Урок русского языка по теме "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок русского языка проведён в 4 классе в рамках конкурса "Учитель года 2012". Может быть использован в любой программе. На уроке в занимательной форме учащиеся познакомились с некоторыми устойчивыми сочетаниями. Были использованы разные технологии. Презентацию можно найти на сайте Педсовет ОРГ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по теме фразеологизмы | 31.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Тема: Фразеологизмы - народная мудрость
Цель: Ознакомить учащихся с понятием фразеологизма, как устойчивого сочетания слов.
Задачи:
- Научить узнавать в речи фразеологизмы, умело их использовать, выяснить какую роль играют фразеологизмы в нашей речи.
- Развивать умение пользоваться фразеологизмами в собственной речи
- Пополнять словарный запас учащихся
- Учиться ориентироваться в изученном материале
- Воспитывать любовь к слову и к родному языку
Оборудование: карточки со словами, индивидуальный раздаточный материал для логических упражнений, мультимедийная аппаратура, карточки для индивидуальной работы, словари.
Ход урока
1.Орг. момент
-Здравствуйте ,ребята! Меня зовут Светлана Ивановна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка.
Пусть мы с вами ещё не знакомы,
Но, надеюсь, друг друга поймём,
А помогут нам в этом знания,
Которые мы на уроке найдём
-Подравняйтесь садитесь.
2.Изучение нового материала
- Начинаем наш урок. Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счёте вас ждёт успех!
Все вам было понятно в моем пожелании? Значит, как мы будем работать?
Зарубите себе на носу – запоминать
Работать засучив рукава – усердно работать
Не падайте духом – не унывать в случае неудачи
Возьмите себя в руки – работать сосредоточенно
-А кто знает, что это за необычные выражения?
- А как они называются?
-Давайте вместе прочитаем:
Заруби себе на носу | Фра |
-Догадались?
Засучив рукава | зеоло |
Возьми себя в руки | гиз |
Не падайте духом | мы |
-Какова тема нашего урока?
Фразеологизмы |
-Запишите тему урока в тетрадь.
-Подчеркните безударные гласные
-Назовите какие безударные гласные вы подчеркнули?
-Зачем нам нужно изучать фразеологизмы? (Для яркости речи, для выразительности, они помогают говорить метко и кратко, способствуют развитию логического мышления)
-А что же такое фразеологизмы? (варианты детей)
-Всё это ваши предположения. А кто из вас более точно определил, что такое фразеологизмы, мы узнаем после того, как проиграем сказку.
-Любите сказки?
-Эта сказка вам подскажет, что же такое фразеологизмы.
- Будьте внимательны!
-Для игры мне нужно 3 человека.
-Каждый из вас - слово.
водой | не | разольёшь |
« Старые люди рассказывают, что в древнем государстве встречались бродячие слова. Словно тени слонялись они по стране, одинокие, несчастные, нигде не находили себе пристанища. И что самое грустное, они никак не могли встретить друзей. Но однажды по стране прошёл слух, что в царстве- государстве появился волшебник, который всех одиноких и несчастных делает счастливыми. Со всех сторон съехались разные слова в этот город. Очень им хотелось найти друзей. Волшебник выстроил эти слова в определённом порядке,
и повелел им друг друга величать братьями, никогда не терять друг друга, держаться крепко за руки. И ,приняв клятву верности друг другу, стали называться фразеологизмами.
- Прочитайте, какой фразеологизм получился.
Водой не разольёшь
- Что обозначает этот фразеологизм?(очень дружно)
Это выражение появилось очень давно. И вот с чем оно связано. Как известно, бык в стаде должен быть один. Когда появляется ещё один бык, сразу между ними завязывается драка. В эту минуту к быкам лучше было не подходить. Они могли легко поранить пастуха. Так вот пастухи придумали разливать водой дерущихся быков. Пока огорошенные быки приходили в себя, их разводили в разные стороны. Вот с тех пор выражение « водой не разольёшь» говорит о том, что кто-то крепко связан, просто как быки во время драки рогами. Позже стали так говорить о больших друзьях.
-Есть ли в вашем классе ребята, о которых можно сказать водой не разольёшь?
-Хотите ещё поиграть?
как | с | гуся | вода |
- По моей команде попробуйте сами выстроиться в определённом порядке.
- Какой фразеологизм получился?
Как с гуся вода
- Что обозначает? (ему или ей всё нипочём).
Раньше больных детей обливали наговорной водой и приговаривали: «Как с гуся вода уйди болезнь худоба с нашего дитя», и верили, что всякие болезни с их дочери или сына уйдут так же быстро, как стекает вода с гусиного оперения, так как перья водоплавающих птиц смазаны жиром, и поэтому вода не смачивает перья, а скатывается по жиру.
-А сейчас я усложню задание. Дам одно лишнее слово.
-Нужно 5 человек
тянуть | за | голова | хвост | кота |
-Ребята, помните ,что слова стоят в определённом порядке, лишних не должно быть. Может кто-то сразу целиком его вспомнит?
-Какой фразеологизм получился?
тянуть кота за хвост
-Что обозначает? (надолго затягивать какое-либо дело)
-Как вы думаете, что это такое?
-Вы поняли ,что такое фразеологизмы?
Устойчивые сочетания слов |
Нельзя заменять слова и менять их местами |
Извлекаются из памяти целиком |
-В русском языке насчитывается несколько десятков тысяч фразеологизмов, но к сожалению в речи мы их используем очень мало, ограниченно.
-А откуда мы можем узнать о фразеологизмах?( книги, кино, телевидение, от старших, из словарей)
-Сами фразеологизмы, их значение, историю происхождения мы можем узнать вот из этих словарей (выставка, слайд). А также в интернете на сайте www. gramma. ru
- В речи мы употребляем фразеологизмы даже не замечая этого. Так и случилось с ребятами. Послушайте истории.
«Четырёхлетняя Светлана спросила у мамы:
-Скоро ли наступит лето?
-Скоро, ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно оглядываться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нет»
-А бывает еще и так. ( про нос)
«Мама говорит своей дочери после долгой разлуки:
- Как ты похудела, Надюша, один нос остался!
-А разве, мама, у меня было два носа?»
-Какие фразеологизмы вы услышали?
оглянуться не успела
только один нос остался
-Каким одним словом можно заменить? (быстро, похудела)
-Эти и другие фразеологизмы нам рассказал К.И.Чуковский в книге «От двух до пяти»(показать книгу)
-Хотите узнать, какие ещё фразеологизмы есть в русском языке?
-Давайте поработаем в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.
«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»
Говорим вежливо, называем собеседников по имени,
говорим по очереди, не перебивая друг друга, говорим вполголоса,
внимательно слушаем, четко высказываем свое мнение,
соблюдаем порядок на парте, уважаем мнение собеседника.
-Каждой группе я даю карточки на которых записаны слова. Вам нужно составить фразеологизмы
1 как | две | капли | воды |
2 как | свои | пять | пальцев |
3 зарубить | себе | на | носу |
4 искры | из | глаз | сыпятся |
-Группы готовы?
-Представитель от группы читает, а участники других групп объясняют значение.
-В других странах тоже есть фразеологизмы.
1.Англичане говорят- похожи как две горошины
Шведы - как две ягоды
Немцы - как яйцо и яйцо
2.Англичане - знаю как кисть своей руки
Французы - знаю как собственный карман
3.Немцы – надо записать себе за ушами
Французы – надо вбить себе в голову
4.Англичане после случившегося видят звёзды
Французы – 36 подсвешников.
Физминутка ( деление на группы)
-А сейчас отдохнём.
Игра « Покажи у себя»
-Я загадываю загадки, а вы, ребята, не называете слово, а показываете у себя.
- Его вешают в унынии,
Его задирают, зазнаваясь,
Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.(нос)
-Не цветы, а вянут,
Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают,
Не бельё, а их развешивают.(уши)
-Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить,
Он хорошо подвешен у человека, который умеет бойко и метко говорить,
Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.(язык)
-Они могут разбегаться в разные стороны,
В них пускают пыль, если хотят обмануть,
Их можно сделать большими от удивления.(глаза)
-Отгадки написаны на карточках. Ребята, нужно найти только одну карточку.
-У кого на карточке слово глаза?
-Ваш стол №1
(Так же со словами язык, уши).
-Подойдите к своим столам.
-А сейчас выполним физминутку.
-Выполняем упражнения для глаз( на перчатках кружки, я вожу руками, дети следят глазами)
-Теперь упражнение для ушей
«Ухо правое вперёд, а потом его назад,
а потом опять вперёд, и немного потрясём,
Мы танцуем буги-вуги, поворачиваемся в круге
И в ладоши хлопаем вот так 1,2,3.
Ухо левое вперёд, а потом его назад,
а потом опять вперёд, и немного потрясём,
Мы танцуем буги-вуги, поворачиваемся в круге
И в ладоши хлопаем вот так 1,2,3.»
-Отдохнули, ребята, садитесь, посмотрите на состав вашей новой группы.
-Ну а теперь засучите рукава и мотайте на ус.
Каждому участнику группы даётся карточка с фразеологизмами и свободными словосочетаниями. Вам нужно в тетрадь выписать только фразеологизмы.
вешать нос | голубые глаза | проглотил язык |
красный нос | с глазу на глаз | больной язык |
остаться с носом | узкие глаза | тянуть за язык |
курносый нос | красивенькие глазки | большой язык |
клевать носом | хоть глаз выколи | хорошо подвешен язык |
нос картошкой | хлопать глазами | розовый язык |
Проверка работ учащихся. Представитель группы называет и даёт объяснение. На слайде появляются эти фразеологизмы.
-Молодцы, ребята, справились с заданием. А сейчас будете работать коллективно в группе. Вам нужно на карточках выбрать фразеологизм, который по значению не подходит к другим, то есть найти четвёртый лишний. В прямоугольник вписывайте букву под которым лишний фразеологизм записан. Задание сложное, поэтому сначала советуйтесь с членами вашей команды, а потом кто-то один будет записывать буквы в прямоугольник
Тест « Четвертый лишний» Найди лишний фразеологизм.
а) как сельдей в бочке
б) кот наплакал
г) повернуться негде
д) яблоку негде упасть
р) никуда не годится
л) все как на подбор
н) один к одному
м) молодец к молодцу
п) на краю света
с) за тридевять земель
т) не ближний свет
а) рукой подать
е) на всех парусах
ж) в мгновение ока
в) черепашьим шагом
з) во весь дух
о) сложа руки
к) засучив рукава
ф) не покладая рук
ц) работать рука об руку
-Что получилось в прямоугольнике?
-Встаньте у кого получилось слово браво.
-Вы молодцы, вам за работу ставлю 5.
-Вот и подошёл к концу наш урок.
-Что нового вы узнали?
-Что такое фразеологизмы?
-Какие фразеологизмы запомнили?
-Дома я предлагаю вам самим найти фразеологизмы, в которых встречаются названия животных.
-А сейчас давайте оценим нашу работу тоже фразеологизмами.
-На столах у вас лежат воздушные шарики. Выберите шарик с таким фразеологизмом, который больше подходит к вашей работе.
Я пришла к вам как снег на голову, но вы не растерялись, помогали мне в работе, держали ушки на макушке, смотрели в оба, мотали на ус. Я желаю вам в дальнейшей учёбе ни пуха ни пера, в добрый час!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Русского языка по теме: "Фразеологизмы"
познакомить учащихся с фразеологизмами, учить находить их в речи и правильно употреблять, формировать орфографический навык...
Урок русского языка по теме "Фразеологизмы" 4 класс
Урок русского языка был проведен в рамках дней открытых дверей для родителей в 4 классе "В"...
Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 2 класс УМК "НШ 21 века"
Первый урок по новой теме "Фразеологизмы".На этом уроке учащиеся знакомятся с новыми фразеологизмами, с их значениями,вспоминают уже известные им фразеологические обороты, учатся применять их в своей ...
Материал к уроку русского языка по теме "Фразеологизмы"
Этот материал поможет учителю интересно провести урок или внеклассное занятие по теме "Фразеологизмы"...
Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов" 4 класс
Урок с использованием интерактивной доски....
Урок русского языка по теме "Фразеологизмы"
Цель урока: Познакомить детей с фразеологическими сочетаниями, показать различие между свободными словосочетаниями и фразеологизмами, раскрыть образность и богатство русского языка....
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»
В данном документе содержится разработка технологической карты урока русского языка для 3 класса по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»...