Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс Тема: "Правописание частины "не" с глаголами""
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Задачи урока |
Дидактические:
|
Развивающие: 1.Развивать память, логическое мышление, внимание через выполнение заданий. 2.Развивать орфографическую зоркость с помощью самопроверки. |
Воспитательные:
|
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 27.04.2023 Школа: МАОУ СОШ №105 Класс: 3А Урок: 1 Время: 8:00-8:40 Кабинет: | Студент: Кутепова Дарья Анатольевна Группа: 44 Учитель: Ибатулина Альфия Амировна Методист: Галиуллина Нажия Камиловна |
Тема урока «Правописание частицы «не» с глаголами»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: формирование понятия о правописании частицы «не» с глаголами, умение писать частицу не с глаголами;
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие: 1.Развивать память, логическое мышление, внимание через выполнение заданий. 2.Развивать орфографическую зоркость с помощью самопроверки. | Личностные:
|
Воспитательные:
|
УМК: УМК «Школа России» учебник Русский язык: 3кл.: Учебник: в 2 ч./В.Г.Горецкий -М.:Просвещение\Учебник, 2020.-Ч.2.;
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Наглядный метод: демонстрация слайдов Групповая работа Индивидуаль- -ная работа | 1.Налаживание контакта с классом. -Здравствуйте ребята, меня зовут -Ребята, посмотрите на слайд, что вы здесь видите? -Верно, это девиз на этот урок, давайте его прочитаем: «Грамоте учиться всегда пригодится!» -Прочитаем его хором на счет 3, 1,2,3… 2.Проверяет готовность обучающихся к уроку. -Перед тем как начать урок, проверьте всё ли у вас нужное для урока на партах, учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник. -Если у вас лежит на парте всё нужное, то поднимите большой палец вверх. -Давайте теперь начнём урок. | Приветствуют учителя -Здравствуйте -Девиз урока Читают девиз хором Организуют рабочее место; | УУРД: выработать учебную мотивацию, УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса, | Слайд 1 |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная работа, Словесный метод: беседа, Самоконтроль | 1. Организует повторение того, что знают дети. 2. Проверка знаний по пройдённым темам. -Ребята, отгадайте загадку: Что без меня предмет? Лишь название. А я приду - Все в действие придет. Летит ракета. Люди строят здание. Цветут сады, И хлеб в полях растет. - О какой части речи говорится? - Что такое глагол? -Теперь внимательно посмотрите на доску. Я написала перед глаголом частицу «не». Что изменилось? - Почему я поставила «не» в скобки? - Как я должна написать «не» с этими глаголами? - Отлично. Кто догадался, какая тема нашего урока? | Вспоминают и обобщают учебный материал; Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения; -Это глагол -Это часть речи, которая отвечает на вопросы: что делает? Что сделает? -изменился смысл действия, оно стало отрицательной формы. - мы еще не знаем, как писать частицу «не» с глаголами. | УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУПД: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Наглядный метод: демонстрация слайдов Словесный метод: беседа | 1.Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации; 2.Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися целей урока; 3.Организует построение плана. -Кто скажет, какой будет тема урока? -Давайте поставим цель урока, для этого вам помогут опорные слова: Научиться… | Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме; Тема урока: «Правописание частицы «не» с глаголами» Цели урока: 1.Научиться писать частицу «не» с глаголами. | УУПД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных знаний. УУРД: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. | Слайд 3 |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный метод: Рассказ Группа практических методов: работа по заданию учителя Внешний контроль Словесный метод: Беседа Фронтальная Работа: Опрос Словесный метод: беседа | 1.Организует работу по теме урока. 2. Отвечает на вопросы учеников - Послушайте сказку. Однажды к Острову Глаголов причалила лодочка - с ноготок величиной, и вышло из неё слово - крошка по имени НЕ. Просто НЕ. Слово называло себя частицей. Вдруг глаголы заволновались, расстроились и убежали куда-то. А в это время мимо острова пролетал добрый волшебник, он удержал одного из глаголов за руку и спросил: - Ты куда? - Куда-нибудь. Терпеть не могу частицу «не»! - отвечал глагол. - За что же? – удивился волшебник. - Как за что? Она такая маленькая, а перечеркивает всё, что мы говорим. Она всё отрицает! Только мы хотим сказать, что что-нибудь произошло, происходит или будет происходить, как она пытается к нам пристроиться и любое действие отменить. Мы, глаголы, оттолкнули ее от себя за это. «Не смей», - говорим, прикасаться к нам. Держись от нас подальше!» - Так вот почему «не» с глаголами раздельно пишется! – догадался волшебник. - Ну конечно! Если только может любой глагол без этой «не» обойтись, то обязательно дистанцию держит. И я держу!» Глагол убежал. Волшебник задумался, а потом открыл свою волшебную книгу и нашел страницу, на которой было записано правило написания частицы «не» с глаголами: Глаголу очень нравится Все делать очень живо… Частица «не» - красавица, Но как она ленива! Глагол же, не любя безделья, С частицей «не» пишется раздельно! - Что вы узнали из стихотворения и сказки о глаголе и частице не? -Как пишется не с глаголами? - давайте проверим наши предположения и откроем учебник на странице 124 - Прочитайте правило, теперь расскажите правило друг другу в парах. – Как пишется частица НЕ с глаголами? – Как думаете частица НЕ – это служебная или самостоятельная часть речи? – Служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий. К ним нельзя поставить вопрос. Заглянул Глагол в библиотеку, нашёл пословицы, а прочитать не может. Начало от одной пословицы, а окончание от другой. Помогите! Составьте пословицы, объясните их смысл. Кто (не) работает, (не) сидеть на печи. Есть калачи - торопись делом. (Не) спеши языком, тот (не) ест -Запишите понравившуюся пословицу, раскрывая скобки. – Прочитайте глаголы с частицей НЕ. – Как написали эти слова, почему? | Воспринимают на слух Воспринимают на слух - глаголы с частицей «не» пишутся всегда раздельно! Читают правило в учебнике - раздельно - служебная Кто не работает- тот не ест Не спеши языком – торопись делом Есть калачи –не сидеть на печи -Раздельно | УУПД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных знаний. УУПД: узнавать новую тему при взаимодействии с детьми, строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами УУРД: осознанно относиться к другому человеку, его мнению УУКД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстником | |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Практический метод: Упражнение Самоконтроль | 1.Организация работы для закрепления материала. 2. Работа учащихся в паре. - Выполним №223 в учебнике. Прочитайте задание - Почитайте стихотворение - о чем оно? - Выпишите глаголы с частицей «не». - Как вы их напишете? -Кто назовет изученные орфограммы в выделенных словах? - Посмотрите на №224. - Почитайте выражения. - Объясните смысл первого выражения? - есть ли в нем глагол с частицей «не»? - значит мы его напишем слитно или раздельно? - Спишите. - Кто объяснить смыл второго выражения? - есть ли в нем глагол с частицей «не»? - значит мы его напишем слитно или раздельно? - Спишите. - Кто объяснить смыл третьего выражения? - есть ли в нем глагол с частицей «не»? - значит мы его напишем слитно или раздельно? - Спишите. - Теперь прочитайте №225 - Кто громко и четко прочитает первую строчку, чтобы все слышали, как правильно нужно говорить. - в каком времени стоят глаголы? -что особенного у глаголов женского рода с частицей не? - какое значение вносит частица не? - Кто прочитает вторую строчку? - Кто прочитает третью строчку? - какой вывод мы можем сделать? | Читают задание - о друге Выписывают глаголы с частицей «не» - напишем раздельно - честен (честь)- проверяемый непроизносимый огласный; -бесстрашен – удвоенный согласный; - товарища – непроверяемая безударная гласная; - гнезд (гнездо) – звонкая согласная на конце слова; -подножках( ножной) – звонкая согласная в корне слова; - чужого- сочетание чу, щу пишем с буквой у. Читают выражения Огонь – это опасно - да - пишем раздельно Объясняют смысл выражения Когда надо заканчивать разговоры, садиться за стол - да -пишем раздельно Объясняют смысл выражения Лучше меньше говорить, больше делать. - да -пишем раздельно Читают глаголы с частицей «не» правильно устанавливая ударение - в прошедшем - ударение ставится на окончание, в остальных случаях частица забирает ударение на себя. -придает высказыванию отрицательный смысл. -Нужно знать, как произносятся глаголы с частицей «не» | УУРД: выработать учебную мотивацию, УУПД: работать по предложенному плану, выдвигать свой план УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. | |
Физкультминутка (1 мин) | Снижение эмоционального и физического напряжения | Практический: выполнение динамической паузы | Динамическая пауза - Сейчас я буду перечислять глаголы. Если глагол в прошедшем времени, то вы приседаете, если в настоящем – хлопаете в ладоши, если в будущем – топаете ногами. Читает, сходил, поет, будет мыть, выступал, играет, пойдет, кушает, радовался. | 1.Выполняют упражнения. | Л: формирование установки на здоровый образ жизни. УУРД: мобилизировать силы и энергию | Видео №1 |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический метод: Упражнение Парная работа Внешний контроль Взаимоконтроль | 1. Начало самостоятельной работы учащихся. 2. Оказание индивидуальной помощи. 3. Организация взаимопомощи. 4. Конструктивная критика. 5. Поощрение. -Ребята. У вас на партах есть карточка-гармошка, раскройте её. -Это ваша самостоятельная работа, посмотрите на задания, задайте вопросы по заданиям. -Приступайте к выполнению заданий, после выполнения задания, вложите карточку в тетрадь, в конце урока вы сдадите мне тетради. -На выполнение задания вам даётся 5 минут. -Время закончилось, вложите карточки в тетрадь. | 1.Выполняют самостоятельную работу. Анализируют выполненное задание, осуществляют взаимопроверку; Выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки; | УУПД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных знаний. | Рабочая тетрадь стр.20 №17 |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная работа Словесный метод: беседа | 1. Обобщение материала урока. 2. Вопросы на повторение теоретического материала. Домашнее задание. Записываем домашнее задание: - поиграем в игру «Выбери» Послушайте стихотворение Шибаева «Весёлые рифмы» и выпишите глаголы с частицей не в тетрадь. Пишите в строчку, через запятую. Как будете писать частицу не с глаголами? Слезь со стула! Не _ хочу! Упадёшь! Не _ упаду! Отойди! Не _ отойду! Приедешь? Не _ приеду! Придёшь? Нет, не _ приду! Услышишь? Не _ услышу! Найдёшь? Нет, не _ найду! Слезаешь? Не _ слезаю! Решишь? Нет, не _ решу! Мечтаешь? Не _ мечтаю! Молчишь? Нет, не _ молчу! Конфетку, может, хочешь? Нет! Да, хочу, хочу! – Проверим. – У кого так же? – Сколько глаголов выписали? - как написали их? -какая роль у частицы не? - как можно назвать героя стихотворения? -Зашёл Глагол и к нам в школу, решил прочитать “Правила поведения в школе”. А теперь я предлагаю поработать в группах . 1 группа. Дети на листе фломастерами разных цветов записывают составленные предложения. НЕ опаздывать в школу. НЕ разговаривать на уроке. НЕ мешать своему соседу по парте. НЕ рисовать на партах. НЕ дергать девочек за косички. НЕ жевать после звонка. 2 группа. Выбери из слов для справок и вставь нужные слова., чтобы получились фразеологизмы. _____________ (не) доходят. ____________ воли (не) давай. __________ (не) ударял. ___________носа (не) подточит Слова для справок: палец о палец, руки, рукам, комар 3 группа . Перед вами вопросы. Вы должны ответить на них, используя данные в скобках глаголы с частицей не. 1)Как школьники относятся к книге? (Рисуют на страницах) 2)Как ты относишься к малышам?(Обижаю, дерусь, ссорюсь) 3)Как мы ведем себя на уроках?(Шумим, вертимся, разговариваем громко) 4)Какие правила уличного движения ты соблюдаешь?(Играю на проезжей части улицы) 5)Как ты бережешь природу во время прогулки в лес? (Топчу траву, рву цветы, ломаю ветки) | 1. Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей. Читают задание. Отвечают на вопросы Записывают домашнее задание Слушают задание - раздельно, если это не исключение Выполняют задание -11 - раздельно - отрицание - нехочуха Слушают задание Выполняют задание | УУПД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных знаний. | Слайд 10 |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Самоконтроль Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Индивидуальная Самоконтроль | 1.Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей. -Давайте вспомним тему урока, какой она была? -Цели урока? Мы достигли их? Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив «Лесенку успеха». -Наш урок подходит к концу, значит мы должны оценить свою работу на уроке, у вас на партах лежат «Лесенки успеха», нарисуйте себя на самой верхней ступени если вам понравился урок, и вы усвоили много нового для себя, на второй ступени- если вам понравился урок, но остались вопросы, и на 3 ступени- если вы ничего не поняли и вам было неинтересно. -На этом наш урок закончен. До свидания! | 1. Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей. 2. Дают оценку своей работе на уроке. 3.Выбирают из цветового спектра, соответствующий настроению на конец урока цвет Тема урока: «Правописание частицы «не» с глаголами Цели урока: -Научиться писать частицу «не» с глаголами. -Да, достигли. 2. Проводят самооценку своей деятельности, упешности на уроке. -До свидания! | УУРД: выработать учебную мотивацию, | Слайд 11 Слайд 12 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне.
Цель:а) закрепить знания учащихся в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне;б) развивать речь, мышление, внимание, память учащихся;в) воспитывать интерес к русскому языку....
Открытый урок по русскому языку в 4А классе. Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов».
Открытый урок по русскому языку в 4А классе.Тема: «Правописание безударных личныхокончаний глаголов»....
Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Тема:" Правописание безударных гласных в корне" ( с применением ИКТ ).
- дальнейшее формирование умения применять на практике правила правописания безударных гласных в корне;- закреплять умение находить безударные гласные в корне, распознавать в словах ...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».
Цели: формировать умения подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне слова. Задачи:·...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема: «Правописание букв Ъ и Ь»
Цель: развитие умений определять на слух звук [й\'] после согласных перед гласными, писать слова с разделительным ъ и различать написания с разделительным ъ и разделительным ь....
Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) .Планируемые результаты:Личностные:- Умение работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неу...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Правописание частицы не с глаголами, 2 класс
Цели деятельности учителя: актуализация знаний о единственном и множественном числе глаголов; ознакомление с правилом написания частицы не с глаголами; формирование умения раздельно писать частиц...