Открытый урок по русскому языку по теме "Разделительный мягкий знак"
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему
В конспекте урока прослеживаются некоторые приемы субъективизации учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myagkiy_znak.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока
Предмет: русский язык
Класс: 2 «б»
Учитель: Горбачёва Марина Алексеевна
Тема: Разделительный мягкий знак в словах.
Цели:
Обучающая
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Разделительный мягкий знак в словах».
Развивающая
Развивать интеллектуальные способности учащихся: логическое мышление, память, внимание, речевые навыки; расширять кругозор и эрудицию.
Воспитывающая
Сформировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. Выделить компоненты здоровья человека и установить их взаимосвязь.
Тип урока: обобщение изученного материала.
Форма урока: комбинированный
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
Наглядность: карточки с пословицами о здоровье, карточки - слова с разделительным мягким знаком, плакаты: «Ромашка» с компонентами здоровья; «Цепочка слов», таблица с буквами, «Сундучок знаний».
Ход урока
I. Организационный момент
- Отгадайте загадку: «Что дороже денег?» (здоровье)
- У народов разных стран о здоровье сложено много пословиц. Например:
Японская: забота о здоровье – лучшее лекарство.
Индийская: существуют тысячи болезней, но здоровье только одно.
Русская: здоров будешь, все добудешь.
- Как вы думаете, почему?
- Как можно укреплять здоровье?
II. Мобилизующий этап
- Послушайте логическое упражнение:
- Друзья – Татьяна, Дарья, Илья – решили укреплять свое здоровье: делать
зарядку, бегать на коньках, кататься на лыжах. Дарье больше нравились
коньки, Илья не всегда выбирал лыжи. Определите, как каждый ребенок
укреплял свое здоровье?
- На какое правило больше всего слов в нашем логическом упражнении?
- Сформулируйте тему урока.
III. Мотивация
- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?
- Для чего вам это нужно?
IV. Актуализация опорных знаний
- Назовите из нашего логического упражнения слова, в которых пишется
разделительный мягкий знак.
- Расскажите правило о правописании разделительного мягкого знака.
- Посмотрите внимательно вокруг себя, в классе вы можете найти слова с
разделительным мягким знаком. (Зарядка для глаз: в классе на разных
предметах - стене, шкафах, шторах развешаны карточки – слова среди них
нужно выбрать с разделительным мягким знаком. (см. Приложение 1)
V. Минутка чистописания
- Букву, над написанием которой мы будем работать, вы найдете в одном из
слов нашего логического упражнения. Она находится в слове, которое
объясняет, что решили укреплять друзья и обозначает в нем непарный
твердый звонкий согласный звук.
(На доске открывается запись: р Р ра ра Ра ре ря)
- Посмотрите еще раз на написание букв Р заглавной и р строчной.
- На что надо обратить внимание при написании заглавной буквы Р,
соединений букв р строчной и Р заглавной с другими буквами?
(Учащиеся записывают в тетради строчную и заглавную буквы р, Р и их
соединения с буквами).
- Составьте цепочку букв, состоящую из букв р строчной с другими буквами
алфавита.
(Учащиеся предлагают свои варианты цепочек, формулируя закономерность их записи. Во время ответа на доске записываются варианты цепочек букв в той закономерности, которую задают ученики).
Например: 1) раррерррёрррри…
2) рррррбррррврррг…
3) ррырррырррры…
- Запишите в тетрадь цепочку букв, составленную вами, или ту, которую
предложили вам одноклассники.
VI. Словарно-орфографическая работа
- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Оно есть в тексте вашего логического упражнения. В этом слове есть орфограмма, над которой мы работаем сегодня на уроке и сочетание – оро-.
- Какое это слово?
- Как вы понимаете значение слова здоровье?
- Здоровье человека – жизненно важная ценность, оно складывается из многих
взаимосвязанных друг с другом компонентов.
- Назовите его компоненты.
(Компоненты написаны на плакате «Ромашка» - на лепестках, которые открываются по мере их называния). (см. Приложение №2)
- режим дня;
- движение;
- выбор одежды;
- положительные эмоции;
- отказ от вредных привычек;
- рациональное питание;
- чистота тела, жилища, продуктов питания;
- закаливание и оздоровление.
- Какие компоненты остались неоткрытыми ? (Учитель открывает неоткрытые
лепестки).
- Подберите однокоренные слова к слову здоровье. ( здоров, здоровый,
здороветь, здоровенький, здравствуй).
- А почему мы так приветствуем друг друга? Что мы желаем?
- Посмотрите на доску и прочитайте слово здоровье орфографически.
- Объясните написание этого слова.
- Запишите слово, выделяя орфограммы.
(Задание выполняется в режиме «зрительных горизонтов» - дальнее расстояние).
VII. Физминутка в рифмованной форме
Хомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, спинку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка сильным хочет стать.
VIII. Работа над темой урока
Упражнение 1. Работа с карточками. (Работа в режиме «зрительных горизонтов» - близкое расстояние).
- Прочитайте.
Здоровье дороже богатства.
Физкультура и труд здоровье несут.
Ум да здоровье дороже всего.(см. Приложение №2-1)
- Что это? (пословицы).
- Найдите и прочитайте пословицу, в словах которой самое большое количество
орфограмм. (Физкультура и труд здоровье несут).
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Назовите все орфограммы.
- Запишите пословицу в тетрадь по памяти. Проверьте.
- Какое задание вы могли бы выполнить с записанным предложением?
(Например: можно найти главные члены предложения и подчеркнуть их).
- Выполните его. (Взаимопроверка)
Упражнение 2. Работа в парах.
На доске таблица с буквами:
- в п а е р ч е е н н ь ь е е
- в р ь у ю ч ч ь а и
- д л е и р с е т в ь ь я я
(см. Приложение №3)
- Из букв мы будем собирать слова, используя загадки:
1) Эти сладости люблю.
Ими всех друзей кормлю. ( варенье, печенье)
2) В ней снег зимой летел кружа,
Весною в них журча бежал. (вьюга, ручьи)
3) Они закутаны в кору
И шепчут чем-то на ветру. (деревья, листья)
- Запишите отгадки в тетрадь.
- Объясните, как каждая пара слов относится к теме здоровья.
- Что объединяет эти слова? (Пишется разделительный мягкий знак).
- Придумайте предложение с одним из понравившихся слов (устно).
Физминутка с заданием.
- Я буду называть слова. Если я назову слово, в котором пишется разделительный мягкий знак, вы приседаете, а когда нет – подпрыгиваете.
( Колья, Коля, стул, стулья, друг, друзья, прут, прутья, колос, колосья и др. ).
Упражнение 3.
- Прочитайте слова, записанные на плакате «Цепочка слов».
- Найдите их общие признаки, по которым можно продолжить цепочку.
Заячья, сорочье… (см. Приложение №4)
- Продолжайте цепочку, ориентируясь на все признаки слов, названные вами.
(Дети продолжают цепочку. Каждый из них начинает со слов, записанных на плакате, повторяя то, что сказали ранее отвечающие ребята, и добавляя свое слово).
Упражнение 4. Творческая работа.
- Укреплению здоровья помогает пребывание на свежем воздухе. Представьте
себе, что в один из выходных дней вы пошли в лес на прогулку. Что вы там
могли увидеть и услышать?
- При составлении предложений пользуйтесь словами из цепочки, которую мы
составили.
- Запишите несколько предложений в тетрадь. (Дифференцированное задание).
- Молодцы. Хорошая получилась прогулка, но она подошла к концу. Наш урок
тоже близок к завершению.
IX. Рефлексия
- Предлагаю ответить на вопросы из «Сундучка знаний»: (см. Приложение №5)
- В каких случаях пишется разделительный мягкий знак в словах?
- Какую работу выполняет мягкий разделительный знак в словах?
- Назовите компоненты здоровья?
- Как можно укреплять здоровье?.
X. Выставление оценок за работу на уроке
XI. Домашнее задание
- А в заключение, я хотела бы прочитать вам стихотворение. (см. Приложение №6)
- Я раздаю вам листочки с этим стихотворением, которое еще раз вы
прочитаете дома. Найдете в нем слова с разделительным мягким знаком,
сделайте их фонетический разбор.
- Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по русскому языку 3 класс "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
Конспект урока по русскому языку по теме:"Мягкий знак на конце существительных после шипящих".На уроке используется работа в парах,проблемная ситуация,дети учатся сравнивать, анализировать, выдвигать ...
Урок-презентация русского языка по теме:"Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
разработка урока...
Открытый урок по русскому языку Тема: Правописание мягкого знака в глаголах 2 – го лица. Система Л.В.Занкова.
Урок изучения нового материала. На уроке проверяются знания учащихся о глаголе с помощью теста....
Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных"
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе....
Конспект урока по русскому языку тема «Разделительный мягкий знак» 2класс
Конспект урока по русскому языку...
Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс...