«Занимательная лексика»
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Занятие кружка «Занимательная лексика»
Тема: Имя существительное-слово удивительное.
Цели урока:
- расширить знания детей об имени существительном;
- закрепить и систематизировать знания о грамматических признаках существительного;
- развивать творческие способности детей, воображение, ассоциативное, образное
мышление, умения выделять существенные признаки;
- расширять познавательные интересы, развивать фантазию;
- воспитывать любовь к русскому языку;
- развивать коммуникативные навыки, умения работать в группе;
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель. Ребята! Сегодня у нас занятие,будем работать в группах.Сегодня нам надо составить памятку об одной из частей речи. Свои памятки вы будете представлять в виде стенгазеты. Работать надо активно, творчески, с интересом и с удовольствием, не бойтесь ошибиться!
ДЕВИЗ НАШЕЙ РАБОТЫ: «ДРУЖБА В ДЕЛАХ ПОМОЩНИК!»
Итак, успешной вам работы!
И тема его спряталась в стихотворении Послушайте это стихотворение .
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(А. Пушкин)
Уж ….. осенью дышало,
Уж реже ….. блистало,
Короче становился ….,
Лесов таинственная ….
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля ….,
Гусей крикливых …..
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная ….;
Стоял ….. уж у двора
-Какие слова вставили? Как одним словом сказать? Значит о чём мы будем говорить?
-Сегодня мы составим памятку о существительном. Я думаю, что существительные сегодня вас удивят.
Задание №1
- Вы заканчиваете учиться в начальной школе, а в следующем году придут новые ученики и ваши памятки помогут им познакомиться с удивительной частью речи – существительным! Памятка должна быть красивой, привлекать внимание детей и выполнять свою самую главную роль – помощницы.
Итак, задание первое – оформить название памятки, проиллюстрировать его картинками
Задание №2
Учитель. Заглавие оформлено! Назовите:
-Что обозначают имена существительные?
-На какие вопросы они отвечают?
Правильно, ребята! Без существительных невозможно говорить ни о свете, ни о тепле, ни о жизни. Каждое второе слово в нашей речи –имя существительное. Мы с вами уже многое знаем о существительном, и следующим заданием проекта будет ассоциограмма. Вам надо вспомнить всё, что мы изучили об имени существительном и составить ассоциограмму.
Проверка ассоциограмм.
Назовите грамматический признак имени существительного (обозначает предмет, отвечает на вопросы КТО? ЧТО?)
Назовите морфологические признаки ( РОД, ЧИСЛО,ПАДЕЖ,СКЛОНЕНИЕ)
Назовите синтаксические признаки (В предложении бывают подлежащим, дополнением, обстоятельством)
Какие постоянные признаки имеют имена существительные?(СОБСТВЕННОЕ / НАРИЦАТЕЛЬНОЕ, ОДУШЕВЛЁННОЕ / НЕОДУШЕВЛЁННОЕ)
Задание № 3
Молодцы! Вы хорошо усвоили признаки имён существительных. Но имя существительное такая удивительная часть речи, которая таит в себе ещё много интересного, важного, и на сегодняшнем уроке мы с вами в этом убедимся. Когда мы говорим о существительных, то понимаем, что речь пойдёт о словах, обозначающих предметы. А знаете ли вы, что все предметы имеют определённые значения и по значению их можно разделить на группы.
- Конкретные - существительные, которые называют конкретные предметы живой и неживой природы: самолёт, стол, брат, грач, рыба, медведь, молоток и др.
- Вещественные - называют различные вещества: воздух, масло, сахар, др.
- Отвлечённые – называют явления, воспринимаемые мысленно: чтение, бег, радость, храбрость, победа и др.
- Собирательные – называют множество одинаковых предметов как одно целое: дети, одноклассники, листва, мебель и др.
Задание № 4
Вам задание. На партах лежат таблички, в которые надо вписать существительные, распределив их по группам, о которых вы сейчас узнали.
СЛОВА для работы: ёлка, снеговик, горка; снег, нефть, вода; ходьба, грусть, война; семья, одежда, войско.
Ребята! А почему к одним существительным мы задаём вопрос КТО? а к другим ЧТО?
Вы знаете, готовясь к уроку, мне на глаза попался отрывочек из известной сказки
К. И. Чуковского «Мойдодыр». Послушайте!
«Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выбегает умывальник и качает головой…»
Как мне правильно поставить вопрос: Кто выбегает из маминой спальни? или Что выбегает из маминой спальни?
Да, ребята! В произведениях художественной литературы (особенно в сказках и баснях) предметы неживой природы могут наделяться свойствами живых существ. Они ходят, разговаривают, убегают, радуются, плачут и совершают другие действия. К таким существительным мы задаём вопрос – КТО?
Физминутка для глаз.
Задание № 5
Ребята! Одним из морфологических признаков существительного является – число. Мы знаем, что существительные имеют два числа - единственное и множественное.
Как их отличить друг от друга? Скажите, а слово МОЛОКО имеет форму какого числа? А слово НОЖНИЦЫ?
Ребята! В русском языке есть слова, которые имеют форму только единственного числа или только форму множественного числа.
К существительным имеющим форму только единственного числа, относятся вещественные и отвлечённые существительные, например: молоко, бензин, нефть, любовь, дружба.
К существительным имеющим форму только множественного числа, относятся существительные, обозначающие парные предметы, например: очки, брюки, ворота, а также отвлечённые существительные: каникулы, именины.
А сейчас задание. Надо будет очень хорошо потрудиться!
Существительные, которые записаны, надо на двух листочка 1 листочек с существительным, которые употребляются только в единственном числе, на другой листочек собрать существительные, которые употребляются только во множественном числе. Найдите мешочки, соберите в них существительные (т.е. напишите) и наклейте на памятку.
Существительные:
МН. Ч. – санки, качели, носилки, опилки, прятки, сутки.
ЕД. Ч. - кефир, молодёжь, сметана, железо, борьба, темнота.
Что делать, если ты сомневаешься и не можешь определить число существительного?
Правильно, обратиться к орфографическому словарю.
Задание № 6
Ребята! А знаете ли вы, что…
есть языки, в которых у существительных нет никакого рода: ни мужского, ни женского, ни среднего? Их называют «безродовыми языками». Это английский, финский, венгерский, эстонский, турецкий, китайский, японский и др.
есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, испанский, итальянский, румынский, молдавский.
есть языки, в которых родов намного больше, чем в нашем языке. Например, во многих языках народов Кавказа, Африки может быть до 40родов. Их там называют «классами». Есть класс, обозначающий людей (сын, дочь, брат, мать, отец), класс животных (овца, обезьяна, лев), класс вещей (стол, стул, шкаф), класс круглых предметов (колесо, яблоко, мяч) и другие классы.
А в нашем русском языке распределение существительных по трём родам загадочно, необъяснимо, зато мы все безошибочно узнаём, какого рода существительное. Вспомните, какие слова помогают нам определить род существительного? Посмотрите на экран.
На экране слова: неряха, соня, задира, молодец, умница, трудяга, врач.
Прочитайте их.
ОН или ОНА?
МОЙ или МОЯ? НЕЯСНО!
САША, ВАЛЯ, ЖЕНЯ? Мальчики или девочки?
Такие имена существительные называют существительными «ОБЩЕГО РОДА», и приобретают они мужской или женский род только в контексте. Например: страшный неряха, большая умница.
ИЛИ: Непоседа Саша скакала на одной ножке.
Непоседа Женя удивил всех молчаливостью.
Выберите по два существительных общего рода. Составьте предложения, в которых существительное приобретёт мужской или женский род.
Найдите заготовку и напишите по два предложения.
Проверка предложений. Молодцы, ребята! Справились с заданием.
Задание № 7.
-Ребята! С именем существительным могут происходить разные превращения, как в сказках. ------- --Посмотрите на экран – что это? МОРОЖЕНОЕ.
-К какой части речи относится слово – МОРОЖЕНОЕ?
Составьте предложение со словом - мороженое. Хорошо.
В предложении: В магазин привезли вкусное мороженое. – это существительное.
Прочитайте глазками предложение: Мама достала из холодильника мороженое мясо.
Что скажите? Правильно, существительное вдруг стало прилагательным.
Посмотрите как интересно. Одно и тоже слово может быть разными частями речи.
РОЙ, ПИЛА, ПЕЧЬ.
Задание № 8
Ребята! Наиболее ярко употребляются существительные в пословицах, поговорках, загадках. И сейчас я предлагаю вам собрать пословицы, которые рассыпались, наклеить их.
Упал с дерева один лист — жди осени.
Ноябрь с гвоздём, декабрь с мостом.
Осень - запасиха, зима - подбериха.
Осень - время собирать урожай..
Ребята, о чём пословицы, которые вы собрали?
Какие имена существительные помогли понять, что пословицы об осени?
Во всех этих пословицах и поговорках запечатлелась многовековая мудрость русского народа, его любовь к осени ,к временам года. Помогли нам существительные
Если нет предмета, какого- либо события или явления, что о них можно рассказать или описать. Но существительные есть! И мы не можем себе представить русский язык без них.
Задание № 9
Дома вы сочиняли четверостишие по заданной рифме или первой строке. А имена существительные для этого вам пригодились? Конечно!
Оформите свои работы в проекте, а потом мы послушаем, ваши поэтические строки!
4. Итог урока.
Подходит к концу наш урок. Вы очень хорошо сегодня потрудились. Узнали много нового и интересного. В русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных
А теперь я попрошу каждую группу выйти к доске с проектами, показать, какие памятки по русскому языку у вас получились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА КРУЖКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "К тайнам слова: занимательная лексика" 4 класс.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №61»Ленинского района города Саратова«Рассмотрено»Руководитель МО____________ Н.В.ЮринаПротокол №...
Программа кружка «Занимательная лексика», 3 класс
Программа кружка «Занимательная лексика» для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного р...
Занятие кружка "К тайнам слова: занимательная лексика"
Занятие кружка "К тайнам слова: занимательная лексика" по теме "Имя, отчество, фамилия"...
Лексико-спортивные игры. Повторение лексики на тему «Школа». Введение темы «Спортивные игры народов Англии». 1 класс
Работа выполнена в соавторстве: Рубцовой Анной Анатольевной, учителем английского языка, Прогимназии НГДУ «Ямашнефть» г. Альметьевск и Косовой Марией Петровной, учителем физкультуры, Прогимназии НГДУ ...
Программа предметно -ориентированного курса "К тайнам слова: занимательная лексика" для 3 класса
Рабочая программа предметно-ориентированного курса по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика» разработана для учащихся начального общего образования в соответствии с требованиями Федера...
[27] Рабочая учебная программа внеурочной деятельности "К тайнам слова: занимательная лексика" 3.1.
Данная программа появилась в ответ на новое социальное явление - приток мигрантов в города и сёла России....
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»....