Методическая разработка по русскому языку «Правописание суффиксов –ик, -ек»
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Андреева Надежда Валентиновна

Методическая разработка по русскому языку  «Правописание суффиксов –ик, -ек».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel_zachet.docx40.65 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. учителя              Андреева Надежда Валентиновна

школы, район            школа №267 Адмиралтейский район

Учебный комплект (система учебников, автор учебника, стр. в учебнике.)    Серия «Школа России», Канакина В. П., Горецкий В. Г. «Русский язык». 3 класс, стр.119-121          

Тема урока    «Правописание суффиксов –ик, -ек»

       Цель и задачи урока

                                       Цель: познакомить учащихся с условиями выбора гласных в суффиксах –ик, -ек.
                           

                                  Задачи: 

  • воспроизвести знания учащихся о суффиксах;
  • воспроизвести знания учащихся о правописании безударной гласной в корне слова
  • сформировать представления о написании суффиксов – ек,  - ик.
  • самостоятельная формулировка учащимися вывода о том, как узнать какой суффикс надо писать в слове: - ек или –ик;
  • повторить словообразовательный разбор;
  • развивать самостоятельность мышления и познавательные потребности у учащихся;
  • способствовать развитию орфографической зоркости;
  • воспитывать культуру поведения при работе в парах.
                                         

Тип урока (открытие нового знания, урок рефлексии, урок развивающего контроля, систематизации, комбинированный, экскурсия, проект, др.)  открытие нового знания

Этап урока

Описание урока

Комментарии (формы работы, результаты (УУД), способы наблюдения за работой детей)

1.Организацион

ный момент (мотивация к учебной деят-ти)

-Здравствуйте. Садитесь.

-Ребята, захожу в класс, а на столе лежит замочек и ключик. У кого есть какие-нибудь предположения,  откуда здесь это? для чего? (открыть что-то новое)

-Ну, что ж давайте попробуем разгадать эту загадку.

Деятельность учителя

-мотивирует к учебной деятельности

Деятельность учащихся

- настраиваются на урок

2.Актуализация знаний

-Внимание на доску. Посмотрите на правильное соединение букв:

ек ик ек ик

в.ковой, т.кущий, туп.ковый, родн.ковый, пар.ковый, замоч.к, ключ.к

-Спишите, вставляя, пропущенные буквы.

-У кого возникло сомнение? В каком слове? (В словах «ключик, замочек»)

- В чем затруднение? ( Не знаем,  какую гласную писать: е или и?)

- Давайте разбираться. Проверим, как написали слова (объясняют написание остальных слов)

-У кого нет ошибок, поставьте +.

-У кого были ошибки, поставьте -.

-Кто сомневался ?

-Какие знания нам помогли? (правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением)

 -В какой части слова находится наша проблема? Как определить?

(Разобрать слово по составу.  Учащиеся разбирают слова).

- В какой части слова у нас сомнение? ( В суффиксе)

- Укажите ударный  или безударный гласный звук в суффиксе?

(Безударный)

-Как вы думаете, надо ли проверять безударный гласный в суффиксах – ек, - ик? (Надо)

-Умеем ли мы проверять безударный гласный в суффиксах? Хватает ли нам наших знаний?

-Над чем будем сегодня работать? ( Правописание суффиксов – ек, - ик.)

-Какую поставим цель? ( Научиться писать слова с суффиксами –ек, -ик.)

-Что такое суффикс? Какие еще части слова знаете?

-В нашей  проблеме помогут разобраться нам замоч.к и ключ.к. Попросим их открыть нам эту тайну?

Индивидуальная работа.

Фронтальная работа.

Деятельность учителя

- организует общение;

- задаёт детям вопросы;

- помогает детям формулировать и выражать собственное мнение;

- организует актуализацию знаний, необходимых для решения проблемной ситуации

Деятельность учащихся

- повторяют учебный материал, который потребуется при решении учебной задачи;

- определяют цели урока, конкретизируют цели в учебной задаче;

- выявляют причину затруднения;

- отвечают на вопросы;

- учатся понимать точку зрения других людей;

3.Поиск решений («открытие» нового знания)

-А сейчас нам необходимо быть очень внимательными. Поработаем в парах. У вас на столе лежат карточки:

Орешек  -   орешки                          

ежик -   ежики

листик -  листики

овражек  -   овражки                      

кирпичик – кирпичики

чулочек  -    чулочки                        

 -Посоветуйтесь и попробуйте ответить на вопрос: когда пишется –ек, а когда –ик?

-Что заметили?  (может быть, буква –е- в суффиксе пишется, когда при изменении формы слова, гласная выпадает из суффикса, если гласная не выпадает , тогда пишется–и-)

-Где можно проверить наше предположение? (в учебнике)

-Откройте учебник на стр. 119 и прочитайте. Совпадает ли наш вывод? (да)

-Как напишем слова барашек, дождик? Почему? (объяснения детей)

Групповая (парная) форма обучения.

Деятельность учителя

- организует самостоятельную поисковую деятельность учащихся в различных формах;

- организует учебное сотрудничество;

-организует обсуждение;

- наблюдает за детьми;

Деятельность учащихся

- строят и реализовывают проект выхода из затруднения;

- выдвигают гипотезы;

- самостоятельная поисковая деятельность учащихся: планируют учебные действия, работают с информацией, прогнозируют, выбирают способы решения задач, устанавливают причинно - следственные связи и т.д.;

- работают в группах (парах);

-отвечают на вопросы;

 - формулируют и выражают собственное мнение;

-учатся общаться на заданную тему;

-сверяют вывод с правилом в учебнике;

4.Первичное закрепление.

-В начале урока  у нас возникло сомнение, какую гласную букву надо писать в суффиксе словах замочек и ключик. Кажется, наши таинственные вещи хотят нам что-то рассказать.

    Если гласная сбежала,

    Это «Е» была сначала:

    Нет замочка, есть замочек-

    Пишем «Е» без проволочек

    Если гласная осталась,

    То конечно, оказалось,-

    Это «И», а суффикс –ик—

   Это понял ученик.

   

-Закрепим наши знания и выполним упр.244 на стр.120.

-Прочитайте задание, выделите в нем главные слова.

-Что помогло нам выполнить упражнение? (правило)

-Давайте определим шаги наших действий (карточки на доску)

На доске:

1 шаг.         Измени форму слова

2 шаг.        Определи «беглая» ли гласная

Да ( пиши –ек)                                        Нет ( пиши – ик).

- Давайте поиграем? (да). Я диктую слова, если пишется суффикс-ик-, тогда вы хлопаете (один раз),а  если –ек-, тогда топаете (один раз левой ногой)

лист.к, горош.к, цвет.к, корабл.к, луч.к, стол.к

 -Потренируемся в разборе слов по составу. Задание 99 в тетради на печатной основе.

-Я буду диктовать слова, а вы устно изменяете форму слова. Девочки записывают слова с суффиксом –ек-, а мальчики - с суффиксом –ик-

Мячик, карандашик,  песочек,  солдатик, зайчик, галстучек.

(Самопроверка.  У доски работают два ученика)

-У кого нет ошибок, поставьте +.

-У кого были ошибки, поставьте -.

-Кто сомневался -?

-Придумайте предложение с любым из этих слов. (примеры детей)

(Зайчик играет в мячик.)

-Запишите и выделите в предложении грамматическую основу.

Фронтальная работа;

Групповая (парная) форма обучения;

Индивидуальная форма обучения.

Деятельность учителя

-управляет первичным закреплением;

- создает условия для самоконтроля и самооценки;

- организует самостоятельную работу детей;

- наблюдает за деятельностью  детей;

-отвечают на вопросы;

- создает условия способствующие успешности детей.

Деятельность учащихся

-учатся составлять алгоритм;

-решают типовые задания на новый способ действий;

- осуществляют самоконтроль и самооценку результатов действий;

5.Включение нового знания в систему знаний.

-Дальше работаем по учебнику стр.120 упр.245. Прочитайте задание и определите главные слова.

Индивидуальная работа.

Деятельность учителя

-побуждает детей продемонстрировать результаты работы;

- по запросу оказывает помощь:

- организует самостоятельную работу детей;

Деятельность учащихся

 - устанавливают взаимосвязи между новым и знанием и уже изученным учебным материалом:

-составляют деформированный текст;

- демонстрируют применение полученных знаний.

6.Рефлексия

     
-Какова была тема нашего урока? А проблема?

-Смогли ли мы её решить?

Д. Да. - А за один урок мы научились правильно писать суффиксы? ( Нет).

-Кто научился правильно писать суффиксы –ик, -ек? А кто еще не уверен в своих силах?

- На следующих уроках мы продолжим работу по написанию суффиксов – ек, -ик. в словах.

-Домашнее задание: стр.119 упр.242

-Кто хочет, может придумать 5 слов для словарного диктанта с изученной орфограммой.

Деятельность учителя

- побуждает учащихся к творческой деятельности;

- организует рефлексию;

- организует наблюдение.

Деятельность учащихся

-учатся ставить задачи на следующий урок.


1 шаг.        Измени форму слова

2 шаг.        Определи «беглая» ли гласная

Да ( пиши –ек)                                        Нет ( пиши – ик).

Если гласная сбежала,

Это «Е» была сначала:

Нет замочка, есть замочек-

Пишем «Е» без проволочек

   

Если гласная осталась,

То конечно, оказалось,-

Это «И», а суффикс –ик—

Это понял ученик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи и ши"

Конспект открытого урока русского языка в 1 классе.Тема: Правописание слов с сочетаниями  жи и ши.Цели: 1. Уточнить представление учащихся о звуках /ш/ и /ж/, как твёрдых согласных, сформировать ...

Методическая разработка урока русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных".

Урок русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по ФГОС формирует у учащихся обосновывать написание безударных падежных окончаний существительных во всех падежах....

Методическая разработка урока русского языка "Правописание безударных личных окончаний глагола"

Конспект урока по русскому языку«Правописание безударных личных окончаний глагола» 4 класс УМК «Гармония»               Явкина Вал...

Методическая разработка урока русского языка "Правописание сочетания ЖИ-ШИ" во 2 классе для детей с ТНР

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе для детей с ТНРТип урока: урок систематизации полученных знаний.Целевая аудитория: учащиеся 2  класса...

Методическая разработка по русскому языку "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне"" 2 класс

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне"...

Методическая разработка по русскому языку тема "Суффикс" 3 класс УМК Школа России

Технологическая карта урока УМК Школа России 3 класс по теме "Суффикс"...