Урок русского языка во 2 классе Шаманина Ирина Александровна
МОУ СОШ №2 г. Питкяранта Республика Карелия
УМК «Начальная школа XXI век».
Авторы: С.В.Иванов. А.О. Евдокимова, М.Ю. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю.Романова
Тема: Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова («Начальная школа 21 века», 2 класс, урок 45)
Тип урока: Урок закрепления новых знаний.
Цель:
- Создать условия для закрепления умения подбирать однокоренные слова, писать буквы гласных и согласных в корне слова;
- Способствовать развитию навыка грамотного письма, логического мышления, монологической и диалогической речи.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
Знают вопросы-помощники для подбора однокоренных слов, умеют проверять безударную гласную и парную согласную в корне слова.
Метапредметные:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; владеть способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей.
Познавательные: общеучебные – объяснение выбора буквы для обозначения безударных гласных, парных согласных звуков; структурирование знаний
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Методы обучения: деятельностный, побуждающий от проблемной ситуации диалог, побуждающий без проблемы диалог, словесный методы.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, фронтальная.
Оборудование: 1. Иванов С.В. Русский язык: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч 1.
2.М.И.Кузнецова. Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений.М. - Вентана-Граф, 2013.
3. Карточки: для индивидуальной работы, для групповой работы,
4. Опорные схемы «Правописание слов с безударной гласной», «Правописание слов с парной согласной», «Подбор однокоренных слов».
5. Флипчарт
Активные формы обучения: групповая работа, работа в парах.
Технологическая карта
Ход урока:
Этап, цели урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Мотивация
| Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
- Ребята, какой урок мы начинаем? - Как вы думаете, почему учащиеся 2 класса изучают русский язык каждый учебный день? - Зачем необходимо знать правила русского языка?
|
|
- Актуализация знаний.
| Цель: выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
Учитель проводит беседу: - Над какими орфограммами мы работаем?
Запишите слова: ледок, лёгкий, хлеб Проверьте по эталону. - Кто написал слова без ошибок? - Кто допустил ошибку в слове ледок? Какая буква вызвала затруднение? Определите вид орфограммы в слове? - В словах лёгкий, хлеб? Какая буква вызвала затруднение? Определите вид орфограммы в слове?
| Учащиеся отвечают на вопросы учителя: «Мы работаем над орфограммами правописание безударной гласной и парной согласной в корне слова». Учащиеся записывают слова, проверяют написание по эталону.
|
- Введение в тему
| Цель: проговаривание цели урока в виде вопроса |
Флипчарт – 1. Рассмотри столбики. (садик – с_ды) Какие орфограммы в 1 столбике, во 2-ом? Чему будете учиться на уроке? | Учащиеся высказывают своё мнение. Убеждают одноклассников в необходимости продолжения работы над темой.
Дети отмечают, что им сложно подобрать однокоренные слова, для проверки слов с безударной гласной и парной согласной. |
- Построение проекта выхода из затруднения
| Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта её решения. |
- Где находятся эти орфограммы? (в корне слова) Учитель вывешивает на доску опорный знак над опорными словами Безударный гласный | Парный согласный |
- Какие правила надо знать, чтобы не допускать ошибок в написании слов с безударной гласной и парной согласной в корне слова? - Что ещё надо уметь делать? - Какие слова называются проверочными? - Что такое корень слова? - Какие слова называются однокоренными? - Каким источником информации можно воспользоваться? Учитель обращает внимание детей на рисунок дерева - Украсим наше дерево однокоренными словами. Придумайте однокоренные слова с корнем -сад-. - На какие вопросы отвечают слова? Учитель выносит опорные слова на доску. кто? | садовник | что? | сад | какой? | садовый | что делает? | садит |
Учитель предлагает детям карточку 1 Выделите в словах корень, подчеркните однокоренные слова с корнем -вод-. Вода, водичка, водитель, водяной
|
- Какой корень вы выделили в словах? - Все ли слова являются однокоренными? Почему? |
Учащиеся говорят о том, что им надо знать правила: о корне слова, правописании безударной гласной и парной согласной в корне слова, уметь подбирать проверочные слова.
Учащиеся формулируют правило о корне слова, однокоренных словах. Дети, испытывающие затруднения, обращаются к справочнику.
Учащиеся самостоятельно подбирают однокоренные слова с корнем -сад-, выполняют задание на карточке по подбору однокоренных с корнем –вод- с последующим обсуждением в классе.
Выделяют корень -вод- в словах Отмечают, что у слова водитель корень –вод- имеет другое значение |
- Первичное закрепление во внешней речи.
| Цель: запись в виде опорных схем, проговаривание нового знания |
На доске находятся части опорных схем для проверки безударной гласной и парной согласной в корне слова, расположенные в хаотичном порядке. Вспомните, какие опорные схемы для проверки слов с парной согласной и безударной гласной мы с вами вчера составляли. Восстановите опорные схемы. - Как проверить написание безударной гласной? - Как проверить написание парной согласной? - Какие вопросы будут служить помощниками при подборе проверочных слов? Можем ли мы воспользоваться вопросами ,которые находятся на доске? Я хочу подарить вам ещё один вопрос-помощник как? - Рабочая тетрадь с. 57, упражнение 4. (На доске)
Запиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы. 1 ученик работает у доски: _______________________ - см__шной м__лы__ _______________________ - лё__кая зага__ка ______________________ - к__лючая нахо__ка Вспомните условия работы в парах Работа в парах (последующим с обсуждением): _______________________ - хру__кая __грушка _______________________ - сла__кая в__дичка _______________________ - мя__кая поду__ка
Физкультминутка
| Ученик выходит к доске и восстанавливает опорные схемы, одноклассники оценивают правильность выполнения работы.
Учащиеся объясняют выбор схемы согласно формулировке правила написания безударной гласной и парной согласной в корне слова.
Учащиеся записывают проверочные слова, вставляют пропущенные буквы.
Учащиеся вспоминаю правила работы в парах, после выполнения работы докладывают одноклассникам, какие проверочные слова они подобрали, вставляют пропущенные буквы. Ребята оценивают правильность выполнения.
|
- Самостоятельная работа с самопроверкой
| Цель: каждый должен сделать вывод о том, что он уже умеет. |
Самостоятельная работа с проверкой (Документ-камера) _______________________ - де__ская варе__ка _______________________ - х__лодная ватру__ка
| Учащиеся самостоятельно записывают проверочные слова, вставляют пропущенные буквы. Проверяют правильность выполнения работы, сравнивая её с эталоном, записанным на доске.
|
- Включение в систему знаний
| Цель: включение знаний в систему знаний |
Работа в группах. Определите орфограмму, выберите проверочные слова: 1 группа: л__со__ – лесничий, лес, перелески (перелески , т.к. проверяет безударную гласную е и парную согласную к) 2 группа: м__рской – море, моряк (море – безударная гласная) 3 группа: ша__ка – шапки, шапочка (шапочка, парная согласная) 4 группа: берё__ка – берёза, берёзовый (оба слова могут проверить парную согласную) Письмо под диктовку.1 ученик пишет на доске): Дети шли по узкой тропинке. | Докладывают одноклассникам, какие проверочные слова они подобрали, вставляют пропущенные буквы. Ребята оценивают правильность выполнения.
Комментированное письмо |
- Домашнее задание
| Повторить правила о правописании безударной гласной и парной согласной. Рабочая тетрадь, с. 58, упр. 6. Подобрать проверочные слова к 2 словам с безударной гласной и 2 словам с парной согласной. |
|
- Рефлексия.
| Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов работы. |
- Какую задачу ставили? - Удалось решить поставленную задачу? - Где можно применить знания? - Что на уроке у вас хорошо получалось? - Над чем надо ещё поработать?
|
|