омонимичные формы именительного и винительного падежа имен существительных
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
конспект урока русского языка для 4 класса программа развивающего обучения Эльконина -Давыдова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 381 КБ |
презентация к уроку | 128.5 КБ |
текст к уроку | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Омонимичные формы именительного и винительного падежа имен существительных» (4 класс) Базовая программа: «Русский язык» 1-4 классы, С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко М.: Вита-Пресс, 2004 Тип урока: mixt (комбинированный) Цель: предполагается, что через совместную исследовательскую деятельность учащиеся:
конспект урока | |
Предполагаема деятельность учителя | Предполагаемая деятельность учащихся |
Цель данного этапа: формирование эмоциональной удовлетворенности учащихся своими знаниями и умениями, положительная оценка учителем достижений учеников. Создание для учащихся «ситуация успеха». - Ребята, я приготовила для вас текст. - Как вы думаете, какое задание необходимо выполнить?
(слайд 1) - Запишите текст, определите предложения, поставьте пропущенные знаки препинания - Все так определили границы предложений? (слайд 2)
- Сверьте с образцом. Все ли так поставили запятые?
(слайд 3) - Как вы думаете, о каком природном явлении идет речь в тексте?
Цель данного этапа: формирование внутреннего мотива учебной деятельности, через выполнение индивидуального задания. - Вам интересно узнать, что могло произойти дальше? - Допишите заключительную часть текста под диктовку: Из самой верхушки горы вырвался огненный столб и разлил лаву, раскалённый каменный дождь хлынул и осыпал склон.
Цель данного этапа: подведение к самостоятельному выделению предмета исследования, преобразование конкретно практической задачи УЗ, к открытию нового способа деятельности. - Проходя по классу, я заметила, что у вас эти предложения записаны по–разному. (слайд 4)
У одних в предложении после слова хлынул стоит запятая, а у других нет запятой. ? , , - Такое может быть, чтобы правы были и те и другие? - В чем причина ошибки? (на доске моделируется) - Почему было трудно выделить основу предложения? И.п. = В.п Г.З. = Г.З П = П
- Какую учебную задачу поставим на урок? И.п ? В.п - Составим план работы - Какую форму работы выберем? (как удобнее для вас организовать работу?)
Цель данного этапа: поиск нового способа деятельности, решение поставленной учебной задачи ( группам раздаются листочки с предложением без знаков препинания и подчеркнутыми словами с омонимичными окончаниями дождь и склон) - Почему в первой части предложения не возникло проблем с определением основы? - Может быть можно этим как-то воспользоваться? - Проверьте. - Какую еще особенность именительного падежа вы знаете? - Как этим можно воспользоваться?
- Мы открыли способ определения падежа у имен существительных с омонимичными окончаниями? - Как вы будете определять падеж имен существительных с омонимичными окончаниями? ___ ____ Член предложения И.п ? В.л ? ? По второму вопросу По наличию или отсутствию предлога замена существительным лава
3. Этап отработки открытого способа -Вернемся к нашему предложению. Как же правильно надо было записать последнее предложение? - Значит, теперь все наши предложения с существительными с омонимичными окончаниями будут записаны правильно? Задание - Выдели основы предложений, расставь знаки препинания, определите падеж существительных. Выпавший снег покрыл широкое пастбище голое поле и темный лес. Самый проворный и веселый зверек в наших лесах - шустрая белка. Учительница сообщила про сочинение. -Как убедиться, что мы все можем пользоваться способами определения падежа? - Убедитесь, что вы можете самостоятельно безошибочно определять падежи, воспользовавшись известными вам способами. Выполните тест. III.Рефлексивно-оценочная часть
Цель данного этапа: мысленное возвращение к прошлым действиям - Какую учебную задачу мы ставили на уроке? - Нашли мы такой способ? - В чем он заключается?
Цель данного этапа: оценка учебной деятельности - Оцените работу класса на уроке. - Чью работу на уроке вам бы хотелось отметить особо? - Предложите домашнее задание, которое вам хотелось бы сделать. | (недоумение детей, возможно, что они скажут, что это не текст, т. к. не выделены предложения) - Определить предложения и записать их, поставив пропущенные знаки препинания
(дети записывают текст) Огромная гора сотрясалась от грохота. Мрачная туча дыма и пепла поднималась над её вершиной. Туча росла, росла и закрыла собой небо. Молнии разорвали её на части, но туча только густела и разбухала. ( возможны варианты 4 или 5 предложений: Молнии разорвали её на части, но туча только густела и разбухала. Или Молнии разорвали её на части. Но туча только густела и разбухала.) - да - об извержении вулкана - Да (дети выполняют работу, учитель проходит по классу и смотрит в тетради)
- Нет, кто-то допустил ошибку - Неправильно определили главные и второстепенные члены предложения - В предложении существительные дождь и склон имеют омонимичные окончания - Открыть способ определения падежа у существительных с омонимичными окончаниями - 1) Будем наблюдать над словами с омонимичными окончаниями в этих предложениях и определим их работу как члена предложения; 2) сравним вопросы, на которые они отвечают; 3) ? - будем работать в паре - будем работать в группе ( предполагаемые результаты работы) - Мы знаем, что имя существительное в именительном падеже всегда главный член предложения: или подлежащее или сказуемое. Значит, определяем падеж существительного. дождь (что сделал?) хлынул, осыпал хлынул, осыпал (что?) дождь что сделал? что? что? дождь хлынул и осыпал - Чтобы проверить падеж имени существительного подставлю оба падежных вопроса Хлынул (кто? что?) дождь (И.п.) - подлежащее Осыпал (кого? что?) склон (В.п.) – второстепенный член предложения - Существительное лава в И.п. и В.п. имеют разные окончания - Да, если заменить существительное, в падеже которого сомневаешься, существительным лава: каменная лава хлынула и осыпала лаву - Окончания разные, значит разные падежи - У него нет предлогов - Существительные именительного падежа не употребляются с предлогами; у винительного падежа – предлоги есть - Посмотреть на наличие предлога или отсутствие предлога - Да
- 1) по члену предложения; 2) заменой существительным 1 склонения 3) по наличию или отсутствию предлогов 4) по второму вопросу
Из самой верхушки горы вырвался огненный столб и разлил лаву, раскалённый каменный дождь хлынул и осыпал склон. - Мы должны потренироваться определить члены предложения в предложениях с омонимичными окончаниями имен существительных Выпавший снег(Ип) покрыл широкое пастбище(Вп), голое поле(Вп) и темный лес(Вп). Самый проворный и веселый зверек(Ип) в наших лесах - шустрая белка(Ип). Учительница(Ип) сообщила про сочинение(Вп). - Самостоятельно определить падеж существительных (выполняется тест в программе ЕхсеL) - Открыть новые способы определения падежа у имен существительных с омонимичными окончаниями - Да -1) определить член предложения; 2) посмотреть на наличие предлогов; 3) поставить второй вопрос; 4) заменить существительным лиса |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О громная гора сотрясалась от гро – хота . М рачная туча дыма и пепла под – нималась над её вершиной . Т уча росла, росла и закрыла собой небо . М олнии разорвали её на части, но туча только густела и разбухала .
Огромная гора сотрясалась от гро – хота. Мрачная туча дыма и пепла под – нималась над её вершиной. Туча росла , росла и закрыла собой небо. Молнии разорвали её на части , но туча только густела и разбухала.
Из самой верхушки горы вырвался огненный столб и разлил лаву, раскалённый каменный дождь хлынул , и осыпал склон. Из самой верхушки горы вырвался огненный столб и разлил лаву, раскалённый каменный дождь хлынул и осыпал склон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Именительный и винительный падежи имен существительных" .
Презентация содержит разнообразный познавательный материал для учащихся; помогает учителю в игровой форме провести словарную работу на уроке, минутку чистописания, физминутку.Также презент...
Тренажёр "Именительный и винительный падежи имени существительного во множественном числе" 4 класс
Этот материал содержит презентацию для работы учеников с нетбуками....
Урок русского языка по теме: "Именительный и винительный падежи имен существительных"
Проблемный урок , в 4 классе, "Школа России"...
Методическая разработка урока русского языка на тему «Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения» (УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», 3А класс)
Тема: Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Цель: формировать у обучающихся умение определять именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Зада...
Именительный и винительный падеж имен существительных
конспект урока...
Именительный и винительный падежи имен существительных.
Технологическая карта урока, где раскраваются способы различия именительного и винительного падежей имени существительного....
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ И ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ И ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ...