Рабочая программа по русскому языку 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus.yazyk_kt_avtosokhranennyy.docx | 28.89 КБ |
rus.yaz_pz.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку в период обучения грамоте (письмо)
№ пп | Дата урока (по плану) | Дата урока (фактич.) | Тема урока | Примечание | |
Добукварный период (подготовительный) - 16 ч. | |||||
Пропись — первая учебная тетрадь. | |||||
Рабочая строка. Верхняя и нижняя линия рабочей строки. | |||||
Обводка рисунков по контуру. Письмо овалов , полуовалов и кругов. | |||||
Строка и межстрочное пространство. Письмо длинных прямых наклонных линий. | |||||
Письмо наклонных линий с закруглением внизу. | |||||
Письмо элементов букв. | |||||
Письмо больших и маленьких овалов, коротких наклонных линий. | |||||
Письмо коротких и длинных линий. Письмо линий с закруглением. | |||||
Письмо прямых наклонных линий и линий с закруглением внизу и вверху. | |||||
Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. | |||||
Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов овалов. | |||||
Строчная и заглавная буква а, А. | |||||
Строчная и заглавная буквы о, О. | |||||
Строчная и заглавная буквы и, И. | |||||
Строчная буква ы. | |||||
Строчная и заглавная буквыу, У. | |||||
Букварный период (основной) - 53 ч. | |||||
| Строчная и заглавная буквы н,Н. | ||||
| Строчная и заглавная буквы с, С. | ||||
| Строчная и заглавная буквы к, К. | ||||
| Строчная и заглавная буквыт, Т. | ||||
| Закрепление написания изученных букв. | ||||
| Строчная и заглавная буквы л, Л. | ||||
| Строчная и заглавная буквыр, Р. | ||||
| Строчная и заглавная буквы в, В. | ||||
| Строчная буква е. | ||||
| Заглавная буква Е. | ||||
| Строчная и заглавная буквы п, П. | ||||
| Строчная буква м. | ||||
| Заглавная буква М. | ||||
| Строчная буква з. | ||||
| Заглавная буква З. | ||||
| Строчная буква б. | ||||
| Заглавная буква Б. | ||||
| Строчная и заглавная буквы б, Б. | ||||
| Строчная буква д. | ||||
| Заглавная буква Д. | ||||
| Строчная буква я. | ||||
| Заглавная буква Я. | ||||
| Строчная и заглавная буквы я, Я. | ||||
| Строчная буква г. | ||||
| Заглавная буква Г. | ||||
| Строчная буква ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу. | ||||
| Заглавная буква Ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу. | ||||
| Буква ь (мягкий знак). Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. | ||||
| Буква ь (мягкий знак). Закрепление. | ||||
| Строчная буква ш, обозначающая твердый согласный звук. | ||||
| Заглавная буква Ш, обозначающая твердый согласный звук. Сочетание ши. | ||||
| Строчная буква ж, обозначающая твердый согласный звук. | ||||
| Заглавная букваЖ, обозначающая твердый согласный звук. Сочетание жи. | ||||
| Строчная буква ё. | ||||
| Заглавная буква Ё. | ||||
| Строчная и заглавная буквый, Й. | ||||
| Слова с буквой й. | ||||
| Строчная буква х. | ||||
| Заглавная буква Х. | ||||
| Строчная и заглавная буквы х, Х. | ||||
| Строчная буква ю. | ||||
| Заглавная буква Ю. | ||||
| Строчная буква ц, обозначающая твердый согласный звук. | ||||
| Заглавная буква Ц. | ||||
| Строчная буква э. | ||||
| Заглавная буква Э. | ||||
| Строчная буква щ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу. | ||||
| Заглавная буква Щ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу. | ||||
| Строчная буква ф. | ||||
| Заглавная буква Ф. | ||||
| Буквы ь, ъ. | ||||
| Буквы ь, ъ. | ||||
| Алфавит. Звуки и буквы. | ||||
Послебукварный период (заключительный) –19 | |||||
| Оформление предложений на письме | ||||
| Слова, отвечающие на вопрос кто? Что? | ||||
| Слова, отвечающие на вопрос что делать? Что сделать? | ||||
| Слова, отвечающие на вопрос какой? Какая? Какие? Какое? | ||||
Слуховой диктант | |||||
Правописание жи-ши | |||||
Правописание ча-ща,чу-щу | |||||
Правописание чк,чн,щн | |||||
Контрольное списывание | |||||
88-92 | Резервные уроки |
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
План | Факт | ||||
1. 2. 3. 4. 5-6. 7. 8. 9. 10. 11 12. 13 14 15 16 17 18 19 20 21-22 23. 24 25. 26. 27. 28. 29 30. 31. 32. 33. 34 35. 36. 37. 38. 39 40 | Наша речь. Устная и письменная речь Текст и предложение Диалог Слова-названия предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов Вежливые слова Однозначные и многозначные слова . Близкие и противоположные по значению слова. Слог как минимальная произносительная единица Деление слов на слоги Перенос слов Ударение Ударные и безударные слоги Звуки и буквы Русский алфавит Гласные звуки и буквы Гласные звуки. Буквы е,ё,ю,я и их функции в словах Гласные звуки. Слова с буквой э Обозначение ударного гласного буквой на письме Особенности проверяемых и проверочных слов Правописание гласных в ударных и безударных слогах Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука Согласные звуки и буквы Слова с удвоенными согласными Слова с буквами И и Й Твёрдые и мягкие согласные звуки Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука Звонкие и глухие согласные звуки Парные звонкие и глухие согласные звуки Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слова Правописание парных согласных звуков на конце слов Шипящие согласные звуки Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу Правописание гласных после шипящих с сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу Заглавная буква в словах Контрольный диктант. Повторение | 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 1 классе составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный Закон « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273 –ФЗ
( с изменениями и дополнениями)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом от 06 октября 2009 г. № 373
3. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241 , от 22 сентября 2011г. № 2357, от 18 декабря 2012 г № 1060 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373»
4. Учебный план для общеобразовательных учреждений Липецкой области ( приказ управления образования и науки Липецкой области от 16.04.2014г. № ЮТ - 1064 « О примерном учебном плане образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования на 2014 - 2015 учебный год», учебный план Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Липецкой области «Специальная школа-интернат для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития и умственной отсталостью) на 2014 - 2015 учебный год для 1-4 классов
5. Положение о промежуточной аттестации учащихся ГБОУ « Специальная школа – интернат с. Дмитряшевка»
6. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа ( в двух частях); Москва, Просвещение, 2011г.
7. Учебники, входящих в Федеральный перечень учебников, утверждённых приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Под редакцией А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова; Москва, Просвещение, 2011г.
10. Планируемые результаты освоения предметных программ начального общего образования
Под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой; Москва, Просвещение, 2011г.
11. Календарный учебный график ГБОУ « Специальная школа – интернат с. Дмитряшевка» на 2014 -2015 уч.год
12. Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Липецкой области «Специальная школа-интернат для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития и умственной отсталостью) с.Дмитряшевка Хлевенского района» (редакция 12.05.2014 г.).
Рабочая программа по русскому языку в 1 классе разработана в целях:
• ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирования коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
-формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Коррекционная направленность обучения в школе реализуется в процессе решения следующих коррекционных задач:
- коррекция и развитие связной устной и письменной речи;
- коррекция фонетико-фонематической и лексико-грамматической речи;
- коррекция и развитие зрительного, слухового восприятия, внимания, памяти, мышления;
- развитие устойчивости внимания, наблюдательности, способности к переключению, вхождения в деятельность;
- развитие фонематического слуха, совершенствование операций звуко-слогового анализа и синтеза;
- коррекция и развитие мыслительной деятельности, коммуникативных функций речи;
- обогащение, закрепление и активизация словаря по учебным предметам;
- формирование грамматического строя речи;
- коррекция и развитие личностных качеств обучающихся, эмоционально-волевой сферы, навыков самоконтроля, усидчивости, выдержки, умение выражать свои чувства.
Сведения о программе
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык, утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
В программе заложены новые подходы к образованию учащихся, направленные не только на усвоение стандарта, базовых знаний, но и на формирование учебных компетенций, на развитие познавательных, интеллектуальных способностей учащихся.
Данная программа, её структура и содержание способствуют реализации практической направленности обучения, осуществлению индивидуального подхода к учащимся.
Обоснование выбора примерной программы:
Данная программа используется потому, что её структура и содержание помогают обеспечить учителю условия для реализации практической направленности обучения, осуществления индивидуального подхода к учащимся. В программе заложены новые подходы к образованию учащихся, направленные не только на усвоение стандарта, базовых знаний, но и на формирование учебных компетенций, на развитие познавательных, интеллектуальных способностей учащихся.
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
В программе заложены новые подходы к образованию учащихся, направленные не только на усвоение стандарта, базовых знаний, но и на формирование учебных компетенций, на развитие познавательных, интеллектуальных способностей учащихся.
Данная программа, её структура и содержание способствуют реализации практической направленности обучения, осуществлению индивидуального подхода к учащимся.
Определение места и роли учебного курса.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
Рабочая программа рассчитана на 132 часа в год.
На изучение русского языка в 1 классе по учебному плану для общеобразовательных учреждений Липецкой области отводится 132 ч (3 часа – обязательная часть, 1 час – часть, формируемая участниками образовательного процесса: из них 92 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 40 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
Формы организации образовательного процесса
Для полной реализации рабочей программы по русскому языку основными формами организации учебного процесса являются уроки:
урок ознакомления с новым материалом;
урок закрепления изученного материала;
урок проверки знаний и умений;
урок применения знаний и умений;
урок обобщения и систематизации знаний;
урок проверки и коррекции знаний и умений учащихся;
комбинированный урок.
Технологии обучения
Осуществление данной программы будет происходить на основе применения элементов следующих технологий:
технологии коллективного способа обучения;
здоровьесберегающих технологий;
технологий развивающего обучения;
личностно-ориентированные технологии;
технология разноуровнего обучения;
игровая технология;
информационные технологии;
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
ролевые игры; дискуссии; групповая работа; индивидуальная работа; игротека; проектная деятельность.
Виды и формы контроля:
Предварительный, тематический, текущий и итоговый контроль, самостоятельная работа, контрольный диктант, тестирование, устный опрос, фронтальный опрос, работа по карточкам.
Планируемый уровень подготовки учеников к концу 1 класса
(обучение грамоте)
Обучающиеся должны знать:
Все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).
Обучающиеся должны уметь:
вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
знать способы их буквенного обозначения;
обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;
определять место ударения в слове;
вычленять слова из предложений;
чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;
употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;
знать гигиенические правила письма;
правильно писать формы букв и соединения между ними;
уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.
Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе всего программного материала.
Планируемый уровень подготовки обучающихся
К концу 1 класса учащиеся должны уметь:
все буквы русского алфавита;
пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;
выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;
- проводить звуковой анализ слов;
- различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв (е, ё, и, ю, я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;
- списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;
- употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;
- писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 15-17 слов;
самостоятельно составлять и записывать текст из 3 - 5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему;
виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;
слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;
использования прописной буквы в именах собственных;
написания слов с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу;
обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;
правильного написания слов типа пень, яма;
правописания слов с непроверяемыми орфограммам
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Содержание программы
В обучении грамоте выделяются три периода: подготовительный, букварный (основной) и послебукварный.
Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, слагается из двух взаимосвязанных процессов (обучение первоначальному чтению и письму) и закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание (текст).
I. Подготовительный период. (16ч)
Речь (устная и письменная) – общее представление.
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характер, последовательность), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой – моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами – моделями.
Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.
II. Букварный (основной) период.
Обучение письму. (53ч)
Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании.
Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.
Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.
Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом – образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.
Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.
Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу).
Знакомство с правилами гигиены письма.
Развитие устной речи
(проводится течение учебного года на каждом уроке
в процессе речевого общения).
Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л – р, с – з, щ – ж,
п – б, с – ш и т.д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).
Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов – названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов – названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.
Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.
Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.
Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.
Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.
Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.
Послебукварный период. (19ч)
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значение. Установление числа и последовательность звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определенной модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносимая единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
- раздельное написание слов;
- обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс «Русский язык». Письмо и развитие речи.
Обобщение знаний по фонетике и графике: звуки и буквы, звуки гласные и согласные, парные звонкие и глухие согласные звуки, согласные мягкие и твердые, обозначение твердости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э, обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, и, я, ь. Написание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн. Деление слов на слоги; перенос слов по слогам (практическое применение правил).
Речь. Для чего нужна речь. Слово, предложение, текст – единицы речи. Их роль в общении. Слово как название предметов, признаков предметов, действий предметов (ознакомление). Заглавная буква в именах и фамилиях людей, в кличках животных, в названиях городов, сел, деревень, улиц, рек. Предложение как два или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. Заглавная буква в начале предложения, точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения. Составление предложений и небольших текстов на определенную тему, по сюжетным картинкам, по наблюдениям. Составление предложений на определенную тему (о маме, о школе, о детях и т.п.) по картинке; устных небольших рассказов по сюжетным картинкам, по личным наблюдениям детей (по вопросам учителя).
Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений, состоящих из таких слов.
Наблюдение за словами, написание которых расходится с произношением.
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д. Работа над формами букв (сходство и различия элементов в буквах) и их соединений в словах.
Упражнения в звуко-слоговом и звуко-буквенном анализе слов, в составлении слов и предложений по слоговой таблице (шифрование, расшифрование), упражнения в преобразовании слов, их чтение. Простейшие пересказы прочитанного по предложенному плану; по условным смысловым вехам (о чем буду рассказывать, с чего начну, что скажу потом, чем закончу). Самостоятельные устные рассказы по рисунку или серии рисунков.
Тема | Знания, умения, навыки. |
Текст, предложение, диалог.
| 1.Знать виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и интонации: восклицательные и невосклицательные. 2.Уметь передавать различную интонацию предложения в устной и письменной речи. 3.Уметь оформлять предложение на письме: ставить знаки препинания в конце предложения (. ? !), писать большую букву в начале предложения. 4.Уметь правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным текстом. 5.Уметь устно составлять 3-5 предложений на определённую тему. |
Слово и слог.
| 1.Уметь сравнивать и различать слова, называющие предмет. 2.Уметь сравнивать и различать слова, называющие признак предмета. 3.Уметь сравнивать и различать слова, называющие действие предмета. 4.Уметь правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным текстом. |
3. Звуки и буквы. | 1.Уметь различать и сравнивать буквы и звуки. 2.Уметь различать и сравнивать гласные и согласные звуки. 3.Уметь различать и сравнивать звонкие и глухие согласные. 4.Уметь различать и сравнивать парные и непарные согласные. 5.Уметь делить слова на слоги. 6.Уметь переносить слова. 7.Уметь сравнивать количество букв и звуков в слове. 8.Уметь находить ударный слог в слове. 9.Уметь писать большую букву в именах собственных. 10.Уметь правильно писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. 11.Знать правописание слов с непроверяемыми написаниями. 12.Уметь чётко, без искажений писать строчные и прописные буквы, соединения, слова. 13.Уметь правильно писать под диктовку текст (15-17 слов) с изученными орфограммами. |
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 1 класса.
Обучающиеся должны знать и понимать:
- виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной
окраске, предложения восклицательные и невосклицательные; - оформление предложений на письме;
- смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
- слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета;
- различие между звуками и буквами, гласные и согласные звуки и буквы, их обозначение;
- звук и буква и;
- слогообразующую роль гласного звука в слове, деление слова на слоги и для переноса;
- гласные ударные и безударные;
- согласные твёрдые и мягкие, обозначение мягкости согласных на письме;
- согласные только твёрдые, согласные только мягкие;
- согласные, парные по звонкости и глухости;
• соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- передачи в устной речи эмоциональной окраски предложений и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации;
- соблюдение орфоэпических норм в наиболее употребительных словах;
- оформление на письме предложений;
- деление слов на слоги и для переноса;
- определение ударного слога в слове;
- использование прописной буквы в именах собственных;
- написание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу;
- обозначение в словах мягкости согласных звуков на письме;
- правильного написания слов типа пень, яма;
- правописание слов с непроверяемыми орфограммами;
- четкого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;
- правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и
рукописным шрифтом; - письма под диктовку текстов (15-17 слов) с известными орфограммами и знаками препинания;
- устного составления текста из 3-5 предложений, разных по цели высказывания, на определенную тему.
Требования к уровню подготовки по русскому языку учащихся,
оканчивающих 1 класс.
ЗУН | УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ | Универсальные учебные действия |
К концу первого класса обучающиеся должны знать: Виды предложений по цели высказывания;
| Оформление на письме предложений. Деление слов на слоги. Передача в устной речи эмоциональной окраски предложений и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации. Письмо под диктовку текстов (15-17 слов) с известными орфограммами и знаками препинания. Устное составление текста из 3-5 предложений на определенную тему. | Познавательные Общеучебные действия
Логические
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
|
Информация об используемой литературе, учебнике.
Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа. М.: Просвещение, 2010 г
Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А. Русская азбука: учебник. – М.: Просвещение, 2012.
Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму.
В.Г. Горецкий, Н. А Федосова Прописи к «Русской азбуке» .1 класс, в 4 частях. М.: Просвещение, 2014
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык: учебник. – М: Просвещение, 2012
В.П. Канакина Русский язык: рабочая тетрадь. – М: Просвещение, 2013
Образовательные ресурсы сети Интернет
Материально-техническое обеспечение кабинета
Стол ученический – 8
Стул ученический – 16
Стол учительский – 1
Стул учительский – 1
Шкафы секционные – 4
Тумбочка – 1
Доска классная – 1
Ноутбук – 1
Доска SMART– 1
Электронные пособия
Электронное приложение к учебникам 1 класс
Презентации к урокам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...