Методическая разработка по русскому языку «Правописание суффиксов –ик, -ек»
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Методическая разработка по русскому языку «Правописание суффиксов –ик, -ек».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsel_zachet.docx | 40.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. учителя Андреева Надежда Валентиновна
№ школы, район школа №267 Адмиралтейский район
Учебный комплект (система учебников, автор учебника, стр. в учебнике.) Серия «Школа России», Канакина В. П., Горецкий В. Г. «Русский язык». 3 класс, стр.119-121
Тема урока «Правописание суффиксов –ик, -ек»
Цель и задачи урока
Цель: познакомить учащихся с условиями выбора гласных в суффиксах –ик, -ек.
Задачи:
- воспроизвести знания учащихся о суффиксах;
- воспроизвести знания учащихся о правописании безударной гласной в корне слова
- сформировать представления о написании суффиксов – ек, - ик.
- самостоятельная формулировка учащимися вывода о том, как узнать какой суффикс надо писать в слове: - ек или –ик;
- повторить словообразовательный разбор;
- развивать самостоятельность мышления и познавательные потребности у учащихся;
- способствовать развитию орфографической зоркости;
- воспитывать культуру поведения при работе в парах.
Тип урока (открытие нового знания, урок рефлексии, урок развивающего контроля, систематизации, комбинированный, экскурсия, проект, др.) открытие нового знания
Этап урока | Описание урока | Комментарии (формы работы, результаты (УУД), способы наблюдения за работой детей) |
1.Организацион ный момент (мотивация к учебной деят-ти) | -Здравствуйте. Садитесь. -Ребята, захожу в класс, а на столе лежит замочек и ключик. У кого есть какие-нибудь предположения, откуда здесь это? для чего? (открыть что-то новое) -Ну, что ж давайте попробуем разгадать эту загадку. | Деятельность учителя -мотивирует к учебной деятельности Деятельность учащихся - настраиваются на урок |
2.Актуализация знаний | -Внимание на доску. Посмотрите на правильное соединение букв: ек ик ек ик в.ковой, т.кущий, туп.ковый, родн.ковый, пар.ковый, замоч.к, ключ.к -Спишите, вставляя, пропущенные буквы. -У кого возникло сомнение? В каком слове? (В словах «ключик, замочек») - В чем затруднение? ( Не знаем, какую гласную писать: е или и?) - Давайте разбираться. Проверим, как написали слова (объясняют написание остальных слов) -У кого нет ошибок, поставьте +. -У кого были ошибки, поставьте -. -Кто сомневался ? -Какие знания нам помогли? (правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением) -В какой части слова находится наша проблема? Как определить? (Разобрать слово по составу. Учащиеся разбирают слова). - В какой части слова у нас сомнение? ( В суффиксе) - Укажите ударный или безударный гласный звук в суффиксе? (Безударный) -Как вы думаете, надо ли проверять безударный гласный в суффиксах – ек, - ик? (Надо) -Умеем ли мы проверять безударный гласный в суффиксах? Хватает ли нам наших знаний? -Над чем будем сегодня работать? ( Правописание суффиксов – ек, - ик.) -Какую поставим цель? ( Научиться писать слова с суффиксами –ек, -ик.) -Что такое суффикс? Какие еще части слова знаете? -В нашей проблеме помогут разобраться нам замоч.к и ключ.к. Попросим их открыть нам эту тайну? | Индивидуальная работа. Фронтальная работа. Деятельность учителя - организует общение; - задаёт детям вопросы; - помогает детям формулировать и выражать собственное мнение; - организует актуализацию знаний, необходимых для решения проблемной ситуации Деятельность учащихся - повторяют учебный материал, который потребуется при решении учебной задачи; - определяют цели урока, конкретизируют цели в учебной задаче; - выявляют причину затруднения; - отвечают на вопросы; - учатся понимать точку зрения других людей; |
3.Поиск решений («открытие» нового знания) | -А сейчас нам необходимо быть очень внимательными. Поработаем в парах. У вас на столе лежат карточки: Орешек - орешки ежик - ежики листик - листики овражек - овражки кирпичик – кирпичики чулочек - чулочки -Посоветуйтесь и попробуйте ответить на вопрос: когда пишется –ек, а когда –ик? -Что заметили? (может быть, буква –е- в суффиксе пишется, когда при изменении формы слова, гласная выпадает из суффикса, если гласная не выпадает , тогда пишется–и-) -Где можно проверить наше предположение? (в учебнике) -Откройте учебник на стр. 119 и прочитайте. Совпадает ли наш вывод? (да) -Как напишем слова барашек, дождик? Почему? (объяснения детей) | Групповая (парная) форма обучения. Деятельность учителя - организует самостоятельную поисковую деятельность учащихся в различных формах; - организует учебное сотрудничество; -организует обсуждение; - наблюдает за детьми; Деятельность учащихся - строят и реализовывают проект выхода из затруднения; - выдвигают гипотезы; - самостоятельная поисковая деятельность учащихся: планируют учебные действия, работают с информацией, прогнозируют, выбирают способы решения задач, устанавливают причинно - следственные связи и т.д.; - работают в группах (парах); -отвечают на вопросы; - формулируют и выражают собственное мнение; -учатся общаться на заданную тему; -сверяют вывод с правилом в учебнике; |
4.Первичное закрепление. | -В начале урока у нас возникло сомнение, какую гласную букву надо писать в суффиксе словах замочек и ключик. Кажется, наши таинственные вещи хотят нам что-то рассказать. Если гласная сбежала, Это «Е» была сначала: Нет замочка, есть замочек- Пишем «Е» без проволочек Если гласная осталась, То конечно, оказалось,- Это «И», а суффикс –ик— Это понял ученик.
-Закрепим наши знания и выполним упр.244 на стр.120. -Прочитайте задание, выделите в нем главные слова. -Что помогло нам выполнить упражнение? (правило) -Давайте определим шаги наших действий (карточки на доску) На доске: 1 шаг. Измени форму слова 2 шаг. Определи «беглая» ли гласная Да ( пиши –ек) Нет ( пиши – ик). - Давайте поиграем? (да). Я диктую слова, если пишется суффикс-ик-, тогда вы хлопаете (один раз),а если –ек-, тогда топаете (один раз левой ногой) лист.к, горош.к, цвет.к, корабл.к, луч.к, стол.к -Потренируемся в разборе слов по составу. Задание 99 в тетради на печатной основе. -Я буду диктовать слова, а вы устно изменяете форму слова. Девочки записывают слова с суффиксом –ек-, а мальчики - с суффиксом –ик- Мячик, карандашик, песочек, солдатик, зайчик, галстучек. (Самопроверка. У доски работают два ученика) -У кого нет ошибок, поставьте +. -У кого были ошибки, поставьте -. -Кто сомневался -? -Придумайте предложение с любым из этих слов. (примеры детей) (Зайчик играет в мячик.) -Запишите и выделите в предложении грамматическую основу. | Фронтальная работа; Групповая (парная) форма обучения; Индивидуальная форма обучения. Деятельность учителя -управляет первичным закреплением; - создает условия для самоконтроля и самооценки; - организует самостоятельную работу детей; - наблюдает за деятельностью детей; -отвечают на вопросы; - создает условия способствующие успешности детей. Деятельность учащихся -учатся составлять алгоритм; -решают типовые задания на новый способ действий; - осуществляют самоконтроль и самооценку результатов действий; |
5.Включение нового знания в систему знаний. | -Дальше работаем по учебнику стр.120 упр.245. Прочитайте задание и определите главные слова. | Индивидуальная работа. Деятельность учителя -побуждает детей продемонстрировать результаты работы; - по запросу оказывает помощь: - организует самостоятельную работу детей; Деятельность учащихся - устанавливают взаимосвязи между новым и знанием и уже изученным учебным материалом: -составляют деформированный текст; - демонстрируют применение полученных знаний. |
6.Рефлексия | -Смогли ли мы её решить? Д. Да. - А за один урок мы научились правильно писать суффиксы? ( Нет). -Кто научился правильно писать суффиксы –ик, -ек? А кто еще не уверен в своих силах? - На следующих уроках мы продолжим работу по написанию суффиксов – ек, -ик. в словах. -Домашнее задание: стр.119 упр.242 -Кто хочет, может придумать 5 слов для словарного диктанта с изученной орфограммой. | Деятельность учителя - побуждает учащихся к творческой деятельности; - организует рефлексию; - организует наблюдение. Деятельность учащихся -учатся ставить задачи на следующий урок. |
1 шаг. Измени форму слова
2 шаг. Определи «беглая» ли гласная
Да ( пиши –ек) Нет ( пиши – ик).
Если гласная сбежала,
Это «Е» была сначала:
Нет замочка, есть замочек-
Пишем «Е» без проволочек
Если гласная осталась,
То конечно, оказалось,-
Это «И», а суффикс –ик—
Это понял ученик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи и ши"
Конспект открытого урока русского языка в 1 классе.Тема: Правописание слов с сочетаниями жи и ши.Цели: 1. Уточнить представление учащихся о звуках /ш/ и /ж/, как твёрдых согласных, сформировать ...
Методическая разработка урока русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных".
Урок русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по ФГОС формирует у учащихся обосновывать написание безударных падежных окончаний существительных во всех падежах....
Методическая разработка урока русского языка "Правописание безударных личных окончаний глагола"
Конспект урока по русскому языку«Правописание безударных личных окончаний глагола» 4 класс УМК «Гармония» Явкина Вал...
Методическая разработка урока русского языка "Правописание имен собственных"(2класс)
Конспект урока русского языка...
Методическая разработка урока русского языка "Правописание сочетания ЖИ-ШИ" во 2 классе для детей с ТНР
Методическая разработка урока русского языка во 2 классе для детей с ТНРТип урока: урок систематизации полученных знаний.Целевая аудитория: учащиеся 2 класса...
Методическая разработка по русскому языку "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне"" 2 класс
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне"...
Методическая разработка по русскому языку тема "Суффикс" 3 класс УМК Школа России
Технологическая карта урока УМК Школа России 3 класс по теме "Суффикс"...