Педчтение на тему: "Сочинение - миниатюра"
материал по русскому языку (1 класс) на тему

Татьяна Геннадьевна Баженова

Краткий доклад о разработке и апробации программы обучения сочинению детей младшего школьного возраста на уроках русского языка через развитие у них творческого воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_-_miniatyura.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №75 г.Иркутска

Педчтение на тему:

«Сочинение миниатюра»

Подготовила Баженова Т.Г.

Учитель начальных классов

г. Иркутск, 2013

        Одним из направлений в русском языке является работа над текстом. Умение его создать на уроках русского языка способствует не только овладению учащимися знаний о структуре текста, но и умению работать над словом, предложением – в соответствии с их семантической, синтаксической взаимообусловленностью, заданной общим замыслом темы сочинения.

        Одним их важнейших составляющих креативности является воображение, которое является необходимым в творческой деятельности, но вместе с тем это психологическое свойство человека, которое поддается развитию и совершенствованию.

        Как показал анализ специальной литературы, в настоящее время недостаточно разработаны вопросы, связанные с изучением возможностей различных учебных предметов в плане развития творческого воображения детей. В частности, недостаточно изучены все резервы русского языка, для развития творческого воображения.

        Это и стало мотивом выбора темы исследования «Обучение младших школьников сочинению через развитие творческого воображения».

        Цель исследования: разработать и апробировать программу обучения сочинению детей младшего школьного возраста на уроках русского языка через развитие у них творческого воображения.

        Объект исследования: процесс обучения сочинению.

        Предмет исследования: обучение младших школьников сочинению через развитие творческого воображения.

        Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить психологическую, лингвистическую, методическую, научную литературу по проблеме исследования.
  2. Определить уровень сформированности умений у детей писать сочинение.  
  3. Создать и апробировать программу, направленную на формирование умений писать сочинения.
  4. Провести сравнительно – сопоставительный анализ итогов, полученных в результате эксперимента.

Теоретический анализ проблемы позволил выдвинуть следующую гипотезу: обучение сочинению будет результативным, для развития творческого воображения, если:

  1. При обучении детей писать сочинения будет отдаваться предпочтения творческим, продуктивным темам.
  2. В процессе обучения детей сочинению используется приемы (агглютивная, гиперболизация, акцентирование, типизация), направленные на развитие творческого воображения.
  3. При обучении сочинению детям предоставляется большая свобода выбора жанра, стиля, типа текста.

Методологической основой данной работы является теория развития детского воображения Л.С. Выготского; теория развития творческой деятельности М.Р. Теплова и др.; исследования в области развития речи Л.В. Занкова, М.Р. Львова; исследования в области развития креативности А.Н. Лука, Д. Гилфорда др.

        Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретико-методологический анализ научной литературы по изучаемой проблеме; анализ подходов к обучению сочинению в различных системах, наблюдение, изучение и анализ продуктов деятельности учащихся 9письменных сочинений).

        Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе МБОУ СОШ №75 г.Иркутска, 2 класса традиционная система обучения, учебно-методический комплект «Школа России», программа по русскому языку Зеленина, Хохлова…

В теоретической главе на основе проведенного анализа изучили лингвистические основы текста: признаки и типы текста, рассмотрели текст описание его особенности. Были сделаны выводы: основу школьного сочинения составляет письменная речь, как речевая деятельность, целью которого является высказывание.

        Для эффективного формирования письменной речи важно развивать творческое воображение, в этой связи остановилось на содержание понятия воображения, выделила два основных вида воображения: воссоздающее и творческое. Рассмотрела несколько форм синтезирования образов, приемов: агглютинация, гиперболизация, типизация, акцентирование.

        Определила, что творческие темы стимулируют проявление творческого воображения, в результате чего и создается оригинальный художественный образ. На каждом этапе создания высказывания (литературного творчества) обязательно действует тот или иной вид воображения.

        В современной методике сложились различные подходы к обучению детей сочинению. В традиционной системе методика Львова, в развивающей системе Занкова. В методике Львова выделяется такая классификация и такое направление работы над сочинением, которое позволяет определить сочинение, занимающие место между изложением и сочинением. В то время как Занков делит сочинения на репродуктивные и продуктивные. В основы репродуктивных сочинений лежит воссоздающее воображение, а в основе творческих – творческое воображение.

        Данные выводы положены в основу проведенного экспериментального исследования.

        Цель экспериментального исследования: разработать и апробировать программу обучения сочинения детей младшего школьного возраста на уроках русского языка через развитие у них творческого воображения.

        Экспериментальное исследование проходило в три этапа. Констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, проводился сравнительно-сопоставленный анализ данных констатирующего и формирующего экспериментов. Вследствие этого нужно было доказать или опровергнуть гипотезу: обучение сочинению будет результативным для развития творческого воображения если:

  1. При обучении детей писать сочинения будет отдаваться предпочтение творческим, продуктивным темам.
  2. В процессе обучения детей сочинению используются приемы (агглютинация, гиперболизация, акцентирование, типизация), направленные на развитие творческого воображения.
  3. При обучении сочинению детям предоставляется большая свобода выбора жанра, стиля, типа текста.

На констатирующем этапе были выделены показатели проявления воображения в письменных сочинениях «разработанность образов» и «оригинальность», которые были положены в основу критериев.

На констатирующем этапе было проведено два сочинения «репродуктивное сочинение 1» и «творческое сочинение 2». Сравнение результатов анализа «репродуктивного сочинения 1» и «творческого сочинения 2» показало, что в творческом сочинении у меньшего количества учащихся низкий уровень проявления воссоздающего воображения увеличилось число работ, имеющий средний уровень «разработанности образов», но уменьшилось число работ, в которых высокий уровень «разработанности образов» или воссоздающего воображения.  Анализ «репродуктивного сочинения 1» и «творческого сочинения 2» показал, что в творческом сочинении по показателю «оригинальность», снизилось число сочинений с низким уровнем, возросло число работ со средним и высоким уровнем, чем в репродуктивном.

  Уже на констатирующем этапе может утверждать, что тема сочинения определяет, какой из видов воображения воссоздающее или творческое активизируется в процессе создания сочинения.

На формирующем этапе была разработана и апробирована программа по обучению младших школьников сочинению через развитие у них творческого воображения. Предоставленные в программе упражнения использовались на уроках русского языка, на этапе словарной работы или на этапе закрепления. Эти упражнения способствовали развитию творческого воображения. Они не требуют больших усилий от детей, и в месте с тем, оказывают положительное влияние на формирование письменной речи. После апробации программы было проведено «творческое сочинение 3».

При сравнении данных формирующего этапа с результатами констатирующего этапа можно увидеть, что уровень проявления воссоздающего воображения у детей возрос. Если на констатирующем этапе низкий уровень «разработанности образов» наблюдалось у 40% учащихся, то на заключительном этапе он уменьшился и составляет 10%. По сравнению с «репродуктивном сочинением 1» в «творческом сочинении 3» увеличилось количество сочинений среднего уровня, он по сравнению с «творческим сочинением 2» разработанность образов осталось на прежнем уровне. Высокий уровень разработанности образов в сочинениях на заключительном этапе встречается чаще, чем в «творческом» сочинении констатирующего этапа, но в «репродуктивном сочинении 1» уровень разработанности образов все же выше. Так как, сочинение творческого характера предполагают в большей степени активизации творческого воображения, чем воссоздающего.

Сравнив данные анализа уровня творческого воображения по показателю «оригинальность» с результатами констатирующего этапа, можно увидеть, что показатели «оригинальности» в «творческом сочинении 3» выросли: количество сочинений низкого уровня уменьшилось, количество сочинений среднего уровня и высокого уровня увеличилось. Таким образом на формирующем этапе у 80% учащихся уровень воссоздающего воображения и у 90% детей повысился уровень творческого воображения.

Качественное изменение показателей воссоздающего и творческого воображения показывают возрастание уровней воссоздающего и творческого воображения. Это связано с формированием умений. Итоги сформированных умений, необходимых для написания сочинений через развитие воображения «разработанность образов» и «оригинальность» что на этапе формирующего эксперимента сформировалось умений учащихся «разработанность образов» и «оригинальность» превосходит уровень на констатирующем этапе. Анализ сочинений также показал, что результатом реализации обучающей программы явилось, увеличение жанрового разнообразия сочинений – в контрольном сочинении 2 ученика выбрали жанр сказки, 2 ученика – рассказа, у 4 учеников жанр «сказка-рассказ», у 2 учащихся – жанр письма, тогда, когда как на констатирующем этапе в сочинениях предпочтение отдавалось рассказу. Жанровое разнообразие работ свидетельствует о повышении познавательной раскрепощённой детей, о наличии у учащихся творческого подхода к выбору жанра сочинения в соответствии с темой.

Таким образом, анализ описанных выше результатов показал, что уровень умения писать сочинение у учащихся увеличился.

Результаты позволяют говорить о том, что добиться высоких показателей в обучении сочинению через развитие творческого воображения можно, если:

  1. При обучении детей писать сочинение будет отдаваться предпочтение творческим, продуктивным темам.
  2. В процессе обучения детей сочинению используются приемы (агглютинация, гиперболизация, акцентирование, типизация), направленные на развитие творческого воображения.
  3. При обучении сочинению детям предоставляется большая свобода выбора жанра, стиля, типа текста.

Выше сказанное дает основание сделать вывод о том, что гипотеза в основном подтвердилась. И это, дает возможность продолжить обучение детей сочинению, опираясь на данную программу далее. Не останавливаясь на достигнутом.

Спасибо за внимание!

   

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над сочинением в третьем классе. Примерный план и темы сочинений.

Размещен материал примерных тем сочинений , которые я провожу в третьем классе. Разработан примерный план каждого сочинения, а также помещены детские сочинения на эти темы....

Урок развития речи в 4 классе по теме "Сочинение-миниатюра "Снежинка" с элементами описания"

Сегодня перед школой стоит задача чрезвычайной важности – добиться того чтобы каждого ученика вырастить не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но человек...

Урок русского языка по теме: Сочинение - миниатюра "Моя золотая осень"

Сочинение-миниатюра - это вид работ, мало используемый учителями начальных классов, но очень интересный и творческий. Моим детям нравится писать сочинения-миниатюры, т.к. это вид работ, который можно ...

Урок письма и развития речи в 5-ом классе Тема: «Сочинение на тему «Осень».

Урок развивает устную речь, умение записывать связанные предложения....

Русский язык с интеграцией модуля ОСЭ по теме: «Сочинение по заданной теме», «Красота сердца»

Цель:    Способствовать    формированию ценностного отношения  к  русскому языку, учить писать сочинения на заданную тему. Предметные:    -а...

Сочинение - рассуждение на тему "Сочинение - рассуждение на тему: «Современная система образования построена преимущественно на том, что обучающимся дают готовые ответы на незаданные ими вопросы»

       Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня труднос...

Разработка урока развития речи в 4 классе по теме "Сочинение-миниатюра "Снежинка" с элементами описания"

Разработка урока развития речи в 4 классе  по теме "Сочинение-миниатюра "Снежинка" с элементами описания"...