Урок русского языка во 2 классе ОС "Школа 2100" "Что такое орфограмма. Орфографическое правило."
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Технологическая карта урока окрытия новых знаний .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока русского языка | 266.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Автор: Алешкова Светлана Викторовна
Образовательное учреждение: МОУ «СОШ с.Багаевка» Саратовского района Саратовской области
Предмет: Русский язык 2 класс. ОС «Школа 2100»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Тема: Что такое орфограмма. Орфографическое правило.
Цель: создать условия для формирования ценностного отношения к совместной познавательной деятельности в ходе ознакомления учащихся с понятием орфограмма.
Задачи:
Обучающие:
формирование умения находить по изученным признакам орфограмму-букву;
формирование умения выделять звуки, которые помогают обнаружить в слове орфограмму, обозначать орфограмму в словах, введение в активный словарь учащихся термина орфограмма.
Развивающие:
развитие умения строить высказывание, на основе работы с материалом, предложенным учителем, материалом учебника;
развитие умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Воспитательные:
воспитание интереса к слову, к родному языку, навыков самостоятельности и самоконтроля инициативности, ответственности.
Методы: проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения, технология оценивания учебных успехов
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Самоопределение к деятельности | Приветствует учащихся: -Здравствуйте, ребята! Скажите. Какой месяц сейчас? Продолжает (таинственно): У февраля есть тайные тропинки, По ним он ходит ночью в тишине И на ветвях развешивает льдинки, И изморозь рисует на окне! А по утрам веселым солнышком осветит, Чтоб землю от сна разбудить, Чтоб радостно было и взрослым, и детям Работать, учиться и жить! -А у вас ребята, какое сегодня настроение и настрой на урок? Оцените своё настроение и настрой на урок . Покажите значками, которые лежат у вас на столах. (На столе у каждого лежат карточки с изображением облачка, солнышка). -Какого настроения вы желаете друг другу на уроке? Покажите своему соседу по парте и ребятам в классе. | Приветствуют учителя. -Февраль. Оценивают свою готовность и настрой на урок : карточки- настроения. Показывают карточки соседям по парте. | Личностные результаты: 1. Развиваем умения выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
II.Актуализация знаний и фиксация затруднения | Словарная работа. 1.Предлагает детям игру «Кто больше запомнит». На слайде (Слайд 1) записаны восемь слов: Камыши, снежинка, малыши, ежи, кошка, ужи, бежит, лыжи. 2.Предлагает прочитать орфографически слова и записать по памяти.(Изображение сворачивает) 3.Выводит на экран слайд со словами после записи слов учениками. 4.Предлагает ответить на вопрос: -Какое слово лишнее в записи? -Почему? Как называются сочетания –жи;-ши. -А что такое опасное место? -Какую же ошибку можно допустить? 5.Предлагает ответить на вопрос - Кто из вас знает, каким одним словом можно назвать ошибкоопасное место ? | 1.Читают хором вслух, в парах, каждый самостоятельно. 2.Прочитываивают орфографически записывают столько слов, сколько запомнят. 3.Подводится итог: кто больше; кто запомнил порядок. 4.Отвечают на вопрос учителя: -Слово кошка. -Во всех словах есть сочетание жи, ши- , а в этом слове нет. -Опасное место. -Здесь можно ошибиться в написании. -Написать сочетания –жи, -ши с буквой ы. 5.Возникновение затруднения. | Коммуникативные УУД: Развиваем умение работать в паре Личностные результаты: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: Высказывать предположения. |
III.Постановка учебной задачи | 1.-Что же нам предстоит выяснить на уроке? 2.-Предположите, где мы можем увидеть это слово-название. Предлагает открыть учебники стр.111. 3.Предлагает прочитать название раздела и темы. 4.Комментирует: Орфограмма – это новое понятие. -Что в связи с этим мы должны выяснить? -Чему должны научиться? 5.После составления плана деятельности, задаёт вопрос: -Что мы сейчас делали? | -Как по-другому называются слова, в которых можно допустить ошибку при написании? 2.Предполагают: -Можем посмотреть в учебнике. Открывают учебники на стр.111. 3.Читают. Отвечают: -Орфограмма-тема раздела. Нам встретилось незнакомое слово –орфограмма. 4.Составляют план деятельности на уроке: 1)-Узнать что такое орфограмма. Можно ли её обозначить на письме? 2)-Ответить на вопрос, какие орфограммы существуют в русском языке? -Должны научиться находить орфограммы в словах, обозначать орфограммы. 5.Отвечают на вопрос учителя: -Учились планировать свою деятельность на уроке. | Регулятивные УУД: Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Регулятивные УУД: Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). |
IV.Построение проекта выхода из затруднения | 1.Предлагает записать слова, поставить в записанных словах ударения: машины, чижи, живот, шишки, шипы. ( Слайд 3) 2.-Подчеркните там, где возможно записать другие буквы одной чертой. 3.Предлагает произнести слова и послушать. -Какой звук слышится после шипящих? 4.Предлагает поработать в паре и ответить на вопросы: -Как написали бы слова, если бы не видели, как они написаны. -Какой вывод можем сделать? -Почему мы пишем «и», а не «ы»? 5.Предлагает посоветоваться в парах и сделать вывод о том, что помогает выбрать какую-то одну букву в слове. 6.Задаёт вопрос: -Как называется такое место в слове? -Как называется это место по –другому? 7. Предлагает открыть учебники на стр.112.И поработать в группах с правилами и сравнить свои выводы с выводами в учебнике. Одной из групп предлагает работу со словарём С.И. Ожегова. Слово орфограмма.(Слайд 6). 8.После работы групп с правилами предлагает выбрать представителей от групп и ответить на вопросы для первых отвечающих: -Сколько частей в правилах? -О чём говорится в первой части? -Во второй части? -В третьей части? 9.Задаёт вопросы вторым представителям от групп: -Что такое орфограмма? -Как обозначается орфограмма? Задаёт вопросы на понимание и углубление материала. -А те буквы, в слове, которые предупреждают нас об опасности? -Как определить, что перед вами орфограмма? Предлагает ответить группе, работавшей со словарём С.И. Ожегова. Слово орфограмма.(Слайд 6). 10.Предлагает оценить свою работу с помощью оценочных листов: После оценивания. Предлагает обратиться к плану и отметить, что ещё необходимо сделать. | 1.Ставят в словах ударения: машИны, чижИ, живОт, шИшки, шипЫ.(Самопроверка Слайд 3) 2.Подчёркивают места, где возможно записать другие буквы вместо тех, которые записаны: машины, чижи, живот, шишки, шипы. 3.Произносят слова. Маш[ы]ны, чиж[ы], ж[ы]вот, ш[ы]шки, ш[ы]пы -Слышится звук «ы». 4.Работают в паре, высказывают мнение: -Если бы мы не видели, как написаны слова, мы могли бы выбрать вместо буквы и после шипящих букву ы. Вывод 1: Звук слышим один, а буквы можно выбрать разные. -Потому, что в 1 классе мы узнали такое правило: Сочетания –жи,-ши пиши с буквой и. 5.Советуются в парах, выбирают отвечающего и делают вывод: Вывод 2: - Помогает увидеть, какую букву нужно выбрать в слове правило. -Не всегда мы пишем так, как слышим, а подчиняемся правилу и выбираем только один вариант, который будет правильным. 6.Отвечают: -Опасным, ошибкоопасным местом. -Орфограмма. 7.Сравнивают свой вывод с выводом в учебнике, а затем работают в группах с правилами стр.112 и Словарём С.И. Ожегова 8.Выбирают отвечающих. Представители от групп отвечают на вопросы: -В правилах 3 части. -Рассказывается что такое орфограмма. -Даётся определение орфограммы. -Как обознаются орфограммы и буквы их объясняющие. 9.Представители от групп отвечают на вопросы учителя: -Если нельзя точно определить на слух, какую букву надо написать, то перед нами орфограмма. Орфограмма-это написание по правилу. -Орфограмма подчёркивается одной чертой.
-А те буквы в слове, которые объясняют написание, -двумя чертами. -Если на слух трудно определить какую букву надо писать, перед нами орфограмма. Представитель группы работавшей со словарём: Написание, соответствующее правилам, требующее их применения.(С.И.Ожегов) 10.Оцениают работу в оценочных листах. (Приложение №1) | Познавательные УУД: Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД: 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре, группе. Познавательные УУД Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Коммуникативные УУД: 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре, группе. |
V.Первичное закрепление во внешней речи | 1.Предлагает списать предложение: Пушистые снежинки ложились на землю. 2.Предлагает выделить орфограммы в словах предложения и прокомментировать их выбор. 3.Предлагает ответить на вопросы: -Как подчёркиваются орфограммы? – А есть ли в этих словах то, что помогает выбрать какое-то одно написание из нескольких возможных? В каких словах сразу есть подсказка? -Какие буквы помогают нам выбрать правильное написание? -Как подчеркнём эти буквы? -Что же предупреждает нас об опасности? -Что в этом предложении является орфограммой? Предлагает: – Прочитайте рассуждение после определения орфограммы и правило написания жи-ши. – Какая буква будет орфограммой? – Какие буквы – сигнал опасности и одновременно объяснение для написания? 4.Предлагает карточки для парной работы. -Поработайте в паре , вставьте пропущенные подходящие по смыслу слова. 5.Предлагает выбрать одного отвечающего из пары. Прочитайте записанное. 6.Предлагает проверить по учебнику. | 1.Списывают предложение с доски. 2.С помощью учителя проводят комментирование выделенных орфограмм: -Здесь есть орфограммы в слове пушистые (ши пишу с буквой и, слышится ы) в слове снежинки слышится вместо е звук [и]это- орфограмма, в сочетании жи слышится [ы], а пишется и это тоже орфограмма, ложились слышится [а] вместо о, [ы] вместо и –это орфограммы, на можно написать слитно наземлю это тоже орфограмма (предлог пишется отдельно от слов) -ставится пробел. 3.Отвечают на вопрос учителя: -Орфограммы подчёркиваются одной чертой. -Пушистые снежинки ложились (буквы ж ш, после них пишется и) -буквы ж и ш. -Двумя чертами. - Шипящие звуки [ж],[ш], буквы ж,ш) -Буква и. -Буква и. -Буквы ж, ш. 4.Работают с карточками, вставляют пропущенные слова. (Приложение 2)Карточка 5.Договариваются. кто в паре будет отвечать. Отвечающий читает записанное. 6.Проверяют написанное по учебнику. | |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой | 1.Предлагает выполнить упр.165 в учебнике стр.113.Задание: Прочитай слова, запиши слова парами по образцу. Обозначь орфограммы. нож- стриж- чиж- и т.д. Образец: нож – ножи. 2.Предлагает проверить свою работу 3.После проверки предлагает оценить выполнение задания | 1.Выполняют самостоятельно упр.165 . (Самопроверка Слайд 7) 2.Выполняют самопроверку по образцу(Самопроверка Слайд 7) 3.Оценивают выполнение задания работа с листами оценивания. | Личностные результаты: Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД: Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
VII.Включение в систему знаний и повторение | Предлагает выполнить учащимся задания из «Рабочей тетради по русскому языку 2 класс» стр.53 зад.3,4. 2.Предлагает коллективно поверить выполнение заданий тетради, оценить свою работу в лисах оценивания. | Выполняют задания из «Рабочей тетради по русскому языку 2 класс» стр.53 зад.3,4. 2.Выполняют проверку. Оценивают работу в листах оценивания. | Познавательные УУД: Развиваем умения извлекать информацию из различных источников, на основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные УУД: Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
VIII.Рефлексия деятельности | -Оцените работу всего класса. – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – Вспомните, какие были цель и задачи урока? Выполнили ли мы их? -Давайте проверим ваше настроение на окончание урока. | Оценивают работу класса на уроке Вспоминают цель и задачи. При помощи карточек –символов оценивают настроение на окончание урока. | ТОУУ(технология оценивания учебных успехов) Регулятивные УУД: - формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию; -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
Домашнее задание | Упр. 148 («Дидактический материал»). I группа. по заданию Д.м. II группа. Выполнить задание Д.м., дописать ещё 5 слов. |
Деятельность учеников:
– Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя.
– Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы – буквы в словах.
Используемая литература:
1.Бунеева Е.В..Бунеев Р.Н., Пронина О.В «Русский язык» учебник 2 класс, – М.: «Баласс», 2012
2. Бунеева Е.В..Бунеев Методические рекомендации для учителя. ОС «Школа 2100». Программа «Русский язык» , Москва: Баласс, 2012.
3. Дидактический материал (упражнения) к учебникам «Русский язык 2 класс
4. Исаева Н.А.Рабочая тетрадь по русскому языку 2 класс ,- М:Баласс, 2012
Приложение 1.
Лист оценивания по теме «Орфограмма. Орфографическое правило»
Фамилия, имя _____________________________________
Знаю, умею, могу | |||
Я знаю что такое орфограмма | |||
Я могу найти орфограммы в словах и в предложениях | |||
Я умею обозначать в словах орфограммы |
| ||
Я могу отличить орфограмму букву «и» после шипящих от других орфограмм |
у меня всё получилось | |
у меня не всё получилось, но я могу это выполнить с помощью учителя или соседа по парте | |
мне пока трудно выполнять такие задания |
Приложение 2
Карточка.
Поработайте в паре, вставьте пропущенные слова
Если нельзя точно определить на _____________, какую букву надо писать, то перед нами ____________.
_____________ -это написание по правилу.
Орфограмма подчеркивается __________ _________, а те буквы в слове, которые объясняют написание - ____________ ___________.
Проверка по учебнику:
Карточка.
Поработайте в паре, вставьте пропущенные слова
Если нельзя точно определить на слух, какую букву надо писать, то перед нами орфограмма.
Орфограмма -это написание по правилу.
Орфограмма подчеркивается одной чертой, а те буквы в слове, которые объясняют написание – двумя чертами.
Карточки настроения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс "Школа 2100" по теме "Знакомство с антонимами"
Урок был проведен в рамках городского семинара учителей начальных классов «Формирование контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся - основа самостоятельности школьников»...
Урок русского языка. 3 класс."Школа 2100" Тема:Определение глагола, как части речи.
Урок русского языка. 3 класс. «Школа 2100»Тема: Определение глагола как части речи.Цель: формировать грамматическое понятие «глагол»; лексическое понятие; обогатить речь учащих...
Урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое орфограмма. Орфографическое правило. Написание слов с удвоенными согласными".
Цели: актуализировать и расширить знания учащихся о понятии «орфограмма», «орфографическое правило», тренироваться в написании слов с удвоенными согласными. Организовать учебный процесс в соответстви...
урок русского языка 2 класс ОС 2100
урок русского языка 2 класс ОС 2100...
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 2 КЛАСС: Повторение и классификация изученных орфограмм
Тип урока: урок обобщение и систематизация изученных орфограмм (урок- практикум)Тема урока: Повторение и классификация изученных орфограммЦель: совершенствование умений находить, классифицировать изуч...
Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК "Школа России " "Применение общего орфографического правила к разным частям слова"
Цели деятельности учителя: формирование умения обозначать фонемы в слабой позиции; формирование навыка соблюдения последовательности действий по выполнению учебной задачи...
Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК Школа России «Освоение изученных орфографических правил».
Конспект урока по русскому языку на тему:«Освоение изученных орфографических правил»Класс: 3Цель: закрепить изученные орфографические правила: слова, состоящие из двух корней; формировать ...