Именительный и винительный падеж имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Русский язык. 4класс. («Школа 2100»)
Тема: Именительный и винительный падежи имен существительных.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели:
- Учить отличать сходные формы И.п. и В.п.
- Определять падеж существительных (преимущественно И.п. или В.п.) в тексте.
- Закреплять умение находить в предложении главные члены.
- Развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, внимательность.
- Воспитывать культуру речи, дальнейшее овладение языком.
Планируемые результаты.
1.Предметные:
- Учить отличать в предложении существительные именительного и винительного падежей.
- Закреплять умение находить в предложении главные члены.
2. Метапредметные:
Регулятивные:
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные:
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации
Коммуникативные:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
3. Личностные:
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Приложение: презентация.
Образовательные технологии:
Технология проблемного обучения
Технология учебного поиска (решение учебных задач через применение ранее приобретенных знаний и умений)
Технология оценивания учебных успехов.
2014 год Учитель: Золотых Е.В.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». 1. Проверка домашнего задания. 1) Чтение составленных планов. 2) Заслушивание 2–3 рассказов на тему «Падежи». 3) Проверка задания № 4 из рабочей тетради. – Как вы определяли падеж существительного на ветвях? (Нашли слово, от которого зависит это существительное, задали двойной вопрос, выделили окончание, по вопросам и окончанию определили падеж.) Словарная работа. Библиотека, яблоня, ягода, лестница, праздник, ученица, город, яблоко, корабль, ребята. 2. Письмо по памяти. Дорожка домой Мне мила с детских лет. Дорожки знакомой Красивее нет! Задания после записи (можно сократить для экономии времени): 1) Обозначить орфограммы в словах и между словами. 2) Записать по два слова с орфограммой-буквой согласного, которая не встретилась в тексте. (Группа, коллектив, ненастный, окрестность, рассмешил, длинный.) 3) Определить, в каких падежах употреблено в тексте слово дорожка. – Как вы это сделали? | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации |
II. Формулирование проблемы. |
Используется мотивирующий приём. Поворот судьбы удивительный: Изучаем мы падеж именительный, И винительный падеж надо знать, От именительного отличать. (Т. Рик) – Сформулируйте своими словами основную проблему урока. (Как отличить именительный падеж от винительного?) Проблемная ситуация. В питомнике растет кедр. Ребята выращивают кедр. Представлены две точки зрения на определение падежа слова кедр.. – Кто из ребят прав? – Согласны ли вы с объяснениями ребят? Предложите, если необходимо, свой вариант. – Почему возникли разногласия в определении падежа существительного кедр? (Существительное отвечает в разных падежах на один и тот же вопрос что?) – Сформулируйте проблемный вопрос. – Уточните проблемную задачу, которую предстоит решить на уроке. (Как отличить И.п. от В.п., если формы совпадают и отвечают на вопрос что?) – Давайте составим план урока. Дети вместе с учителем составляют план. – Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.) | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
III. Открытие новых знаний. | 1. Беседа. – Что вы знаете об именительном падеже? – Почему именительный падеж получил такое название? – Прочитайте об этом текст и ответьте на вопрос. а) Упр. 130 – представлено происхождение названия «именительный» падеж. – Прочитайте текст ознакомительным чтением. (Обратите внимание на выделенные слова. Попробуйте ответить на поставленный вопрос: почему именительный падеж получил такое название?) – Прочитайте ещё раз внимательно. Беседа после чтения. – На какие вопросы вы нашли ответы в тексте? (Где родилось слово «имя»? Как звучит название этого падежа в других языках? Что значит слово именительный? В чём преимущество этого падежа? И т.д.) – Приведите примеры употребления имён существительных в именительном падеже. 2. Актуализация и углубление знаний о винительном падеже. Беседа. – Назовите вопросы винительного падежа. – Почему этот падеж мог получить такое название? – Оказывается, объект действия, обозначенный именем существительным в В.п., является причиной, вызывающей само действие (читать книгу). Некоторые учёные находят связь названия падежа со словом «вина». 3. Поиск решения. 1) Предлагается материал для выведения правила разграничения И.п. и В.п., имеющих сходные формы (с нулевым окончанием). Лес растет медленно. Лесник охраняет лес. Взошло солнце. Туча закрыла солнце. – Прочитайте выделенные слова. – Можно ли сразу у них определить падеж? Почему? ( нет предлогов, вопрос что? можно задать и к И.п., и к В.п.) Побуждающий диалог. – Что же нужно сделать ещё, чтобы правильно определить падеж этих существительных? (Определить, каким членом предложения являются.) – Выполняйте. Подводящий диалог. – Подчеркните главные члены предложения. – Каким членом предложения являются выделенные слова в каждом примере? Сделайте промежуточный вывод: как отличить подлежащее от второстепенного члена предложения? (Подлежащие обозначает того, кто производит действие, это лицо (предмет) – производитель действия, оно тесно связано со сказуемым.) – Какой падеж у существительного, если оно является подлежащим? (И.п.) – А если это второстепенный член предложения? (В.п.) Докажите. – Сделайте вывод: как отличить в предложении И.п. от сходного с ним В.п. (Определить, каким членом предложения является слово; если подлежащим – И.п., если второстепенным членом – В.п.) Сравним свой вывод с выводом в учебнике. 4) Проверка предположений. Чтение 2-го абзаца правила – Что узнали нового? Запишите предлоги винительного падежа. – Передайте содержание каждой части правила с помощью схем, включив в них ключевые слова. | |
IV. Развитие умений. | Работа в учебнике. 1. Работа по карточке. Коллективная проверка. 2. Игра «Правильно-неправильно». Сам-но ответить, проверка. 3. Самост. работа. В тексте определить падеж выделенных слов. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
V. Итог урока. | Вспомним, о каких падежах сегодня говорили на уроке? Как различить, когда сущ. Стоит в ИМ.п., а когда в Вин. п.? Оценим свои знания – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? | |
VI. Домашнее задание. | 1. Упр. 3, с. 118. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Именительный и винительный падежи имен существительных" .
Презентация содержит разнообразный познавательный материал для учащихся; помогает учителю в игровой форме провести словарную работу на уроке, минутку чистописания, физминутку.Также презент...
Тренажёр "Именительный и винительный падежи имени существительного во множественном числе" 4 класс
Этот материал содержит презентацию для работы учеников с нетбуками....
Урок русского языка по теме: "Именительный и винительный падежи имен существительных"
Проблемный урок , в 4 классе, "Школа России"...
Методическая разработка урока русского языка на тему «Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения» (УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», 3А класс)
Тема: Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Цель: формировать у обучающихся умение определять именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Зада...
омонимичные формы именительного и винительного падежа имен существительных
конспект урока русского языка для 4 класса программа развивающего обучения Эльконина -Давыдова...
Именительный и винительный падежи имен существительных.
Технологическая карта урока, где раскраваются способы различия именительного и винительного падежей имени существительного....
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ И ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ И ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ...