Урок русского языка во 2 классе ОС "Школа 2100" "Что такое орфограмма. Орфографическое правило."
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Алешкова Светлана Викторовна

Технологическая карта урока окрытия новых знаний .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Автор: Алешкова Светлана Викторовна

Образовательное учреждение: МОУ «СОШ с.Багаевка» Саратовского района Саратовской области

Предмет: Русский язык 2 класс. ОС «Школа 2100»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Тема: Что такое орфограмма. Орфографическое правило.

Цель: создать условия для формирования ценностного отношения к совместной познавательной деятельности в ходе  ознакомления учащихся с понятием орфограмма.

Задачи:

Обучающие:

формирование умения находить по изученным признакам орфограмму-букву;

 формирование умения выделять звуки, которые помогают обнаружить в слове  орфограмму,  обозначать  орфограмму в словах, введение в активный словарь учащихся термина орфограмма.

Развивающие:

развитие умения строить высказывание, на основе работы с материалом, предложенным учителем, материалом учебника;

развитие умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспитательные:

воспитание интереса к слову, к родному языку, навыков самостоятельности и самоконтроля инициативности, ответственности.

Методы: проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения, технология оценивания учебных успехов  

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Самоопределение к деятельности

Приветствует учащихся:

-Здравствуйте, ребята!

Скажите. Какой месяц сейчас?

Продолжает (таинственно):

У февраля есть тайные тропинки,

По ним он ходит ночью в тишине

И на ветвях развешивает льдинки,

И изморозь рисует на окне!

А по утрам веселым солнышком осветит,

Чтоб землю от сна разбудить,

Чтоб радостно было и взрослым, и  детям

Работать, учиться и жить!

-А у вас ребята, какое сегодня настроение и настрой на урок?

Оцените своё настроение и настрой на урок . Покажите значками, которые лежат у вас на столах.

(На столе у каждого лежат карточки с  изображением облачка, солнышка).

-Какого настроения вы желаете друг другу на уроке? Покажите своему соседу по парте и ребятам  в классе.

Приветствуют учителя.

-Февраль.

Оценивают свою готовность и настрой на урок : карточки- настроения.

Показывают карточки соседям по парте.

Личностные результаты:

1. Развиваем умения выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

II.Актуализация знаний и фиксация затруднения

Словарная работа.

1.Предлагает детям игру «Кто больше запомнит».

На слайде (Слайд 1) записаны восемь слов:

Камыши, снежинка, малыши, ежи, кошка, ужи, бежит, лыжи.

2.Предлагает прочитать орфографически слова и записать по  памяти.(Изображение сворачивает)

3.Выводит на экран слайд со словами после записи слов учениками.

4.Предлагает ответить на вопрос:

-Какое слово лишнее в записи?

-Почему?

Как называются сочетания –жи;-ши.

-А что такое опасное место?

-Какую же ошибку можно допустить?

5.Предлагает ответить на вопрос

- Кто из вас знает, каким одним словом можно назвать ошибкоопасное место ?

1.Читают хором вслух, в парах, каждый самостоятельно.

2.Прочитываивают орфографически записывают столько слов, сколько запомнят.

3.Подводится итог: кто больше; кто запомнил порядок.

4.Отвечают на вопрос учителя:

-Слово кошка.

-Во всех словах есть сочетание жи, ши- , а в этом слове нет.

-Опасное место.

-Здесь можно ошибиться в написании.

-Написать сочетания –жи, -ши с буквой ы.

5.Возникновение  затруднения.

Коммуникативные УУД:

Развиваем умение работать в паре

Личностные результаты:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Коммуникативные УУД: 

Оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД: Высказывать предположения.

III.Постановка учебной задачи

1.-Что же нам предстоит выяснить на уроке?

2.-Предположите, где мы можем увидеть это слово-название.

Предлагает открыть учебники стр.111.

3.Предлагает прочитать название раздела и темы.

4.Комментирует:

Орфограмма – это новое понятие.

-Что в связи с этим мы должны выяснить?

-Чему должны научиться?

5.После составления плана деятельности, задаёт вопрос:

-Что мы сейчас делали?

-Как по-другому называются слова, в которых можно допустить ошибку при написании?

2.Предполагают:

-Можем посмотреть в учебнике.

Открывают учебники на стр.111.

3.Читают. Отвечают:

-Орфограмма-тема раздела.

Нам встретилось незнакомое  слово –орфограмма.

4.Составляют план деятельности на уроке:

1)-Узнать что такое орфограмма. Можно ли её обозначить на письме?

2)-Ответить на вопрос, какие орфограммы существуют в русском языке?

-Должны научиться находить орфограммы в словах, обозначать орфограммы.

5.Отвечают на вопрос учителя:

-Учились планировать свою деятельность  на уроке.

Регулятивные УУД:

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Регулятивные УУД: Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

IV.Построение проекта выхода из затруднения

1.Предлагает записать слова, поставить в записанных словах ударения: машины, чижи, живот, шишки, шипы. ( Слайд 3)

2.-Подчеркните  там, где возможно записать другие буквы одной чертой.

3.Предлагает произнести слова и послушать.                                    

 -Какой звук слышится после шипящих?

4.Предлагает поработать в паре и ответить на вопросы:

-Как написали бы слова, если бы не видели, как они написаны.

-Какой вывод можем сделать?

-Почему мы пишем «и», а не «ы»?

5.Предлагает посоветоваться в парах и сделать вывод о том, что помогает выбрать какую-то одну букву в слове.

6.Задаёт вопрос:

-Как называется такое место в слове?

-Как называется это место по –другому?

7. Предлагает открыть учебники на стр.112.И поработать в группах с правилами и сравнить свои выводы с выводами в учебнике.

 Одной из групп предлагает работу со словарём С.И. Ожегова. Слово орфограмма.(Слайд  6).

 8.После работы групп с правилами предлагает выбрать представителей от групп и ответить на вопросы для первых отвечающих:

-Сколько частей в правилах?

-О чём говорится в первой части?

-Во второй части?

-В третьей части?

9.Задаёт вопросы вторым представителям от групп:

-Что такое орфограмма?

-Как обозначается орфограмма?

Задаёт вопросы  на понимание и углубление материала.

-А те буквы, в слове, которые предупреждают нас об опасности?

-Как определить, что перед вами орфограмма?

Предлагает ответить группе, работавшей со словарём С.И. Ожегова. Слово орфограмма.(Слайд  6).

10.Предлагает оценить свою работу с помощью оценочных листов:

После оценивания. Предлагает обратиться к плану и отметить,

что ещё необходимо сделать.

1.Ставят в словах ударения: машИны, чижИ, живОт, шИшки, шипЫ.(Самопроверка Слайд 3)

2.Подчёркивают места, где возможно записать другие буквы вместо тех, которые записаны:

машины, чижи, живот, шишки, шипы.

3.Произносят слова.

Маш[ы]ны, чиж[ы], ж[ы]вот, ш[ы]шки, ш[ы]пы

-Слышится звук «ы».

4.Работают в паре, высказывают мнение:

-Если бы мы не видели, как написаны слова, мы могли бы выбрать вместо буквы и после шипящих букву ы.

Вывод 1: Звук слышим один, а буквы можно выбрать разные.

-Потому, что в 1 классе мы узнали  такое  правило: Сочетания –жи,-ши пиши с буквой и.

5.Советуются в парах, выбирают отвечающего и делают вывод:

Вывод 2:

- Помогает увидеть, какую букву нужно выбрать в слове правило.

-Не всегда мы пишем так, как слышим, а подчиняемся правилу и  выбираем только один вариант, который будет правильным.

6.Отвечают:

-Опасным, ошибкоопасным местом.

-Орфограмма.

7.Сравнивают свой вывод с выводом в учебнике, а затем работают в группах с правилами стр.112 и Словарём С.И. Ожегова

8.Выбирают отвечающих.

Представители от групп отвечают на вопросы:

                                                                  -В правилах 3 части.

-Рассказывается что такое орфограмма.

-Даётся определение орфограммы.

-Как обознаются орфограммы и буквы их объясняющие.

9.Представители от групп отвечают на вопросы учителя:

-Если нельзя точно определить на слух, какую букву надо написать, то перед нами орфограмма. Орфограмма-это написание по правилу.

-Орфограмма подчёркивается одной чертой.

 

-А те буквы в слове, которые объясняют написание, -двумя чертами.

-Если на слух трудно определить какую букву надо писать, перед нами орфограмма.

Представитель группы работавшей со словарём: Написание, соответствующее правилам,  требующее их применения.(С.И.Ожегов)

10.Оцениают работу в оценочных листах. (Приложение №1)

Познавательные УУД: 

Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре, группе.

Познавательные УУД

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре, группе.

V.Первичное закрепление во внешней речи

1.Предлагает списать предложение:

Пушистые снежинки ложились на землю.

2.Предлагает выделить орфограммы в словах предложения и прокомментировать их выбор.

3.Предлагает ответить на вопросы:

-Как подчёркиваются орфограммы?

– А есть ли в этих словах то, что помогает выбрать какое-то одно написание из нескольких возможных? В каких словах сразу есть подсказка?

-Какие буквы помогают нам выбрать правильное написание?

-Как подчеркнём эти буквы?

-Что же предупреждает нас об опасности?

-Что в этом предложении является орфограммой?

Предлагает:

– Прочитайте рассуждение после определения орфограммы и правило написания жи-ши.

– Какая буква будет орфограммой?

– Какие буквы – сигнал опасности и одновременно объяснение для написания?

4.Предлагает карточки для парной работы.

-Поработайте в паре , вставьте пропущенные подходящие по смыслу слова.

5.Предлагает выбрать одного отвечающего из пары. Прочитайте записанное.

6.Предлагает проверить по учебнику.

1.Списывают предложение с доски.

2.С помощью учителя проводят комментирование выделенных орфограмм:

-Здесь есть орфограммы в слове пушистые (ши  пишу с буквой и, слышится ы) в слове снежинки слышится вместо  е  звук [и]это- орфограмма, в сочетании жи слышится [ы], а пишется и это тоже орфограмма, ложились слышится [а] вместо о, [ы] вместо и –это орфограммы, на можно написать слитно наземлю это тоже орфограмма (предлог пишется отдельно от слов) -ставится пробел.

3.Отвечают на вопрос учителя:

-Орфограммы подчёркиваются одной чертой.

-Пушистые снежинки ложились

(буквы ж ш, после них пишется и)

-буквы ж и ш.

-Двумя чертами.

- Шипящие звуки [ж],[ш], буквы ж,ш)

-Буква и.

-Буква и.

-Буквы ж, ш.

4.Работают с карточками, вставляют пропущенные слова.

(Приложение 2)Карточка

5.Договариваются. кто в паре будет отвечать. Отвечающий читает записанное.

6.Проверяют написанное по учебнику.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

1.Предлагает выполнить упр.165 в учебнике стр.113.Задание: Прочитай слова, запиши слова парами по образцу. Обозначь орфограммы.

нож-

стриж-

чиж- и т.д.

Образец: нож – ножи.

2.Предлагает проверить свою работу

3.После проверки предлагает оценить выполнение задания  

1.Выполняют самостоятельно упр.165  . (Самопроверка Слайд 7)

2.Выполняют самопроверку по образцу(Самопроверка Слайд 7)

3.Оценивают выполнение задания работа с листами оценивания.

Личностные результаты:

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VII.Включение в систему знаний и повторение

Предлагает выполнить учащимся задания из «Рабочей тетради по русскому языку 2 класс» стр.53 зад.3,4.

2.Предлагает коллективно поверить выполнение заданий тетради, оценить свою работу в лисах оценивания.

Выполняют задания из «Рабочей тетради по русскому языку 2 класс» стр.53 зад.3,4.

2.Выполняют проверку. Оценивают работу в листах оценивания.

Познавательные УУД:

Развиваем умения извлекать информацию из различных источников, на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД:

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VIII.Рефлексия деятельности

-Оцените работу всего класса. 

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

Вспомните, какие были цель и задачи урока? Выполнили ли мы их? 

-Давайте проверим ваше настроение на окончание урока.

Оценивают работу класса на уроке

Вспоминают цель и задачи.

При помощи карточек –символов оценивают настроение на окончание урока.

ТОУУ(технология оценивания учебных успехов)

Регулятивные УУД:

- формирование умения осуществлять познавательную и личностную  рефлексию;

ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Домашнее задание

Упр. 148 («Дидактический материал»).

I группа. по заданию Д.м.

II группа. Выполнить задание Д.м., дописать ещё 5 слов.

Деятельность учеников:

 – Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя.

 – Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы – буквы в словах.

Используемая литература:

1.Бунеева Е.В..Бунеев Р.Н., Пронина О.В  «Русский язык» учебник 2 класс, – М.: «Баласс», 2012

2. Бунеева Е.В..Бунеев Методические рекомендации для  учителя. ОС «Школа 2100». Программа «Русский язык» , Москва: Баласс, 2012.

3. Дидактический материал (упражнения) к учебникам «Русский язык 2 класс

4. Исаева Н.А.Рабочая тетрадь по русскому языку 2 класс ,- М:Баласс, 2012


Приложение 1.

Лист оценивания по теме «Орфограмма. Орфографическое правило»

Фамилия, имя _____________________________________

Знаю, умею, могу

Я знаю что такое орфограмма

Я могу найти орфограммы в словах и в предложениях

Я умею обозначать в словах орфограммы

        

Я могу отличить орфограмму букву «и» после шипящих от других орфограмм

у меня всё получилось

у меня не всё получилось, но я могу это выполнить с помощью учителя или соседа по парте

мне пока трудно выполнять такие задания

Приложение 2 

Карточка.

Поработайте в паре, вставьте пропущенные слова

Если нельзя точно определить на _____________, какую букву надо писать, то перед нами ____________.

_____________ -это написание по правилу.

Орфограмма подчеркивается __________   _________, а те буквы в слове, которые объясняют написание - ____________   ___________.

 Проверка по учебнику:

Карточка.

Поработайте в паре, вставьте пропущенные слова

Если нельзя точно определить на слух, какую букву надо писать, то перед нами орфограмма.

Орфограмма  -это написание по правилу.

Орфограмма подчеркивается одной  чертой, а те буквы в слове, которые объясняют написание – двумя   чертами.

Карточки настроения

   

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс "Школа 2100" по теме "Знакомство с антонимами"

Урок был проведен в рамках городского семинара учителей начальных классов «Формирование контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся - основа самостоятельности школьников»...

Урок русского языка. 3 класс."Школа 2100" Тема:Определение глагола, как части речи.

Урок русского языка. 3 класс. «Школа 2100»Тема: Определение глагола как части речи.Цель: формировать грамматическое понятие «глагол»;  лексическое понятие;    обогатить речь учащих...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое орфограмма. Орфографическое правило. Написание слов с удвоенными согласными".

Цели: актуализировать и расширить знания учащихся о понятии «орфограмма», «орфографическое правило», тренироваться в написании слов с удвоенными согласными. Организовать учебный процесс в соответстви...

урок русского языка 2 класс ОС 2100

урок русского языка 2 класс ОС 2100...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 2 КЛАСС: Повторение и классификация изученных орфограмм

Тип урока: урок обобщение и систематизация изученных орфограмм (урок- практикум)Тема урока: Повторение и классификация изученных орфограммЦель: совершенствование умений находить, классифицировать изуч...

Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК "Школа России " "Применение общего орфографического правила к разным частям слова"

Цели деятельности учителя: формирование умения обозначать фонемы в слабой позиции; формирование навыка соблюдения последовательности действий по выполнению учебной задачи...

Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК Школа России «Освоение изученных орфографических правил».

Конспект урока по русскому языку на тему:«Освоение изученных орфографических правил»Класс: 3Цель: закрепить изученные орфографические правила: слова, состоящие из двух корней; формировать ...