Сочинение - рассуждение на тему "Сочинение - рассуждение на тему: «Современная система образования построена преимущественно на том, что обучающимся дают готовые ответы на незаданные ими вопросы»
статья
Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности, высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создает возможности его индивидуального продвижения.
Если в начальной школе дети будут мотивированы, заинтересованы, удивлены, то и в старшем звене они сами могут определить, что им должна дать школа, что спросить у учителя. И тогда можно будет в современной системе образования давать ученику только необходимые ему знания, т.е. давать ответы на заданные вопросы..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_-_rassuzhdenie.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсное испытание "Сочинение - рассуждение на тему:
«Современная система образования построена преимущественно на
том, что обучающимся дают готовые ответы на незаданные ими вопросы»
учителя начальных классов
МБОУ "Средней общеобразовательной школы № 4 города Мамадыш" Мамадышского муниципального района РТ
Аглямовой Разины Альбертовны
«Интерес не только способствует
развитию интеллекта,
но и является одной из движущих
сил развития личности в целом».
Прочитав название сочинения – рассуждения «Современная система образования построена преимущественно на том, что обучающимся дают готовые ответы на незаданные ими вопросы», я задумалась над вопросом: а хорошо это или плохо, что современная система образования построена преимущественно на том, что обучающимся дают готовые ответы на незаданные ими вопросы?
Специфика моей работы - учитель начальных классов - позволяет мне ответить на этот вопрос утвердительно. Мои ученики, придя в школу первый раз, еще не готовы задавать вопросы. Они не знают, что им нравится, что им в жизни пригодится, а что - нет. Им сначала нужно постичь азы науки. Поэтому то, что предусмотрено программой, дети должны обязательно усвоить. Проблема здесь появляется совсем другая: как избежать силовых методов, понуждающих детей учиться. В прежние времена таких методов было немало, но цивилизованное общество отвергает применение силового давления на учащихся. Что делать, чтобы уже с первых дней обучения в школе дети были мотивированы на получение знаний? Как можно заинтересовать детей? Ведь ни для кого не секрет, что заинтересованных учить приятнее и эффективнее. И если учебой заинтересовать детей начальных классов, тогда в старшем звене большинство ребят будут знать, чему они хотят научиться в школе и какие вопросы задать учителю.
Итак, умственная деятельность должна быть, прежде всего, мотивирована. Необходимы аргументы, побуждающие школьника активно действовать на уроке. У Плутарха есть известная притча о работниках, которые везли тачки с камнями. Работников было трое. К ним подошёл человек и задал каждому из них один и тот же вопрос: «Чем ты занимаешься?» Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую тачку». По иному ответил второй: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий воодушевлённо провозгласил: «Строю прекрасный храм!»
Все они выполняли одну и ту же работу, но думали о ней, а, следовательно, и выполняли её по-разному. Поэтому, прежде всего, необходимо осознание школьниками полезности своего учебного труда, осознание мотивов своей деятельности.
Я считаю, что учитель является не только проводником общечеловеческой культуры, но и ее активным творцом, что роль учителя заключается в создании условий для образованности учащихся с одной стороны, с другой – для их личностного образования. Мое основное педагогическое кредо – научить ребят находить способы приобретения знаний, мыслить, задаваться вопросами, сомневаться, налаживать коммуникации, организовывать свою деятельность, оценивать, т.е. научить детей самообразовываться, саморазвиваться и самоопределяться. Проблема, над которой я работаю, - «Самореализация творческих способностей учащихся на уроках» - помогает мне в выполнении этой задачи.
Я думаю, что важность культурного самоопределения в том, что человек формирует ценные личные установки и гражданскую позицию, исходя из своего субъективного опыта и общепринятого идеала в человеческом обществе, ведь именно ценностные ориентиры личности являются стержнем в поведении и деятельности людей.
Главным стимулом творчества, на мой взгляд, являются нетрадиционные формы обучения. В своей работе использую часть из числа известных нестандартных форм уроков: урок – лекция, урок - турнир (рыцарский, экологический), урок – игра (деловая, интеллектуальная), урок – исследование, урок - путешествие, творческие педагогические мастерские письма, интегрированные, сюжетные (сказочные) уроки и др. Уроки нетрадиционных форм приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди других типов уроков. Именно нетрадиционные уроки позволяют учителю поддерживать интерес к учению, процессу познания вообще, поскольку удивить ученика и вызвать у него интерес к предмету - это сделать сравнительно легко. Гораздо труднее удержать интерес и активность на уроках.
Я считаю, что проблема активизации познавательного интереса учащихся по-прежнему остается актуальной. Ведь какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у детей нет желания учиться. Именно поэтому “воспитание или возбуждение интереса к предмету” (М.М. Поташник) – ключ к учению, познанию. Познавательный интерес учащихся к изучаемому предмету высок не потому, что только “от случая к случаю” проводит интересный урок. Здесь, как и во всем остальном, необходим комплексный подход. Познавательный интерес – один из компонентов учебной мотивации, а она, в свою очередь, обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных форм обучения, организации учебного процесса через систему учебных задач, реализацию принципов развивающего обучения Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В. (дедукция на основе содержательных обобщений, содержательный анализ, содержательное абстрагирование, содержательное теоретическое обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, содержательная рефлексия).
Применяю следующие приемы с целью повышения познавательного интереса, создания условий для формирования учебной мотивации:
- активные методы обучения: необходимое условие для создания интереса у учащихся к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности;
- создание проблемной ситуации, сочетание трудности учебного материала и учебной задачи с посильностью: большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющихся знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применении старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не вызывает интереса. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает;
- эмоциональная окраска, живое слово учителя.
Успешно применяю разные формы организации обучения (воспитания), включающие разнообразные виды познавательной активности учащихся. При их подготовке и проведении использую многообразные средства и методы организации активной познавательной деятельности учащихся, например: ролевая игра, инсценирование, разыгрывание сценок “Оживи картину”; групповая работа над созданием проекта; изготовление поделок, визитных карточек, их защита; выполнение творческих работ; работа в творческой группе по выполнению различных заданий; обсуждение проблемных вопросов; решение кроссвордов; ответы на вопросы в режиме состязательности; работа с дополнительной литературой; определение и представление собственной позиции по какому-либо вопросу.
Стараюсь организовать деятельность учащихся так, чтобы они, реализуя себя в содержательном общении со сверстниками, одновременно не потеряли интереса к учебному труду.
Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности, высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создает возможности его индивидуального продвижения.
Интерактивность - новое требование методической системы УМК «Перспектива». Это прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. УМК выстраивает систему интерактивного общения со школьниками посредством систематического обмена письмами между героями учебников и школьниками. Психологические характеристики, которыми отличаются герои учебников, настолько убедительны, что вызывают доверие учащихся и стремление общаться (переписываться) с ними.
Одной из эффективных форм для формирования мотивации является ситуация удивления. Мотив познания намного сильнее и эффективнее, если он обусловлен самим процессом познания, а не внешними причинами. Если хотим учить эффективно, то сначала надо удивить ученика. Ученик, сказавший себе самому "ух ты!", желающий разобраться, понять причины
удивительного - это идеальный ученик. Его не нужно заставлять и наказывать, убеждать и доказывать ценность знаний.
Если в начальной школе дети будут мотивированы, заинтересованы, удивлены, то и в старшем звене они сами могут определить, что им должна дать школа, что спросить у учителя. И тогда можно будет в современной системе образования давать ученику только необходимые ему знания, т.е. давать ответы на заданные вопросы..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение-рассуждение на тему «Славься, страна! Мы гордимся тобой!...»
Сочинение-рассуждение на тему «Славься, страна! Мы гордимся тобой!...»...
Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.
Конспект занятия "Зачем нужна пунктуация?"...
Развитие речи. Сочинение-рассуждение с опорой на схему "За что я люблю зиму".
На уроке дети знакомятся с текстом рассуждения, его структурой, учатся строить текст заданной структуры....
Сочинение-рассуждение (мастер-класс для учителей)
Презентация для написания сочинения-рассуждения на тему "Каким должен быть современный мужчина", для любого класса....
Сочинение-рассуждение "За что я люблю осень?"
Теме «Сочинение-рассуждение «За что я люблю осень?» в третьем классе посвящено два часа. На первом уроке учащиеся готовятся к сочинению и пишут черновой его вариант. На втором уроке сочинения обсуждаю...
Урок русского языка по теме "Сочинение-рассуждение". 2 класс
На этом уроке учащиеся 2 класса знакомятся с новым для них видом сочинения, с сочинением - рассуждением. В игровой форме дети развивают умение сравнивать и анализировать, учатся отличать текст -...
Сочинение-презентация (сочинение-рассуждение)
В данный материал включен урок с презентацией.Дан подробный план урока с дополнительным материалом:стихи, пословицы, поговорки, высказывания великих о слове, о языке.Урок сопровождается презентацией, ...