Рабочая программа по предмету "Обучение грамоте"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс) по теме
Рабочая программа по учебному предмету «Обучение грамоте» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.
Рабочая программа по обучению грамоте представляет собой целостный документ, включающий:
- пояснительную записку;
- общую характеристику учебного предмета;
- описание места учебного предмета в учебном плане;
- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
- требования к уровню подготовки выпускников;
- содержание учебного предмета;
- календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
- описание материально-технического обеспечения образовательного процесса;
- характеристику контрольно-измерительных материалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_w_kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_chtenie.docx | 34.75 КБ |
1_w_kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.docx | 62.86 КБ |
rabochaya_programma_1w_klassa.docx | 49.02 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (ЧТЕНИЕ)
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (ПИСЬМО)
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготов- ки обучающихся | Вид контроля | Дата проведения | ||||||||||||||||||||
Подготовительный этап – 22 час. Пропись 1 Iчетверть 45ч. | ||||||||||||||||||||||||||
1 (с.4, 5) | История возникновения письма. Знакомство с прописью, с правилами письма. | Изучение нового материала | Возникновение письменности Подготовка к письму. Правило письма | Знать о старинных принадлежностях письма. Уметь соблюдать гигиенические требования при письме. | Текущий | 01.09 | ||||||||||||||||||||
2 (с.6, 7) | Рабочая строка. Гигиенические правила письма, правила посадки письма. | Комбинированный | Знакомство с рабочей строкой. Дописывание строк. Гигиенические правила письма. | Знать рабочую строку; гигиенические правила письма. Уметь правильно сидеть во время письма, располагать тетрадь. | Индивидуальный опрос | 02.09 | ||||||||||||||||||||
3 (с.8-11) | Прямые наклонные и вертикальные линии. Письмо овалов и полуовалов. | Комбинированный | Письмо по образцам. Элементы букв. | Уметь писать по образцу элементы букв | Фронтальный опрос | 03.09 | ||||||||||||||||||||
4 (с.12, 13) | Строка и межстрочное пространство. Рисование бордюров. | Комбинированный | Письмо по образцам Элементы букв. | Уметь писать по образцу элементы букв | Фронтальный опрос | 04.09 | ||||||||||||||||||||
5 (с.14-17) | Письмо прямых наклонных линий Письмо наклонных прямых с закруглением внизу и вверху. | Комбинированный Изучение и первичное закрепление знаний. | Письмо по образцам. Элементы букв. Звукобуквенный анализ слов. Письмо по образцу элементов букв. Пространственная ориентация на странице тетради, ее разлиновка. | Уметь писать по образцу элементы букв Уметь делить слова на слоги. Знать гигиенические правила письма | Фронтальный опрос Фронтальный опрос | 05.09 | ||||||||||||||||||||
6 (с.18, 19) | Письмо прямой наклонной с закруглением вверху и внизу | Комбинированный | Письмо элементов согласных букв. Деление слов на слоги | Уметь делить слова на слоги | Фронтальный опрос | 08.09 | ||||||||||||||||||||
7 (с.20, 21) | Письмо наклонных прямых с закруглением внизу. | Комбинированный | Звукобуквенный анализ слов. Письмо линий с закруглением внизу. | Уметь делать анализ слов. Знать гигиенические правила письма | Фронтальный опрос | 09.09 | ||||||||||||||||||||
8 (с.22, 23) | Письмо овалов и полуовалов, коротких наклонных линий. | Комбинированный | Письмо овалов и полуовалов. Развитие фонематического слуха | Уметь составлять рассказ по сюжетному рисунку | Фронтальный опрос | 10.09 | ||||||||||||||||||||
9 (с.24-27) | Письмо наклонных линий с закруглением вверху и внизу. | Комбинированный | Письмо элементов букв. Деление слов на слоги. | Уметь составлять рассказ по сюжетному рисунку. Делить слова на слоги. | Фронтальный опрос | 11.09 | ||||||||||||||||||||
10 (с.26, 27) | Письмо наклонных линий с закруглением вверху и внизу. | Комбинированный | Письмо элементов букв. Деление слов на слоги. | Фронтальный опрос | 12.09 | |||||||||||||||||||||
11 (с.28-30) | Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу. | Комбинированный | Звукобуквенный анализ слов. Письмо линий с петлей. | Уметь делить слова на слоги | Фронтальный опрос | 15.09 | ||||||||||||||||||||
Пропись 2 | ||||||||||||||||||||||||||
12 (с.3) | Строчная письменная буква а. | Изучение нового материала | Анализ начертания строчной буквы а. Знакомство с написанием прописной буквы А. | Знать формы всех изученных письменных букв Уметь писать и распознавать изучаемую букву. | Фронтальный опрос | 16.09 | ||||||||||||||||||||
13 (с.4) | Строчная и прописная буквы а, А | Изучение нового материала | Знакомство с написанием буквы А. разлиновка. Пространственная ориентация на странице в тетради, ее | Уметь писать и распознавать изучаемую букву | Фронтальный опрос | 17.09 | ||||||||||||||||||||
14 (с.5) | Строчная и прописная буква о, О | Изучение нового материала | Письмо буквы о по образцу | Знать формы изученных письменных букв | Фронтальный опрос | 18.09 | ||||||||||||||||||||
15 (с.6) | Строчная и прописная буква о, О | Комбинированный | Пространственная ориентация на странице в тетради, ее | Уметь писать и распознавать изучаемую букву | Индивидуальный опрос | 19.09 | ||||||||||||||||||||
16 (с.7) | Строчная буква и | Изучение нового материала | Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Письмо буквы и | Уметь писать и распознавать изучаемую букву | Фронтальный опрос | 22.09 | ||||||||||||||||||||
17 (с.8) | Прописная буква И | Изучение нового материала | Написание заглавной буквы И | Фронтальный опрос | 23.09 | |||||||||||||||||||||
18 (с.9) | Письмо буквы ы | Изучение нового материала | Написание буквы ы. | Знать основные типы соединений. Уметь писать и распознавать изучаемую букву. | Фронтальный опрос | 24.09 | ||||||||||||||||||||
19 (с.10) | Письмо буквы ы | Комбинированный | Письмо под диктовку: а, и, о | Фронтальный опрос | 25.09 | |||||||||||||||||||||
20 (с.11) | Строчная буква у | Изучение нового материала | Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Письмо предложения «Ау! | Уметь писать и распознавать изучаемую букву | Фронтальный опрос | 26.09 | ||||||||||||||||||||
21 (с.12) | Прописная буква У. | Изучение нового материала | Написание заглавной буквы У | Фронтальный опрос | 29.09 | |||||||||||||||||||||
22 (с.13) | Письмо изученных букв | Закрепление | Написание предложений. Анализ предложений | Уметь писать и распознавать изучаемые буквы | Фронтальный опрос | 30.09 | ||||||||||||||||||||
23 (с.14) | Строчная буква н | Изучение нового материала | Написание слогов и слов с буквой н. Пространственная ориентация на странице тетради, ее разлиновка | Знать формы всех изученных письменных букв. Уметь писать под диктовку изученные письменные буквы | Фронтальный опрос | 01.10 | ||||||||||||||||||||
24 (с.15) | Прописная буква Н | Изучение нового материала | Написание слогов и слов с буквой н. | Знать формы всех изученных письменных букв. Уметь писать под диктовку изученные письменные буквы | Фронтальный опрос | 02.10 | ||||||||||||||||||||
25 (с.16, 17) | Строчная и прописная буквы с, С | Комбинированный | Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Письмо слов и предложений с буквой С Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Письмо слов и предложений с буквой С | Уметь выделять звуки в речи, давать им характеристику. Узнавать изучаемые буквы. | Фронтальный опрос | 03.10 | ||||||||||||||||||||
26 (с.18) | Строчная буква к | Изучение нового материала | Начертание письменных букв и элементов букв. Написание слогов, слов и предложения с буквой к | Уметь выделять звуки из слов, давать им характеристику. Узнавать изучаемые буквы | Фронтальный опрос | 06.10 | ||||||||||||||||||||
27 (с. 19) | Прописная буква К | Изучение нового материала | Написание заглавной буквы К | Фронтальный опрос | 07.10 | |||||||||||||||||||||
28 (с.20) | Строчная буква т | Изучение нового материала | Письмо буквы т, слогов, слов и предложений с буквой т | Уметь выделять звуки из слов, давать им характеристику, узнавать изучаемые буквы, дифференцировать парные звонкие и глухие согласные | Индивидуальный опрос | 08.10 | ||||||||||||||||||||
29 (с.21) | Прописная буква Т | Изучение нового материала | Письмо буквы Т, слогов, слов и предложений с буквой Т | Индивидуальный опрос | 09.10 | |||||||||||||||||||||
30 (с.22) | Письмо изученных букв | Закрепление | Начертание письменных букв и элементов букв. | Уметь обозначать звук соответствующей буквой | Фронтальный опрос | 10.10 | ||||||||||||||||||||
31 (с.23) | Строчная буква л | Изучение нового материала | Письмо слогов, слов с буквой л | Знать формы всех изученных письменных букв Уметь писать под диктовку изученные письменные буквы | Фронтальный опрос | 13.10 | ||||||||||||||||||||
32 (с. 24) | Прописная буква Л Письмо изученных букв | Изучение нового материала | Письмо слогов, имен и предложений с буквой Л | Фронтальный опрос | 14.10 | |||||||||||||||||||||
33 (с. 26) | Строчная буква р | Изучение нового материала | Письмо слогов, слов и предложений с буквой р | Знать формы всех изученных письменных букв. Уметь писать под диктовку письменных букв. | Фронтальный опрос | 15.10 | ||||||||||||||||||||
34 (с.27) | Прописная буква Р | Изучение нового материала | Письмо слов и предложений с буквой Р | Знать формы всех изученных письменных букв. Уметь писать слова и предложения с изученными буквами, ставить ударение, делить слова на слоги. | Фронтальный опрос | 16.10 | ||||||||||||||||||||
35 | Письмо изученных букв | Закрепление | Правильное начертание элементов и письменных букв. Письмо слов и предложений. | Уметь обозначать звук соответствующей буквой | Фронтальный опрос | 17.10 | ||||||||||||||||||||
36 (с. 28) | Строчная буква в | Изучение нового материала | Письмо слов с буквой В. | Знать формы всех изученных письменных букв. Уметь писать слова и предложения с изученными буквами. | Фронтальный опрос | 20.10 | ||||||||||||||||||||
37 (с.29-30) | Прописная буква В | Изучение нового материала | Составление рассказа «Вратарь». Пространственная ориентация на странице тетради, ее разлиновка. | Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные | Фронтальный опрос | 21.10 | ||||||||||||||||||||
38 (с. 31) | Строчная буква е | Изучение нового материала | Слоговой и звукобуквенный анализ слов. | Знать, что в начале слова буква е обозначает два звука, а после согласного – мягкость согласного и звук [э] Уметь соотносить печатную и письменную букву. | Фронтальный опрос | 22.10 | ||||||||||||||||||||
39 (с.32) | Прописная буква Е | Изучение нового материала | Буква Е в начале слова, после согласного | Фронтальный опрос | 23.10 | |||||||||||||||||||||
Пропись 3 | ||||||||||||||||||||||||||
40 (с. 3) | Строчная буква п | Изучение нового материала | Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Правильное начертание букв и их соединений. Звуки и буквы: гласные и согласные. | Знать формы всех изученных букв | Фронтальный опрос | 24.10 | ||||||||||||||||||||
41 (с.4) | Прописная буква П | Изучение нового материала | Письмо слов и предложений | Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные. | Фронтальный опрос | 27.10 | ||||||||||||||||||||
42 (с.5) | Письмо изученных букв | Закрепление | Правильное начертание письменных букв. Письмо слов и предложений | Уметь обозначать звук соответствующей буквой алфавита. | Индивидуальный опрос | 28.10 | ||||||||||||||||||||
43 (с. 6) | Строчная буква м | Изучение нового материала | Письмо слов и предложений с буквой м. Деление слов на слоги. Словесное ударение. | Уметь писать слова с изученными буквами, ставить ударение, делить слова на слоги. | Чтение слогов и слов. | 29.10 | ||||||||||||||||||||
44 (с. 7) | Прописная буква М | Изучение нового материала | Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. | 30.10 | ||||||||||||||||||||||
45 (с.8) | Строчная и прописная буквы м, М | Закрепление | Письмо слов и предложений с буквой м. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. | Уметь писать слова с изученными буквами, ставить ударение, делить слова на слоги. | 31.10 | |||||||||||||||||||||
II четверть-35ч. | ||||||||||||||||||||||||||
46 | Письмо изученных букв | Комбинированный | Запись слов и предложений после анализа. | Уметь писать слова с изученными буквами, ставить ударение, делить слова на слоги. | 10.11 | |||||||||||||||||||||
47 (с. 9) | Строчная буква з | Изучение нового материала | Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Письмо букв, слов и предложений | Уметь писать слова с изученными буквами, ставить ударение, делить слова на слоги. | Фронтальный опрос | 11.11 | ||||||||||||||||||||
48 (с.10) | Прописная буква З | Изучение нового материала | Согласные парные и непарные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости, их различение | Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные, соотносить печатную и письменную буквы | Фронтальный опрос | 12.11 | ||||||||||||||||||||
49 (с.11) | Письмо изученных букв | Комбинированный | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | Уметь обозначать звук соответствующей буквой алфавита, соотносить печатные и письменные буквы. | Фронтальный опрос | 13.11 | ||||||||||||||||||||
50 (с. 12) | Строчная буква б | Изучение нового материала | Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Написание строчной буквы б, слов и предложений. Звуки и буквы: гласные и согласные. | Уметь писать слова с изученными буквами, ставить ударение, делить слова на слоги. | Фронтальный опрос | 14.11 | ||||||||||||||||||||
51 (с.13) | Прописная буква Б | Изучение нового материала | Написание предложения с буквой Б. | Уметь писать слова с изученными буквами | Фронтальный опрос | 17.11 | ||||||||||||||||||||
52 (с.14, 15) | Строчная и прописная буквы б, Б. Письмо изученных букв | Комбинированный | Согласные парные и непарные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Их различение | Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные, соотносить печатную и письменную буквы | Индивидуальный опрос | 18.11 | ||||||||||||||||||||
53 (с.16) | Строчная буква д | Изучение нового материала | Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Письмо слов с буквой д. Деление слов на слоги, словесное ударение | Знать формы всех изученных букв | Фронтальный опрос | 19.11 | ||||||||||||||||||||
54 (с. 17) | Прописная буква Д | Изучение нового материала | Письмо буквы Д. Написание имен собственных. | Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные, | Фронтальный опрос | 20.11 | ||||||||||||||||||||
55 (с. 18, 19) | Письмо изученных букв | Закрепление | Письмо слов и предложений с буквами д, Д. Название городов, рек. Употребление прописной буквы в начале предложения. | Уметь соотносить печатную и письменную буквы | Индивидуальный опрос | 21.11 | ||||||||||||||||||||
56 (с. 20) | Строчная буква я | Изучение нового материала | Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Письмо буквы я, слов и предложений. | Знать, что в начале слова буква я обозначает два звука, а после согласного – мягкость согласного | Фронтальный опрос | 24.11 | ||||||||||||||||||||
57 (с.21) | Прописная буква Я | Изучение нового материала | Письмо буквы я, слов и предложений. | Фронтальный опрос | 25.11 | |||||||||||||||||||||
58 (с.22) | Строчная и прописная буквы я, Я | Комбинированный | Письмо слов с изученными буквам. | Уметь писать слова с изученными буквами | Индивидуальный опрос | 26.11 | ||||||||||||||||||||
59 (с..23) | Письмо изученных букв | Закрепление | Запись предложений с проговари-ванием. | Уметь писать под диктовку слова с изученными буквами | Фронтальный опрос | 27.11 | ||||||||||||||||||||
60 (с.24) | Строчная буква г | Изучение нового материала | Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Распознавание звука в словах. | Знать формы всех изученных букв | Фронтальный опрос | 28.11 | ||||||||||||||||||||
61 (с.25) | Прописная буква Г | Изучение нового материала | Пространственная ориентация на странице тетради, ее разлиновка | Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные, | Фронтальный опрос | 01.12 | ||||||||||||||||||||
62 (с.26) | Письмо изученных букв | Закрепление | Письмо слов и предложений с буквами г, Г. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. | Уметь соотносить печатную и письменную буквы | Индивидуальный опрос | 02.12 | ||||||||||||||||||||
63 (с.27) | Строчная буква ч. Сочетания ча, чу | Изучение нового материала | Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Письмо слов с буквой ч. Запись предложений | Знать правописание ча, чу. Уметь соотносить печатную и письменную буквы | Индивидуальный опрос | 03.12 | ||||||||||||||||||||
64 (с.28) | Письмо слов с сочетанием ча, чу, чк, чн | Комбинированный | Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Письмо слов, в которых произношение расходится с написанием. | Уметь писать сочетания ча, чу, чк, чн | Фронтальный опрос | 04.12 | ||||||||||||||||||||
65 (с. 29) | Прописная буква Ч | Изучение нового материала | Запись предложений с буквой Ч | Уметь соотносить печатную и письменную буквы | Индивидуальный опрос | 05.12 | ||||||||||||||||||||
66 (с.30, 31) | Буква ь. Показатель мягкости согласного звука. | Изучение нового материала | Письмо слов с ь | Знать, что ь – показатель мягкости согласных звуков; | Фронтальный опрос | 08.12 | ||||||||||||||||||||
67 (с. 32) | Буква ь в середине слова | Комбинированный | Слоговой и звукобуквенный анализ слов | Ь не обозначает звука | Индивидуальный опрос | 09.12 | ||||||||||||||||||||
Пропись 4 | ||||||||||||||||||||||||||
68 (с. 3) | Строчная буква ш, обозначающая твердый согласный звук. | Изучение нового материала | Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Письмо слов и предложений с буквой ш | Знать формы всех изученных букв | Фронтальный опрос | 10.12 | ||||||||||||||||||||
69 (с.4) | Прописная буква Ш, обозначающая твердый согласный звук.
| Изучение нового материала | Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных | Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные. | Фронтальный опрос | 11.12 | ||||||||||||||||||||
70 (с.5) | Письмо слов с сочетанием ши | Комбинированный | Письмо слов, в которых произношение расходится с написанием. | Знать правописание ши Уметь писать сочетания ши | Индивидуальный опрос | 12.12 | ||||||||||||||||||||
71 (с.6) | Строчная буква ж, обозначающая твердый согласный звук. | Изучение нового материала Урок-игра | Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Письмо слов, предложений с буквой ж | Знать формы всех изученных букв | Фронтальный опрос | 15.12 | ||||||||||||||||||||
72 (с.7) | Прописная буква Ж, обозначающая твердый согласный звук. | Изучение нового материала | Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. | Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные, | Индивидуальный опрос | 16.12 | ||||||||||||||||||||
73 (с. 8) | Письмо слов с сочетанием жи | Комбинированный | Письмо слов, в которых произношение расходится с написанием. | Знать правописание жи Уметь писать сочетания жи | Фронтальный опрос | 17.12 | ||||||||||||||||||||
74 (с.9) | Написание сочетаний жи, ши | Комбинированный | Письмо слов с сочетаниями жи-ши собственных. Письмо слов и предложений | Уметь писать сочетания жи, ши | Индивидуальный опрос | 18.12 | ||||||||||||||||||||
75 (с.10) | Строчная буква ё | Изучение нового материала | Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Письмо слов и предложений с буквой ё | Уметь соотносить печатную и письменную букву Знать, что буква ё всегда ударная, обозначает два звука в начале слова и перед гласной, после ь знака | Фронтальный опрос | 19.12 | ||||||||||||||||||||
76 (с.11) | Строчная буква ё | Комбинированный | Индивидуальный опрос | 22.12 | ||||||||||||||||||||||
77 (с.12) | Прописная буква Ё | Изучение нового материала | Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. | Фронтальный опрос | 23.12 | |||||||||||||||||||||
78 (с.13) | Буква й. Слова с буквой й | Изучение нового материала | Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Письмо буквы й, слов и предложений с буквой й | Уметь дифференцировать и распознавать изучаемый звук, писать букву | Фронтальный опрос | 24.12 | ||||||||||||||||||||
79 (с.14) | Буква й. Слова с буквой й | Закрепление | Письмо буквы й, слов и предложений | Фронтальный опрос | 25.12 | |||||||||||||||||||||
80 | Письмо под диктовку | Комбинированный | Запись слов и предложений | Уметь грамотно писать под диктовку слова и предложения, употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения. | Фронтальный опрос | 26.12 | ||||||||||||||||||||
III четверть- 35ч. | ||||||||||||||||||||||||||
81 (с.15) | Строчная буква х | Изучение нового материала Урок-игра | Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Письмо буквы х, слов и предложений | Уметь дифференцировать и распознавать изучаемый звук, писать букву, писать предложения с изученными буквами, ставить ударение, делить слова на слоги | Самопроверка по образцу | 12.01 | ||||||||||||||||||||
82 (с.16) | Прописная буква Х | Изучение нового материала | Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных | Самопроверка по образцу | 13.01 | |||||||||||||||||||||
83 (с.17) | Строчная и прописная буквы х, Х | Комбинированный | Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Правильное начертание письменных букв. | Самопроверка по образцу | 14.01 | |||||||||||||||||||||
84 (с.18) | Письмо слов и предложений с изученными буквами | Закрепление | Запись слов и предложений | Уметь писать слова и предложения с изученными буквами, ставить ударение и делить на слоги. | 15.01 | |||||||||||||||||||||
85 (с.19) | Строчная буква ю. Письмо строчной буквы ю после согласной | Изучение нового материала | Письмо букв ю, Ю. Анализ и запись слов. Письмо слов и предложений с буквой ю. Употребление заглавной буквы в начале предложения, в именах собственных | Знать, что в начале слова буква ю обозначает два звука, а после согласного – мягкость согласного Уметь соотносить печатную и письменную букву | Фронтальный опрос | 16.01 | ||||||||||||||||||||
86 (с.20) | Прописная буква Ю | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | 19.01 | ||||||||||||||||||||||
87 (с.21) | Строчная и прописная буквы ю, Ю | Комбинированный | Правильное начертание письменных букв. Письмо слов и предложений | Индивидуальный опрос | 20.01 | |||||||||||||||||||||
88 (с.22) | Строчная буква ц, обозначающая твердый согласный | Изучение нового материала | Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Письмо слов и предложений с буквой ц | Знать непарные твердые и непарные мягкие согласные, особенности написания букв и, ы после ц, Знать слова-исключения | Фронтальный опрос | 21.01 | ||||||||||||||||||||
89 (с.23) | Прописная буква Ц, обозначающая твердый согласный | Изучение нового материала | Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах | Индивидуальный опрос | 22.01 | |||||||||||||||||||||
90 (с.24) | Письмо изученных букв | Закрепление | Запись слов и предложений | Знать формы всех изученных букв | Индивидуальный опрос | 23.01 | ||||||||||||||||||||
91 | Письмо текста по образцу | Запись слов и предложений Употребление заглавной буквы в начале предложения, в именах собственных | Уметь писать слова и предложения с изученными буквами, ставить ударение и делить на слоги. | Фронтальный опрос | 26.01 | |||||||||||||||||||||
92 (с.25) | Строчная буква э | Изучение нового материала | Слоговой и звукобуквенный анализ и запись слов Письмо слов и предложений с буквой э | Знать, что э не пишется после ч, ш, ц, щ | Индивидуальный опрос | 27.01 | ||||||||||||||||||||
93 (с.26) | Прописная буква Э | Изучение нового материала | Слоговой и звукобуквенный анализ и запись слов Письмо слов и предложений с буквой э | Знать слова-исключения Уметь соотносить печатную и письменную букву | Индивидуальный опрос | 28.01 | ||||||||||||||||||||
94 | Списывание текста | Комбинированный | Запись предложений после анализа. Употребление заглавной буквы в начале предложения, в именах собственных | Уметь записывать предложение, писать слова без искажения и замены букв. | Фронтальный опрос | 29.01 | ||||||||||||||||||||
95 (с.27) | Строчная буква щ,, обозначающая твердый согласный | Изучение нового материала | Слоговой и звукобуквенный анализ и запись слов. Письмо буквы щ. Списывание напечатанного предложения письменными буквами. | Уметь дифференцировать и распознавать изучаемый звук, писать букву, писать предложения с изученными буквами, ставить ударение, делить слова на слоги | Фронтальный опрос | 30.01 | ||||||||||||||||||||
96 (с.28) | Письмо слов с сочетаниями ща, щу | Комбинированный | Написание ча, ща, слов и предложений. | Знать правописание ща, щу Уметь писать сочетаниями ща, щу | Индивидуальный опрос | 02.02 | ||||||||||||||||||||
97 (с.29) | Прописная буква Щ | Изучение нового материала | Письмо буквы Щ. Списывание напечатанного предложения письменными буквами | Уметь записывать предложение, писать слова без искажений | Индивидуальный опрос | 03.02 | ||||||||||||||||||||
98 (с.30) | Строчная буква ф | Изучение нового материала | Письмо буквы ф. Письмо слов со слоговым и звукобуквенным анализом. | Уметь находить слова со слабой позицией написания парных согласных | Индивидуальный опрос | 04.02 | ||||||||||||||||||||
99 (с.31) | Прописная буква Ф | Изучение нового материала | Письмо буквы Ф. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных | Уметь записывать предложение | Фронтальный опрос | 05.02 | ||||||||||||||||||||
100 (с.32) | Буквы ь, ъ | Изучение нового материала Урок-игра | Письмо букв. Правописание разделительных ь и ъ | Знать, в каких случаях пишется разделительный ь, а в каких разделительный ъ | Фронтальный опрос | 06.02 | ||||||||||||||||||||
Послебукварный период-15 часов | ||||||||||||||||||||||||||
101 | Алфавит Списывание текста (15 мин) | Комбинированный Урок-игра | Алфавит: правильное написание букв. Гласные и согласные звуки Списывание текста с доски. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. | Знать правильное написание букв алфавита. Уметь записывать предложение, писать слова без искажения и замены букв; соотносит печатную и письменную букву. | Фронтальный опрос Самостоятельная работа | 16.02 | ||||||||||||||||||||
102 | Оформление предложений в тексте | Изучение и закрепление новых знаний. | Составление предложений и запись их. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. | Уметь составлять предложения из слов. | Фронтальный опрос | 17.02 | ||||||||||||||||||||
103 | Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?» | Изучение и закрепление новых знаний. | Анализ предложения. Орфографическая работа. Слова, обозначающие предметы | Уметь находить слова, обозначающие предметы | Индивидуальный опрос | 18.02 | ||||||||||||||||||||
104 | Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» | Изучение и закрепление новых знаний. | Запись предложения, его анализ. Слова, обозначающие действие предмета | Уметь находить слова, обозначающие действие предмета | Индивидуальный опрос | 19.02 | ||||||||||||||||||||
105 | Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» | Изучение и закрепле5ние новых знаний. | Запись предложения, его анализ.. Слова, обозначающие признаки предметов | Уметь находить в тексте слова, обозначающие признаки предметов | Индивидуальный опрос | 20.02 | ||||||||||||||||||||
106 | Диктант | Комбинированный | Запись текста | Уметь грамотно писать под диктовку предложения, употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения. | Самостоятельная работа | 23.02 | ||||||||||||||||||||
107 | Правописание безударных гласных в корне слова. | Изучение и закрепление новых знаний. | Подбор проверяемых слов для безударных гласных в корне слова | Уметь подбирать проверочные слова | Индивидуальный опрос | 24.02 | ||||||||||||||||||||
108 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Слуховой диктант. | Изучение и закрепление новых знаний. | Подбор слов для проверки написания парных согласных на конце слова | Уметь проверять написание парных согласных на конце слова | Самостоятельная работа | 25.02 | ||||||||||||||||||||
109 | Правописание жи, ши | Закрепление изученного | Запись текста по вопросам. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи, ши | Знать правописание сочетаний жи, ши | Фронтальный опрос | 26.02 | ||||||||||||||||||||
110 | Правописание ча, ща | Закрепление изученного | Запись и анализ предложений. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями ча, ща. | Знать правописание сочетаний ча, ща | Фронтальный опрос | 27.02 | ||||||||||||||||||||
111 | Правописание чу, щу | Закрепление изученного | Запись и анализ предложений. Сло говой и звуко бук венный анализ слов «щука», «чудеса». Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями чу, щу | Знать правописание сочетаний чу, щу | Фронтальный опрос | 02.03 | ||||||||||||||||||||
112 | Правописание чн, чк | Закрепление изученного | Запись и анализ предложений. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями чн, чк. | Знать правописание сочетаний чн, чк | Самостоятельная работа | 03.03 | ||||||||||||||||||||
113 | Разделительные ъ и ь | Комбинированный | Обозначение мягкости и твердости согласных на письме. | Уметь обозначать мягкость и твердость согласных на письме буквами ь и ъ | Фронтальный опрос | 04.03 | ||||||||||||||||||||
114 | Закрепление и обобщение по теме «Звуки и буквы» Контрольное списывание. | Комбинированный | Запись предложений. Звуки и буквы. | Уметь обозначать звук соответствующей буквой алфавита. | Самостоятельная работа | 05.03 | ||||||||||||||||||||
115 | Резерв | 06.03 |
Предварительный просмотр:
Негосударственное образовательное учреждение
Гимназия «Немецкая гимназия «Петершуле»
(Гимназия «Петершуле»)
УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор НОУ Гимназии «Немецкая гимназия «Петершуле» ____________________ Е.А. Юпатова «__» августа 2014 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ /_________________ «__» августа 2014 г. |
РАССМОТРЕНО На заседании кафедры ______________________________ ______________________________ Протокол № ________ от «____» августа 2014 г. Заведующий ___________________ _____________ /________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Обучение грамоте»
Класс 1 W
2014-2015 учебный год
Ф. И.О. учителя Андреева Н. В.
Категория I
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2014
Оглавление
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу
Нормативная основа программы
Используемый учебно-методический комплект
Цели и задачи обучения по предмету
Количество учебных часов
Учет особенностей обучающихся класса
Содержание рабочей программы
Календарно - тематическое планирование уроков в 1 классе…………………………………
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся………………………………….
Контроль уровея обучения………………………………………………………………………..
Ресурсное обеспечение программы……………………………………………………………...
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу
«Обучение грамоте» 1класс
Нормативная основа программы
При составлении учебного плана ФГОС НОО и ФКГОС НОО образовательное учреждение руководствовалось следующими нормативными документами:
- «Закон об образовании» (ст.9,13,14,15,32), Типовое положение об образовательном учреждении.
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПин 2.4.2.281-10. (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011).
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст №17785 от 22.10.2009).
- Приказ МОиН от 27 декабря 2011 года №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 год.
- Приказ МО и Н РФ №889 от 30.08.2010 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
- О недопустимости перегрузок, обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ №220-1113 от 20.02.1999).
- Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ №1561-14-15 от 19.11.1998).
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199-13 от 28.03.2002).
- Учебно-методический комплекс авторской программы «Обучение грамоте» В. Г.Горецкого, В.А. Кирюшкина, Виноградской, М.В. Бойкиной.
- Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). М.: Просвещение, 2007
- Образовательная программа НОУ гимназии «Немецкая гимназия Петершуле» Красногвардейского района Санкт-Петербурга – 2014-2015 учебный год.
- Учебный план НОУ гимназии «Немецкая гимназия Петершуле» Красногвардейского района Санкт-Петербурга - 2014-2015 учебный год.
Программа по обучению грамоте построена как органичная часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребенка.
Используемый учебно-методический комплект
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
1. Печатные пособия:
1. Азбука. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. Г. Горецкий [и др.]. – М. : Просвещение, 2014.
2. Горецкий, В. Г. Прописи : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 4 ч. / В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2014.
3. Горецкий, В. Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму : кн. для учителя / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2009.
4. Горецкий, В. Г. Обучение грамоте. Поурочные разработки. 1 класс / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2009.
5. Жиренко, О. Е. Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс. Добукварный, букварный, послебукварный периоды. Новый комплект уроков / О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова. – М.: ВАКО, 2011.
6. Крылова, О. Н. Тесты по обучению грамоте к учебнику В. Г. Горецкого и др. «Русская азбука». 1 класс: в 2 ч. Ч. 1. / О. Н. Крылова. – М. : Экзамен, 2011.
2. Информационно-коммуникативные средства:
Электронное приложение к учебнику «Русская азбука» В. Г. Горецкого и др. (CD).
3. Наглядные пособия:
Комплект демонстрационных таблиц к «Русской азбуке» В. Г. Горецкого и др. (авторы Т. В. Игнатьева, Л. Е. Тарасова); лента букв.
4. Материально-технические средства:
Компьютерная техника, магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Цели и задачи обучения по предмету «Обучение грамоте (русский язык)» в 1 классе
Программа по обучению грамоте придает всему процессу изучения курса «Русский язык» четкую практическую направленность и реализует следующие цели:
– формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;
– социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
– воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо решать следующие задачи:
– освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
– развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
– освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
– овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объема;
– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Количество учебных часов
На Обучение грамоте в 1 классе отводится 207 часов. На уроки обучения чтению в период обучения грамоте выделяются часы учебного плана по литературному чтению – 92 часа. На уроки обучения письму выделяются часы учебного плана по русскому языку – 115 часов.
В курсе обучения грамоте в УМК «Школа России» выделяются три периода:
- Подготовительный (добукварный) период - 41 час (19 часов на обучение чтению, 22 часа на обучение письму).
- Букварный (основной) период – 140 часов (62 часа на обучение чтению, 78 часов на обучение письму)
- Послебукварный период – 26 часов (11 часов на обучение чтению, 15 часов на обучение письму).
Учет особенностей, учащихся 1-х классов
В 1W классе обучается 12 учеников, из них 8 мальчиков и 4 девочки. С первых дней обучения в классах сформировалась группа учеников (7 человек), имеющих достаточно высокий уровень развития. Учащиеся данной группы с большим интересом выполняют творческие задания, участвуют во внеклассных мероприятиях. Вторая группа ребят (5 человек) в той или иной степени требуют помощи учителя. На уроках есть возможность уделить внимание каждой группе учащихся и подобрать задания соответствующего уровня. Детей с затруднениями сопровождает школьный логопед. Ученики данного класса учатся сотрудничеству и взаимоподдержке, относятся друг к другу доброжелательно.
Рабочая программа разработана с учётом особенностей, всех обучающихся класса. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная. В учебной деятельности усвоение научных знаний выступает как основная цель и главный результат деятельности. Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте: содержание составляют научные понятия, законы науки и опирающиеся на них общие способы решения практических задач; цель и результат деятельности совпадают.
Характеристика учебной деятельности включает пять основных параметров: структуру, мотивы, целеполагание, эмоции, умение учиться.
Содержание рабочей программы.
Содержание рабочей программы по предмету «Обучение грамоте» полностью соответствует авторской программе «Обучение грамоте» В. Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Виноградской, М. В. Бойкиной.
Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся
К концу 1-го года обучения
Обучающие должны знать:
все буквы русского алфавита и правильно называть их; основное отличие звука от буквы (звуки произносим им слышим, буквы видим и пишем)
Обучающие должны уметь:
- вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
- различать гласные и согласные звуки и буквы;
- правильно называть мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне слова,
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, е, и, ю, я и мягким знаком;
- делить слово на слоги,
- выделять в слове ударный слог;
- переносить слово по слогам (простые случаи);
- вычленять слова из предложений; четко без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова
Каждый этап обучения грамоте предъявляет к учащимся некоторые требования.
Добукварный период
Обучающиеся должны знать:
- общее представление о речи письменной и устной, предложении, слове, звуке и букве.
Обучающиеся должны уметь:
- членить речь на предложения, предложения на слова, слова на слоги;
- различать на слух и при произношении гласные и согласные (твердые и мягкие, звонкие и глухие) звуки;
- выделять в словах отдельные звуки, ударные слоги;
- соотносить слышимое и произносимое слово со слого-звуковой схемой;
- подбирать слова с заданным звуком.
Букварный период
Обучающиеся должны знать:
- согласные и гласные звуки и буквы;
- способы обозначения твердости и мягкости согласных.
Обучающиеся должны уметь:
- читать слоги-слияния с ориентировкой на гласную букву;
- осознанно, плавно и правильно читать по слогам.
Послебукварный период
Обучающиеся должны уметь:
- читать целыми словами с элементами слогового чтения трудных слов (темп чтения – не менее 30 слов в минуту при чтении незнакомого текста);
- понимать содержание прочитанного;
- уметь пересказать небольшой текст своими словами и с опорой на картинку;
- находить заглавие текста, назвать автора произведения;
- различать в практическом плане рассказ, сказку, стихотворение;
- помнить имена 3-4 авторов и названия их произведений;
- знать наизусть не менее 5 стихотворений.
Навыки чтения
I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными буквами.
II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста – 25-30 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно слово от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в буквенный период.
4. Место курса «Обучение грамоте» в базисном учебном плане:
Интегрированный курс «Обучение грамоте и письму» рассчитан на 207 ч (из них: 92 ч. – обучение грамоте, 115 ч. – письмо). Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний, в слогах, словах, предложениях.
5. Ценностные ориентиры:
Основным ценностным ориентиром при построении курса обучения грамоте является его направленность на формирование у первоклассников умения учиться[1]. Учитывая переходный этап от дошкольного к школьному возрасту в период обучения грамоте у первоклассников должны быть сформированы: достаточно высокий уровень произвольности, умение планировать и контролировать собственные действия, умение сосредоточиться на поставленной педагогом задаче, высокий уровень активности и инициативности, проявление самостоятельности в работе, умение оценить правильность выполнения собственной работы, позитивное отношение к школе и к учебной работе.
Еще одним ценностным ориентиром при построении курса является направленность обучения на понимание первоклассниками того, что язык представляет собой основное средство человеческого общения. Обучение грамоте как первая ступень изучения русского языка направлено на формирование коммуникативной компетенции учащихся — развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также первоначальных навыков грамотного письма.
В процессе обучения грамоте большое внимание уделяется формированию наглядно-образного и логического мышления учащихся. Это происходит благодаря тому месту, которое занимает в курсе моделирование звукового состава слова, моделирование состава предложения. Все предметные знания дети получают не в виде готовых формулировок или уже представленных в учебнике моделей, а в процессе обучения самостоятельному построению моделей. При этом первоклассники учатся новому способу мышления, постепенно переходя от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к логическому. В то же время самостоятельное построение моделей дает возможность формировать у первоклассников важнейший компонент учебной деятельности — контроль и самоконтроль за правильностью выполнения каждого задания, а вслед за этим и умение самостоятельно оценивать правильность или неправильность каждого выполненного действия. В процессе обучения грамоте первоклассники прежде всего учатся думать, анализировать, сравнивать, искать сходство и различие, осознавать, как это делается, доказывать свою точку зрения, т.е. дети овладевают метапредметными учебными действиями и при этом осваивают все необходимые знания в области русского языка.
Все знания, которые первоклассники получают при обучении грамоте, закрепляются в специально разработанных для этого курса играх, являющихся обязательным и важнейшим компонентом каждого урока. Это делает процесс обучения интересным и увлекательным для детей, обеспечивая в том числе и мягкую адаптацию к школьному обучению.
Важнейшим ценностным ориентиром курса обучения грамоте является его личностно-ориентированная направленность. Это достигается тем, что каждая учебная задача представлена на разных уровнях сложности: часть первоклассников овладевает решением новой учебной задачи, работая вместе с учителем, часть учеников это же задание выполняет самостоятельно, а учащиеся, наиболее успешно усваивающие материал, решают эту же учебную задачу на более сложном материале. Содержание включает в себя материал для первоклассников, которые пришли в школу, совершенно не умея читать; для учащихся, читающих по слогам и для хорошо читающих учеников. Такое построение курса и процесса обучения приводит к формированию личностного смысла учения и развитию учебной мотивации, что также является одним из важнейших требований Федерального государственного образовательного стандарта.
Важной особенностью построения курса и еще одной его целевой установкой является направленность работы не только на отработку технической стороны чтения, но и на осознанность чтения, что позволяет заложить основы будущей читательской компетентности.
6. Результаты освоения программы:
Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из « Азбуки», «Русского языка»
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других
– умение выбирать адек ватные языковые средства для успешного решения коммуника тивных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
– определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
– обозначать мягкость согласных звуков на письме;
– определять количество букв и звуков в слове;
– писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
– ставить пунктуационные знаки конца предложения;
– списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
– находить корень в группе доступных однокоренных слов.
7. Содержание курса:
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо.
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов
К концу 1-го года обучения
Обучающие должны знать:
все буквы русского алфавита и правильно называть их; основное отличие звука от буквы (звуки произносим им слышим, буквы видим и пишем)
Обучающие должны уметь:
- вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
- различать гласные и согласные звуки и буквы;
- правильно называть мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне слова,
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, е, и, ю, я и мягким знаком;
- делить слово на слоги,
- выделять в слове ударный слог;
- переносить слово по слогам (простые случаи);
- вычленять слова из предложений; четко без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова
Контроль. Виды, формы контроля
Текущий контроль-(устно, письменно) через опрос, проведение самостоятельных работ, математических диктантов, проверочных работ.
Тематический контроль- (письменно) через проведение тестов, контрольных работ, проверочных, работ по перфокартам.
Итоговый контроль - (письменно) через проведение математических диктантов, тестов, контрольных работ.
Ресурсное обеспечение программы
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
Методические пособия для учителя:
1. Горецкий, В. Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму : кн. для учителя / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2009.
2. Горецкий, В. Г. Обучение грамоте. Поурочные разработки. 1 класс / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2009.
3. Жиренко, О. Е. Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс. Добукварный, букварный, послебукварный периоды. Новый комплект уроков / О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова. – М. : ВАКО, 2011.
4. Крылова, О. Н. Тесты по обучению грамоте к учебнику В. Г. Горецкого и др. «Русская азбука». 1 класс : в 2 ч. Ч. 1. / О. Н. Крылова. – М. : Экзамен, 2011.
Материалы по федеральному государственному образовательному стандарту.
1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 400с. - (Стандарты второго поколения)
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская). М.: Просвещение, 2011 – 152 с. - (Стандарты второго поколения.)
Список литературы для учащихся:
1. Азбука. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. Г. Горецкий [и др.]. – М. : Просвещение, 2014.
2. Горецкий, В. Г. Прописи : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 4 ч. / В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2014.
Информационно-коммуникационные средства.
Электронное приложение к учебнику «Русская азбука» В. Г. Горецкого и др. (CD).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Обучение грамоте" 1 класс. Школа России. ФГОС
Программа разработана на основе примерной программы общего образования по русскому языку и литературному чтению, авторской учебной программы «Обучение грамоте и развитие речи» ( Русский язык: ра...
рабочая программа по предмету обучение грамоте
Программа учебного курса общим объемом 148 часов в год, по 6 ч. в неделю (из них 2 часа - обучение чтению, 4 часа – обучение письму). Изучается в течение 25-х учебных недель.Начальный курс...
Рабочая программа по предмету «Обучение грамоте» 1 класс
Направление программы: образовательное и общекультурноеТип программы: образовательныйРабочая программа по обучению грамоте составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» Л. Е. Жур...
Рабочая программа по предмету «Обучение грамоте». 1 класс
Направление программы: образовательное и общекультурноеТип программы: образовательный...
Рабочая программа по предмету "Обучение грамоте" 1 класс Школа России
Рабочая программа по предмету "Обучение грамоте" 1 класс Школа России разработана в соответствии с требованиями ФГОС...
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Обучение грамоте. Чтение" 1 класс Школа России
Пояснительная записка по предмету "Обучение грамоте. Чтение" 1 класс Школа России...
Рабочая программа по предмету "Обучение грамоте" Журовой Л.Е.
Рабочая программа по предмету «Обучение грамоте» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...