Урок по русскому языку на тему "Разделительный мягкий знак"
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) на тему
Урок по русскому языку в 1 классе по теме "Разделительный мягкий знак" с использованием инструментов ОТСМ ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_razdelitelnyy_.docx | 20.35 КБ |
urok_moy_prezentatsiya.pptx | 246.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь.
Цели:
1. Дать представления о разделительном мягком знаке.
2. Формировать умение разграничивать ь- показатель мягкости и разделительный ь.
1. ИГРА "Мои друзья"
У детей на партах слова: 6 групп по 3 слова в каждой группе:
крот, сосна, ёлка, Оля, Москва, лето, яблоко, росток, абрикос, слон, дом, кошка, Юлия, зайка, Уссурийск, зима, дерево, игрушка
-Мои друзья: слова, начинающиеся на глухой согласный
крот, сосна, слон кошка,
- на звонкий согласный
ёлка, Москва, лето, яблоко, росток, дом, Юлия, зайка, зима, дерево
- двусложные
сосна, ёлка, Оля, Москва, лето, росток, кошка, зайка, зима,
- имена собственные
Оля, Москва, Юлия, Уссурийск
-отвечающие на вопрос кто?
крот, Оля, слон, кошка, Юлия, зайка,
- в которых звуков больше, чем букв
ёлка, Юлия, яблоко
- второй слог ударный
сосна, Москва росток, зима, игрушка
- первый звук твёрдый
крот, сосна, Москва, росток, слон, дом, кошка, зайка,
- первый звук мягкий
ёлка, лето, яблоко, Юлия, зима, дерево,
-слово, начинается на гласный звук
Оля, абрикос, Уссурийск, игрушка
-слова, в которых есть гласный, обозначающий мягкость согласного
Оля, лето, абрикос, Юлия, Уссурийск, зима, дерево
2. Видите, сколько признаков различных мы вспомнили. А теперь я предлагаю вам поработать в группе. У вас на партах лежат слова, их необходимо разбить на 2 группы по какому-либо признаку. Важно: не повторять те признаки, которые мы только что вспомнили.
В группах слова: соловьи, Дарья, вьюга, бельё, веселье, колокольчики, огоньки, пеньки
Должно получиться:
- колокольчики, огоньки, пеньки
- соловьи, Дарья, вьюга, бельё, веселье
- По какому признаку разбили в группы слова? (по местоположению мягкого знака)
- В какой группе написание Ь вам знакомо? Что он обозначает? (мягкость согласного)
- Посмотрите на слова второй группы. Можем ли мы сказать, что Ь знак здесь тоже обозначает мягкость согласного? Как вы думаете, зачем здесь Ь, если после мягкого согласного и так есть гласный, который обозначает мягкость этого согласного.
- Посмотрите на слова: Коля- колья,
У. Вот мальчик Коля. Он несёт заострённые палочки – колья.
На доске написаны слова: Коля колья
У. Прочитайте пару слов. Чем похожи слова?
Д. В словах одинаковые согласные и гласные буквы.
У. Чем отличаются эти слова?
Д. В одном слове есть мягкий знак, а в другом нет.
У. В слове колья произнесите второй слог. Слитно или раздельно он произносится с предыдущим слогом?
Д. Он произносится раздельно.
У. Так на что показывает мягкий знак в этом слове?
Д. Мягкий знак показывает на раздельное произношение звуков.
У. Скажите, сколько букв и звуков в слове Коля?
Д. В этом слове 4 буквы и 4 звука.
У. А в слове колья сколько букв и звуков ?
Д. В слове 5 букв и 5 звуков?
У. Почему в этом слове поровну звуков и букв, ведь мягкий знак звука не обозначает?
Д. Да, мягкий знак звука не обозначает, но он разделяет два согласных звука – [ й ] и предыдущий мягкий согласный звук.
У. Итак, какова тема нашего урока?
ИГРА "БЫЛО-СТАЛО"
- КТО МОЖЕТ СКАЗАТЬ, КАК МОЖНО НАЗВАТЬ ТАКОЙ МЯГКИЙ ЗНАК? (РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ)
Составление схемы написания мягкого знака (в группах)
е
Ь ё
ю
я
и
- Чему мы должны научиться сегодня и следующих уроках? (писать разделительный мягкий знак)
Впишите в кроссворд слова с разделительным мягким знаком:
- Снежная буря.
- Домики для пчёл.
- Мать, отец, дети.
- Животное.
- Ягоды, сваренные в сахаре.
( Ответы: вьюга, улья, семья, обезьяна, варенье )
VІІ. Итог урока.
У. Какую тему мы сегодня изучали?
Какую работу может выполнить буква ь?
Что показывает разделительный мягкий знак?
Что было трудно, что интересно?
РЕФЛЕКСИЯ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Имена собственные Звуки > буквы ?
колокольчики огоньки пеньки соловьи Дарья вьюга бельё веселье
Коля колья
БЫЛО СТАЛО ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ перо Пьеро солю Ь полью Ь
КРОССВОРД
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по русскому языку 3 класс "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Конспект урока по русскому языку по теме:"Мягкий знак на конце существительных после шипящих".На уроке используется работа в парах,проблемная ситуация,дети учатся сравнивать, анализировать, выдвигать ...
Урок-презентация русского языка по теме:"Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
разработка урока...
Открытый урок по русскому языку Тема: Правописание мягкого знака в глаголах 2 – го лица. Система Л.В.Занкова.
Урок изучения нового материала. На уроке проверяются знания учащихся о глаголе с помощью теста....
Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных"
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе....
Конспект урока по русскому языку тема «Разделительный мягкий знак» 2класс
Конспект урока по русскому языку...
Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс...