Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тема: "Второстепенные члены предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

на тему: «Второстепенные члены предложения»

Русский язык

Учебный предмет: русский язык

УМК: Школа 2100

Класс: 3

Тема урока:  Понятие о второстепенных членах предложения

Форма учебной работы: классно-урочная

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель: Формирование понятия второстепенные члены предложения

Планируемые результаты

Личностные

        Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект,  ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях поведения;

Метапредметные

Регулятивные:  развитие умений устанавливать последовательность действий при выполнении поставленных задач;

        подведение под понятие, выведение следствий;

        преобразование объекта из одной формы в модель, где выделены существенные формы объекта

Познавательные: строить рассуждения и работать по алгоритму;

        устанавливать и графически обозначать зависимость второстепенных членов от главных или других второстепенных с помощью вопросов;

        выдвижение гипотез и их обоснование

        развитие умений отличать второстепенные члены предложения от главных;

Коммуникативные: развивать умение управлять поведением партнера;

        Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I.Организационный момент.

ΙI. Актуализация знаний.

- Ребята, добрый день! Я рада видеть вас! Думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Если вы согласны с моими высказываниями, хлопните в ладоши.

- Будем внимательными на уроке?

- Будем активными?

- Будем быстро, красиво писать?

- У вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что с таким же хорошим настроением вы будете работать весь урок.

Запись числа и классная работа.

Пресс - конференция

а)Блиц-опрос. Знатоки предложения

- Ребята, я предлагаю провести мини-конференцию. Как вы знаете, на конференции возникает много вопросов. И сейчас мы узнаем, какие вопросы вы могли бы задать друг другу по теме «предложение».

(если дети затрудняются ответить)

- пока класс составляет вопросы, у меня возник такой вопрос: «какой частью речи чаще всего выражено сказуемое?»

- Что мы с вами обсуждали?

- О чем говорили?

- Мы не случайно говорили о предложении, т.к. предложение является единицей общения и имеет свою структуру.

 б) Игра “Кто быстрее?” (работа в парах)

(текст заранее представлен на интерактивной доске)

- Прочитайте текст.

- О чем он?

- как бы вы могли его озаглавить?

По воскресеньям наша семья  гуляет в парке. На прогулку мы  берём угощения для птиц и зверей. Белочки угощаются печеньем прямо из рук.  Птички клюют  крошки хлеба.

- А сейчас проверим, как вы хорошо умеете находить грамматическую основу  в предложении.  Каждой паре я раздам листок с текстом. Выделите главные члены предложения, запишите в тетрадь только основы предложений.

 Проверка: по окончанию работы спрашиваю пару, которая назовет основу в первом предложении, подчеркиваю на интерактивной доске, следующая пара во втором предложении и т.д.

- Есть ли другие варианты? Если да, поднимите руки. (если есть др. варианты, выслушиваем)

- Назовите свой вариант.

- Докажите правильность своего ответа.

Пары с разными точками зрения доказывают верность ответа

(если расхождений нет, то все равно объясняем, почему выделили именно так)

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Записывают число, классная работа

Вызываю трех человек к доске. Класс задает вопросы Знатокам Предложения, знатоки отвечают на вопросы:  - Что такое предложение?

- Какие предложения вы знаете по цели высказывания?

-А по интонации? и т.д.

- Обсуждали основу предложения

- Говорили о предложении

Читают текст

- текст о прогулке семьи в парке

- «Прогулка в парке»

находят основу предложения, записывают в тетрадь : семья гуляет. Мы берем. Белочки угощаются. Птички клюют.

Читают ответы

Доказывают правильность ответа

Исправляют ошибки

Л: принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Р: саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

К: слушать и вступать в диалог, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

П: кодирование

Л:ориентация в социальных ролях.

П: обобщение, подведение под понятие, формирование проблемы, структурирование знаний, произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Р: контроль

К: учебное сотрудничество, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

П: смысловое чтение.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

Л: умение выделять нравственный аспект поведения

Р: контроль

III. Открытие новых знаний.

- Прочитайте  и сравните текст, написанный на листочке и с тем, что записано у вас в тетрадях.

- Скажите, что вам понравилось больше из записанного?

- Почему текст вам понравился больше?

- Большинство из вас отметили, что текст понравился больше, т.к. он содержательнее, красочнее, интереснее.

- Какие слова сделали текст ярче, содержательнее?

- Как бы вы сформулировали тему урока?

- Эти члены предложения называются второстепенными членами предложения. 

Физкультминутка  для глаз.

Отвечают

Аргументируют свои ответы

Доказывают точку зрения

Читают слова

Члены предложения не входящие в грамматическую основу

Р: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

П: поиск и выделение необходимой информации

IV. Развитие умений.

- Прочитайте предложение, записанное на слайде

В углу пруда расцвели белые кувшинки.

- Закройте глаза и представите эту живописную картину.

-Какие члены предложения помогли нам увидеть эту красоту?

- Сделаем вывод. Что же такое второстепенные члены предложения?

- Сравним свой вывод с авторским в учебнике на стр. 149.

- Запишите предложение в тетрадь.

- Давайте обозначим графически к каким словам относятся второстепенные члены предложения.

Что? –кувшинки, кувшинки что сделали? –расцвели, кувшинки какие? – белые, расцвели где? – в углу, в углу чего? – пруда.

- Скажите, к каким словам относятся второстепенные члены предложения?

- Какими частями речи выражены второстепенные члены предложения? Напишите.

- Составьте устно предложение о весне с второстепенными членами предложения.

Читают предложение

Представляют

Всю эту красоту помогли нам увидеть второстепенные члены предложения.

 

Озвучивают предположения

Графически показывают связь между членами предложения

- к разным частям речи

-прилагательными, существительными

Составляют предложение

- составляют устно предложение

П: структурирование знаний, поиск и выделение необходимой информации, анализ, синтез, подведение под понятие

Р: коррекция- внесение необходимых дополнений

К: умение строить продуктивные взаимодействия и сотрудничества

V. Первичное закрепление.

Работа в учебнике.

1. Упр. 410

 (первое предложение  на доске, остальные предложения самостоятельно)

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Физкультминутка.

Упражнение «истина или ложь» (работа в группах)

- Давайте проверим, все ли вы научились находить второстепенные члены предложения?

- я предлагаю вам разделиться на группы.

- перед вами представлены 4 предложения.

- Отметьте верное утверждение знаком «+», ложное - знаком «–».

Солнечный луч играет на капельках росы. В поле зеленеет золотая рожь. Звенят радостные песни птиц. Мы входим в лесную глушь.

- Проверим задание по группам. Начнем с группы № 1. И т.д.

Проверка: на слайде представлена таблица, куда заносятся результаты работы групп.

- Все ли результаты одинаковые?

- Группа №… докажите правильность вашего ответа. (спрашиваю 2 группы)

- Вы все умницы. Легко справились с таким сложным заданием.

Работа со схемами (в группах)

- Вы с легкостью определить по этой схеме о каких членах предложения пойдет речь. (запись на доске                              )

- О каких же? Что еще можете сказать?

- Я немного видоизменю схему, предположите, что показано на схеме теперь? (на доске запись    

        

                    (куда?)

             (……...))

Если дети затрудняются, объясняю, что от сказуемого задается вопрос к второстепенному члену предложению, который отвечает на вопрос – куда? Например : Миша поехал в город

- Приведите свой пример.

- А теперь выполним подобное задание самостоятельно,  продолжая работать в группах.

- На слайде представлены для каждой группы по одной схеме. Составьте , пожалуйста по одному предложению к вашей схеме.

Групповая проверка.

- Все ли согласны с ответом этой группы?

- Поднимите руку, кто не согласен?

- Объясните, почему?

Работают по алгоритму учебника

Оценивают свои достижения

Делятся на группы, выполняют задание

Выполняют работу

Доказывают

- О подлежащем и сказуемом

- Что на первом месте стоит подлежащее, на втором сказуемое

Предположения детей

Приводят пример

Составляют предложения по схемам

Объясняют

П.  действия по образцу, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Р: оценка, контроль, устанавливание причинно-следственных связей

Р: определение последовательности промежуточных целей, с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий

П: доказательство, анализ, синтез

К. инициативное сотрудничество, управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий

П: самостоятельное создание способов решения проблем, преобразование объекта из обычной формы в модель

Р: коррекция, контроль, целеполагание

К: умение слушать и вступать в диалог

П: доказательство,поиск и выделение необходимой информации

VI. Итог урока.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

Р: оценка

Л: смыслообразование

К: учебное сотрудничество, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

VII.Домашнее задание.

Упр. 6, с.157, правило с. 149


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....