Наречие
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Наречие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 4 классе.

Тема урока: Наречие.

Цели урока: дать первое представление о наречии как части речи;

познакомить с некоторыми существенными признаками наречий; показать отличие наречия от других частей речи ; тренировать умение находить наречия в предложении и ставить вопрос.

Формируемые УУД: (позн.) –самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение,  классификация объектов по выделенным признакам; синтез, подведение под понятие;

(коммун.)- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока;

(регулят.)-постановка учебной задачи, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня  усвоения материала; (личн.) – нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

                                            Ход урока:

1. Организационный момент.

Уч.: Друзья мои, я очень рада

       Войти в приветливый наш класс

       И для меня уже награда

       Сиянье ваших светлых глаз.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь друг другу и нашим гостям. Здравствуйте. Мы начинаем наш урок. Работа предстоит серьёзная и непростая. Мы с вами окунёмся в удивительный мир русского языка.  (Слайд №1)

Возьмите друг друга за руки. Дадим  себе установку на успех:

Все:   Мы умные, серьёзные,

          Мы прилежно учимся,

          Всё у нас получится!

Уч.: Я тоже думаю, что всё у нас получится.

Сегодня на уроке нам предстоит многое повторить,

А может быть что-то новое открыть.

Уч.: Как вы думаете, а какие качества нам пригодятся на уроке?

Уч-ся: Умение думать, умение рассуждать, оказывать  помощь товарищу, не бояться преодолевать трудности, работать активно, старательно.

Уч.: А как же мы будем оценивать свои знания?

Уч-ся: Будем оценивать  правильность выполнения заданий и затраченное время.

Уч.: Итак, мы начинаем.

2.Актуализация знаний. (Слайд №2)

Уч.: На доске записаны слова:

Работает, осень, горький, рисую, очень, светлая, однажды, беседка, напротив.

Ребята, распределите слова в группы по частям речи и дайте им название.

Прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним, какие части речи мы знаем? (Ответы учащихся).

Уч.: Работу выполним коллективно.

 (У доски 1 ученик по желанию).

Уч.: Ребята, если у вас какие-то слова вызвали затруднение, запишите их в отдельную группу.

(Проверка выполненной работы)

сущ.

прил.

глаг.

 ?

беседка

горький

работает

очень

 осень

светлая

рисую 

однажды

 

встретил 

напротив

Уч-ся:.- Мы выписали имена существительные: беседка, осень. 

Слова обозначают предмет, отвечают на вопрос  что? 

– Мы выписали имена прилагательные: горький, светлая.

Эти слова обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой ?, какая?.

- Мы выписали глаголы: работает, рисую, встретил.

Глаголы обозначают действие предмета, отвечают на вопросы что делает? что делаю? 

3. Самоопределение к деятельности

Уч.:  Сколько групп у вас получилось?

Уч-ся: Получилось 4 группы.

Уч.:  Ребята, какая группа  слов у вас не имеет названия? Прочитайте.  (4)

Уч-ся:  Очень, однажды, напротив.

Уч.:  Ребята, почему у нас возникло затруднение? Чего вы не знаете?   (ответы учащихся).

 При знакомстве с новой частью речи ,что мы обычно делаем?

Уч-ся:  Составляем эталон.

Уч.:  Так чего же вы не знаете в данной ситуации?

Уч-ся:  Не знаем эталона, по которому можно определить какая это часть речи.

Уч.:  Поставим учебную задачу.

Уч.-ся:  Узнать к какой части речи относятся слова  очень, однажды, напротив, и  составить эталон для данной части речи.

Уч.:  Хорошо .Мы поняли, чего не знаем. Что будем делать дальше?

4.Работа по теме урока.

 Уч-ся:  Сами открывать новые знания.

Уч.:  Какие цели поставит каждый из вас перед собой?

Уч.-ся:  (Постановка целей учащимися)

-Познакомиться с новой частью речи.

- Составить эталон.

-Научиться различать новую часть речи в предложении и ставить вопрос.

Уч.:  Для чего нам это нужно и где может пригодиться?

Уч-ся: Чтобы в дальнейшем применять эти знания на уроках русского языка.

Уч.: Итак, каких знаний нам не хватает и что должны узнать?

Чтобы узнать что-то новое…?

Уч-ся: Нужно вспомнить старое, уже известное нам.

Уч.:  Вспомним план, который составляли ранее для изученных частей речи. Назовите  пункты плана. (Слайд №3)

Уч.-ся:  (Называют пункты плана.)

1.На какие вопросы отвечает?

2.Что обозначает?

3.С какой частью речи связано?

4.Самостоятельная или служебная часть речи?

5. Изменяемая или не изменяемая часть речи?.

Уч.: Ребята, составьте словосочетания со словами из 4 группы и поставьте к ним вопросы..

Работает

напротив

Встретил

однажды

Горький

очень

Работает (где?) напротив

Встретил (когда?) однажды

Горький (как? в какой степени?) очень  (Слайд №4)

Уч.: Какие вопросы прозвучали?

 Уч.-ся: Где?, когда?, как?.

Уч.:  А может, кто-нибудь из вас знает, к какой части речи  относятся данные вопросы?

Уч-ся: (Предположения учащихся). Наречие.

Уч.:  Почему вы так решили?

Уч.-ся: По вопросам. Когда разбирали предложения по членам предложения, встречались такие вопросы.

Уч.:  Можем ли мы это доказать?

Уч-ся: Мы точно не знаем, какая это часть речи  и не можем доказать.

Уч.: Вернёмся к нашим словам. Попробуйте определить, что  они обозначают - признак или действие?

Уч-ся: Признак предмета обозначают имена прилагательные, а действие предмета - глаголы.

Уч.: Но ведь признаки могут быть не только у предметов, но и у процессов, т.е. у действий или состояний. Например, нам часто приходится уточнять, как, каким образом происходит какое-нибудь действие.   (Слайд №5)

Прочитайте словосочетания : путешествовать пешком,

путешествовать верхом.

Подумайте, годятся ли слова верхом,  пешком для того, чтобы обозначить этот признак действия путешествовать?

Уч-ся: Да.

Уч.:   Можете ли вы определить, к какой из известных вам частей речи принадлежат слова  верхом и пешком, с помощью которых вы обозначали признак действия?

 Уч-ся: Нет, не можем.

Уч.:  Оказывается, в  русском языке есть слова, которые специально предназначены для обозначения признаков действия.

Уч.:  Вчера меня все звали завтра,

       А завтра  назовут  вчера.

       Вот и вся моя загадка,

       Меня назвать пришла  пора. (__________________) (Слайд №6)

5.Уч.:  Ребята, откройте учебник на странице 73 и прочитайте, как называется новая часть речи.

Уч-ся: Это наречие.

 Уч.: Верно, ребята, это наречие .

От каких частей речи мы ставили вопросы к наречиям?

Уч-ся : От глаголов.

Уч.:  Обратимся к истории. (Слайд №7)

Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое,  оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также, видя главную функцию наречия в том, что оно должно быть при глаголе (отсюда и приглаголие) или «накладываться» на глагол – речь (наречие).

Уч.:  Сделаем вывод. С какой же частью  речи связано  наречие в предложении? (обращаемся к рамке)

Уч-ся : С глаголом.

Уч.: Мы знаем, что в русском языке есть самостоятельные и служебные  части речи.  Какой частью речи является наречие – самостоятельной или служебной? Почему?

Уч-ся:

Самостоятельная, так как  называет признак действия и можно задать вопрос к слову.

6. Работа по учебнику.(Стр. 73) (Слайд №8)

Уч.: Выполним упражнение 124.Прочитайте стихотворение выразительно.(Вслух)

Кто его автор?

Уч-ся: А.С.Пушкин

Уч.: Сравните выделенные слова. Что они обозначают признак предмета или признак действия? (Слайд №9)

Уч-ся: Поляны какие? печальные; обозначает признак предмета.

Льёт как? печально; обозначает признак действия.

Уч.:  С какой частью речи связано по смыслу?

Уч-ся: С существительным, с глаголом

. Уч.:  Каким членом предложения является?(Находим)

Уч-ся: Это второстепенные члены предложения.

. Уч.:  Выпишите подчёркнутые словосочетания. Стрелкой укажите связь слов в каждом из них. Данную работу выполните самостоятельно.

Уч.: А сейчас посмотрите на  рубрику «Обратите внимание». Прочитаем её. Проверьте, так ли вы рассуждали, выполняя

упр .124?

Уч-ся: Мы всё делали правильно.

   ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (Слайды 10-12).

7.Работа в группах. (Упр.125).

Уч-ся: Вывод:  1 группа.

Наречие по лицам и числам не изменяется.

2 группа.

Наречие по временам и родам не изменяется.

Уч.: Можем мы теперь ответить на последний пункт плана?

Уч.-ся: Наречие неизменяемая часть речи. Окончания-  нет.

Уч.: Проверим так ли это?. (Прочитаем в учебнике на с. 73)

8. Работа в парах. (Упр.126)

Чтобы справиться со следующим заданием, понадобится дружба и согласие. Поработаем в парах.(Читаем с наречиями и без них)

Уч.: Какую роль выполняют наречия в предложении?

Уч.-ся: Они поясняют, уточняют, дополняют другие части речи.

(На доске появляется эталон)

Уч.: Посмотрите, что у нас появилось на доске?

Уч-ся: Эталон.

Уч.:  Кто попробует по данному эталону рассказать о  новой части речи- наречии.

1 Наречие.

2. Отвечает на вопросы где? как? когда? И др.

3. Обозначает признак действия.

4 Самостоятельная часть речи.

5.Неизменяемая часть речи.

Уч.: Вернёмся к нашим словам в группах.

Теперь мы можем дать название 4 группе слов?

Уч-ся: Это наречия.

9. Словарная работа.(Слайд №13)

Впереди, медленно.

(Составление предложений. Запись одного с комментированием. Выделение наречий.)

10 Тест. Наречие.

(КЛЮЧ К ТЕСТУ)  (Слайд №14)

11.Подведение итогов урока.

Какое открытие мы сегодня сделали?(Познакомились с новой частью речи)

 Какое общее грамматическое значение у наречия?(Наречие обозначает признак действия.)

– Какие части речи оно поясняет?(Глагол)

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

  - Кого бы вы похвалили?(ответы уч-ся)

Уч. А я похвалю вас всех. (Оценки за урок.)

12.Задание на дом: стр.74,выучить правило, выполнить  упр.127. (Слайд №15)

По желанию выписать из любого литературного произведения 2 предложения с наречиями.

13. Рефлексия.(Слайд №16)

Уч.: Осень- пора уборки урожая. Не только в огороде, но и в саду кипит работа. Люди собирают яблоки на лёжку. И мы с вами соберём яблочки. Только необычные . закрасьте то яблоко, которое соответствует количеству понятого вами материала.

(Уч-ся закрашивают яблочки)

Уч.:А ещё, золотая осень- пора листопада… Неслучайно в старину октябрь называли листопадом. С падением листвы связана такая примета: начисто опал лист – к холодной зиме, лёг гладкой стороной – к неурожаю, шершавой – озимые не помёрзнут.                                                        А вам я желаю, чтобы какой  стороной не легли бы листья, ваше настроение пусть остается  хорошим, а успехи в школе радуют вас, ваших учителей  и ваших родителей.        

Уч: Урок окончен. Всем спасибо за работу!(Слайд №17)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Значение наречий. Упражнение в распознавании наиболее употребительных наречий"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Значение наречий. Упражнение в распознавании наиболее употребительных наречий"...

План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме «Наречие как член предложения. Употребление наречий в речи». УМК «Школа России»

Ц е л и: отработать навык определения наречий в речи; активизировать знания о члене предложения – обстоятельстве....

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи. Признаки наречия"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Наречие. Связь наречия с другими частями речи"

Конспект урока по русскому языку. 4 класс. УМК "Начальная школа 21 век". Тема: "Наречие. Связь наречия с другими частями речи". Автор: Ульянова С.В., учитель начальных классов...

Сказка о... (лингвистическая сказка о наречии) для учащихся 4 класса (УМК "Школа XXI века") или 6-7 класса при изучении темы "Наречие как часть речи"

Сказка-сценка для использования в уроке по темам "Наречие как часть речи", "Ознакомление с наречием" в 4 классе (УМК "Школа XXI века") или в средней школе при изучении со...

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание наречий. Буквы О, А, в суффиксах наречий"."

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Правописание наречий. Буквы О, А в суффиксах наречий."...