«Компетентностный подход в обучении младших школьников с использованием новых технологий»
статья на тему
Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителей. Основной ценностью становится не усвоение суммы знаний, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать творчески в типичных и нестандартных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение «Компетентностный подход в обучении младших школьников с использованием новых технологий»
Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителей. Основной ценностью становится не усвоение суммы знаний, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать творчески в типичных и нестандартных ситуациях.
Принципиально изменяется позиция учителя. Он перестает быть носителем «Объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Педагог организует самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы, т.е. создает условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных, организационных, коммуникативных, оценочных компетенций. И, что очень важно, это происходит в процессе реализации собственных интересов и желаний, приложения усилий, взятия на себя ответственности.
В свете вышеизложенного изменяются и требования к современному уроку в начальной школе. Учителю необходимо осознать, что урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Современный урок - это урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью.
Таким образом, ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.
Три постулата заложены в основание новой технологии урока:
- «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя».
- Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.
- «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».
Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.
«Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства».
Каким в идеале должен быть ученик начальной школы? Любознательный, интересующийся, активно познающий мир, владеющий основами умения учиться....
Какими же ключевыми компетенциями для этого должны обладать выпускники начальной школы?
Компетенция - это системное образование в личности младшего школьника, которое включает в себя следующие компоненты:
- когнитивный (знаниевый)- теоретические знания академической области;
- деятельностный - практическое применение знаний в конкретной ситуации
- ценностно - смысловой - оценивание, отношение, эмоции, воля
Что касается содержания и уровня компетенций, формируемых у выпускников начальной школы, в настоящее время этот вопрос находится в стадии разработки. Разные ученые выделяют различные классификации ключевых компетенций.
А.в. Хуторской выделяет следующие группы ключевых компетентностей:
- ценностно-смысловые
- учебно-познавательные
- информационные
- коммуникативные
- социально-трудовые
- компетенции личностного самосовершенствования
Авторы Образовательной системы «Школа 2100» выделяют такие ключевые компетенции:
- организационные
- интеллектуальные
- коммуникативные
- оценочные
Компетентностный подход в школьном образовании - новое явление, но уже сейчас существует возможность использовать его элементы, в частности особую организацию познавательной деятельности учащихся, поисковые методы обучения, современные технологии, направленные на раскрытие и включение в учебный процесс личностного опыта учащихся.
Образовательные программы начальной школы уже сейчас позволяют формировать ключевые компетентности средствами учебных заданий. В содержании учебных предметов заложена проектная и экскурсионная деятельность как технологии компетентностного подхода. Учителя используют компетентностные формы обучения младших школьников (индивидуальные, парные, групповые и коллективные в различных сочетаниях), предпочтение отдаётся поисковым методам обучения, осуществляется оценивание образовательных достижений (технология портфолио). Содержание учебных предметов предоставляют возможности формировать функционально грамотную личность, способную использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В компетентностном обучении учебным заданиям отводится важная роль, т.к. каждое из них должно развивать одно или несколько ключевых умений, без которых невозможно получить результат.
С первого класса учителя включают в свои уроки задания компетентностного характера: задания, предполагающие от ученика способности к творческой деятельности, задания, требующие применения знаний в незнакомой ситуации, задания с элементами поисковой и исследовательской деятельности, многооперационные задания.
Рассмотрим это на примере математики.
Задание. Вова наблюдал за жизнью муравьев. Помоги ему ответить на вопросы, которые у него появились.
- Два муравья выбежали из муравейника в противоположных направлениях. Через некоторое время расстояние между ними было 14 дм. На каком расстоянии от муравейника в это время находился первый муравей, если второй отбежал от муравейника на 8 дм?
дм дм
дм
- Первый муравей принёс в муравейник 12 травинок. Это на 5 травинок больше, чем принёс второй. Сколько травинок принёс второй муравей?
Анализ задания:
- задание комплексное, т.к. состоит из двух простых задач, их решение - это многооперационная деятельность
- задание продуктивное, т.к. наличие сюжета создаёт новую ситуацию для учащихся
- Предметные компетенции: а) развитие умений решать текстовые задачи; в) усвоение приёма вычитания из чисел с переходом через разряд в пределах 20; в) вычисления с именованными числами; г) работа со вспомогательной моделью (схематический чертёж) текстовой задачи.
- межпредметная компетентность - связь сюжета задач с предметной областью «Окружающий мир»
- Ключевые компетентности: а) интеллектуальная (преобразование текста условия задачи в схему и её дополнение; аналитико-синтетические умения, необходимые для поиска решения); б) коммуникативная (анализ условий задач в устной форме; обоснование своего мнения); в) оценочная (самооценка выполненной деятельности выражается в проверке решения).
Пример «открытого» задания. Начерти прямую линию. Поставь на ней точку А. Отложи на этой прямой отрезок АБ длиной 4 см и отрезок АК длиной 7 см. Найди длину отрезка БК. Подсказка: ответов больше, чем один.
1. Преврати, если возможно, записи Юли в верные равенства и неравенства.
1* < *6 14 > * 1* < *
12 < ** 1* = *3 *0 = **
2. Продолжи ряд чисел: 410, 515, 620. Подсказка: решений больше, чем одно.
3. Попытайся решить уравнение.
37 - х = 50
Если уравнение не имеет решений, постарайся выполнить такое преобразование, чтобы его можно было решить. Постарайся найти больше одного варианта преобразований.
Коммуникативная компетентность в большей мере формируется в процессе изучения предметов гуманитарного цикла, но представлена в учебниках всех дисциплин начальной школы и достаточно широко. Она формируется по разному:
- Назови …, расскажи, объясни…, придумай…, постарайся быстро назвать…, пользуйся словами … (предлагаются опорные слова) и т. д.
Начиная с первого класса у младших школьников также формируются задатки компетентности, которая носит характер оценивания собственных возможностей и самооценки после выполнения задания:
- Сможешь ли ты выполнить …, назвать …, начертить …, нарисовать …? проверь себя. Сравни свой ответ с ответами других ребят.
Задание на развитие оценочных умений.
Ученикам выдаётся 3 листа с верно и неверно решенными математическими выражениями. В равенствах специально сделано пять ошибок, часто встречающихся у мл. шк. Например, для первоклассников могут быть такие ошибки: на «единицу», на замену знака действия, на замену действия вычитания действием сложения при вычитании «второй» части вычитаемого в случаях вычитания с переходом через разряд. К каждому листу последовательно даются следующие инструкции:
1 лист:
-Найди и исправь ошибки.
2 лист:
-В решенных выражениях допущено 5 ошибок, найди и исправь их.
3 лист:
-В решенных выражениях допущено 10 ошибок. Найди и исправь их.
В данном задании проявляется формирование контролирующих и оценочных умений в выявлении и исправлении ошибок, а также в выявлении нарушения инструкции и ее переоценке.
В современных учебных программах отражаются технологии проектной деятельности: решение жизненных (компетентностных) задач, информационные проекты, игровые ситуации. Так, например, задания урока математики по теме «Единицы площади» носят практический характер:
Задание. Чтобы засеять один квадратный метр, фермеру нужно 300г семян. Сколько килограммов семян ему нужно, чтобы засеять участок площадью 10 а, 20 а? 1га? Сколько это центнеров?
Информационные проекты в обязательном порядке предполагают групповую форму работы, как правило, долговременную и внеклассную.
Таким образом, учебный материал создаёт широкие возможности для формирования ключевых компетентностей младших школьников.
В процессе выполнения приведенных выше заданий формируются ключевые компетенции младших школьников, зачастую не одна, а две или даже три, причем подобные задания направлены на формирование интеллектуальной компетентности, которая выражается в умениях осуществлять сравнение, анализ через синтез, классификацию, обобщение, выявление закономерностей, преобразование информации средствами моделирования.
И закончить свое выступление я хотела бы стихотворением:
Учить детей сегодня трудно
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный подход в обучении младших школьников
Выступление на педсовете, в котором расскрывается компетентностный подход в обучении мл. школьников (на примере математики). Образовательные программы начальной школы уже сейчас позволяют формироват...
Компетентностный подход в обучении младших школьников
В статье говорится о компетентностном подходе в обучении детей младшего школьного возраста....
Компетентностный подход в обучении младших школьников
Доклад и презентация...
Компетентностный подход в обучении младших школьников
Использование компетентностной модели в образовании...
Технология компетентностно-ориентированного способа обучения младших школьников
Публикация содержит теоретические и практические сведения для внедрения данного способа обучения в педагогическую практику...
Компетентностный подход к обучению младших школьников взаимодействию и сотрудничеству в процессе интерактивного общения
Представленная система работы направлена на формирование и развитие ключевой компетенции в сфере социально – трудовой деятельности: построение с другими людьми отношений сотрудничества и п...
Компетентностный подход в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Из стать можно сделать вывод , как осуществляется компетентостный подход в образовании младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО...