Методическая разработка урока русского языка "Правописание безударных личных окончаний глагола"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Явкина Валентина Алексеевна

Конспект урока по русскому языку

«Правописание безударных личных окончаний глагола»

4 класс УМК «Гармония»

               Явкина Валентина Алексеевна, учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31 имени А.П. Жданова»

 

Тема:  Правописание безударных личных  окончаний  глагола.

Цели:

Образовательные:

  • на основе групповых и коллективных наблюдений подвести к выведению правила правописания безударных личных окончаний глагола;
  • составить алгоритм проверки безударных личных окончаний глагола и научить пользоваться им.

 Развивающие:

  • развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся;

 Воспитательные:

  • прививать интерес к родному языку;
  • воспитывать самостоятельность и развивать навыки сотрудничества.

Тип урока: открытие нового знания

Форма урока: комбинированный урок  с элементами медиатехнологии, технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.

Формы организации учебной деятельности: коллективная деятельность по решению проблемы, индивидуальные задания, дифференцированные задания, групповая работа.

Учебно-методическое обеспечение: УМК «Гармония» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко учебник русского языка для 4 класса.

Время реализации занятия: 40 минут.

Авторский медиапродукт:

·        мультимедийная компьютерная разработка урока в виде презентации в программе POWER POINT.

 

Дидактическая цель: создать условия для развития творческой исследовательской деятельности средствами технологии проблемного обучения и принципа цикличности познания.

Технологии:  технология проблемно-поискового обучения, технология развития критического мышления на уроке русского языка.

Методы обучения: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. 

Методы познания: проблемный, сравнительный, наблюдение,

проектирование, моделирование, анализ.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

«Правописание безударных личных окончаний глагола»

4 класс УМК «Гармония»

               Явкина Валентина Алексеевна, учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31 имени А.П. Жданова»

Тема:  Правописание безударных личных  окончаний  глагола.

Цели:

Образовательные: 

  • на основе групповых и коллективных наблюдений подвести к выведению правила правописания безударных личных окончаний глагола;
  • составить алгоритм проверки безударных личных окончаний глагола и научить пользоваться им.

 Развивающие: 

  • развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся;

 Воспитательные: 

  • прививать интерес к родному языку;
  • воспитывать самостоятельность и развивать навыки сотрудничества.

Тип урока: открытие нового знания

Форма урока: комбинированный урок  с элементами медиатехнологии, технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.

Формы организации учебной деятельности: коллективная деятельность по решению проблемы, индивидуальные задания, дифференцированные задания, групповая работа.

Учебно-методическое обеспечение: УМК «Гармония» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко учебник русского языка для 4 класса.

Время реализации занятия: 40 минут.

Авторский медиапродукт:

  • мультимедийная компьютерная разработка урока в виде презентации в программе POWER POINT.

Дидактическая цель: создать условия для развития творческой исследовательской деятельности средствами технологии проблемного обучения и принципа цикличности познания.

Технологии:  технология проблемно-поискового обучения, технология развития критического мышления на уроке русского языка.

Методы обучения: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.  

Методы познания: проблемный, сравнительный, наблюдение,

проектирование, моделирование, анализ.

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.         Слайд 1.

Нужно для счастья порою немного.

Шофёру – прямая дорога,

Лётчику – ясное небо,

Прохожему – больше улыбок,

Учителю – меньше … (ошибок)                                                                                                        

                                                             Слайд 2.

- Вы прослушали музыку, о каком времени года пишет композитор?

-А вот что говорит об этом времени года поэт.

Поёт зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.                            С. Есенин

-Я приглашаю вас и совершить прогулку по зимнему лесу. Чтобы увидеть, услышать лес зимой, нам потребуется хорошее знание русского языка.

-Чтобы войти в лес, нам надо ответить на

вопросы. Вы готовы?

Игровое целеполагание.

 (Проводится игра “Верите ли ?”)

  • Глагол – это часть предложения.
  • Глагол обозначает действие предмета.
  • Глагол неопределённой формы отвечает на вопросы: Что сделает? Что будет делать?
  • Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
  • Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам.
  • Если у глагола безударное личное окончание, то его надо проверить ударением
  • У глаголов 2 лица, ед.числа на конце пишется мягкий знак
  • У глаголов второго спряжения в личных окончаниях пишем гласную Е.
  • У глаголов первого спряжения в личных окончаниях пишем гласную Е.

     

     

   

Слушают  музыку П.И.Чайковского «Времена года. Январь»

 Дети отвечают Да или Нет.

        

2. Актуализация  знаний.                  Слайд 3

На прогулку нам необходимо взять дневники наблюдений для заметок, выводов и даже научных открытий. Запишем там дату.

Теперь покажем прогноз своей деятельности по шкале самооценки, в конце работы проверим, оправдался ли наш прогноз.

Снежные  узоры

Заходя в лес, мы не перестаём удивляться красоте снежных узоров.

В тетрадях мы тоже нанесём свой узор из 5 гласных букв и создадим орфографическую копилку, которую выбудете пополнять весь урок словами с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.

3. Постановка проблемы.

Сугробы                                             Слайд 4.

Посмотрите, какие сугробы намело. Давайте их расчищать.

- Что общего у данных слов?

- На какие две группы можно разделить глаголы?

-При написании каких окончаний мы испытываем трудности?

- Что необходимо знать, чтобы правильно выбрать безударную гласную в личном окончании глагола?

- Как узнать спряжение глагола?

                            Слайд 5.

Выполним цифровой диктант

сверкает, морозит, дует, потрескивает,  заносит,  летает, воете, заметаешь,

   

4. Проблема, тема урока.                 Слайд 6.

-Какую проблему мы будем сегодня решать на уроке?

-Как узнать спряжение глагола?

Это только 1 способ, а чтобы узнать 2 способ проверки безударных личных окончаний глагола нам предстоит побыть в роли исследователей и сделать новое открытие.

Закроем глаза, отдохнём.

     

   Запись в дневниках наблюдения числа и классной работы

На шкале самооценки дети показывают прогноз своей деятельности.

 Запись с выполнением заметок на полях после каждого задания.

+   - знаю

-   - не знаю

?   - сомневаюсь                       

 Создают орфографическую копилку.

 Читают слова: сверкает, морозит, дует, потрескивает, засыпал, заносит, закружились, летает, замёрзла, воете, заметаешь, намело    

Это глаголы.

Глаголы с родовыми окончаниями и глаголы с личными окончаниями.

 Безударных личных окончаний глагола.

Спряжение.

Поставить глагол в форму 3лица, ед.числа. Если окончания –ут, -ют, то глагол 1 спряжения и пишем гласную Е, если окончание –ат, -ят, то глагол 2 спряжения и пишем гласную И.

1 ученик работает у доски

1

2

3

4

5

6

7

8

Спряже

нение

Окон

чание

Дети читают тему урока.

Стр.31 (учебник)

Поставить глагол в форму 3лица, ед.числа. Если окончания –ут, -ют, то глагол 1 спряжения и пишем гласную Е, если окончание –ат, -ят, то глагол 2 спряжения и пишем гласную И.

       

Не забываем делать в дневнике заметки на полях: +   - знаю,    -   - не знаю,   ?   - сомневаюсь                       

5. Открытие нового знания.                

  -Что мы слышим?                        Слайд 7.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;  

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

А.С. Пушкин

Разделите тетрадь на три столбика

В 1запишите глаголы с  безударными личными окончаниями, оставляя окошки.

Во втором столбике мы попробуем применить 1 способ определения спряжения и написать безударные личные окончания глагола.

-У кого возникли сомнения?

-Как быть?

- Оставим окошки на месте орфограмм и подумаем о втором способе определения спряжения у глаголов.

- проверим своё предположение.

-И что мы узнаем по неопределённой форме?

-Запишем в 3столбик глаголы в неопределённой форме.

Физкультминутка.

-Справились с бурей, пора отдохнуть.

(пальчиковые игры)

Мы снежочек рубим, рубим.- 2 раза

Мы снежочек трём, трём. – 2 раза

Мы снежочек колем, колем. – 2раза

Мы снежочек жмём, жмём. – 2 раза.

  Звучит музыка (вой вьюги)

     

Глагол

3лицо, мн.число

      Н.ф      

Кро . т

кро . т

крыть

заво . т

заво . т

завыть

заплач . т

заплач . т

заплакать

 Записывают в 1столбик 3глагола:

Кро.т, заво.т, заплач.т.    

     

Записывают во 2столбик глаголы в форме 3лица, мн.числа.

Кро.т, заво.т, заплач.т

3 столбик оставляют пустой.

Упр.408. стр.31(уч)

Стр.32-правило

Стр.33-правило  (неопр.ф. на –ить или не на –ить)

Не забываем делать в дневнике заметки на полях: +   - знаю,    -   - не знаю,   ?   - сомневаюсь                       

Физкультминутка.

6.Алгоритмизация нового знания.  Слайд 8.

-Назовите алгоритм, применяемый для 2 способа определения  спряжения глаголов?

 С. 33 (уч) – алгоритм

-Отгадайте загадку:

Что зимой гре.т, весной тле.т, летом умира.т, а осенью ожива.т?

-Применим новое знание на практике.

Выпишите глаголы в таблицу, выполняя все действия по таблице и впишите окончания.

(Работа в парах)

     

Стр.33-правило  (неопр.ф. на –ить или не на –ить)

Снег.

работа в парах

Глагол

Н.ф.

   На

 –ить?

(+или-)

Спр.

Оконч.

 7.Первичное закрепление.            Слайд 9. 

а) Задержимся немного на снежной полянке

стр. 34-упр.416-продолжим таблицу.

б).Самостоятельная работа.

 Графический диктант

Ду.т, во.т, покро.м, замороз.те, занос.шь, шага.шь, уход.м, аука.т, круж.тся, баюка.т. 

                                                         Слайд 10. 

-Нарисуйте график безударных окончаний.

(На слайде появляется график)

   

Дети комментируют и записывают слова в таблицу, проговаривая алгоритм действий.

     

.

Учащиеся на полях тетради рисуют график по выбранной букве окончания –е или –и.

( 2 ученика работает у доски )

1ученик проверяет безударные личные окончания 1способом,  2- вторым.

Не забываем делать в дневнике заметки на полях: +   - знаю,    -   - не знаю,   ?   - сомневаюсь                       

8.Диагностика.

Самостоятельная работа

Снежинка на память                     Слайд 11

На память о прогулке по зимнему лесу, у вас останутся снежинки. Но представьте, что они оживают, какие действия они будут совершать. Запишите глаголы в форме 3лица,ед.числа.

Звучит музыка  Клода Дебюсси «Танец снежинок»

Дети на 6 лучах снежинки пишут глаголы в форме 3 лица, ед.числа.

(летит, блестит, сверкает, падает, кружится, тает, сияет, порхает, переливается, танцует и т.д.)

9.Итог урока.                                   

-Чему учились на уроке?                              

-Как надо действовать, чтобы не ошибиться в правописании безударных личных окончаний глагола?

-Определять спряжение глаголов 2 способами.

1 способ -поставить в форму 3 лица, мн.числа.

2 способ - поставить глагол в неопределённую форму.

10. Домашнее задание        

Упр.424 стр. 36 (уч)- продолжить таблицу и закончить «Орфографическую копилку»

Записывают домашнее задание в дневник

11.Рефлексия. Выставление оценок за работу.

  - А теперь посмотрите в свои дневники наблюдения и скажите, какие заметки на полях у вас преобладают:   +   - знаю,    -   - не знаю,   ?   - сомневаюсь       

На шкале самооценки проверяют свою деятельность во время урока, если  прогноз оправдался, то обводят крестик в кружок, если нет, то ставят на шкале новый.

Литература

1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Правописание безударных личных окончаний глаголов" 4 класс

Начальная школа 21 века. Презентация к уроку русского языка, проведённого в 4 классе,  по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов"....

Урок русского языка"Правописание безударных личных окончаний глаголов"

Правописание безуданых личных окончаний глаголов...

Презентация к уроку русского языка "Правописание безударных личных окончаний глаголов".

Презентация к уроку помогает детям лучше воспринять учебный материал...

Урок русского языка «Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени»

Урок-закрепления правописания безударных личных окончаний глаголов в 4 классе....

Урок русского языка "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени".

Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и   будущем времени".    Урок открытия новых знаний, на котором формиру...

Урок русского языка «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Урок в разделе «Глагол как часть речи». Урок применения правил правописания глаголов на письме.Цель: Развитие умений писать глаголы  с изученными орфограммами, обосновывать правописан...

Разработка урока русского языка "Правописание безударных личных окончаний глаголов"

Разработка урока русского языка "Правописание безударных личных окончаний глаголов"...