Конспект урока по русскому языку . Тема "Омонимы" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Урок ознакомления с новым материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл omonimy_2.pptx1.34 МБ
Файл omonimy.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку русского языка по теме «Омонимы» Составлена: учителем начальных классов ГБОУ Школа №1847 Егоровой Натальей Владимировной

Слайд 3

Там лес и р Е чка Там русская п Е чка . ч е к р д е р в н а я

Слайд 4

д ревня Е

Слайд 5

Н.Сладков «Овсянка» ОВСЯНКА ОВСЯНКА

Слайд 6

Омонимы Девичья коса Острая коса Гибкий прут Глубокий пруд

Слайд 7

ОМОНИМ – древнегреческое слово: хомос – « ОДИНАКОВЫЙ » онима – « имя »

Слайд 8

КЛЮЧ КЛЮЧ КЛЮЧ

Слайд 9

СВЕТ СВЕТ СВЕТ

Слайд 10

Упражнение 2 Наконец мы нашли старый замок. Замок ? Замок

Слайд 11

Упражнение 2 Это была настоящая мука. Мука ? Мука

Слайд 12

Упражнение 2 В магазине продавался старинный атлас. Атлас ? Атлас

Слайд 13

Упражнение 4 Слова, не связанные по смыслу (Омонимы) Одинаково звучат и пишутся Одинаково звучат, пишутся по - разному Одинаково пишутся, звучат по- разному УЖ Код - кот Гвоздики

Слайд 14

ОМОНИМЫ Написание, звучание Значение СИНОНИМЫ РАЗНОЕ БЛИЗКОЕ АНТОНИМЫ РАЗНОЕ ПРОТИВО ПОЛОЖНОЕ ОМОНИМЫ СОВПАДАЕТ РАЗНОЕ

Слайд 15

Найди пару

Слайд 16

- Теперь я знаю, что … - Теперь я могу… -Мне понравилось…. -Мне пригодятся новые знания … Сегодня на уроке:

Слайд 17

Косил косой косой косой .

Слайд 18

Домашняя работа Страница 68 – правило, стр. 71 упр. 6, словарные слова

Слайд 19

Спасибо за урок !



Предварительный просмотр:

Урок «Слова – омонимы»

Цели урока.

  • Обучающие: Знакомство с термином «омонимы».
  • Развивающие: Развитие мыслительных процессов и познавательной активности.
  • Воспитательные: Воспитание чувства уважения к русскому языку.

Задачи урока:

  • Научить применять в практической деятельности знания об омонимах.
  • Развивать словесно-логическое мышление, наблюдательность, умение рассуждать, анализировать; развивать устную и письменную речь.
  • Научить пользоваться словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению.

Место урока в серии других уроков: урок раздела «Как устроен наш язык».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оснащение урока:

  • компьютер,
  • индивидуальные карточки,
  • интерактивная доска

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход урока

  1. Организационный момент.

-Добрый день ребята, мы начинаем урок русского языка. Сегодня нас ожидает много интересной работы, которая, я надеюсь, будет успешной и плодотворной.

  1. Постановка цели урока.

-Сегодня мы будем наблюдать за словами и  познакомимся с новым  термином. Итак, начинаем нашу работу.

  1. Минутка чистописания.

-Пропишите буквы К к. Вспомните для чего нужны заглавные буквы. Слайд 2.

  1. Словарно-орфографическая работа.

-Отгадаем загадку.   Слайд 3.

Там лес и речка,

Там теплая печка. (деревня)

Пропишем слово 2 раза. Составим с этим словом предложение и запишем его в тетрадь.   Слайд 4.

  1. Постановка темы урока.

Познакомиться с новым языковым понятием поможет нам рассказ Н.Сладкова «Овсянка». Слайд 5.

- А у меня дома овсянка.

- Подумаешь, у меня сегодня тоже дома овсянка.

- Люблю я овсянку!

- И я люблю!

- Она жёлтая, красивая такая!

- И вкусная! Особенно с молоком!

- Как это вкусная? Как с молоком?

- Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.

- Да ты про что говоришь?

- Как это про что? Про овсянку!

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?!

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!

- Не слыхал про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!

- А потом ко мне мою овсянку кушать!

Вопрос классу: Почему вы улыбнулись, слушая этот рассказ?

  1. Вы услышали одинаково звучащие слова: овсянка (каша) и овсянка (птица), но имеющие разные значения. Сегодня речь пойдет как раз  о таких словах, одинаковых по звучанию или написанию.
  2. Наблюдение над ролью омонимов в нашей речи.

Рубрика «Давай подумаем».

  • Наблюдение за значением слов-омонимов: коса-коса; пруд-прут. Слайд 6.

Вывод: В русском языке есть слова, одинаковые по звучанию или написанию, но разные по значению. Их называют омонимами.    Слайд 7.

-Слово омоним произошло от двух древнегреческих слов: хомос-«одинаковый» и онима- «имя».

  1. Физкультминутка.
  1. Упражнение в распознавании и употребление в речи омонимов.
  1. Упражнение 1. Слайд 8,9

2. Упражнение 2.   Слайд 10, 11, 12

Вывод: иногда различать слова-омонимы помогает ударение.

3. Наблюдение за различными видами омонимов.

Раздаются карточки с незаполненными таблицами.

Найди омонимы и запиши примеры в каждую графу.

Заполненные таблицы выглядят так:

Слова, не связанные по смыслу.

Одинаково звучат и пишутся

 Одинаково звучат, пишутся
по-разному

Одинаково пишутся, звучат
по- разному

Уж-уж

Код-кот

Гвоздики-гвоздики

  • Уж наступил вечер. Уж питается лягушками.
  • Зацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики.
  • Сложный код. Пушистый кот.   Слайд 13.
  1. Повторение и обобщение знаний о понятиях синонимы, антонимы, омонимы.    Слайд 14.
  2. Закрепление изученного материала

 Игра «Найди пару»   Слайд 15.

  1. Рефлексия.

- Продолжите фразы     Слайд 16.

Теперь я знаю, что …
- Теперь я могу…
-Мне понравилось….
-Мне пригодятся  новые знания …

-Ваши знания могут пригодиться, чтобы понять следующее предложение.

  1. Задание повышенной сложности

Косил косой косой косой.           Слайд 17.

1.Что необходимо, чтобы понять предложение?  (знать значение каждого слова);

2.Соотнеси каждое слово предложения с картинкой

2.1 Кто косил? (заяц-косой)- шутливое название  зайца;

2.2  Чем он косил?  (косой - предмет для срезания травы);

 2.3 Какая коса по форме? (косая – изогнутая)

  1. Домашнее задание:  Страница 68 – правило, стр. 71 упр. 6, словарные слова

Слайд 18.

  1. Итог урока      Слайд 19.

Итак, сегодня мы с вами убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы умели пользоваться этим богатством в своей устной и письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема конспекта" Слово и его лексическое значение" УМК "Школа России"

Тема: Слово и его лексическое значениеЦели деятельности учителя: ознакомление  с понятием лексическое значение словаПланируемые результаты:Предметные:Знать: понятие, что такое лексическ...