной формы имён прилагательных и существительных. | 25.12 | 353-356 |
80 | Отличие глаголов от других частей речи. | 1 | Упражнение в постановке глагола в неопределённую форму, в употреблении в речи глаголы, близкие и противоположные по смыслу. | 26.12 | 357-362 |
81 | Закрепление изученного материала | 1 | Упражнение в определении времени глагола, лица, в написании мягкого знака в окончаниях 2-го лица единственного числа, соотнесении начальной и личной форм глагола. | 29.12 | 363-367 |
82 | Закрепление изученного материала | 1 | 30.12 | ||
83 | Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи. | 1 | Знакомство с морфологическим разбором глагола. Упражнение в изменении форм глагола. | 12.01 | 368-373 |
84 | Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи. | 1 | 13.01 | 374-378 | |
85 | Правописание глаголов в неопределённой форме. | 1 | 14.01 | 379-383 | |
86 | Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах. | 1 | Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах. Упражнение в изменении форм глагола. | 15.01 | 384-387 |
87 | Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах. | 1 | 16.01 | 388-390 | |
88 | Закрепление изученного. | 1 | 19.01 | 391 | |
Снова пересказываем и рассказываем | 5 | ||||
89 | Обучение составлению плана. | 1 | Работа над формированием умения выделять главную мысль в тексте и излагать свои действия на бумаге. Выполнение упражнений по составлению плана, по предупреждению повтора в предложениях. | 20.01 | 392-397 |
90 | Обучение составлению плана. | 1 | 21.01 | 399-400 | |
91 | Обучение составлению плана. | 1 | 22.01 | 401 | |
92 | Изложение № 5.Создание рассказа по картинкам. | 1 | Обучение созданию повествовательных текстов, составлению плана текста, выделению главной мысли в тексте и изложению своих действий на бумаге. | 23.01 | 402 |
93 | Сочинение № 1.Создание рассказа о проделках животных по личным впечатлениям. | 1 | Обучение построению текста. | 26.01 | 403-405 |
94 | Повторение изученного о предложении. | 1 | Обучение употреблению в речи простых и сложных предложений. | 27.01 | 406-409 |
95 | Знакомство с понятием «член предложения». | 1 | Знакомство с понятием «член предложения». | 28.01 | 410-414 |
96 | Понятие «главные члены» предложения. | 1 | Знакомство с понятием «главный член предложения», упражнения в нахождении главных членов предложения. | 29.01 | 415-419 |
97 | Упражнения в нахождении главных членов предложения. | 1 | 30.01 | 420-424 | |
98 | Упражнения в нахождении главных членов предложения. | 1 | 2.02 | ||
99 | Общее представление о второстепенных членах. | 1 | Знакомство с ролью второстепенных членов в предложении. Обучение установлению связи слов в предложении. Упражнение в выписывании различных пар членов предложения. | 3.02 | 425-431 |
100 | Закрепление изученного. | 1 | 4.02 | 432-437 | |
101 | Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме. | 1 | 5.02 | 438-440 | |
102 | Обучение установлению связи слов в предложении . | 1 | 6.02 | 441-444 | |
103 | Диктант по теме: "Члены предложения". | 1 | 9.02 | ||
104 | Работа над ошибками. Повторение и обобщение изученного о предложении. | 1 | Распознавание различных частей речи. Упражнение в согласовании членов предложения, в установлении связи слов в предложении, в выписывании различных пар членов предложения. | 10.02 | 445-448 |
105 | Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. | 1 | 11.02 | 449-453 | |
106 | Совершенствование грамматических и орфографических умений. | 1 | 12.02 | 454-456 | |
107 | Диктант по теме: "Возвращаемся к разговору о предложении". | 1 | Контроль уровня сформированности представлений о членах предложения, орфографической зоркости. | 13.02 | |
108 | Работа над ошибками. Закрепление изученного. | 1 | 16.02 | 457-458 | |
Рисуем словесные картины и учим друг друга. | 2 | ||||
109 | Создание текстов изобразительного характера. Сочинение № 2. | 1 | Закрепление знаний о типах текста. Обогащение словарного запаса, развитие речи, творческих способностей. Развитие умения употреблять в речи официально-деловую лексику. | 17.02 | 459-461 |
110 | Создание текста-инструкции. | 1 | 18.02 | 462-463 | |
111 | Повторение изученного об именах. | 1 | Выявление сходств и различий слов разных частей речи. | 19.02 | 464-469 |
112 | Повторение изученного об именах. | 1 | 20.02 | 470-475 | |
113 | Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного. | 1 | Наблюдение за связью имён существительных и прилагательных. Формирование умения находить имена существительные и прилагательные, находить командное слово, связывать имена прилагательные с именами существительными. Знакомство с притяжательными именами прилагательными, со "Словарём трудностей". Изучение памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи. Упражнение в выборе букв в окончаниях прилагательных. | 24,02 | 476-480 |
114 | Решение орфографических задач в окончаниях имён прилагательных. | 1 | 25.02 | 481-485 | |
115 | О значении имён прилагательных. | 1 | 26.02 | 486-489 | |
116 | Решение орфографических задач в окончаниях имён прилагательных. | 1 | 27.02 | 490-492 | |
117 | Решение орфографических задач в окончаниях имён прилагательных. | 1 | 2.03 | 493-497 | |
118 | Анализ имени существительного и имени прилагательного как части речи. | 1 | 3.03 | 498-502 | |
119 | Написание ь на конце имён существительных после шипящих. | 1 | Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих. Упражнение в написании слов с буквами шипящих на конце. | 4.03 | 503-510 |
120 | Написание ь на конце имён существительных после шипящих. | 1 | 5.03 | 511-514 | |
121 | Повторение изученного, обобщение | 1 | Развитие умения обнаруживать орфограммы, определять их разновидность и применять соответствующее правило. | 6.03 | 515-519 |
122 | Повторение изученного, обобщение. | 1 | 10.03 | 520-523 | |
123 | Повторение изученного, обобщение. | 1 | 11.03 | 525-528 | |
124 | Закрепление изученного. | 1 | 12.03 | 529-531 | |
125 | Закрепление изученного. | 1 | 13.03 | 532-534 | |
126 | Закрепление изученного материала | 1 | 16.03 | ||
127 | Диктант по итогам 3 четверти | 1 | Наблюдение за связью имён существительных и прилагательных. Упражнение в выборе букв в окончаниях прилагательных. Работа со "Словарём трудностей". | 17.04 | |
128 | Работа над грамматической правильностью речи. | 1 | 18.03 | ||
129 | Изложение № 6 "Расскажи сказку". | 1 | Упражнение в оформлении письменного текста. Выявление особенностей построения текстов разных типов. | 19.03 | 534 |
130 | Создание словесных зарисовок. | 1 | Работа над созданием словесных зарисовок. | 20.03 | 535 |
Повторение изученного | 17 | ||||
131 | Повторение общих сведений о частях речи и предложении. | 1 | Закрепление знаний о частях речи и членах предложения. | 1.04 | 537-540 |
132 | Изложение с элементами сочинения на основе картины. | 1 | Письменный пересказ текста, решение грамматических задач. | 2.04 | 541-542 |
133 | Повторение различных видов разбора. | 1 | Упражнение в различных видах разбора. | 3.04 | 543-547 |
134 | Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. | 1 | Упражнение в письменном пересказе текста. Знакомство с устаревшими и новыми словами, появляющимися в языке. | 6.04 | 548-554 |
135 | Работа над связью слов, над значением слов, над правильностью речи. | 1 | Упражнение в решении орфографических задач., применении полученных знаний при решении разнообразных практических задач. Совершенствование навыков правильного письма. | 7.04 | 555-560 |
136 | Повторение вопросов орфографии. | 1 | 8.04 | 561-566 | |
137 | Закрепление изученного. Словарный диктант № 3. | 1 | 9.04 | 567-568 | |
138 | Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слов. | 1 | 10.04 | 569 | |
139 | Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слов. | 1 | 13.04 | 570-571 | |
140 | Контрольное изложение | 1 | Самостоятельный письменный пересказ текста. | 14.04 | 572 |
141 | Систематизация изученных орфографических правил. | 1 | Работа над развитием орфографической зоркости, внимания, над правописанием слов с изученными орфограммами. | 15.04 | 573-576 |
142 | Систематизация изученных орфографических правил. | 1 | 16.04 | 577-578 | |
143 | Контрольное списывание № 3 | 1 | 17.04 | 579 | |
144 | Совершенствование орфографических и грамматических умений. | 1 | 20.04 | 580 | |
145 | Совершенствование орфографических и грамматических умений. | 1 | 21.04 | 581 | |
146 | Диктант по теме «Повторение» | 1 | 22.04 | ||
147 | Работа над ошибками. Закрепление изученного. | 1 | 23.04 | ||
Оцениваем, описываем, повествуем. | 16 ч | ||||
148 | Понятия «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки». | 1 | Работа над обдумыванием содержания и выбора средств языка, улучшением текста после записи. Упражнение в различении и составлении повествования и описания предмета. Развитие умения пользоваться различными типами речи: описывать предметы, повествовать о них, давать им оценку.определять типы текста в речи. | 24.04 | 582-587 |
149 | Тексты с описанием предмета и повествованием. | 1 | 27.04 | 588-589 | |
150 | Тексты с описанием предмета и повествованием. | 1 | 28.04 | 590-592 | |
151 | Предложения со значением оценки. | 1 | 29.04 | 593-595 | |
152 | Совершенствование речевых умений. | 1 | 30.04 | 596-597 | |
153 | Создание текстов-повествований по серии рисунков | 1 | Знакомство с понятием "этюд-описание" и "этюд-повествование". Выполнение упражнений по составлению словесных историй по картинкам, точному употреблению глаголов, построению словесных зарисовок. Составление словесных историй по картинкам. | 5.05 | 600-603 |
154 | Знакомство с особенностями словесных этюдов. | 1 | 6.05 | 604-606 | |
155 | Создание словесных этюдов на основе картинок учебника. | 1 | 7.05 | 607-610 | |
156 | Создание словесных этюдов на основе картинок учебника. | 1 | 8.05 | 611-614 | |
157 | Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям. | 1 | 12.05 | 615-616 | |
158 | Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям. | 1 | 13.05 | 618 | |
159 | Создание текстов разных жанров. | 1 | Работа над развитием умения составлять словесные этюды, употреблять сравнения, предложения восклицательные и вопросительные, грамотно оформлять их на письме, написание словесных картин по собственным наблюдениям. | 14.05 | 619 |
160 | Создание текстов разных жанров. | 1 | 15.05 | ||
161 | Создание текстов разных жанров. | 1 | 18.05 | 620 | |
162 | Контрольный диктант по итогам года. | 1 | 19.05 | ||
163 | Совершенствование речевых умений. | 1 | 20.05 | ||
164 | Комплексное повторение | 1 | Выполнение необходимых действий при решении орфографических задач и их правильной записи. Работа с таблицами в учебнике; упражнение в постановке вопросов одноклассникам по таблицам. Работа с различными видами текстов. Обучение написанию сочинений по воспоминаниям. | 21.05 | 621 |
165 | Комплексное повторение | 1 | 22.05 | 622 | |
166 | Комплексное повторение | 1 | 25.05 | ||
167 | Комплексное повторение | 1 | 26.05 | ||
168 | Комплексное повторение | 1 | 27.05 | ||
169 | Комплексное повторение | 1 | 28.05 | ||
170 | Комплексное повторение | 1 | 29.05 |
[1] Вопросы этого и следующего разделов рассматриваются при изучении различных разделов курса.
[2] Формирование многих умений в 3-м классе является продолжением начатой ранее работы, но осуществляется на новом учебном материале, на новом уровне.
[3] Работа ведётся на уровне совершенствования умений и распределяется по всем разделам курса 3-го класса.
[4] Работа ведётся при освоении всех разделов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...