мастер-класс Новые подходы в обучении младших школьников орфографии (какография)
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) по теме
Одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка в начальной школе является поиск эффективных способов обучения орфографии. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык.
На мой взгляд, наиболее интересные методы и приёмы обучения связаны с вопросом применения на уроках проблемного обучения и создания проблемных ситуаций. Именно поэтому я и стала применять какографические (неверные) написания на своих уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novye_podhody_v_obuchenii_mladshih_shkolnikov_orfografii.docx | 22.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Новые подходы в обучении младших школьников орфографии (какография)
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Медведко Л.П. Стаж работы 21 год. Работаю в МКОУ СОШ №1 г. Россоши по УМК «Школа России».
Я хочу рассказать Вам о новых подходах в обучении младших школьников
орфографии (какография).
Одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка в начальной школе является поиск эффективных способов обучения орфографии. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык.
На мой взгляд, наиболее интересные методы и приёмы обучения связаны с вопросом применения на уроках проблемного обучения и создания проблемных ситуаций. Именно поэтому я и стала применять какографические (неверные) написания на своих уроках.
Какография - умышленно ошибочное письмо, которое предлагается ученику с целью нахождения и исправления ошибок.
Поэтому тема моего мастер – класса так и звучит «Новые подходы в обучении младших школьников орфографии (какография)»
Целями использования данного приёма является:
- проверка орфографических знаний, умений и навыков школьников;
- формирование орфографической зоркости учащихся;
- развитие произвольного внимания и зрительной памяти младших школьников;
- повышение активности и интереса учащихся к занятиям по орфографии;
- формирование у учащихся самоконтроля;
- научить ребёнка безошибочно определять место орфограммы и
решать орфографические задачи.
Задачи данного приема:
- обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью);
- устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определённым правилом (выбирать способ решения задачи, чаще всего - орфографическое правило);
- применять правило (верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи);
- проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.
В чем особенность какографии как приема? При проверке письменной работы, ученик часто не видит ошибок в словах. Какография учит более внимательно прочитывать написанное, учит проверять.
Данный прием позволяет в определенной степени изменить манеру общения учителя и детей - общение становится более живым. В системе практических занятий использование какографии создает условия для контроля работы учителя со стороны ученика. Ученик находит и исправляет ошибки учителя.
Какография - утверждал педагог К.Д. Ушинский - употребляемая вовремя и с умением занятие весьма полезное, но ее должны употреблять только как проверку и закрепление орфографических знаний, уже приобретенных учеником.
Однако роль какографических (в другой терминологии – корректурных) упражнений в обучении грамотному письму значительно шире. «Во-первых, он помогает выработать у учащихся коммуникативный мотив, определяющий правописание как инструмент речевой деятельности: писать надо так, чтобы тебя понимали окружающие. Во-вторых, позволяет убедить учащихся в необходимости изучения правил: без соблюдения правил нельзя верно оформить свои мысли в письменной речи. В-третьих, дает возможность в совместной деятельности с учащимися разработать состав и последовательность операций действия самоконтроля, направленного на предупреждение нарушений норм правописания…»
Не менее, а, скорее, более важным представляется вопрос о том, какие условия необходимо соблюдать, чтобы в полной мере реализовать обучающий потенциал заданий, направленных на нахождение и исправление специально предъявленных ошибок, и не нарушить при этом принципа “не навреди”.
Назовем самые важные условия:
1. Выполнение корректурных упражнений должно явиться составной частью общей системы работы по формированию у младших школьников осознанных орфографических действий. Их место – перед знакомством с правилами письма для мотивации их изучения и преимущественно после прочного усвоения этих правил для обучения самоконтролю.
2. Корректурные упражнения должны выполняться в системе: а) начинаться с исправления графических ошибок и распространяться на орфографические; б) начинаться с коллективной работы и переноситься на самостоятельную лишь тогда, когда учащиеся усвоят общий способ действия проверки.
3. Формулировка задания для самостоятельной работы должна направлять правильные действия учеников: указывать последовательность операций и их содержание.
4. Необходимо обеспечить обязательное исправление всех предъявленных ошибок, причем способом, привлекающим внимание именно к правке (например, мелом или пастой другого цвета).
5. Должна соблюдаться этапность в предъявлении ошибочного материала: сначала написания, нарушающие одно правило, а потом – несколько; сначала слова, а затем – предложения и тексты.
6. Предъявляемый материал не должен превышать 8–12 отдельных слов или текст в 25–30 слов, на которые должно приходиться не более 4–6 ошибок, причем их не следует концентрировать в конце текста.
7. Собственно корректурные упражнения должны дополняться заданиями на поиск и устранение ошибок в последовательности и содержании операций, выполняемых при проверке написанного, что необходимо для становления осознанного действия самоконтроля.
Чтобы ученики имели ясные представления о том, что нужно делать для проработки каждой ошибки, целесообразно предложить памятку, которая обеспечит руководство их действиями. Один из возможных вариантов может быть таким:
1. Найди ошибку (если она не показана).
2. Определи, в какой части слова допущена ошибка; если эта часть не выделена, обозначь ее.
3. Выпиши слово с окошком на месте той буквы, которая выбрана неверно.
4. Реши, какое правило надо применить.
5. Выполни нужные действия и вставь букву.
6. Вернись к тексту, где была ошибка, и исправь ее.
Применение на уроках упражнений с элементами какографии способствуют развитию орфографической зоркости. Обучение графическому и орфографическому самоконтролю начинается с исправления не своих, а чужих ошибок – чужую найти легче, чем свою. А если ошибки делает какой-нибудь сказочный герой, то исправлять их ещё интересней.
Уважаемые коллеги, а теперь я Вам расскажу, как я работаю по данной презентации.
Эту презентацию можно использовать при закреплении определенной изученной орфограммы или нескольких орфограмм, а так же для внеклассных занятий по русскому языку в форме игры или соревнований. В ней можно заменять сказочных героев, менять, дополнять задания. В презентации можно использовать материал для коллективной и индивидуальной работы.
6 слайд – Ребята, прочитайте текст и найдите у Пина ошибки.
Выполните задание согласно памятке.
7 слайд – Чего не знает Ёж? Устно поработаем по пунктам 2, 3, 5 памятки. Выпишите эти слова, подберите 3 однокоренных слова и разберите их по составу.
8 слайд – Какие ошибки допустил Копатыч? Выполните пункты памятки 3, 4, 5, ч/з тире запишите проверочное слово, выделите корень и поставьте ударение.
9 слайд – Уважаемые коллеги, а какую бы Вы проделали работу по данному слайду?
10 слайд – На какое правило Бараш допустил ошибки? Как надо правильно писать? Почему? А теперь исправим ошибки на интерактивной доске красным фломастером. 1 ряд выпишет слова с сочет. ча, придумает и запишет 4 слова с сочет. ща. 2 ряд выпишет слова с сочет. ши, придумает и запишет 4 слова с сочет. жи. 3 ряд выпишет слова с сочет. чу, придумает и запишет 4 слова с сочет. щу.
11 слайд – В каких словах Крош допустил ошибки? Выполним задания памятки 2, 3, 4, 5. В 1 столбик запишите слова со звонким парным cоглас., а во 2 столбик – с глухим парн. согл. Запишите еще по 5 слов в каждый столбик.
12 слайд - Почему Вы улыбались? Для чего служит мягкий знак? Когда пишется разделительный ь знак? Работу выполняем по вариантам. 1 вариант выписывает слова, в которых ь знак служит для обозначения мягкости cогл., а 2 вариант – слова с разделительным ь знаком. Каждый вариант выпишет из упражнения слова на свое правило.
13 слайд – Ребята, прочитайте текст. На какие правила Совунья допустила ошибки? Самостоятельно спишите текс, применяя памятку. Затем поменяйтесь тетрадями друг с другом, и если найдете ошибки, то исправьте их зеленым цветным карандашом.
14 слайд – Ребята, так что же не знает Карыч? Почему слова Пин, Нюша и т.д. пишутся с большой буквы? Какое правило вы знаете? Придумайте и назовите клички животных. В каких еще словах допущены ошибки? Расскажите правило. Разберите слово закадычные как часть речи, а друзья – сделайте звукобуквенный анализ.
Результативность и эффективность…
Таким образом, вышеприведенные приемы, которые можно использовать на каждом уроке по несколько минут, позволяют учащимся закрепить ЗУН в нахождении орфограммы и применение ее на практике. Запечатление в памяти учеников искаженного орфографического облика слов исключается. Цель использования такого рода заданий, считают методисты, – способствовать становлению орфографической зоркости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты
Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...
«Системно-деятельный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты»
Программа профессионального самообразования учителя начальных классов...
Мастер-класс на тему:"Организация исследовательского обучения младших школьников как условие развития устойчивого отношения к обучению".
В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Среди инновационных педагогических технологий, направленных на ...
Доклад "Новые подходы в обучении младших школьников русскому языку"
Строя урок, необходимо определить не только то, какие знания должны быть усвоены на уроке, но и на каком уровне они должны быть усвоены на уроке....
«Компетентностный подход в обучении младших школьников с использованием новых технологий»
Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителей. Основной ценностью становится не ус...
«Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты/
«Системно-деятельностный подход к обучениюмладших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...
Мастер-класс на тему: «Организация исследовательского обучения младших школьников как условие развития устойчивого отношения к обучению»
Особое внимание я уделяю по исследованию слова. ...