Занятие кружка "К тайнам слова: занимательная лексика"
план-конспект занятия на тему

Чунихина Татьяна Ивановна

Занятие кружка "К тайнам слова: занимательная лексика" по теме "Имя, отчество, фамилия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Занятие кружка по русскому языку98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие кружка

«К тайнам слова: занимательная лексика»

Тема: «Имя, отчество, фамилия»

Цели и задачи:

1. Познакомить учащихся с историей появления фамилий, отчеств, имён.

2. Выявить и расширить знания о своём имени, родословной своей семьи.

3.Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям.

4. Формировать правильное отношение к семье, её членам, их взаимоотношениям;
5.Продолжать сплочение и  развитие классного коллектива;
6.Создать комфортную обстановку для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

На доске: - эпиграф - строка А.С. Пушкина

“Что в имени тебе моем?”;

              - пословицы «С именем – Иван, без имени – болван»;

«По имени – называют, а по отчеству – величают»;

«Не фамилия красит человека, а человек фамилию».

                - цветок «РОМАШКА – знакомств»

У детей: - бейджики с именами «Анастасия» и т. д.;

              - листочки с сокращёнными именами «Настя» и т. д.;

              - листы с выступлениями.

Ход

(Слайд 1)

Учитель: - Добрый день, уважаемые взрослые. Сегодня вы присутствуете на заседании нашего кружка «К тайнам языка: занимательная лексика»

(Слайд 2)

Тема: «Имя, отчество, фамилия».

Над этими темами в отдельности мы с ребятами уже знакомились и сегодня у нас итоговое занятие. Нас эти темы очень заинтересовали и в процессе работы были сформированы три группы, каждая из которых изучала один из вопросов:

«Можно ли по имени определить характер человека?»

«Для чего человеку отчество?»

«Отражаются ли в фамилиях внешние и внутренние качества человека?»

- Ребята познакомились со специальной литературой, провели исследования имён, отчеств и фамилий своих одноклассников и сделали собственные выводы. А сегодня они познакомят нас со своими открытиями.

(Слайд 3)

(Читает учитель)

Нет меж живущих людей, да и не может

и быть безымянных;

В первый же миг по рождению каждый

убогий и знатный,

Имя, как сладостный дар, от родимых

своих получает…

(Гомер)

- Так еще три тысячи лет назад сказал легендарный поэт Древней Греции Гомер. Во все времена, как только человек приходит в этот мир, его нарекают каким-либо именем. Имена имеют свою историю. Она тесно связана с историей народа и его языка. Имена возникают, изменяются, исчезают и вновь могут возродиться.

1 группа:

(Слайд 4)

 Ученик: - Наша группа отвечала на вопрос «Можно ли по имени определить характер человека?»

- Мы, живущие сегодня не выбирали время для своего рождения. Время выбрало нас. Не выбирали мы страну и  народ, среди которого нам выпала честь жить. Народ всей своей предыдущей историей подготовил наш приход в этот мир. За рождением каждого из нас стоит жизнь сотен поколений. Но только время бежит вперёд, и только родителям дано право выбора - выбирать имя для своего ребёнка.

А начнём мы с загадки:

«Что принадлежит вам, однако другие пользуются этим чаще, чем вы?»

(ИМЯ)

(Слайд 5)

 Ученик:Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, фантазии и художественное творчество народов. У всех людей есть имена. Это кажется настолько естественным, что об этом никто не задумывается.

А ведь между рождением ребёнка и получением имени проходит время.  Задолго до появления ребёнка начинаются размышления по поводу имени будущего члена семьи. Как правило, заготавливаются мужские и женские имена. В выбор включаются не только родные – мать и отец, бабушки и дедушки, но даже и много сослуживцев родителей. В связи с этим складываются иногда комичные ситуации. Одна из них отражена в стихотворении Ю. Благова «Выбор имени»:

                  Дед, стараясь для внучонка,

                   Нахватал из разных мест

                   Ряд имён, звучащих звонко:

                   «Товий… Муции… Свен… Орест…»

Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

«Назовём посовременней –

Гелий… Атом… Космодром…»

                    Дочь, захваченная спором,

                    Шумно лезет на рожон.

                    С целым импортным набором –

                    «Эдвин… Генрих… Адам… Джон…»

Бабка с нехристями знаться

Не желает, и сама

Вносит лепту, глядя в святцы:

Псой… Сысой… Кузьма… Фома…»

                   Сочинительством премудрым

                   Занимались вчетвером,

                   Ночь проспорили, а утром –

                   Мальчик назван был Петром.

(Слайд 6)

Ученик: - Существует немало наук, которые помогают историкам исследовать прошлое развитие общества. И среди них две связаны с родственными отношениями человека:

  • Наука о происхождении имён и фамилий людей – антропонимика.

  • Наука, выясняющая происхождение родов, семей и отдельных людей, их родственные связи – генеалогия.

(Слайд 7)

Ученик:- О чём может рассказать имя человека

  • Когда в древности люди жили не очень большими коллективами родственников из нескольких десятков человек, имена были не нужны. Все хорошо знали друг друга в лицо и в разговоре называли знакомых людей общепринятыми, закрепившимися за каждым человеком прозвищами.

(Слайд 8)

  • Прозвища основывались на каких-то броских признаках внешности (например – носатый, горбатый, однорукий, рыжий), чертах характера (добрая, злыдень) или роде занятий (кузнец, резчик по кости, лекарь.

(Слайд 9)

  • По мере того, как роды соединялись в племена, племена – в союзы, появлялись люди, которых должны были знать все. Такими людьми были вожди, верховные жрецы и их близкие помощники. Не все уже могли их знать в лицо. Поэтому распоряжения вождя или предсказания жреца передавались от их имени.

  • Прозвища основывались на каких-то броских признаках внешности (например – носатый, горбатый, однорукий, рыжий), чертах характера (добрая, злыдень) или роде занятий (кузнец, резчик по кости, лекарь).

(Слайд 10)

  • Знатные люди, имевшие в обществе более низкое положение, чем князья, тоже получали имена, но попроще, восходившие к древним прозвищам: Добрыня, Вышата, Гордята.

(Слайд 11)

- В старину имена выбирали по церковному календарю. Каждый день которого посвящён памяти того или иного святого. Все христианские имена занесены в специальные книги – «Святцы». День. Когда Православная церковь празднует святого, именем которого мы наречены, называются именины. Или днём ангела.

Мы решили выяснить, а чем руководствовались ваши родители, когда

выбирали для вас имена

(Дети говорят, кто и почему их так назвали)

Саша: - Меня назвал отец в честь своего отца. Мой отец - Дмитрий Александрович, а я - Александр Дмитриевич. Мне нравится моё имя.

Дима: - Меня тоже назвал отец, но в честь отца матери. Мне нравится моё имя – Дмитрий.

Надя: - Меня тоже назвал отец, в честь свой бабушки. Мне нравится моё имя - Надежда, оно красивое и редкое.

Алёна: - Мою мама зовут Лена, а меня Алёна. Так захотел папа.

Ученик: - А вы знаете, откуда пришло ваше имя и что оно обозначает?

(Слайд 12)

Ученик: - Раньше появляются мужские имена. Когда позже появились женские имена, их нередко производили от ранее возникших мужских. Так было, например, у древних римлян.

- А у нас в классе есть Евгений – он мальчик. А есть ли девочка с таким именем? (Да, Евгения)

- Приведите ещё  примеры таких имён. (Мальчик Александр и девочка Александра, Валерий – Валерия, Василий – Василиса, Виталий – Виталина)

 - Ребята, а вы знаете, сколько разных имён в нашем классе? (17)

- А почему нас 18 человек в классе? (две Насти))

- А как называют людей, у которых одинаковые имена? (Тёзка)

                

(Слайд 13)

Ученик: - На Руси появляются имена, которые давались при крещении ребёнка в честь христианских святых. Часто они были греческими, т. к. пришли к нам из Византии.

А вы знаете, что обозначают ваши имена? (Рассказывает Влада)

(Слайд 14)

Девочки:

  • Анастасия – (др. греч.) «воскресение»
  • Ангелина – (греч.) «вестница»
  • Алёна – (русск.) – «алая»
  • Владлена – (русск.) «хорошая жена»
  • Елена – (греч.) «светлая», «факел»
  • Екатерина (греч.) 2чистая», «непорочная»
  • Оксана – (греч.) «иностранка»
  • Надежда – «надежда»

(Слайд 15)

Мальчики

  • Александр – (др. греч.) «защитник людей»
  • Даниил – (евр.) «Бог мой судья»
  • Дмитрий – (греч.) «бог плодородия»
  • Евгений – (греч.) «благородный»
  • Егор – (др. греч.) «земледелец»
  • Максим – (греч.) «величайший»
  • Павел – (лат.) «маленький»
  • Родион – (стар.) «житель Родоса»

        - Как вы относитесь к своему имени?

         - Подходит ли вам ваше имя?

Ученик:- В выборе имён, так же как и в одежде, существует мода. Так в 20 – годы ХХ века было модно придумывать новые имена. Девочек называли Электрофикация, баррикада, мальчиков – Днепрогэс, Донбасс. Были такие имена, как Атом, искра, Идея, Партия, но не все имена прижились. Одно время были в моде западные имена: Эльвира, Эдуард, Генрих.

(Слайд 16)

 - Мы изучили имена, которые носят ученики нашей начальной школы и выяснили, что на сегодня самыми распространёнными являются

среди девочек больше всего с именем Анастасия, на втором месте – Полина, а на третьем месте – Алёна, Виктория, Арина и Кристина.

Среди мальчиков на первом месте – Даниил, на втором – Владислав, на третьем – Максим.

Ученик:

- А я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Ромашка». У вас у каждого на груди ваше имя, которое написано в документах. Но родные, близкие и друзья называют более коротким именем. Каким?

(Дети к лепесткам ромашки, на которых написано короткое имя,  прикрепляют длинное).

Настя – Анастасия

- А почему имена: Оксана, Ангелина, Алёна, Максим и Егор без пары? (Таких имён не существует)

- Но это не значит, что их называют только так. Существуют и уменьшительно – ласкательные обращения: Алёнушка, Ангелиночка, Оксаночка, Максимка, Егорушка. Так вас часто называют ваши родные, и я позволяю себе так вас называть. Я думаю, вы не против этого.

Ученик:- А сейчас проведём викторину, посмотрим, как хорошо вы знаете имена авторов произведений и героев некоторых рассказов.

  • Назовите имя девушки, которая боялась очень жаркой погоды? (Снегурочка)
  • Назовите имя и фамилию поэта, определившего цвет носа у Мороза? (Николай Некрасов)
  • Имя самого высокого милиционера Москвы? (Степан)
  • Кто смастерил деревянного мальчугана? (Карло)
  • Как звали мальчика, о котором мы недавно читали на уроке?(Витя Малеев)
  • Имя Маугли в голливудском варианте. (Тарзан)
  • Как звали мальчика, который однажды вечером, сидя на лавочке, “качал ногой”, когда ему и его друзьям “делать было нечего”? (Николай)
  • Как звали знаменитого клоуна? (Олег Попов)
  • Как звали девушку, у которой семь поклонников? (Белоснежка)
  • Кто написал сказку о неряшливой женщине? (Корней Чуковский)
  • Как звали соперника Буратино по сердечным делам? (Пьеро)

- Специальной науки, которая изучает связь имени и человека,  пока нет, но многие учёные занимаются этим вопросом. И в своих работах они опровергают старинную русскую пословицу: «Хоть горшком назови, только в печку не ставь». Так американские психиатры установили, что  если имя вызывает насмешки окружающих, то и характер у человека будет колючим, а люди со странными именами чаще болеют психическими заболеваниями.

Одна из версий учёных -  Каждое имя имеет свою мелодию, которая и определяет характер.  Есть имена твёрдые, которые звучат жёстко– Игорь, Дмитрий, Жанна, Дина. У людей с такими именами характер настойчивый, даже упрямый. Другие имена звучат мягко, мелодично – Михаил, Сергей,  Светлана. У таких людей характер будет покладистым и спокойным.

Ученик:

- Мы изучили предлагаемые варианты и  выяснили, что в основном характеристики действительно соответствуют тем именам, которые носят  наши одноклассники. 

(Слайд 17)

2 группа:

Ученик: - Наша группа отвечала на вопрос «Для чего человеку отчество?»

 – Официальное русское наименование триедино, его составляют: имя, отчество, фамилия. Именование по имени и отчеству показывает вежливое отношение к именуемому лицу, включает желание подчеркнуть отношение к именуемому лицу. Слово «величать» в русском языке означает возносить, превозносить, прославлять, чествовать, а также называть по отчеству.

Ученик:

 – Как тебя звать – величать? – это выражение нередко в народных сказаниях и былинах, где все богатыри и воины называются по имени и отчеству: Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец. Обычно отчество начинает присовокупляться к имени тогда, когда человек становится вполне взрослым, приобретает вес в обществе, обзаводится семьёй, а не в юном возрасте. Даже на работе молодого человека обычно называют только по имени.

 – Какую роль играет отчество в полном имени русского человека?

_Это указание на близкое родство, принадлежность к семье, глава которой зовётся определенным именем. Чей мальчик? Сын Петра? Петров сын – Петрович; или Петрова дочь – Петровна. Оформление, таким образом, имени отца, сопровождающее личное имя сына или дочери, издавна было специфической особенностью именования только у русских. Русские отчества – образование очень древнее. Уже в списках русских послов 945 года при именах некоторых находим отчества. Древнерусских князей величали не только по отцу, но и по деду и прадеду, т.к. древностью рода тогда особенно гордились. Например: великого князя Киевского Владимира  (княжил примерно с 980 года) называли – князь Владимер Святославичь, внук Всеволожь, правнук Олгов, праправнук Святославль, препраправнук Ярославль, пращур великого Владимера.

Ученик:

 - В древности отчества образовывались не только от новоявленных для того времени календарных имён, но и от тех бытовых имён – прозваний, которые были распространены. После 15 века слова «сын» и «дочь», стоявшие раньше перед такого рода отчеством, меняют свои места и  начинают употребляться после отчества.

Ученик:

- Варлаам Михалёв – сын, а впоследствии опускаются вовсе, в результате чего указанные отчества постепенно превращаются в фамилии и закрепляются за членами семьи, переходя из поколения в поколение. Были случаи образования отчеств от женских личных имён: Олег Настасьич, Стенька Гридин – сын Натальин, Лука Марфин.

 – После Великой Октябрьской Социалистической революции, когда социальный уклад в нашей стране коренным образом изменился, отчества сделались обязательным компонентом именования русских людей. Отчества можно образовывать от имени отца и матери. Однако, по традиции, идущей из далёкой старины, когда отец был единственным кормильцем и законным представителем семьи, узаконено величание (образования отчества) всех детей только по отцу. В русском языке от имени разных типов отчества образуются по-разному, хотя все способы равноценны и равноправны.

(Слайд 18)

- Отчество – это указание на то, как зовут отца данного человека. Русские отчества очень древние, появились раньше фамилий.

- А какое отчество у тебя?

(Слайд 19)

- К имени и отчеству могло добавляться прозвище указывающее на внешность, черты характера, совершённые дела:

  • Князь Иван Данилович «Калита»;
  • Князь Александр Ярославич Невский (Александр Невский был одним из славных защитников древней Руси. После победы на Неве над шведами Александра стали называть Невским);
  • Князь Дмитрий Иванович Донской (Он прославленный полководец. Князь призвал всех русских князей объединиться на реке Дон и дать отпор монголо – татарскому войску.  Князя Дмитрия нашли раненым на поле боя. С тех пор Дмитрия прозвали Донским)

Ученик: - Мы пришли к выводу, что отчество необходимо человеку также,  как и имя. Чтобы помнить своих родителей, отца – главу своей семьи.

(Слайд 20)

3 группа:

Ученик: - Наша группа отвечала на вопрос: «Отражает ли фамилия внешние и внутренние качества человека».

- Начиная работу по этой теме, мы, по совету Татьяны Ивановны, решили выяснить, а интересна ли будет эта тема остальным ребятам  и предложили им ответить на вопросы анкеты:

  1. Знаешь  ли ты о происхождении своей фамилии?
  2. Хочешь ли узнать больше?
  3. Нравится ли тебе твоя фамилия?

  В результате мы выяснили, что объяснить происхождение своей фамилии могут только несколько человек, не нравится она одному, а узнать о её происхождении интересно всем.

Чтобы достигнуть поставленной цели, мы определили задачи:

  1. Найти объяснение слова «фамилия».
  2. Выяснить, как  произошли русские фамилии.
  3. Изучить происхождение фамилий наших одноклассников.

- Слово предоставляется историкам.

(Слайд 21)

Историк.

- Слово «фамилия» - латинского происхождения. В Римской империи  оно относилось ко всем живущим под одной крышей: и  родственникам, и рабам. На Руси в старину фамилий не было. Вместо них использовали прозвища: Дрозд, Кушак, Плющ, Колесница… Введены  законом фамилии были только при Петре Первом .Сначала для князей и бояр, затем для дворян и именитых купцов. Среди крестьян фамилии стали употребляться лишь после отмены крепостного права. Часто крестьяне  просто записывались под фамилией своих бывших господ. Так появились целые деревни Воронцовых, Голицыных.

- Доказательства этому нашли наши  книголюбы.

(Слайд 22)

Книголюб.

- В книге В. А. Никонова написано: « В России княжеские, а за ними боярские фамилии возникали с XIV до середины XVI в., помещичьи формировались в XVI – XVII вв.; фамилии же горожан, за исключением именитого купечества, ещё не установились окончательно и в начале XIX в., даже фамилии духовенства созданы только в XVIII и первой половине XIX в., а подавляющее большинство крепостных крестьян и до середины XIX в. ещё не имели фамилий».

- Что же означает слово «фамилия» в наше время?

- Слово лингвистам.

(Слайд 23)

Лингвист.

- В словаре С. И. Ожегова даётся следующее толкование данного слова: «Фамилия - наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени».

- Как же произошли фамилии? На этот вопрос подготовили ответ наши учёные.

- Но сначала посмотрим небольшой фильм, который и говорит о значимости фамилии.

(Слайд 24)

- И так, слово учёным о происхождении фамилий.

(Слайд 25)

Учёный.

- Происхождение русских фамилий можно разделить на следующие группы.

  1. Фамилии, образованные от русских христианских имён: Петров, Алексеев.
  2. Фамилии, образованные от  места жительства: Москвитин, Запруднов.
  3. Фамилии, образованные от  мужских и женских мирских имён и прозвищ: Нежданов от Неждан (нежданный в семье ребёнка), Горланов –от  Горлан.

( слишком шумный), Катюшин, Любавин.

Прозвища  метко отражали какие - то особенности  человека.

  1. Фамилии, образованные от профессиональных прозвищ предков: Кузнецов, Гончаров.
  2. Фамилии православного духовенства: Аполлонов, Троицкий.

Мы проанализировали фамилии наших одноклассников и сделали предположения о происхождении их фамилий.

Фамилии, образованные от личных христианских имён носят: Андрюшин Егор, Денисенков  Александр, Михалёв Дмитрий, Семёнов Максим, Шурова Алёна, Наумова Екатерина.

От места проживания: Сениченков Павел и Демченкова Анастасия

От мужских и женских мирских имён и прозвищ образованы фамилии:

Кривоноженкова Елена, Козявина Владлена, Корякова Надежда, Митюхин Даниил, Сметанюк Анастасия, Горобец Ангелина.

Сценка «У плетня» (музыка частушек)

- О присхождении своей фамилии нашла интересные факты Горобец Ангелина:

«Я недавно переехала с семьёй из Украины. Моя фамилия Горобец происходит из украинского слова «горобець» т. е. «воробей». Скорее всего это существо легло в основу прозвища «Горобец», которое мог получить маленький, подвижный человек. Со временем он и получил фамилию «Горобец». Такие (птичьи) фамилии были распространены в старину на Руси в XV – XVII вв. И такая фамилии досталась и мне. Мне она нравится».

Интересную  информацию о людях, носящих фамилию Ратошнюк, приготовил Женя Ратошнюк:

- Моя фамилия Ратошнюк, она живёт уже много поколений. Образовалась она в Украине от слова «Рать – войско». Все мужчины по линии отца с фамилией Ратошнюк, кроме меня пока, военные. Мой отец прослужил в рядах РА 15 лет. Мой дедушка Сергей Леонидович служил 33 года и за годы службы награждён орденом и многими медалями. Мой прадед был военным инженером. Он пошёл по стопам своего отца, моего прапрадедушки. Мой прапрадедушка, Ратошнюк Иван Леонидович, воевал в трёх войнах.  У нас в семье храниться его фото, где он в 1941 году вместе с друзьями. Он погиб в апреле 1945 недалеко от Берлина. Мы знаем своих родственников до седьмого поколения.

Моя фамилия знаменитая. Я горжусь своей фамилией и постараюсь её не подвести.

 

 Ученик:

- Так  отражаются ли в фамилии внешние и внутренние качества человека? В ответе на этот вопрос мы согласны с точкой зрения Сергея Михалкова, автора стихотворении «Смешная фамилия»:

Каких фамилий только нет:
Пятёркин, Дв
ойкин, Супов,
Слюнт
яев, Тряпкин-Дармоедов,
Пупк
ов и Перепупов!

В фамилиях различных лиц,
Пор
ою нам знакомых,
Звуч
ат названья рыб и птиц,
Звер
ей и насекомых:
Лис
ичкин, Раков, Индюков,
Селёдкин, М
ышкин, Тёлкин,


Мокр
ицын, Волков, Мотыльков,
Бобр
ов и Перепёлкин!

Но может некий Комаров
Им
еть характер львиный,
А н
екий Барсов или Львов-

Умишко комариный.
Быв
ает, Коршунов иной
Син
ичкина боится,
А Чистун
ов слывёт свиньёй,
А Простачк
ов - лисицей!
А Раков,
если не дурак,
Нев
ежда и тупица,
Наз
ад не пятится как рак,
А всё вперёд стрем
ится!

Плевков фамилию сменил,
Алм
азовым назвался,
Но в основн
ом - ослом он был,
Осл
ом он и остался!

А Грибоедов, Пирогов
Просл
авились навеки!
И в
ывод, стало быть,
 таков:
Всё д
ело не в фамилии, а в человеке!

Ведущий. Таким образом, внешние и внутренние качества человека в фамилии не отражаются.

(Слайд 26)

Подведение итогов заседания кружка.

Рефлексия.

– Интересно вам сегодня с нами было?!

– Что нового, необычного вы услышали сегодня?

– Что особенно заинтересовало вас?

- Группа «Имена» приготовила небольшие  книжечки, которые называются    «Твоё имя».

– Какой полученной информацией хочется поделиться с родителями?

- А может быть, что –то узнать?

– В заключении я хочу, чтобы вы помнили: мы носим разные имена, у нас разные отчества и фамилии, но не забывайте, что все мы ЛЮДИ! И должны помнить и уважать своих родителей.

- И в заключение песня «Взрослые и дети»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "К тайнам слова: занимательная лексика" 4 класс.

Муниципальное  общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №61»Ленинского района  города Саратова«Рассмотрено»Руководитель МО____________ Н.В.ЮринаПротокол №...

Внеклассное занятие для учеников 1 класса по русскому языку "Тайны слова"

Презентация "Тайны слова" предназначена для проведения внеклассного заня ти для первоклассников.  Увлекательные,короткие , разнообразные задания погружают учениклв в удивительгный мир русского яз...

Занятие по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" "Тайны волшебных слов".

Занятие по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" "Тайны волшебных слов"....

Программа предметно -ориентированного курса "К тайнам слова: занимательная лексика" для 3 класса

Рабочая программа предметно-ориентированного курса по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика» разработана для учащихся начального общего образования в соответствии с требованиями Федера...

[27] Рабочая учебная программа внеурочной деятельности "К тайнам слова: занимательная лексика" 3.1.

Данная программа появилась в ответ на новое социальное явление - приток мигрантов в города и сёла России....

Роль факультативного курса «Тайны и загадки лексики и фразеологии» в формировании научно-лингвистического мировоззрения младших школьников.

Роль факультативного курса «Тайны и загадки лексики и фразеологии» в формировании научно-лингвистического мировоззрения младших школьников....

План-конспект факультативного занятия "Тайны слова"

План-конспект факультативного занятия "Тайны слова" разработан в соответствии с возрастными особенностями для детей 1ого класса в условиях дистанционного обучения....