Урок русского языка по теме: Сочинение - миниатюра "Моя золотая осень"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Сочинение-миниатюра - это вид работ, мало используемый учителями начальных классов, но очень интересный и творческий. Моим детям нравится писать сочинения-миниатюры, т.к. это вид работ, который можно выполнить за один урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сочинение-миниатюра | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА
Сочинение-миниатюра «Моя золотая осень»
М.В.Стогова
Муниципальное образовательное учреждение «Ново-Ямская средняя общеобразовательная школа» Старицкого района Тверской области
Примерная структура урока
Тема урока: Сочинение-миниатюра «Моя золотая осень»
Пояснительная записка: урок проводится в 4 классе, по традиционной системе обучения
Цели и задачи урока: 1. Обучающие:
- учить составлять текст на заданную тему, используя различные средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворение;
- правильно строить предложения различных видов;
- правильно подбирать слова и употреблять их в речи;
- расширять словарный запас детей.
2. Развивающие:
- развивать внимание к художественному слову, речь, в процессе составления устного рассказа, наблюдательность в процессе работы с репродукциями.
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе родного края по средствам поэзии, живописи, музыки, личным наблюдениям.
Тип урока: развитие речи
Техническое обеспечение урока: репродукция картины И. Остроуховой «Золотая осень»; фрагмент из произведения П.И. Чайковского «Времена года»; выставка рисунков на тему: «Моя золотая осень»; фотовыставка» Золотая осень родного города»; листы для написания сочинения; букеты; выставка книг; последние осенние цветы; веера с буквами; корзина с яблоками.
План урока:
Организационный момент
Сообщение темы и цели урока
Изучение темы урока
Фронтальная беседа об изменениях в природе с приходом осени, о том, чем привлекательно это время года
Фронтальная беседа с использованием иллюстративного ряда. Обсуждение рисунков учащихся, подготовленных к уроку.
Фронтальная беседа с использованием фотосюжетов, подготовленных учащимися к уроку.
Фронтальная беседа по репродукции картины Ильи Остроухова «Золотая осень»
Прослушивание музыкального фрагмента из цикла «Времена года» П.И. Чайковского
Словесное рисование картин, возникших после прослушивания музыки
Физминутка
Лексико-орфографическая подготовка
Фронтальная работа
Подобрать образные глаголы
Подобрать образные сравнения
Подобрать синонимы
Подобрать проверочные слова
Обсуждение возможных вариантов и структуры сочинения
Составление учащимися устного рассказа с использованием слов для справок
Самостоятельная работа учащихся
Запись текста на специально подготовленных листах
Проверка работы
Чтение 2-3 лучших сочинений
Чтение сочинения, написанного учителем
Итог урока
Конспект урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент | Прозвенел звонок Всех позвал на урок На урок русского языка | Настраиваются на урок |
2.Сообщение темы и цели урока | Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек лёгкая стая С замираньем летит на звезду. Как красиво и поэтично описывает осень в своём стих. С. Есенин. Невольно представляешь пруд, с кружащейся на воде листвой, ощущаешь дуновение лёгкого молодого ветерка. И, кажется, что ты очутился в сказке, где правят бал деревья, одетые в разноцветные платья, листья, лежащие пёстрым ковром на земле, облака, бегущие в даль по нежно-голубому небу. Давайте, сегодня на уроке, попробуем окунуться в атмосферу сказочной красоты осенней природы и передать свои ощущения, переживания, удивления этой красотой в сочинениях-миниатюрах на тему «Моя золотая осень» при помощи средств художественной выразительности -Какие средства художественной выразительности вам известны? (эпитеты, сравнения, олицетворение) - Для чего они используются в речи? - Каким должно получиться наше сочинение? (ярким, красочным) | Слушают учителя Отвечают на вопросы |
3.Изучение темы урока | Сентябрь подарил нам много тёплых и солнечных дней, а природа предстала во всей своей красе, играя разноцветными красками. Мы имели возможность лично понаблюдать за изменениями в природе с приходом осени. Вспомните осеннюю экскурсию и скажите: -Каким был день? Каким было небо? Какими вы увидели деревья, траву, цветы? Эти букеты, стоящие на ваших столах, мы собрали во время экскурсии. Я думаю, что они помогут вам вспомнить минуты удивления природой, которые мы пережили во время экскурсии, настроят вас на творческий лад и помогут написать красивые сочинения. Передать красоту природы можно не только словами, но и рисунком, фотографией. Вот какой вернисаж, под названием «Мы рисуем осень», получился из ваших работ, где вы изобразили золотую осень при помощи карандаша и красок, А эти фотосюжеты, отображающие красоту осенней природы нашего края, были отсняты Николаевой Н. и Хромовым А. и нашли отражение на выставке «Золотая осень родного города». Осень. Очаровательная пора, воспетая многими поэтами, писателями, художниками, музыкантами. Вот здесь, в уголке чтения, я собрала наиболее яркие произведения различных авторов, описывающих красоту осени. Помните, как у Ивана Бунина: Лес, точно терем расписной. Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. - С чем сравнивает лес поэт? Как называется такой приём? (образное сравнение) Каким автор изображает лес? Как называется приём, используемый для описания деревьев? (эпитет) Какой ещё приём использует автор в стихотворение? (олицетворение) Как он это делает? (Осень-вдова) По средствам эпитетов, образных сравнений, олицетворения поэт передаёт всю красоту осеннего леса. Многие художники, в своих картинах, отражают красоту осени. Перед вами картина И. Остроухова «Золотая осень». -Что вы видите на картине? На что похожи листья? Какие чувства выражает картина? Очарование родной природой, радостное настроение, испытываемое художником, передаётся и зрителям. Когда смотришь на картину, хочется пройтись по этой тропинке в лесу и подышать свежим осенним воздухом. Нам. П.И. Чайковский – великий русский композитор, написал цикл произведений, посвященный временам года. Сегодня мы услышим, как при помощи музыки можно передать красоту осенней природы. Вы прослушали музыкальный фрагмент из цикла «Времена года» «Октябрь». - Что вы услышали? Какие картины нарисовали бы? Прекрасна родная природа. Ещё прекрасней, если одухотворит её человек, поэт – рифмой, всем понятных, пронизанных светом слов, художник - кистью и красками, композитор – звуками чарующей музыки. Для каждого из вас осень своя, особенная. Поэтому и тема сочинения-миниатюры «Моя золотая осень», т.е. такая, какой её видит каждый из вас. | Отвечают на вопросы Обсуждение фотосюжетов и рисунков Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы Прослушивают музыкальный фрагмент Словесное рисование |
4.Физминутка | Включает музыку | Под музыку дети изображают падающую листву |
5.Лексико-орфографическая подготовка | Для того чтобы сочинение было ярким, нужно использовать образные выражения. 1) Какие эпитеты можно употребить со следующими словами: небо, облака, солнце, воздух, листья. 2) Подобрать образные глаголы: ветерок, деревья, облака, листья. 3) Подобрать образные сравнения: облака, как…, осинка, как будто…, листья, как…. 4) Заменить данные слова близкими по значению: наступила, нарядились, лёгкие, золотистые, наряд, кружились. 5) Работа со словами на безударную гласную: з.л. той, .блака, св.тило, кр.с.вались, н.рядились, ш.лестят, уд.вительный, ж.лтоватые. (веера с гласными буквами) | Отвечают на вопросы Показывают ответ используя веера с гласными буквами |
6.Обсуждение возможных вариантов и структуры сочинения | Используя свои впечатления, слова – помощники составьте устно рассказ на тему: «Моя золотая осень». Из скольких частей будет состоять сочинение? О чём первая часть? О чём вторая? Слова для справки: ярко-жёлтый наряд, тёмно-зелёное, лимонная желтизна, багряные, разноцветные, сарафаны, мотыльки, парашютики, бирюзовое, нежно-голубое, прозрачный, трепетный, лучезарный. | Составляют устный рассказ с использованием слов для справок |
7.Самостоятельная работа учащихся | Оказывает индивидуальную помощь | Записывают текст на специально подготовленных листах |
8.Проверка работы | Выслушивает ответы учащихся | Чтение 2-3 лучших сочинений |
9.Чтение сочинения, написанного учителем | Читает сочинение | Слушают чтение учителя |
10.Итог урока | -Понравился ли вам урок? Чем? Самое яркое впечатление от урока. - Какова была цель урока? Удалось ли нам реализовать поставленную цель? Золотая осень радует нас не только обилием ярких красок, но и вкусными плодами. Посмотрите, как осень разукрасила яблоки. Я хочу угостить ими вас и наших гостей. | Отвечают на вопросы Получают подарки |
Сопроводительное письмо.
Сведения об авторе:
Марина Викторовна Стогова, учитель начальных классов высшей категории. Муниципальное образовательное учреждение «Ново-Ямская средняя общеобразовательная школа» Старицкого района Тверской области
Контактный телефон: (48263) 21-5-62 , 171361 Тверская область Старицкий район, д.Ново-Ямская, ул. Школьная, д.14, кв.1 Стогова Марина Викторовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Сочинение-рассуждение". 2 класс
На этом уроке учащиеся 2 класса знакомятся с новым для них видом сочинения, с сочинением - рассуждением. В игровой форме дети развивают умение сравнивать и анализировать, учатся отличать текст -...
Урок русского языка по теме Сочинение "Краски осени"с презентацией
Урок с презентацией на тему "Краски осени".Дети наблюдают осенние изменения природы ,признаки осени: небо, деревья,люди.Итогом является сочинение....
Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине И. Грабарь "Февральская лазурь"
Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине И. Грабарь "Февральская лазурь"...
Урок русского языка на тему: "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Аленушка"
Тема урока: «Сочинение по картине В.М. Васнецова «Аленушка».Цели: в процессе анализа пробудить способность выразить словом не только сюжет, но и мирское содержание, которое скрыто во всей художественн...
Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине Грабаря "Февральская лазурь".
Презентация содержит репродукцию картины, материал для подготовки к сочинению - план сочинения, работу над лексикой....
Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение-рассуждение "Патриот - это..."
Презентация сопровождает урок по теме "Сочинение-рассуждение "Патриот-это..."...
Урок русского языка по теме : Сочинение по картине И.Левитана "Осень"
Урок русского языка...