Открытый урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Гладкова Галина Владимировна

Открытый урок русского языка по теме: обобщение имен прилагательных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx21.46 КБ
Файл prezentatsiya.pptx69.63 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 4 классе

Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном.

Цели урока:

Закрепить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном; способствовать формированию грамотного письма, совершенствовать умение определять падеж имен прилагательных.

Развивать речь, внимание, логическое мышление, память, орфографическую зоркость.

Воспитывать любовь к природе, к родному языку.

Оборудование: индивидуальные бланки заданий.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

– Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним, посмотрите, какие они доброжелательные, поприветствуйте. Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

( 1 слайд)

- А сейчас послушайте стихотворение.

Работа над эпиграфом к уроку:

Я – часть речи интересная,

Миру широко известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

-Какая часть речи может так себя охарактеризовать? (конечно, имя прилагательное)

Сообщение целей: – Сегодня на уроке нам надо показать свои знания об имени прилагательном и умениях применять прилагательные в своей речи.

-Откройте тетради, запишите минутку чистописания ( ая – яя , ое –ее ,ой –ый )

Я тетрадь свою открою и наклонно положу

Я друзья от вас не скрою ручку я вот так держу

Сяду прямо не согнусь я .за работу я возьмусь

 запишите число, классная работа.

Итак, мы опять с вами в стране имени прилагательного.

Выступление ребят (Сценка-диалог имени существительного и имени прилагательного)

Имя прилагательное:

- Родилось я с очень покладистым характером, но нет у меня ни рода, ни числа. Что же мне делать? Может спросить у имени существительного?

- Имя существительное, одолжи мне свой род и число, а то мне скучно и грустно.

Имя существительное: С удовольствием, я буду с тобой дружить.

Имя прилагательное:

Вместе – служба, вместе – дружба!

Существительное с прилагательным живет на редкость дружно.

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Оно его не бросит в воде и на земле.

Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

Актуализация опорных знаний.

-Вспомним, что мы еще знаем об имени прилагательном.

(2 слайд )

1. Что такое имя прилагательное?

2. Что оно обозначает

3. На какие вопросы отвечает

4. С какой частью речи связано?

5. Как изменяется?

6. Как называется изменение имен прилагательных по падежам?

7.Как определить падеж имени прилагательного? (Падеж прил. определяется по падежу имени сущ., к которому оно относится.)

Начнем работу с разминки:

Как называется дождь, идущий при солнце? (слепой)

На какое дерево садится ворона во время дождя? (мокрое)

Что входит в окно, но не ломает его? (солнечный луч)

Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (из железнодорожного)

Из какого крана нельзя напиться? (подъемного)

- Что общего в названных вами ответах? (это имена прилагат.)

(3 слайд)

Работа со стихотворением.

Прочитайте стихотворение.

Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

(С.Есенин)

- Объясните значение слов «аукает», «баюкает».

Из данного стихотворения выписать словосочетания: сущ.+прил., Определить род и падеж имени прилагательного.

-Какое словосочетание можно считать лишним? Почему?

А теперь повторим написание

Безударного окончания.

Что при этом надо знать,

Чтобы грамотно писать?

(задать вопрос от имени существительного к имени прил.)

(4 слайд)

- Проявите зоркость. Прочитайте текст  .

Зимн…м погожим утром лыжники катались в лесу. Сначала они зашли в

берёзов…ю рощу. Потом отправились к дальнему стар…му бору по знаком..й удобной лыжне. В соснов…м бору стояла тишина.

- Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Разберем последнее предложение по членам и укажем части речи.

Видеофизминутка.

(5 СЛАЙД)

Встаньте.

Поиграем в самую популярную игру «Игра в снежки». Я называю имя существительное и кидаю снежок. Кто снежок поймает ,тот должен к существительному подобрать подходящее по смыслу прилагательное .

Снег, метель, ветер, небо, сугробы, луна, звезды, деревья, солнце, сосульки.

Работа с учебником .Откройте учебники на странице 42,упражнение 360

Самостоятельная работа по карточкам.

- Ниже написаны пословицы, в которых пропущены противоположные по смыслу слова большой – маленький. Спишите пословицы, вставляя вместо черточек подходящие по смыслу прилагательные.

________пенёк опрокидывает _______воз.

Даже самое ______дерево выросло из _______семени.

Укажите род и падеж прилагательных и выделите падежные окончания.

Сильный ветер вдруг подул,

Окончания в кучу сдул.

Карточку скорей возьмите

И порядок наведите.

Самостоятельная работа

- Вставьте окончания, укажите падеж:

О весенн…погоде, к рыж… лисице, с ранн… пташкой,

в жарк.. летн.. ночь, поздн…вечером, о свеж… ветре,

до дальн…озера, возле свеж… пахуч…сена,

с неуклюж… медвежонком, в дремуч… лесу.

-Проверим, как вы справились с этой работой.

(6 СЛАЙД)

Игра «В каком магазине?»

На доске написаны названия предметов: Овощи, книги, обувь, цветы, кефир, баранки, шкаф, коньки, матрешка. Образуйте прилагательное, обозначающее в каком магазине можно купить тот или иной предмет.

Вывод:

Очень важно подобрать прилагательное для того, чтобы оценить предмет, определить его качественную сторону. Ведь прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной.

Работа  в парах. Повернитесь друг к другу и охарактеризуйте друг друга.

(7,8 слайд)

Последнее задание «ТЕСТ – ОПРОС»

1. Указать имена прилагательные:

а) бледнеть; б) бледноватый; в) бледнота

2. В каком из данных прилагательных в окончании пишется –И?

а) к могуч…му б) летн…го в) с зимн…м

3. Имена прилагательные во множественном числе по родам:

а) изменяются б) не изменяются

4. У прилагательного нет следующего признака:

а) времени; б) числа; в) рода.

5. В предложении имя прилагательное чаще всего является:

а) определением б) обстоятельством в) дополнением

Проверка.

Ученик читает стихотворение:

Я слово замечательное,-

Сказало прилагательное,-

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю

Без признаков предмета нет-

Об этом знает целый свет.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь

Меня вам надо знать , беречь.

Итог урока. Рефлексия. Что вам больше всего понравилось в уроке?

Вот уроку конец, а кто работал «Молодец»!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имя прилагательное

Слайд 2

Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает? С какой частью речи связано? Как изменяется? Как называется изменение имен п рилагательных по падежам? Как определить падеж имени прилагательного?

Слайд 3

Поет зима- укает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. (С. Есенин)

Слайд 4

Зимн.м утром лыжники катались в лесу. Сначала они зашли в берёзов.ю рощу. Потом отправились к дальнему стар.му бору. В соснов.м бору стояла тишина. Проявите зоркость

Слайд 6

Игра « В каком магазине?» Овощи Книги Обувь Цветы Кефир Баранки Шкаф Коньки матрешка

Слайд 7

Тест-опрос 1 Указать имя прилагательное: а) бледнеть;б ) бледноватый;в )бледнота 2 В каком из прилагательных в окончан ии пишется-и ? а) С зимн.м ;б ) к могуч.му;в ) летн.го 3 Имена прилагательные во множественном числе по родам: а) изменяются; б) не изменяются

Слайд 8

4 У прилагательного нет с ледующего признака: а) времени;б) числа; в) рода 5 В предложении имя прилага - т ельное чаще всего является: а) определением; б) обстоятельством; в) дополнением

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Автор...

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний о звуках русского языка. Фонетика"

Это урок обобщения и систематизации знаний. Проведён в конце 4 года обучения. На протяжении всего урока видно достижение планируемых результатов учащихся по разделу русского языка "Фонетика"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....

Открытый урок русского языка. 4 класс. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление».

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов.:...

Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100». Тема урока: «Роль имён прилагательных…».

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:"Роль имен прилагательных". Составлена по требованиям ФГОС, содержит кластер, разноуровневые задания, индивидуальный подход....