Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока
на тему: «Второстепенные члены предложения»
Русский язык
Учебный предмет: русский язык
УМК: Школа 2100
Класс: 3
Тема урока: Понятие о второстепенных членах предложения
Форма учебной работы: классно-урочная
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цель: Формирование понятия второстепенные члены предложения
Планируемые результаты
Личностные
Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект, ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях поведения;
Метапредметные
Регулятивные: развитие умений устанавливать последовательность действий при выполнении поставленных задач;
подведение под понятие, выведение следствий;
преобразование объекта из одной формы в модель, где выделены существенные формы объекта
Познавательные: строить рассуждения и работать по алгоритму;
устанавливать и графически обозначать зависимость второстепенных членов от главных или других второстепенных с помощью вопросов;
выдвижение гипотез и их обоснование
развитие умений отличать второстепенные члены предложения от главных;
Коммуникативные: развивать умение управлять поведением партнера;
Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I.Организационный момент. ΙI. Актуализация знаний. | - Ребята, добрый день! Я рада видеть вас! Думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Если вы согласны с моими высказываниями, хлопните в ладоши. - Будем внимательными на уроке? - Будем активными? - Будем быстро, красиво писать? - У вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что с таким же хорошим настроением вы будете работать весь урок. Запись числа и классная работа. Пресс - конференция а)Блиц-опрос. Знатоки предложения - Ребята, я предлагаю провести мини-конференцию. Как вы знаете, на конференции возникает много вопросов. И сейчас мы узнаем, какие вопросы вы могли бы задать друг другу по теме «предложение». (если дети затрудняются ответить) - пока класс составляет вопросы, у меня возник такой вопрос: «какой частью речи чаще всего выражено сказуемое?» - Что мы с вами обсуждали? - О чем говорили? - Мы не случайно говорили о предложении, т.к. предложение является единицей общения и имеет свою структуру. б) Игра “Кто быстрее?” (работа в парах) (текст заранее представлен на интерактивной доске) - Прочитайте текст. - О чем он? - как бы вы могли его озаглавить? По воскресеньям наша семья гуляет в парке. На прогулку мы берём угощения для птиц и зверей. Белочки угощаются печеньем прямо из рук. Птички клюют крошки хлеба. - А сейчас проверим, как вы хорошо умеете находить грамматическую основу в предложении. Каждой паре я раздам листок с текстом. Выделите главные члены предложения, запишите в тетрадь только основы предложений. Проверка: по окончанию работы спрашиваю пару, которая назовет основу в первом предложении, подчеркиваю на интерактивной доске, следующая пара во втором предложении и т.д. - Есть ли другие варианты? Если да, поднимите руки. (если есть др. варианты, выслушиваем) - Назовите свой вариант. - Докажите правильность своего ответа. Пары с разными точками зрения доказывают верность ответа (если расхождений нет, то все равно объясняем, почему выделили именно так) | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Записывают число, классная работа Вызываю трех человек к доске. Класс задает вопросы Знатокам Предложения, знатоки отвечают на вопросы: - Что такое предложение? - Какие предложения вы знаете по цели высказывания? -А по интонации? и т.д. - Обсуждали основу предложения - Говорили о предложении Читают текст - текст о прогулке семьи в парке - «Прогулка в парке» находят основу предложения, записывают в тетрадь : семья гуляет. Мы берем. Белочки угощаются. Птички клюют. Читают ответы Доказывают правильность ответа Исправляют ошибки | Л: принятие и освоение социальной роли обучающегося. Р: саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. К: слушать и вступать в диалог, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. П: кодирование Л:ориентация в социальных ролях. П: обобщение, подведение под понятие, формирование проблемы, структурирование знаний, произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Р: контроль К: учебное сотрудничество, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли П: смысловое чтение. К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли Л: умение выделять нравственный аспект поведения Р: контроль | ||
III. Открытие новых знаний. | - Прочитайте и сравните текст, написанный на листочке и с тем, что записано у вас в тетрадях. - Скажите, что вам понравилось больше из записанного? - Почему текст вам понравился больше? - Большинство из вас отметили, что текст понравился больше, т.к. он содержательнее, красочнее, интереснее. - Какие слова сделали текст ярче, содержательнее? - Как бы вы сформулировали тему урока? - Эти члены предложения называются второстепенными членами предложения. Физкультминутка для глаз. | Отвечают Аргументируют свои ответы Доказывают точку зрения Читают слова Члены предложения не входящие в грамматическую основу | Р: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно П: поиск и выделение необходимой информации | ||
IV. Развитие умений. | - Прочитайте предложение, записанное на слайде В углу пруда расцвели белые кувшинки. - Закройте глаза и представите эту живописную картину. -Какие члены предложения помогли нам увидеть эту красоту? - Сделаем вывод. Что же такое второстепенные члены предложения? - Сравним свой вывод с авторским в учебнике на стр. 149. - Запишите предложение в тетрадь. - Давайте обозначим графически к каким словам относятся второстепенные члены предложения. Что? –кувшинки, кувшинки что сделали? –расцвели, кувшинки какие? – белые, расцвели где? – в углу, в углу чего? – пруда. - Скажите, к каким словам относятся второстепенные члены предложения? - Какими частями речи выражены второстепенные члены предложения? Напишите. - Составьте устно предложение о весне с второстепенными членами предложения. | Читают предложение Представляют Всю эту красоту помогли нам увидеть второстепенные члены предложения.
Озвучивают предположения Графически показывают связь между членами предложения - к разным частям речи -прилагательными, существительными Составляют предложение - составляют устно предложение | П: структурирование знаний, поиск и выделение необходимой информации, анализ, синтез, подведение под понятие Р: коррекция- внесение необходимых дополнений К: умение строить продуктивные взаимодействия и сотрудничества | ||
V. Первичное закрепление. | Работа в учебнике. 1. Упр. 410 (первое предложение на доске, остальные предложения самостоятельно) Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. Физкультминутка. Упражнение «истина или ложь» (работа в группах) - Давайте проверим, все ли вы научились находить второстепенные члены предложения? - я предлагаю вам разделиться на группы. - перед вами представлены 4 предложения. - Отметьте верное утверждение знаком «+», ложное - знаком «–». Солнечный луч играет на капельках росы. В поле зеленеет золотая рожь. Звенят радостные песни птиц. Мы входим в лесную глушь. - Проверим задание по группам. Начнем с группы № 1. И т.д. Проверка: на слайде представлена таблица, куда заносятся результаты работы групп. - Все ли результаты одинаковые? - Группа №… докажите правильность вашего ответа. (спрашиваю 2 группы) - Вы все умницы. Легко справились с таким сложным заданием. Работа со схемами (в группах) - Вы с легкостью определить по этой схеме о каких членах предложения пойдет речь. (запись на доске ) - О каких же? Что еще можете сказать? - Я немного видоизменю схему, предположите, что показано на схеме теперь? (на доске запись
(куда?) (……...)) Если дети затрудняются, объясняю, что от сказуемого задается вопрос к второстепенному члену предложению, который отвечает на вопрос – куда? Например : Миша поехал в город - Приведите свой пример. - А теперь выполним подобное задание самостоятельно, продолжая работать в группах. - На слайде представлены для каждой группы по одной схеме. Составьте , пожалуйста по одному предложению к вашей схеме. Групповая проверка. - Все ли согласны с ответом этой группы? - Поднимите руку, кто не согласен? - Объясните, почему? | Работают по алгоритму учебника Оценивают свои достижения Делятся на группы, выполняют задание Выполняют работу Доказывают - О подлежащем и сказуемом - Что на первом месте стоит подлежащее, на втором сказуемое Предположения детей Приводят пример Составляют предложения по схемам Объясняют | П. действия по образцу, выбор наиболее эффективных способов решения задач Р: оценка, контроль, устанавливание причинно-следственных связей Р: определение последовательности промежуточных целей, с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий П: доказательство, анализ, синтез К. инициативное сотрудничество, управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий П: самостоятельное создание способов решения проблем, преобразование объекта из обычной формы в модель Р: коррекция, контроль, целеполагание К: умение слушать и вступать в диалог П: доказательство,поиск и выделение необходимой информации | ||
VI. Итог урока. | – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | Р: оценка Л: смыслообразование К: учебное сотрудничество, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями | |||
VII.Домашнее задание. | Упр. 6, с.157, правило с. 149 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"
Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).
Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....