«Вспоминаем части речи. Связь слов в предложении».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Закрепление темы «Вспоминаем части речи. Связь слов в предложении».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Вспоминаем части речи. Связь слов в предложении».
Цель урока: создание условий для организации деятельности учащихся по формированию представления о многообразии слов в русском языке, о богатстве родного языка.
Предметные задачи урока: дать первое представление о многозначных и однозначных словах; наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов; ввести в активный словарный запас детей слова-термины «многозначные и однозначные слова», обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ; способствовать обогащению словаря учащихся на уроке; формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.
Метапредметные задачи урока:
Познавательные УУД: способствовать умению строить речевые высказывания в соответствии с планом; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).
Регулятивные УУД: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата; учить целеполаганию как постановке учебной задачи, стимулировать исследовательскую деятельность.
Коммуникативные УУД: формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать однозначные и многозначные слова.
Оборудование: учебник русского языка 2 класс, рабочие тетради, учебные принадлежности, презентация, толковые словари, карточки для проектной деятельности.
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Орг.момент | 1 мин | Здравствуйте, ребята. Присаживается первый ряд, второй и третий. Проверьте готовность к уроку, вам понадобится учебник русского языка, учебные принадлежности, рабочие тетради, дневник. | Приветствие учителя, проверка готовности к уроку. |
II.Языковая разминка | 7 мин | Запись предложения под диктовку. Записать и подчеркнуть орфограммы, сделать синтаксический разбор предложения. «Синичка оставила свой крохотный след на снежной скатерти». | |
III.Постановка темы и цели урока | 9 мин | На доске – 3 столбика слов. Вставить пропущенные буквы. Объяснить орфограмму. 1 столбик: л… сица, на поверхност…, листопа… 2 столбик: по.. явились, уме..т, п..летел, 3 столбик: б… льшой, глубок…е, ле..кий Каждая группа работает со своим столбиком. - С какой целью мы выполняли это задание - Что вы можете сказать, глядя на эти слова? - Как их можно назвать одним словом? - Вы догадались, какова тема нашего урока? - Верно, и сегодня на уроке мы обобщим знания по теме «Части речи». Обобщим знания о предложении. | |
IV.Работа по теме урока | 27 мин | 1. Повторение об имени существительном. -Давно живу я в мире этом, Даю название предметам. Я - самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это я. Я наиболее самостоятельная часть речи. Уже от меня образуются другие части речи. Первобытный человек, познавая природу, давал название предметам, явлениям, поэтому я самая древняя часть речи. Ребята, помогите мне, расскажите, почему я такая важная часть речи. - Правильно – имя существительное – самая представительная часть речи, самая существенная. Она появилась в речи, по мнению ученых, в числе самых первых слов. И это понятно, ведь человек с рождения смотрит на мир и хочет назвать всё то, что его окружает. 2.Повторение об имени прилагательном. Определяю я предметы Они со мной всегда предметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь. Родился я с очень покладистым характером. Мне было страшно и грустно. И я подружился с другой частью речи. Вместе – дружба, вместе – служба. Название мое в переводе с греческого означает «эпитет», а с латинского - «прибавление», «приложение». Что я за часть речи? - Как определить род, число, падеж у прилагательного? - Для чего служат прилагательные? | -Имя существительное. Отвечает на вопросы: Кто? Что? и вопросы косвенных падежей. Имеет постоянные признаки: одушевленность, неодушевленность, род, склонение, изменяется по числам и падежам. -Им. Прилагательное -По имени существительному -Украшают нашу речь, точнее описывают предмет |
- Какие типы текстов вы знаете? - В каких текстах больше всего прилагательных и почему?
Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – все в действие приведу: Блестит река, пестрят луга И процветает Забайкалье! Я – настоящий богатырь среди частей речи. Никакая часть речи не имеет столько форм. Я – хороший работник, всегда при деле, всегда с кем-то связан. Дружу с другими частями речи. По частоте употребления я занимаю второе место. Что я за часть речи? -Назовите, по каким признакам определяется спряжение глаголов? -Какие глаголы-исключения знаете? (Iспр- ат,ят; IIспр.- ут,ют) Работа в учебнике. 1 упр, стр 6. -На какую тему подобраны эти словесные зарисовки? -В форме какого времени употреблены глаголы? -Какой из отрывков представляет собой простое предложение? Почему? | описание и повествование -Глагол -По окончанию, исключения -2 на ить: брить, стелить, -4 на ать: гнать, дышать, держать, слышать; -7 на еть: смотреть,обидеть, вертеть, терпеть, ненавидеть, видеть, зависеть. -тема зимы -В форме настоящего и будущего времени. -«Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой, полная счастья, с горы ледяной! | ||
Запишите его, указывая члены предложения и части речи, которыми они выражены, и выделите орфограммы. Упр.2,стр 7. -Прочитайте некоторые народные предметы января. Какие из них для тебя новы? -Как построены эти предложения? Где необходимо сделать паузу при чтении? -Запишите приметы, вставляя гласные в окончания глаголов. Как необходимо при этом рассуждать? Упр. 6, стр. 9. Прочитайте предложения. Можно ли их назвать текстом? Последних двух предложений сделать разбор. Составить схему. | |||
VI.Итог урока | 1 мин | -Как звучала тема нашего урока? -О чем мы говорили? -Какие задания вам было выполнить сложно, какие легко? Д/з- стр 8, упр4 Урок окончен, до свидание | Прощаются с учителем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в I классе на тему: "Связь слов в предложении. Главные члены предложения."
Данный материал можно использовать для проведения одного из уроков русского языка в 1 классе....
Повторение частей речи. Разборы слов и предложений.
Программа "Школа-2100".На уроке используются технологии: взаимного диалога;исследования;использование ИКТ;оценивания....
Связь слов в предложении. Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении.
1.Переводить информацию из одной формы в другую (схемы), упорядочивать её (строить алгоритмы рассуждений). 2.Дальнейшее обогащение сло...
Интерактивный тренажёр по развитию речи "Связь слов в предложении" 2 класс
Интерактивный тренажёр по развитию речи по теме "Связь слов в предложении" можно использовать в 1-2 классах....
Конспект урока письма и развития речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по программе В. В. Воронковой. Тема: «Установление связи слов в предложении.»
Тема урока: «Установление связи слов в предложении.»Цели:· Обобщение и закрепление знаний учащихся о предложении;· Ф...
Конспект урока по русскому языку 2 класс Перспектива «Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении»
Конспект урока по русскому языку по теме «Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении» + презентация...
Предложение как единица речи. Границы предложения. Связь слов в предложении.
Научить различать предложение, от набора слов, показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений....