Мастер-класс на тему: «Организация исследовательского обучения младших школьников как условие развития устойчивого отношения к обучению»
опыты и эксперименты (2 класс)

Ляшко Елена Михайловна

Особое внимание я уделяю по исследованию слова.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mast-kl_issled.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

на тему:

«Организация исследовательского обучения младших школьников как условие развития устойчивого отношения к обучению»

                             Подготовила: учитель начальных классов

Ляшко Е.М.

2015-2016 уч.г.

         Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, ведущую роль должны играть творческие методы обучения: исследовательская и проектная деятельность, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение видеть, сформулировать и решить проблему.

          Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что методика ориентирована в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформированы. А начальная школа осталась все-таки немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений, навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приемов анализа синтеза и оценки результатов своей деятельности. Исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Исходя из этого, я определила для себя цель деятельности:

стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

С первого класса я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”.

           Исследовательский метод обучения мало используется в начальной школе: учителям кажется, что эта деятельность недоступна детям младшего школьного возраста. Но опыт показывает, что учащиеся начальных классов не только с удовольствием принимают в практических исследованиях-опытах, экспериментах, целенаправленных наблюдениях, -но и могут проводить теоретические исследования.  Конечно, никаких новых для науки результатов они не получают, да и не это главное. Ведь основная цель – формирование интереса школьников к самостоятельной познавательной деятельности, развитие исследовательских умений: выдвигать гипотезу, отбирать материал для её доказательства или опровержения, делать выводы, работать с информацией из разных источников.

Какие этапы обучения младших школьников проведению несложных исследований можно предложить.

Прежде всего, я учу учащихся различать постановку вопроса и проблемы. Они должны понимать, ответ на простой вопрос требует только наличия знаний, тогда как решение проблемы требует выдвижения возможных гипотез или предположений («что мы можем получить в результате»), обсуждения путей их проверки («какие гипотезы можно отбросить как ложные», «какое предположение подтверждается»).

При постановке гипотезы перед учениками необходимо учитывать следующее:

проблема не может быть решена «с ходу», сразу и быстро: её решение должно опираться на серьёзную и достаточно трудную деятельность учащихся;

тема должна быть интересна детям, возбуждать их эмоциональный и познавательный интерес;

решение должно предусматривать работу школьников с дополнительной литературой: её анализ и небольшой обзор.

На втором этапе мы с детьми учимся пользоваться различными источниками получения знаний, отыскивать дополнительную литературу, классифицировать полученную информацию.

На следующем этапе  предлагаю своим ученикам небольшое коллективное исследование, помогаю распределиться на группы, ставлю перед каждой конкретную цель, в конце исследования коллективно обсуждаем итоги полученных результатов. А после этого дети по своему желанию могут проводить ещё и самостоятельные индивидуальные исследования.

По итогам самостоятельных исследований целесообразно проводить конференции участников, на которых они делятся опытом организации исследования и полученными результатами.

Уже с первого класса я стараюсь заложить основы исследовательской деятельности. А начинаю я свою работу с простых вопросов и заданий, направленных на овладение общелогических умений (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), в умении вырабатывать гипотезы.

Урок-исследование позволяет ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская «тяга» к тайнам превращает его в исследователя.

Особое внимание я уделяю по исследованию слова.      

Слово – существо живое, способное, как человек, радоваться и грустить, оно может быть добрым и злым.

Сегодня мы понаблюдаем, как слово живет и развивается, будем развивать творческую фантазию и воображение, расширять свои жизненные познания.

Нам предстоит большая работа, недаром говорил мудрец: «Большая работа – требует большой заботы».

Мы исследователи и я вам предлагаю исследовать слово. Слово – добро.

1 группа.

- В мире каждый живой организм, предмет имеет свое предназначение.

- Каково же лексическое значение слова добро?

2 группа.

- А какие друзья у слова добро? (синонимы)

- Антонимы?

3 группа.

- Каждый человек живет в семье, имеет родственников, и у слова добро тоже есть родственные слова.

- Запишите как можно больше родственных слов.

4 группа.

- Вы пронаблюдаете, как слово добро «живет» в русском фольклоре, как русскому народу удалось передать свою мудрость через слово.

- У вас в группах карточки, соберите начало пословицы и продолжите их.

5 группа.

-Слово добро очень трудолюбивое, оно помогает сделать язык ярче, выразительнее, красивее. А как? Да очень просто. Оно входит состав фразеологизмов.

- А что такое фразеологизм?

- Ваша задача найти фразеологизмы в словаре, изобразить его и подписать.

6 группа.

-А теперь мне хотелось бы, чтобы вы показали свое творчество и фантазию. Изобразите слово - добро в виде рисунка или серии рисунков. (Могут быть и индивидуальные работы)

-Вот сколько информации мы собрали о слове добро.

Выдвигали гипотезы (что такое добро?); занимались классификацией (собирали пословицы); развивали орфографическую зоркость и внимание к слову (через работу со словарями); творческую фантазию и воображение.

На этом исследование не заканчивается. Можно много интересного узнать о слове добро не только в области русского языка и литературы, но и в других науках. После обобщения и анализа информации получится исследовательская работа «Энциклопедия одного слова – добро»

Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать  новые сведения о мире; ребенок настроен на познание мира и хочет его познать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское обучение.

Можно указать следующие темы, выбираемые учащимися для проведения исследования: «Моя семья», «История моего поселка», «Мой домашний любимец», «Свойства…(бумаги, ткани и т. п.)», «История слова, цифры, растения, открытия», «История возникновения…»

Рефлексия.

- Каким был для вас мастер – класс. Напишите на листочках свое мнение  и пожелания.

 Сейчас у меня 1-й класс. В период обучения грамоте я предложу ребятам поработать над созданием творческого альбома “Разноцветный алфавит”. По мере знакомства с новой буквой ведется оформление соответствующей странички. Такая работа позволяет приобрести коммуникативные навыки, умение работать в группе, положительно сказывается на повышении качества обучения школьников, позволяет реализовать принципы личностно-ориентированного обучения. Работа строится таким образом: кто-то из ребят проявляет свою инициативу и оформляет страничку сам, подбирая соответствующие данной букве ребусы, игры со словами, схемы-модели слов, скороговорки и другой материал. А кому-то нужно работать в паре, в группе. Не все дети умеют найти нужный материал. В этом помогает учитель. Иногда кто-то из группы только и умеет пока обвести букву по трафарету и раскрасить её. Но такая работа, безусловно, воспитывает положительное отношение к учебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личности младших школьников в системе личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании через дидактические игры и упражнения по обучению грамоте и чтению.

В последние годы все большее распространение получают игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в началь­ной ш...

Мастер-класс на тему:"Организация исследовательского обучения младших школьников как условие развития устойчивого отношения к обучению".

       В настоящее время большое значение  уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Среди инновационных педагогических технологий, направленных на ...

Мастер-класс по теме: "Использование современных информационных технологий в обучении младших школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО "

Материал содержит подробное описание проведения мастер-класса с использованием интерактивной доски и программного обеспечения  SMART Notebook 10. Раскрыты основные технологические приёмы для созд...

«Исследовательская работа младших школьников как условие развития интеллектуальной личности»

Работа над  исследовательским проектом – это творчество, как для взрослого, так и для ребёнка, помогающее ребёнку реализоваться, выразить себя в этом процессе....

Организация исследовательской деятельности младших школьников как условие развития личности

В статье раскрываются основы организации иссследовательской деятельности младших школьников. Исследовательское поведение, оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и ус...

Мастер- класс для педагогов "Введение в исследовательскую деятельность младших школьников"

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другу...

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов на тему «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности»

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов на тему «Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной акти...