Правописание частицы не с глаголами. Русский язык 2 класс Школа России
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Методическая разработка. Правописание частицы не с глаголами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_chastitsy_ne_s_glagolami.doc | 49.5 КБ |
prezentatsiya_chastitsa_ne_s_glagolami.ppt | 423.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание частицы не с глаголом
Цель: Ознакомление учащихся с новой частью речи – глаголом.
1. Ввести понятие “частица НЕ” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся.
2. Развивать у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление через формулировку вывода.
3. Воспитывать в учащихся интерес к предмету, коммуникативные навыки.
4. Повторить изученный материал о изученных частях речи (существительное, глагол).
5. Развивать мыслительную активность, познавательный интерес, самостоятельность учащихся, пополнять их словарный запас;
6. Применить полученные знания и умения в новой языковой ситуации (на новом языковом материале).
Задачи:
1. Формировать представления о функциях глагола в речи.
2. Повторить и обобщить знания об уже известной части речи – имени существительном.
3. Развивать логическое мышление, внимание, память, устную речь.
4. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
План:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи
- Открытие нового знания
- Физминутка.
- Конкретизация и уточнение первоначальных понятий.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Итог урока. Оценивание.
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной темой. Её название вы должны будете сформулировать самостоятельно и для этого вам необходимо быть очень внимательными.
2.Актуализация знаний.
Учитель. Откройте тетради. Запишите число и классная работа. Когда мы начинаем работать в тетради, что мы должны помнить( наклон, посадка).
Начинаем урок с минутки чистописания. Сегодня мы с вами запишем слова, которые будут начинаться на букву М и вы сами отгадаете, что это будут за слова. Ответьте, пожалуйста, в названии какой сказки, употребляется женское имя, которое начинается на букву М. ( Маша и медведь). Слад №1
– Правильно. Скажите, а как еще можно назвать Машу и почему?
- Мария ( полное имя).
У. Скажите, когда мы будем писать это слово, что должны помнить? Давайте дадим характеристику этому слову. ( Имя существительное, ед.ч., одушев., собств.) Запишем это имя на следующей строке. Мы с вами отработаем соединение букв ия, подчеркните это соединение.
У.-Скажите, а какое имя обычно дают тому самому медведю из сказки?
Д.-Миша. (правильно). слайд №2
У.-А как еще его можно назвать ? (Михаил , полное имя).
Дальше работаем со словом Михаил (характеристика), записываем на следующей строке, обращаем внимание на соединение ил, подчеркиваем.
У. Отложите ручки и посмотрите на экран, перед вами слова, кто может прочитать их.
Слайд №3
См.треть
Пол.вать
Пок.рмить
У.-Скажите, почему было тяжело прочитать эти слова?
Д.-Потому что там пропущены буквы.
У.-Верно, я просто не знаю, какую там букву надо писать, но вы ведь мне поможете? Почему там пропущены буквы?
Д.-Потому что это орфограмма ( безударная гласная в корне слова, ее можно проверить), проверяем.
У.Скажите, к какой части речи относятся эти слова? (Глагол, вспоминаем определение).
Давайте теперь составим словосочетания с нашими словами, запишем, выделим орфограммы. Слайд №4
Мария поливает. Михаил покормил. Ребята смотрят.
У.Мы составили предложения, скажите, как можно характеризовать этих ребят, судя по нашим предложениям?
Д. Они заботливые, трудолюбивые и т.д.
3.Постановка учебной задачи
У. А теперь перед вами задача: превратите мне этих ребят в совершенно противоположенных людей, но при этом не используйте синонимы.
Д.- Ребята предлагают разные варианты, а потом предлагаю вариант Мария не поливает. И т.д.
У.-Правильно, молодцы! Скажите, а что нам помогло превратить ребят в ленивых и безразличных?
Д.-Слово не !
У.-Правильно, это не просто слово, это частица. Скажите, а какую смысловую нагрузку несет эта частица? И с какой частью речи мы ее употребляли?
Д.-Отрицает, отвергает и т.д. с глаголом.
У.-Правильно. Кто мне может назвать тему сегодняшнего урока?
Д.-Частица не с глаголами.
У.-Верно. Тема нашего урока: Правописание частицы не с глаголами.
У.-Кто мне скажет цель урока?
Д.-Научиться писать частицу не с глаголами.
4.Открытие нового знания
У. Правильно, давайте откроем учебник на странице 113.
Читаем правило, узнаем, что частица не с глаголами пишется отдельно! Слайд №5 .Давайте теперь запишем наши словосочетания, так как мы знаем, как теперь пишется эта частица. Подчеркните частицу не. Слайд №6
5.Физкультминутка.
Отложите ручки. Сейчас немного отдохнем.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом!
Мы топаем ногами: топ –топ – топ.
Мы хлопаем руками: хлоп – хлоп – хлоп.
Мы руки разведём
И побежим кругом!
У. Ребята, что сейчас делали?
Д. Мы выполняли действия.
У. Как называются слова, обозначающие действия?
Д. Глаголы.
А теперь в это стихотворение мы добавим частицу не. Вместе превращаем.
У. Скажите, что мы добавили к глаголам?
Д.- Частицу не.
У. -Как она пишется с глаголами?
Д. -Раздельно
У.- Верно, молодцы!
6.Конкретизация и уточнение первоначальных понятий.
А сейчас давайте обратимся к учебнику, упражнение № 113.
У. Прочитайте задание. Что нужно сделать?
Д. Прочитать выразительно.
Дети читают про себя. Учитель читает вслух.
У. Скажите, а почему стихотворение названо Не?
Д. Потому что не, это частица, которая все отрицает. В стихотворении говорится о том, что делать нельзя.
У. Давайте прочитаем эти слова.
Д. Читают, обсуждаем эти слова.
Запишите в тетради эти слова, подчеркните частицу не. Как она пишется?
Д. Повторяют правило.
У. А какие правила поведения еще можно предложить ребятам?
Д. Не бегать по школе, не ссориться и т.д.
У. Запишите, пожалуйста, в тетради три правила, которые вы сейчас вспомнили, подчеркните орфограмму. Что подчеркнем?
Д. Надо подчеркнуть частицу не, так как с глаголами пишется раздельно.
Творческая работа
У. Давайте попробуем свой обычный день описать с помощью глаголов и глаголов с частицей не. Начну я.
Сегодня я проснулась, но не выспалась. Позавтракала, но не наелась. Собралась на работу. Пошла, но не побежала…
Д. Варианты детей.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Посмотрите на упражнение 114. Это будет домашним задание. Разбор задания. + правило на стр. 112.
Подведение итога.
У. Молодцы. Давайте подведем итоги урока. Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?
Д. Познакомиться с частицей Не, научится писать ее.
У. Мы научились? Что же такое частица не? Какую смысловую нагрузку она несет? Как пишется с глаголами?
Д. Ответы детей.
У. Оцените свою работу на уроке. Встаньте те, кому было легко сегодня на уроке. Кто испытал какие-то затруднения. Кому было тяжело. ( В итоге встали все).
Мы сегодня все поработали хорошо. Даже если у вас возникли трудности - это нормально, все мы сталкиваемся с трудностями, главное, что мы их учимся преодолеваем. Спасибо вам за урок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Медведь Миша Михаил
Мария и Михаил См . треть – смотрел - смотрит Пол . вать – поливать - лить Пок . рмить – покормил - кормит Мария поливала цветы. Михаил покормил щенка. Ребята смотрели кино.
Мария и Михаил Мария не поливала цветы. Михаил не покормил щенка. Ребята не смотрели кино.
Правописание частицы не с глаголами Частица не с глаголами пишется отдельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по теме: «Правописание частицы не с глаголами» в 3 классе
Расширить знания о служебных частях речи;познакомить с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголами; познакомить с глаголами-исключениями;развивать устную и письменную речь у...
Конспект урока русского языка 4 класс Тема: ,,Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.\'\' УМК ,,Школа России\'\'
Урок с использованием ИКТ. Првавописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени....
Конспект урока русского языка «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени» (УМК «Школа России», 4 класс).
Цели деятельности учителя: формирование представлений о правописании безударного суффикса в глаголах прошедшего времени; умения правильно писать безударные суффиксы в глаголах прошедшего времени.Плани...
Конспект урока по русскому языку «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени»(УМК«Школа России», 4 класс )
Цели деятельности учителя: формирование умений определять безударный суффикс в глаголах прошедшего времени;ознакомление учащихся с правописанием безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.План...
Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени" (УМК "Школа России", 4 класс)
Конспект урока по русскому языкуТема урока: «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени» Цели деятельности учителя:формирование умений определять безударный суффи...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Правописание частицы не с глаголами, 2 класс
Цели деятельности учителя: актуализация знаний о единственном и множественном числе глаголов; ознакомление с правилом написания частицы не с глаголами; формирование умения раздельно писать частиц...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс Тема: "Правописание частины "не" с глаголами""
Задачи урокаДидактические:Познакомить с правописанием частицы «не» с глаголами;Учить писать слова на определенную орфограмму.Развивающие:1.Развивать память, логическое мышление, внимание ч...