Урок на тему "Правописание слов с разделительным мягким знаком" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Урок на тему "Правописание слов с разделительным мягким знаком" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razd_demo.docx63.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Правописание слов с разделительным мягким знаком»

Класс: 2

Цель: Создание условий для ознакомления с орфограммой «правописание слов с разделительным мягким знаком», формирования умений различать разделительный мягкий знак с мягким знаком, обозначающим мягкость согласных.

Задачи:

1. Формировать умение определять слова с разделительным мягким знаком.

2. Развивать умение составлять предложения, текст

3. Воспитывать интерес к новым знаниям.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Оборудование: УМК «Школа России», учебник «Русский язык» авторы-составители В.П. Канакина и В.Г. Горецкий, ИКТ, презентация.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Узнают, что такое разделительный мягкий знак;
  2. Научаться различать мягкий знак показатель мягкости и разделительный мягкий знак.

Метапредметные УУД:

Личностные:

  1. Мотивировать себя на учебную деятельность;

Регулятивные:

  1. Развивать умение высказывать свое предположение;

Познавательные:

  1. На основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные:

  1. Развивать умение слушать и понимать других.

Этап

Деятельность учителя

УУД

-Здравствуйте ребята, меня зовут Дарья Александровна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка

Работа с цитатой.

- Ребята, давайте вместе прочитаем цитату и подумаем, что она значит и так 3,4

- «Школа дает знания только тем, кто согласен их взять» С.Скотников.

-Как вы ее понимаете?

- Верно, ребята, в школе можно чему- либо научиться, только если ты сам этого захочешь, и будешь готов принимать знания.  

Мотивация

-Сегодня у нас будет необычный урок, а урок-исследование в ходе которого вы узнаете много таен русского языка. Вы сегодня будете работать в роли исследователей всезнаек, у каждого исследователя на парте есть портфель знаний, за каждое верно выполненное задание вы будете оценивать свою работу в окошках в карточке исследования любым математическим знаком.

Межпредметная связь с математикой:

-Какие математические знаки вы изучали на уроке математики?

-Молодцы, +,-,*,=.

II. Актуализация знаний

Повторение ранее изученного:

-Для того, чтобы открывать что-то новое нам нужно провести работу над ранее пройденным материалом.

 -Прочтите слова на слайде и разделите их на 2 столбика:

Осина, медведь, малина, девочка.

-На какие группы разделили эти слова?

-Отлично, одушевленные и неодушевленные предметы.

Подведение к теме:

Послушайте стихотворение и скажите с какой темой сегодня будем работать:

Эта буква – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

-О чем это стихотворение?

-Молодцы, о мягком знаке.

-А вы знаете, как называется ь знак, когда стоит в середине слова и не смягчает согласную?

-У нас возникло затруднение, которое мы решим в течение урока.

Чтобы узнать тему урока поменяйте местами «Знак разделительный мягкий»

-Так какая же тема нашего урока?

-Молодцы, тема нашего урока разделительный мягкий знак.

-Какую цель на урок поставим?

-Молодцы,  Цель урока: узнаем что такое разделительный мягкий знак,  роль разделительного мягкого знака в словах, и научимся отличать мягкий знак от разделительного.

-Посмотрите на план нашего урока, как вы думаете, все ли в нем верно?(нет)

-Молодцы, вы очень внимательные, пункты плана перемешались, Даша выйди к интерактивной доске и поставь пункты плана в правильном порядке, Помните о технике безопасности, при работе с оборудованием. (не смотрите на свет из проектора, не прикасайтесь к оборудованию мокрыми руками, пользуйтесь тыльной стороной стилуса)

План нашего урока будет таким:

  1. Узнаем где пишется разделительный мягкий знак
  2. Научимся различать ь знак показатель мягкости и разделительный мягкий знак.
  3. Применим полученные знания.

- Вы отлично определили тему урока, сформулировали цель и составили план, поэтому оцените свою работу в карточке самооценки.

III. Открытие новых знаний

Работа по 1п.п.

-Давайте поработаем по первому пункту плана

-Для того, чтобы узнать где пишется разделительный мягкий знак поработаем в парах.

-У каждой пары на парте лежат карточки, проведите мини исследование и сделаем вывод.

-Ребята первой пары вам нужно прочитать слова и сделать вывод, где пишется мягкий знак в данном случае, и для чего он служит в словах.

День, пень.

-Ребята второй пары, вам нужно прочитать слова и сделать вывод, где пишется мягкий знак в этом случае и для чего он служит.

Семья, поленья.

-Ребята третьей пары, вам нужно прочитать слова и сделать вывод, перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак.

вьюга, братья.

-Итак, представитель первой пары, для чего служит мягкий знак в словах в вашем случае?

-Молодцы, это мягкий знак, показатель мягкости, он смягчает согласную.

-Представитель второй пары, для чего служит мягкий знак в словах в вашем случае?

-Отлично, это разделительный мягкий знак, он пишется после согласной, и служит для того, чтобы согласная с гласной не слились.

-Представитель третьей пары, скажите перед какими гласными пишется разделительный ь знак?

-Отлично, перед буквами и,я,ю,е,ё.

(Все слова вывети на слайд при опросе, чтобы было наглядно)

-Если мы узнали где пишется разделительный ь знак, покажите класс, оцените свою работу в карточке самооценки.

Работа по 2п.п.

-Для того, чтобы научиться различать ь знак показатель мягкости и разделительный ь знак поработаем в группах с использованием интерактивного оборудования.

-Помните про технику безопасности при работе с оборудованием, не касайтесь оборудования влажными руками, не смотрите на свет из проектора, работайте только тыльной стороной стилуса.

-Ребята первой группы Саша. Маша, Катя вы будете работать у интерактивной доски, ваша задача выбрать из слов только те, в которых есть ь знак показатель мягкости,

-дольки, счастье, судья, ходьба, письмо, вьюга.

Ребята второй группы Даша, Юля, Света будут работать у интерактивной панели, ваша задача выбрать из слов только те, в которых есть разделительный мягкий знак.

День, семья, счастье, лень, скамья, олень.

-Поменяйтесь местами и проведите взаимопроверку, если задание выполнено верно, покажите солнышко, садитесь.

Элемент научности:

Ребята,  у первой группы в задании было слово вьюга, а вы знаете, что такое вьюга?

На уроках окружающего мира, вы знаете , что  Вьюга – процесс, во время которого с помощью сильного ветра снег перемещается в пространстве, чаще всего совершая круговые движения.

- Оцените свою работу в карточке самооценки.

IV. Закрепление

-Теперь у вас достаточно знаний, чтобы выполнить индивидуально разно уровневую работу.

-На ваших партах лежат карточки, зеленого и красного цвета. Зеленая карточка – это средний уровень сложности. Красная карточка – это повышенный уровень сложности. Если вы считаете, что вы справитесь с заданиями красной карточки, то выбираете ее.

Зеленая карточка:

Подчеркнуть в словах разделительный мягкий знак.

 Братья, друзья, хлопья, деревья, ружьё, платье, счастье;

варенье, печенье, здоровье, копьё, осенью, ночью;

Татьяна Соловьёва, Дарья Васильевна, Илья Муравьёв;

лью, льет, льют, шью, шьет, шьют, пью, пьет, пьют;

птичьи, волчьи, заячьи, вороньи (следы).

Красная карточка:

Запиши по 5 слов в 2 столбика:

  • с разделительным мягким знаком;
  •  с мягким знаком – показателем мягкости согласного;

-Итак, теперь кто выполнял задание на зеленой карточке поднимите руку, давайте проверим ответ Кати под документ камерой, у кого так же покажите класс.

кто выполнял задание на красной карточке поднимите руку, давайте проверим ответ Даши под документ камерой, у кого так же покажите класс.

-Оцените свою работу в карточке самооценки.

Творческая работа

-А сейчас выполним творческое задание, составь по картинке предложения со словами в которых есть разделительный мягкий знак.

http://1coloring-pages.net/coloring/food-drinks/jam.jpghttp://craftkids.ru/uploads/3/5/6/Listya-raznyh-derevev_35692.jpghttp://raskraski-online-besplatno.ru/raskraski/vesna/3.jpg

-Даша, какое у тебя получилось приложение (Моя бабушка сварила клубничное варенье)

-Ирина какое у тебя получилось предложение (Осенью листья на деревьях желтеют и опадают)

-У вас получилось замечательно!

V. Итог. Рефлексия

- Наш урок подходит к концу.

Итак, ребята, с какой темой мы сегодня познакомились? (Правописание слов с разделительным мягким знаком)

-Какова роль разделительного мягкого знака в словах?( разделительный мягкий знак, пишется после согласной, и служит для того, чтобы согласная с гласной не слились)

-Чем отличаются мягкий знак от разделительного мягкого знака?

-Верно, разделительный мягкий знак нам нужен для того, чтобы в слове согласная буква не сливалась с гласной. Различия этих орфограмм в том, что разделительный мягкий знак не дает слиться согласному звуку с гласным, а мягкий знак смягчает согласный звук в слове.

-Молодцы. Если мы выполнили намеченный план, то поднимите руки вверх.

-Если мы достигли поставленной цели – хлопните в ладоши.

-Итак, посмотрите на свой оценочный лист. Посчитайте количество плюсиков, если у вас 5 плюсиков – то за урок вы получаете оценку  5, если 4 плюсика, то  оценка 4. Поставьте себе оценку.

-Я согласна с вашей самооценкой!

Воспитательный вывод: помните о том, что всегда нужно узнавать что-то новое, стремиться получать знания на уроках, чтобы быть умными!

Спасибо за работу на уроке!

Раздатка

«Школа дает знания только тем, кто согласен их взять» С.Скотников.( ответ: в школе можно научиться, только если ты сам этого захочешь)

На какие группы разделили эти слова? Осина, медведь, малина, девочка. (одушевленные и неодушевленные предметы)

О чем это стихотворение?( о мягком знаке)

А вы знаете, как называется ь знак, когда стоит в середине слова и не смягчает согласную?( не знаем)

тема разделительный мягкий знак.

 Цель урока: узнаем что такое разделительный мягкий знак,  роль разделительного мягкого знака в словах, и научимся отличать мягкий знак от разделительного.

1 пара

2 пара

3 пара

День, пень

Семья, поленья.

вьюга, братья

Ответ: мягкий знак, показатель мягкости, он смягчает согласную.

Ответ: это разделительный мягкий знак, он пишется после согласной, и служит для того, чтобы согласная с гласной не слились

Ответ: перед буквами и,я,ю,е,ё.

Портфель знаний

Портфель знаний

Портфель знаний

Портфель знаний

Портфель знаний

Портфель знаний

Зеленая карточка:

Подчеркнуть в словах разделительный мягкий знак.

 Братья, друзья, хлопья, деревья, ружьё, платье, счастье;

варенье, печенье, здоровье, копьё, осенью, ночью;

Татьяна Соловьёва, Дарья Васильевна, Илья Муравьёв;

лью, льет, льют, шью, шьет, шьют, пью, пьет, пьют;

птичьи, волчьи, заячьи, вороньи (следы).

Красная карточка:

Запиши по 5 слов в 2 столбика:

с разделительным мягким знаком

с мягким знаком – показателем мягкости согласного

Творческая работа

(Моя бабушка сварила клубничное варенье) 

(Осенью листья на деревьях желтеют и опадают)

ребята, с какой темой мы сегодня познакомились? (Правописание слов с разделительным мягким знаком)

-Какова роль разделительного мягкого знака в словах?( разделительный мягкий знак, пишется после согласной, и служит для того, чтобы согласная с гласной не слились)

-Чем отличаются мягкий знак от разделительного мягкого знака? (разделительный мягкий знак нам нужен для того, чтобы в слове согласная буква не сливалась с гласной. Различия в том, что разделительный мягкий знак не дает слиться согласному звуку с гласным, а мягкий знак смягчает согласный звук в слове.)

План презентации 1 -Цитата ; 2 слова в строчку; 3 тема + цель; 4 план; 5 работа в парах; 6 работа в группа , 1 группа;

7 вторая группа; 8 творческая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...

Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...

Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"

Тип урока:  урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение  употреблять раз...

Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Дополнене к уроку по теме  «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»...

русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...