Педчтение на тему: "Сочинение - миниатюра"
материал по русскому языку (1 класс) на тему
Краткий доклад о разработке и апробации программы обучения сочинению детей младшего школьного возраста на уроках русского языка через развитие у них творческого воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_-_miniatyura.docx | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №75 г.Иркутска
Педчтение на тему:
«Сочинение миниатюра»
Подготовила Баженова Т.Г.
Учитель начальных классов
г. Иркутск, 2013
Одним из направлений в русском языке является работа над текстом. Умение его создать на уроках русского языка способствует не только овладению учащимися знаний о структуре текста, но и умению работать над словом, предложением – в соответствии с их семантической, синтаксической взаимообусловленностью, заданной общим замыслом темы сочинения.
Одним их важнейших составляющих креативности является воображение, которое является необходимым в творческой деятельности, но вместе с тем это психологическое свойство человека, которое поддается развитию и совершенствованию.
Как показал анализ специальной литературы, в настоящее время недостаточно разработаны вопросы, связанные с изучением возможностей различных учебных предметов в плане развития творческого воображения детей. В частности, недостаточно изучены все резервы русского языка, для развития творческого воображения.
Это и стало мотивом выбора темы исследования «Обучение младших школьников сочинению через развитие творческого воображения».
Цель исследования: разработать и апробировать программу обучения сочинению детей младшего школьного возраста на уроках русского языка через развитие у них творческого воображения.
Объект исследования: процесс обучения сочинению.
Предмет исследования: обучение младших школьников сочинению через развитие творческого воображения.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- Изучить психологическую, лингвистическую, методическую, научную литературу по проблеме исследования.
- Определить уровень сформированности умений у детей писать сочинение.
- Создать и апробировать программу, направленную на формирование умений писать сочинения.
- Провести сравнительно – сопоставительный анализ итогов, полученных в результате эксперимента.
Теоретический анализ проблемы позволил выдвинуть следующую гипотезу: обучение сочинению будет результативным, для развития творческого воображения, если:
- При обучении детей писать сочинения будет отдаваться предпочтения творческим, продуктивным темам.
- В процессе обучения детей сочинению используется приемы (агглютивная, гиперболизация, акцентирование, типизация), направленные на развитие творческого воображения.
- При обучении сочинению детям предоставляется большая свобода выбора жанра, стиля, типа текста.
Методологической основой данной работы является теория развития детского воображения Л.С. Выготского; теория развития творческой деятельности М.Р. Теплова и др.; исследования в области развития речи Л.В. Занкова, М.Р. Львова; исследования в области развития креативности А.Н. Лука, Д. Гилфорда др.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретико-методологический анализ научной литературы по изучаемой проблеме; анализ подходов к обучению сочинению в различных системах, наблюдение, изучение и анализ продуктов деятельности учащихся 9письменных сочинений).
Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе МБОУ СОШ №75 г.Иркутска, 2 класса традиционная система обучения, учебно-методический комплект «Школа России», программа по русскому языку Зеленина, Хохлова…
В теоретической главе на основе проведенного анализа изучили лингвистические основы текста: признаки и типы текста, рассмотрели текст описание его особенности. Были сделаны выводы: основу школьного сочинения составляет письменная речь, как речевая деятельность, целью которого является высказывание.
Для эффективного формирования письменной речи важно развивать творческое воображение, в этой связи остановилось на содержание понятия воображения, выделила два основных вида воображения: воссоздающее и творческое. Рассмотрела несколько форм синтезирования образов, приемов: агглютинация, гиперболизация, типизация, акцентирование.
Определила, что творческие темы стимулируют проявление творческого воображения, в результате чего и создается оригинальный художественный образ. На каждом этапе создания высказывания (литературного творчества) обязательно действует тот или иной вид воображения.
В современной методике сложились различные подходы к обучению детей сочинению. В традиционной системе методика Львова, в развивающей системе Занкова. В методике Львова выделяется такая классификация и такое направление работы над сочинением, которое позволяет определить сочинение, занимающие место между изложением и сочинением. В то время как Занков делит сочинения на репродуктивные и продуктивные. В основы репродуктивных сочинений лежит воссоздающее воображение, а в основе творческих – творческое воображение.
Данные выводы положены в основу проведенного экспериментального исследования.
Цель экспериментального исследования: разработать и апробировать программу обучения сочинения детей младшего школьного возраста на уроках русского языка через развитие у них творческого воображения.
Экспериментальное исследование проходило в три этапа. Констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, проводился сравнительно-сопоставленный анализ данных констатирующего и формирующего экспериментов. Вследствие этого нужно было доказать или опровергнуть гипотезу: обучение сочинению будет результативным для развития творческого воображения если:
- При обучении детей писать сочинения будет отдаваться предпочтение творческим, продуктивным темам.
- В процессе обучения детей сочинению используются приемы (агглютинация, гиперболизация, акцентирование, типизация), направленные на развитие творческого воображения.
- При обучении сочинению детям предоставляется большая свобода выбора жанра, стиля, типа текста.
На констатирующем этапе были выделены показатели проявления воображения в письменных сочинениях «разработанность образов» и «оригинальность», которые были положены в основу критериев.
На констатирующем этапе было проведено два сочинения «репродуктивное сочинение 1» и «творческое сочинение 2». Сравнение результатов анализа «репродуктивного сочинения 1» и «творческого сочинения 2» показало, что в творческом сочинении у меньшего количества учащихся низкий уровень проявления воссоздающего воображения увеличилось число работ, имеющий средний уровень «разработанности образов», но уменьшилось число работ, в которых высокий уровень «разработанности образов» или воссоздающего воображения. Анализ «репродуктивного сочинения 1» и «творческого сочинения 2» показал, что в творческом сочинении по показателю «оригинальность», снизилось число сочинений с низким уровнем, возросло число работ со средним и высоким уровнем, чем в репродуктивном.
Уже на констатирующем этапе может утверждать, что тема сочинения определяет, какой из видов воображения воссоздающее или творческое активизируется в процессе создания сочинения.
На формирующем этапе была разработана и апробирована программа по обучению младших школьников сочинению через развитие у них творческого воображения. Предоставленные в программе упражнения использовались на уроках русского языка, на этапе словарной работы или на этапе закрепления. Эти упражнения способствовали развитию творческого воображения. Они не требуют больших усилий от детей, и в месте с тем, оказывают положительное влияние на формирование письменной речи. После апробации программы было проведено «творческое сочинение 3».
При сравнении данных формирующего этапа с результатами констатирующего этапа можно увидеть, что уровень проявления воссоздающего воображения у детей возрос. Если на констатирующем этапе низкий уровень «разработанности образов» наблюдалось у 40% учащихся, то на заключительном этапе он уменьшился и составляет 10%. По сравнению с «репродуктивном сочинением 1» в «творческом сочинении 3» увеличилось количество сочинений среднего уровня, он по сравнению с «творческим сочинением 2» разработанность образов осталось на прежнем уровне. Высокий уровень разработанности образов в сочинениях на заключительном этапе встречается чаще, чем в «творческом» сочинении констатирующего этапа, но в «репродуктивном сочинении 1» уровень разработанности образов все же выше. Так как, сочинение творческого характера предполагают в большей степени активизации творческого воображения, чем воссоздающего.
Сравнив данные анализа уровня творческого воображения по показателю «оригинальность» с результатами констатирующего этапа, можно увидеть, что показатели «оригинальности» в «творческом сочинении 3» выросли: количество сочинений низкого уровня уменьшилось, количество сочинений среднего уровня и высокого уровня увеличилось. Таким образом на формирующем этапе у 80% учащихся уровень воссоздающего воображения и у 90% детей повысился уровень творческого воображения.
Качественное изменение показателей воссоздающего и творческого воображения показывают возрастание уровней воссоздающего и творческого воображения. Это связано с формированием умений. Итоги сформированных умений, необходимых для написания сочинений через развитие воображения «разработанность образов» и «оригинальность» что на этапе формирующего эксперимента сформировалось умений учащихся «разработанность образов» и «оригинальность» превосходит уровень на констатирующем этапе. Анализ сочинений также показал, что результатом реализации обучающей программы явилось, увеличение жанрового разнообразия сочинений – в контрольном сочинении 2 ученика выбрали жанр сказки, 2 ученика – рассказа, у 4 учеников жанр «сказка-рассказ», у 2 учащихся – жанр письма, тогда, когда как на констатирующем этапе в сочинениях предпочтение отдавалось рассказу. Жанровое разнообразие работ свидетельствует о повышении познавательной раскрепощённой детей, о наличии у учащихся творческого подхода к выбору жанра сочинения в соответствии с темой.
Таким образом, анализ описанных выше результатов показал, что уровень умения писать сочинение у учащихся увеличился.
Результаты позволяют говорить о том, что добиться высоких показателей в обучении сочинению через развитие творческого воображения можно, если:
- При обучении детей писать сочинение будет отдаваться предпочтение творческим, продуктивным темам.
- В процессе обучения детей сочинению используются приемы (агглютинация, гиперболизация, акцентирование, типизация), направленные на развитие творческого воображения.
- При обучении сочинению детям предоставляется большая свобода выбора жанра, стиля, типа текста.
Выше сказанное дает основание сделать вывод о том, что гипотеза в основном подтвердилась. И это, дает возможность продолжить обучение детей сочинению, опираясь на данную программу далее. Не останавливаясь на достигнутом.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над сочинением в третьем классе. Примерный план и темы сочинений.
Размещен материал примерных тем сочинений , которые я провожу в третьем классе. Разработан примерный план каждого сочинения, а также помещены детские сочинения на эти темы....
Урок развития речи в 4 классе по теме "Сочинение-миниатюра "Снежинка" с элементами описания"
Сегодня перед школой стоит задача чрезвычайной важности – добиться того чтобы каждого ученика вырастить не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но человек...
Урок русского языка по теме: Сочинение - миниатюра "Моя золотая осень"
Сочинение-миниатюра - это вид работ, мало используемый учителями начальных классов, но очень интересный и творческий. Моим детям нравится писать сочинения-миниатюры, т.к. это вид работ, который можно ...
Урок письма и развития речи в 5-ом классе Тема: «Сочинение на тему «Осень».
Урок развивает устную речь, умение записывать связанные предложения....
Русский язык с интеграцией модуля ОСЭ по теме: «Сочинение по заданной теме», «Красота сердца»
Цель: Способствовать формированию ценностного отношения к русскому языку, учить писать сочинения на заданную тему. Предметные: -а...
Сочинение - рассуждение на тему "Сочинение - рассуждение на тему: «Современная система образования построена преимущественно на том, что обучающимся дают готовые ответы на незаданные ими вопросы»
Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня труднос...
Разработка урока развития речи в 4 классе по теме "Сочинение-миниатюра "Снежинка" с элементами описания"
Разработка урока развития речи в 4 классе по теме "Сочинение-миниатюра "Снежинка" с элементами описания"...