Урок- семинар "Общая характеристика имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Обобщить и закрепить знания детей о грамматических особенностях имени существительного
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yaz._ude.docx | 161.81 КБ |
urok_seminar.ppt | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок – семинар по русскому языку
Тема: Общая характеристика имени существительного.
Цель урока: обобщить и закрепить знания детей о грамматических особенностях имени существительного.
Задачи урока:
Учебно-познавательные: формирование языковой и речевой компетенций;
совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи;
обогатить словарный запас учащихся, развивать монологическую речь, умение выступать перед классом;
интеллектуальные:
развивать умения сравнивать, классифицировать, обобщать;
развивать творческий подход;
развивать самостоятельность при подготовке к уроку;
воспитывающие:
формировать у учащихся коммуникативные умения;
воспитывать интерес к урокам русского языка;
воспитывать положительные черты характера.
Тип урока: обобщающий.
Форма проведения: семинар.
План урока:
I.Организационный момент.
II.Постановка целей и задач.
III.Основная часть (выступления учеников, выполнение заданий).
IV.Подведение итогов урока (обобщение, выставление оценок).
Ход урока.
- Оргмомент. Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.
Снегом все запорошило
И деревья и дома
Это значит наступила
Белоснежная…(зима)
Все поют и веселятся
Водят шумный хоровод
Потому что это праздник
Что за праздник?.....(новый год)
-Сегодня у нас необычный урок, потому что он проходит в преддверии новогоднего праздника и к нам, как и на любой праздник, приехали гости.
-Откроем тетради и запишем сегодняшнее число
II.Постановка целей и задач урока.
- Сегодня у нас необычный урок, а урок-семинар. Давайте уточним еще раз значение этого слова. (слово ученику) Ученик. Семинар – это практические занятия в группе, которые ведет преподаватель учебного заведения.
-Наш семинар будет состоять из двух частей: теоретической и практической. В теоретической мы будем слушать и обсуждать ваши выступления по теме урока, а затем вы будете выполнять разные практические задания.
Итак, наш семинар начинает свою работу.
- Основной этап урока.
-Каждый ряд – это группа. Каждая группа получит карточки с заданием для выступления. После подготовки каждая группа выступит с докладом, а совместно мы подкрепим эти утверждения практически.
Давайте начнем работу все вместе .- Что такое имя существительное?
- В ходе ваших выступлений нами будет заполняться блок-схема по обобщению об имени существительном. У каждого также есть данная схема.
Сам-ая часть Имя существ-ое Обозначает кто?
речи. Предмет что?
Явления природы, процесс действия, событие, жив. и раст. мир
Постоянные признаки Непостоянные признаки
Одушев. Неодуш. Собств. Нарицат. изменение
Ж. р. Ср.р. по числам по падежам
М.р.
Общий род Ед.ч. мн.ч. И.п. … П.п.
Вопрос: « Что такое имя существительное?»
1ученик: Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что? Например: книга – это слово отвечает на вопрос что? и обозначает предмет книгу. А слово кошка отвечает на вопрос кто? И обозначает предмет кошку. Это живой предмет.
2 ученик: Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы. Например: снег, пурга, ветер, затмение. А еще обозначает процесс действия – бег, прыжок, ходьба. Это может быть событие – праздник. К существительным относятся также животный и растительный мир. 3 ученик: В предложении имя существительное может быть подлежащим, а может быть и второстепенным членом предложения.
-Последнее утверждение мы сейчас проверим, выполнив следующее задание. Пользуясь схемой, составьте предложения.
На ветках елки висели фл…жки, ш…ры, хл…пушки. ГЛАВНЫЙ ЧЛЕН
Ветки елки украсились флажками, шарами, хлопушками. ВТОР.ЧЛЕН
-Какой вид предложений записали? (простое с однородными членами)
- О каком грядущем празднике они нам рассказывают?( о Новом годе)
Ученик: Раньше Новый год на Руси праздновали 1 сентября. Но в 1700 году российский император Петр Первый издал указ, в котором говорилось, что Новый год считать следует не с 1 сентября, а с 1 января. И праздник этот нужно встречать весело, шумно, с песнями и танцами. Друг друга поздравлять и детей веселить.
- Вопрос к ДРУГОЙ ГРУППЕ группе. Кому из ребят можно дать снежинку за хороший ответ?
2). – Теперь выслушаем доклад 2 группы. У них вопрос: «Какие постоянные признаки есть у имени существительного?»
1 ученик:
К постоянным признакам имени существительного относится одушевленность и неодушевленность имени существительного. Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто? Например: овца,лошадь, Дед Мороз, дети. Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос что? Например: снег, санки, сладости.
2 ученик: Также к постоянным признакам имен существительных относятся имена собственные и нарицательные. К собственным именам относятся существительные, которые пишутся с заглавной буквы. Это названия городов, рек, имена людей, названия книг, улиц, гор и другое. Все остальные слова – это нарицательные имена существительные.
- Молодцы! Закрепим свои знания по данному вопросу. Кто является главными героями на елке? (Дед мороз и Снегурочка)
И и голка , Б б армалей , Б б аба Я я га , С с негурочка ,
Г г ирлянда , С с неговик
С с алют , Ё ё лочка .
- Какие слова написали с большой буквы? С маленькой буквы? Почему? Объясните свой выбор.
- Что еще можно отнести к постоянным признакам существительного?
3 ученик: К постоянным признакам имен существительных относится еще и род. Существительные в русском языке бывают мужского, женского и среднего рода. Их можно определить так: мужской род – вспомогательное слово он, мой и вопрос чей? Женский род – вспомогательное слово она, моя и вопрос чья? Средний род – вспомогательное слово оно, мое и вопрос чье? ( ответ сопровождается работой со схемой).
- Вернемся к предыдущему заданию. Укажите род слов, которые вы уже записали. Докажите.
Физминутка.
- Что еще может добавить 2 группа по вопросу?
4 ученик: В русском языке есть и такие существительные, у которых общий род, то есть нельзя назвать род конкретно. Например: забияка, сирота, неряха, обжора, кривляка и другие.
- Кто из ребят заработал снежинку?
3) Работает 3 группа. – У вас был такой вопрос: «Какие непостоянные признаки имени существительного вы знаете?»
1 ученик: У имени существительного есть такой непостоянный признак, как число. Число может быть единственным и множественным. Например: журнал – журналы, сказка – сказки. В русском языке есть существительные, которые имеют форму только единственного числа: молоко, сметана, любовь, дружба. И есть существительные, которые имеют форму только множественного числа: ножницы, брюки, очки, каникулы.
- Следующее задание. Восстановите деформированные предложения о зиме. Каждой группе по предложению. У доски работают учащиеся от группы. 1. В, декабре, холсты, стелет, зима, а , наводит, мороз, мосты. (В декабре зима стелет холсты, а мороз наводит мосты.)
2. Январь – батюшке, метели, морозы, февралю. (Январю – батюшке морозы, февралю – метели.)
- Что вы записали? О чем они?
-У существительных укажите число.
2 ученик: У имени существительного есть еще один непостоянный признак – это падеж. Падежей в русском языке шесть: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Изменить существительное по падежам значит просклонять или изменить окончание по вопросу.
- Какие вопросы имеет каждый падеж? ( один ученик перечисляет падежи и вопросы)
- У всех ли падежей есть предлоги? Почему у Именительного падежа нет предлога? ( является главным членом предложения – подлежащим.)
- У вас на столах задание. Прочитайте его и выполните. На выполнение 2-3 минуты.
В школе, за лесом, от ели, к сосне, по снегу, о празднике, про сугроб, иней, на окнах.
- Какая особенность у Дательного падежа? ( предлоги по, к.)
- Кто из ребят 3 группы заработал снежинку?
IV. Подведение итогов.
- Итак, какую тему мы повторили и обобщили?
-Какое время года нас сопровождало на уроке? Чем замечательно это время?
Рефлексия: Расскажите по данной схеме, как вы оцениваете свою работу на уроке.
узнал, открыл для себя…
Сегодня на уроке я научился, смог…
Могу похвалить себя и своих одноклассников за…
- На этом урок окончен. Спасибо за работу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Морфологический разбор имен существительных и прилагательных. Синтаксический анализ предложений."
План – конспект дифференцированного урока по русскому языку в 4 классе УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф Виноградовой. Разработка поможет учителям начальных классов провести урок закрепления ...
3 класс. Технологическая карта урока. Определение рода имени существительного в единственном и множественном числе.
Урок с приминением ЭОР,...
Урок русского языка в 3 классе По учебному комплекту Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой. Тема урока: Понятие об имени существительном.
Тип урока: ознакомление с новым материалом с опорой на знания детей.Цель урока: расширить представления детей о тематических группах имен существительных...
Конспект урока русского языка. 3 класс. Тема урока: «Порядок разбора имени существительного как части речи»
Конспект урока...
Открытый урок "Три склонения имен существительных. Дополнение памятки морфологического разбора имен существительных."
Открытый урок " Три склонения имен существительных. Дополнение памятки морфологического разбора имен существительных"...
Конспект урока. Тема: "Связь имени существительного с именем прилагательным", 2 класс УМК "Школа России"
Предоставляю вашему вниманию технологические карты уроков по русскому языку. Надеюсь, информация будет полезна!...
Тема урока: «Творительный падеж имени существительного» Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, карточки для групповой работы, учебник.Деятельностная цель: исследовать пр...