Занятие кружка "К тайнам слова: занимательная лексика"
план-конспект занятия на тему
Занятие кружка "К тайнам слова: занимательная лексика" по теме "Имя, отчество, фамилия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие кружка по русскому языку | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие кружка
«К тайнам слова: занимательная лексика»
Тема: «Имя, отчество, фамилия»
Цели и задачи:
1. Познакомить учащихся с историей появления фамилий, отчеств, имён.
2. Выявить и расширить знания о своём имени, родословной своей семьи.
3.Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям.
4. Формировать правильное отношение к семье, её членам, их взаимоотношениям;
5.Продолжать сплочение и развитие классного коллектива;
6.Создать комфортную обстановку для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
На доске: - эпиграф - строка А.С. Пушкина
“Что в имени тебе моем?”;
- пословицы «С именем – Иван, без имени – болван»;
«По имени – называют, а по отчеству – величают»;
«Не фамилия красит человека, а человек фамилию».
- цветок «РОМАШКА – знакомств»
У детей: - бейджики с именами «Анастасия» и т. д.;
- листочки с сокращёнными именами «Настя» и т. д.;
- листы с выступлениями.
Ход
(Слайд 1)
Учитель: - Добрый день, уважаемые взрослые. Сегодня вы присутствуете на заседании нашего кружка «К тайнам языка: занимательная лексика»
(Слайд 2)
Тема: «Имя, отчество, фамилия».
Над этими темами в отдельности мы с ребятами уже знакомились и сегодня у нас итоговое занятие. Нас эти темы очень заинтересовали и в процессе работы были сформированы три группы, каждая из которых изучала один из вопросов:
«Можно ли по имени определить характер человека?»
«Для чего человеку отчество?»
«Отражаются ли в фамилиях внешние и внутренние качества человека?»
- Ребята познакомились со специальной литературой, провели исследования имён, отчеств и фамилий своих одноклассников и сделали собственные выводы. А сегодня они познакомят нас со своими открытиями.
(Слайд 3)
(Читает учитель)
Нет меж живущих людей, да и не может
и быть безымянных;
В первый же миг по рождению каждый
убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар, от родимых
своих получает…
(Гомер)
- Так еще три тысячи лет назад сказал легендарный поэт Древней Греции Гомер. Во все времена, как только человек приходит в этот мир, его нарекают каким-либо именем. Имена имеют свою историю. Она тесно связана с историей народа и его языка. Имена возникают, изменяются, исчезают и вновь могут возродиться.
1 группа:
(Слайд 4)
Ученик: - Наша группа отвечала на вопрос «Можно ли по имени определить характер человека?»
- Мы, живущие сегодня не выбирали время для своего рождения. Время выбрало нас. Не выбирали мы страну и народ, среди которого нам выпала честь жить. Народ всей своей предыдущей историей подготовил наш приход в этот мир. За рождением каждого из нас стоит жизнь сотен поколений. Но только время бежит вперёд, и только родителям дано право выбора - выбирать имя для своего ребёнка.
А начнём мы с загадки:
«Что принадлежит вам, однако другие пользуются этим чаще, чем вы?»
(ИМЯ)
(Слайд 5)
Ученик:– Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, фантазии и художественное творчество народов. У всех людей есть имена. Это кажется настолько естественным, что об этом никто не задумывается.
А ведь между рождением ребёнка и получением имени проходит время. Задолго до появления ребёнка начинаются размышления по поводу имени будущего члена семьи. Как правило, заготавливаются мужские и женские имена. В выбор включаются не только родные – мать и отец, бабушки и дедушки, но даже и много сослуживцев родителей. В связи с этим складываются иногда комичные ситуации. Одна из них отражена в стихотворении Ю. Благова «Выбор имени»:
Дед, стараясь для внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имён, звучащих звонко:
«Товий… Муции… Свен… Орест…»
Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
«Назовём посовременней –
Гелий… Атом… Космодром…»
Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон.
С целым импортным набором –
«Эдвин… Генрих… Адам… Джон…»
Бабка с нехристями знаться
Не желает, и сама
Вносит лепту, глядя в святцы:
Псой… Сысой… Кузьма… Фома…»
Сочинительством премудрым
Занимались вчетвером,
Ночь проспорили, а утром –
Мальчик назван был Петром.
(Слайд 6)
Ученик: - Существует немало наук, которые помогают историкам исследовать прошлое развитие общества. И среди них две связаны с родственными отношениями человека:
- Наука о происхождении имён и фамилий людей – антропонимика.
- Наука, выясняющая происхождение родов, семей и отдельных людей, их родственные связи – генеалогия.
(Слайд 7)
Ученик:- О чём может рассказать имя человека
- Когда в древности люди жили не очень большими коллективами родственников из нескольких десятков человек, имена были не нужны. Все хорошо знали друг друга в лицо и в разговоре называли знакомых людей общепринятыми, закрепившимися за каждым человеком прозвищами.
(Слайд 8)
- Прозвища основывались на каких-то броских признаках внешности (например – носатый, горбатый, однорукий, рыжий), чертах характера (добрая, злыдень) или роде занятий (кузнец, резчик по кости, лекарь.
(Слайд 9)
- По мере того, как роды соединялись в племена, племена – в союзы, появлялись люди, которых должны были знать все. Такими людьми были вожди, верховные жрецы и их близкие помощники. Не все уже могли их знать в лицо. Поэтому распоряжения вождя или предсказания жреца передавались от их имени.
- Прозвища основывались на каких-то броских признаках внешности (например – носатый, горбатый, однорукий, рыжий), чертах характера (добрая, злыдень) или роде занятий (кузнец, резчик по кости, лекарь).
(Слайд 10)
- Знатные люди, имевшие в обществе более низкое положение, чем князья, тоже получали имена, но попроще, восходившие к древним прозвищам: Добрыня, Вышата, Гордята.
(Слайд 11)
- В старину имена выбирали по церковному календарю. Каждый день которого посвящён памяти того или иного святого. Все христианские имена занесены в специальные книги – «Святцы». День. Когда Православная церковь празднует святого, именем которого мы наречены, называются именины. Или днём ангела.
Мы решили выяснить, а чем руководствовались ваши родители, когда
выбирали для вас имена
(Дети говорят, кто и почему их так назвали)
Саша: - Меня назвал отец в честь своего отца. Мой отец - Дмитрий Александрович, а я - Александр Дмитриевич. Мне нравится моё имя.
Дима: - Меня тоже назвал отец, но в честь отца матери. Мне нравится моё имя – Дмитрий.
Надя: - Меня тоже назвал отец, в честь свой бабушки. Мне нравится моё имя - Надежда, оно красивое и редкое.
Алёна: - Мою мама зовут Лена, а меня Алёна. Так захотел папа.
Ученик: - А вы знаете, откуда пришло ваше имя и что оно обозначает?
(Слайд 12)
Ученик: - Раньше появляются мужские имена. Когда позже появились женские имена, их нередко производили от ранее возникших мужских. Так было, например, у древних римлян.
- А у нас в классе есть Евгений – он мальчик. А есть ли девочка с таким именем? (Да, Евгения)
- Приведите ещё примеры таких имён. (Мальчик Александр и девочка Александра, Валерий – Валерия, Василий – Василиса, Виталий – Виталина)
- Ребята, а вы знаете, сколько разных имён в нашем классе? (17)
- А почему нас 18 человек в классе? (две Насти))
- А как называют людей, у которых одинаковые имена? (Тёзка)
(Слайд 13)
Ученик: - На Руси появляются имена, которые давались при крещении ребёнка в честь христианских святых. Часто они были греческими, т. к. пришли к нам из Византии.
А вы знаете, что обозначают ваши имена? (Рассказывает Влада)
(Слайд 14)
Девочки:
- Анастасия – (др. греч.) «воскресение»
- Ангелина – (греч.) «вестница»
- Алёна – (русск.) – «алая»
- Владлена – (русск.) «хорошая жена»
- Елена – (греч.) «светлая», «факел»
- Екатерина (греч.) 2чистая», «непорочная»
- Оксана – (греч.) «иностранка»
- Надежда – «надежда»
(Слайд 15)
Мальчики
- Александр – (др. греч.) «защитник людей»
- Даниил – (евр.) «Бог мой судья»
- Дмитрий – (греч.) «бог плодородия»
- Евгений – (греч.) «благородный»
- Егор – (др. греч.) «земледелец»
- Максим – (греч.) «величайший»
- Павел – (лат.) «маленький»
- Родион – (стар.) «житель Родоса»
- Как вы относитесь к своему имени?
- Подходит ли вам ваше имя?
Ученик:- В выборе имён, так же как и в одежде, существует мода. Так в 20 – годы ХХ века было модно придумывать новые имена. Девочек называли Электрофикация, баррикада, мальчиков – Днепрогэс, Донбасс. Были такие имена, как Атом, искра, Идея, Партия, но не все имена прижились. Одно время были в моде западные имена: Эльвира, Эдуард, Генрих.
(Слайд 16)
- Мы изучили имена, которые носят ученики нашей начальной школы и выяснили, что на сегодня самыми распространёнными являются
среди девочек больше всего с именем Анастасия, на втором месте – Полина, а на третьем месте – Алёна, Виктория, Арина и Кристина.
Среди мальчиков на первом месте – Даниил, на втором – Владислав, на третьем – Максим.
Ученик:
- А я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Ромашка». У вас у каждого на груди ваше имя, которое написано в документах. Но родные, близкие и друзья называют более коротким именем. Каким?
(Дети к лепесткам ромашки, на которых написано короткое имя, прикрепляют длинное).
Настя – Анастасия
- А почему имена: Оксана, Ангелина, Алёна, Максим и Егор без пары? (Таких имён не существует)
- Но это не значит, что их называют только так. Существуют и уменьшительно – ласкательные обращения: Алёнушка, Ангелиночка, Оксаночка, Максимка, Егорушка. Так вас часто называют ваши родные, и я позволяю себе так вас называть. Я думаю, вы не против этого.
Ученик:- А сейчас проведём викторину, посмотрим, как хорошо вы знаете имена авторов произведений и героев некоторых рассказов.
- Назовите имя девушки, которая боялась очень жаркой погоды? (Снегурочка)
- Назовите имя и фамилию поэта, определившего цвет носа у Мороза? (Николай Некрасов)
- Имя самого высокого милиционера Москвы? (Степан)
- Кто смастерил деревянного мальчугана? (Карло)
- Как звали мальчика, о котором мы недавно читали на уроке?(Витя Малеев)
- Имя Маугли в голливудском варианте. (Тарзан)
- Как звали мальчика, который однажды вечером, сидя на лавочке, “качал ногой”, когда ему и его друзьям “делать было нечего”? (Николай)
- Как звали знаменитого клоуна? (Олег Попов)
- Как звали девушку, у которой семь поклонников? (Белоснежка)
- Кто написал сказку о неряшливой женщине? (Корней Чуковский)
- Как звали соперника Буратино по сердечным делам? (Пьеро)
- Специальной науки, которая изучает связь имени и человека, пока нет, но многие учёные занимаются этим вопросом. И в своих работах они опровергают старинную русскую пословицу: «Хоть горшком назови, только в печку не ставь». Так американские психиатры установили, что если имя вызывает насмешки окружающих, то и характер у человека будет колючим, а люди со странными именами чаще болеют психическими заболеваниями.
Одна из версий учёных - Каждое имя имеет свою мелодию, которая и определяет характер. Есть имена твёрдые, которые звучат жёстко– Игорь, Дмитрий, Жанна, Дина. У людей с такими именами характер настойчивый, даже упрямый. Другие имена звучат мягко, мелодично – Михаил, Сергей, Светлана. У таких людей характер будет покладистым и спокойным.
Ученик:
- Мы изучили предлагаемые варианты и выяснили, что в основном характеристики действительно соответствуют тем именам, которые носят наши одноклассники.
(Слайд 17)
2 группа:
Ученик: - Наша группа отвечала на вопрос «Для чего человеку отчество?»
– Официальное русское наименование триедино, его составляют: имя, отчество, фамилия. Именование по имени и отчеству показывает вежливое отношение к именуемому лицу, включает желание подчеркнуть отношение к именуемому лицу. Слово «величать» в русском языке означает возносить, превозносить, прославлять, чествовать, а также называть по отчеству.
Ученик:
– Как тебя звать – величать? – это выражение нередко в народных сказаниях и былинах, где все богатыри и воины называются по имени и отчеству: Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец. Обычно отчество начинает присовокупляться к имени тогда, когда человек становится вполне взрослым, приобретает вес в обществе, обзаводится семьёй, а не в юном возрасте. Даже на работе молодого человека обычно называют только по имени.
– Какую роль играет отчество в полном имени русского человека?
_Это указание на близкое родство, принадлежность к семье, глава которой зовётся определенным именем. Чей мальчик? Сын Петра? Петров сын – Петрович; или Петрова дочь – Петровна. Оформление, таким образом, имени отца, сопровождающее личное имя сына или дочери, издавна было специфической особенностью именования только у русских. Русские отчества – образование очень древнее. Уже в списках русских послов 945 года при именах некоторых находим отчества. Древнерусских князей величали не только по отцу, но и по деду и прадеду, т.к. древностью рода тогда особенно гордились. Например: великого князя Киевского Владимира (княжил примерно с 980 года) называли – князь Владимер Святославичь, внук Всеволожь, правнук Олгов, праправнук Святославль, препраправнук Ярославль, пращур великого Владимера.
Ученик:
- В древности отчества образовывались не только от новоявленных для того времени календарных имён, но и от тех бытовых имён – прозваний, которые были распространены. После 15 века слова «сын» и «дочь», стоявшие раньше перед такого рода отчеством, меняют свои места и начинают употребляться после отчества.
Ученик:
- Варлаам Михалёв – сын, а впоследствии опускаются вовсе, в результате чего указанные отчества постепенно превращаются в фамилии и закрепляются за членами семьи, переходя из поколения в поколение. Были случаи образования отчеств от женских личных имён: Олег Настасьич, Стенька Гридин – сын Натальин, Лука Марфин.
– После Великой Октябрьской Социалистической революции, когда социальный уклад в нашей стране коренным образом изменился, отчества сделались обязательным компонентом именования русских людей. Отчества можно образовывать от имени отца и матери. Однако, по традиции, идущей из далёкой старины, когда отец был единственным кормильцем и законным представителем семьи, узаконено величание (образования отчества) всех детей только по отцу. В русском языке от имени разных типов отчества образуются по-разному, хотя все способы равноценны и равноправны.
(Слайд 18)
- Отчество – это указание на то, как зовут отца данного человека. Русские отчества очень древние, появились раньше фамилий.
- А какое отчество у тебя?
(Слайд 19)
- К имени и отчеству могло добавляться прозвище указывающее на внешность, черты характера, совершённые дела:
- Князь Иван Данилович «Калита»;
- Князь Александр Ярославич Невский (Александр Невский был одним из славных защитников древней Руси. После победы на Неве над шведами Александра стали называть Невским);
- Князь Дмитрий Иванович Донской (Он прославленный полководец. Князь призвал всех русских князей объединиться на реке Дон и дать отпор монголо – татарскому войску. Князя Дмитрия нашли раненым на поле боя. С тех пор Дмитрия прозвали Донским)
Ученик: - Мы пришли к выводу, что отчество необходимо человеку также, как и имя. Чтобы помнить своих родителей, отца – главу своей семьи.
(Слайд 20)
3 группа:
Ученик: - Наша группа отвечала на вопрос: «Отражает ли фамилия внешние и внутренние качества человека».
- Начиная работу по этой теме, мы, по совету Татьяны Ивановны, решили выяснить, а интересна ли будет эта тема остальным ребятам и предложили им ответить на вопросы анкеты:
- Знаешь ли ты о происхождении своей фамилии?
- Хочешь ли узнать больше?
- Нравится ли тебе твоя фамилия?
В результате мы выяснили, что объяснить происхождение своей фамилии могут только несколько человек, не нравится она одному, а узнать о её происхождении интересно всем.
Чтобы достигнуть поставленной цели, мы определили задачи:
- Найти объяснение слова «фамилия».
- Выяснить, как произошли русские фамилии.
- Изучить происхождение фамилий наших одноклассников.
- Слово предоставляется историкам.
(Слайд 21)
Историк.
- Слово «фамилия» - латинского происхождения. В Римской империи оно относилось ко всем живущим под одной крышей: и родственникам, и рабам. На Руси в старину фамилий не было. Вместо них использовали прозвища: Дрозд, Кушак, Плющ, Колесница… Введены законом фамилии были только при Петре Первом .Сначала для князей и бояр, затем для дворян и именитых купцов. Среди крестьян фамилии стали употребляться лишь после отмены крепостного права. Часто крестьяне просто записывались под фамилией своих бывших господ. Так появились целые деревни Воронцовых, Голицыных.
- Доказательства этому нашли наши книголюбы.
(Слайд 22)
Книголюб.
- В книге В. А. Никонова написано: « В России княжеские, а за ними боярские фамилии возникали с XIV до середины XVI в., помещичьи формировались в XVI – XVII вв.; фамилии же горожан, за исключением именитого купечества, ещё не установились окончательно и в начале XIX в., даже фамилии духовенства созданы только в XVIII и первой половине XIX в., а подавляющее большинство крепостных крестьян и до середины XIX в. ещё не имели фамилий».
- Что же означает слово «фамилия» в наше время?
- Слово лингвистам.
(Слайд 23)
Лингвист.
- В словаре С. И. Ожегова даётся следующее толкование данного слова: «Фамилия - наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени».
- Как же произошли фамилии? На этот вопрос подготовили ответ наши учёные.
- Но сначала посмотрим небольшой фильм, который и говорит о значимости фамилии.
(Слайд 24)
- И так, слово учёным о происхождении фамилий.
(Слайд 25)
Учёный.
- Происхождение русских фамилий можно разделить на следующие группы.
- Фамилии, образованные от русских христианских имён: Петров, Алексеев.
- Фамилии, образованные от места жительства: Москвитин, Запруднов.
- Фамилии, образованные от мужских и женских мирских имён и прозвищ: Нежданов от Неждан (нежданный в семье ребёнка), Горланов –от Горлан.
( слишком шумный), Катюшин, Любавин.
Прозвища метко отражали какие - то особенности человека.
- Фамилии, образованные от профессиональных прозвищ предков: Кузнецов, Гончаров.
- Фамилии православного духовенства: Аполлонов, Троицкий.
Мы проанализировали фамилии наших одноклассников и сделали предположения о происхождении их фамилий.
Фамилии, образованные от личных христианских имён носят: Андрюшин Егор, Денисенков Александр, Михалёв Дмитрий, Семёнов Максим, Шурова Алёна, Наумова Екатерина.
От места проживания: Сениченков Павел и Демченкова Анастасия
От мужских и женских мирских имён и прозвищ образованы фамилии:
Кривоноженкова Елена, Козявина Владлена, Корякова Надежда, Митюхин Даниил, Сметанюк Анастасия, Горобец Ангелина.
Сценка «У плетня» (музыка частушек)
- О присхождении своей фамилии нашла интересные факты Горобец Ангелина:
«Я недавно переехала с семьёй из Украины. Моя фамилия Горобец происходит из украинского слова «горобець» т. е. «воробей». Скорее всего это существо легло в основу прозвища «Горобец», которое мог получить маленький, подвижный человек. Со временем он и получил фамилию «Горобец». Такие (птичьи) фамилии были распространены в старину на Руси в XV – XVII вв. И такая фамилии досталась и мне. Мне она нравится».
Интересную информацию о людях, носящих фамилию Ратошнюк, приготовил Женя Ратошнюк:
- Моя фамилия Ратошнюк, она живёт уже много поколений. Образовалась она в Украине от слова «Рать – войско». Все мужчины по линии отца с фамилией Ратошнюк, кроме меня пока, военные. Мой отец прослужил в рядах РА 15 лет. Мой дедушка Сергей Леонидович служил 33 года и за годы службы награждён орденом и многими медалями. Мой прадед был военным инженером. Он пошёл по стопам своего отца, моего прапрадедушки. Мой прапрадедушка, Ратошнюк Иван Леонидович, воевал в трёх войнах. У нас в семье храниться его фото, где он в 1941 году вместе с друзьями. Он погиб в апреле 1945 недалеко от Берлина. Мы знаем своих родственников до седьмого поколения.
Моя фамилия знаменитая. Я горжусь своей фамилией и постараюсь её не подвести.
Ученик:
- Так отражаются ли в фамилии внешние и внутренние качества человека? В ответе на этот вопрос мы согласны с точкой зрения Сергея Михалкова, автора стихотворении «Смешная фамилия»:
Каких фамилий только нет:
Пятёркин, Двойкин, Супов,
Слюнтяев, Тряпкин-Дармоедов,
Пупков и Перепупов!
В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых:
Лисичкин, Раков, Индюков,
Селёдкин, Мышкин, Тёлкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепёлкин!
Но может некий Комаров
Иметь характер львиный,
А некий Барсов или Львов-
Умишко комариный.
Бывает, Коршунов иной
Синичкина боится,
А Чистунов слывёт свиньёй,
А Простачков - лисицей!
А Раков, если не дурак,
Невежда и тупица,
Назад не пятится как рак,
А всё вперёд стремится!
Плевков фамилию сменил,
Алмазовым назвался,
Но в основном - ослом он был,
Ослом он и остался!
А Грибоедов, Пирогов
Прославились навеки!
И вывод, стало быть,
таков:
Всё дело не в фамилии, а в человеке!
Ведущий. Таким образом, внешние и внутренние качества человека в фамилии не отражаются.
(Слайд 26)
Подведение итогов заседания кружка.
Рефлексия.
– Интересно вам сегодня с нами было?!
– Что нового, необычного вы услышали сегодня?
– Что особенно заинтересовало вас?
- Группа «Имена» приготовила небольшие книжечки, которые называются «Твоё имя».
– Какой полученной информацией хочется поделиться с родителями?
- А может быть, что –то узнать?
– В заключении я хочу, чтобы вы помнили: мы носим разные имена, у нас разные отчества и фамилии, но не забывайте, что все мы ЛЮДИ! И должны помнить и уважать своих родителей.
- И в заключение песня «Взрослые и дети»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА КРУЖКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "К тайнам слова: занимательная лексика" 4 класс.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №61»Ленинского района города Саратова«Рассмотрено»Руководитель МО____________ Н.В.ЮринаПротокол №...
Внеклассное занятие для учеников 1 класса по русскому языку "Тайны слова"
Презентация "Тайны слова" предназначена для проведения внеклассного заня ти для первоклассников. Увлекательные,короткие , разнообразные задания погружают учениклв в удивительгный мир русского яз...
Занятие по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" "Тайны волшебных слов".
Занятие по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" "Тайны волшебных слов"....
Программа предметно -ориентированного курса "К тайнам слова: занимательная лексика" для 3 класса
Рабочая программа предметно-ориентированного курса по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика» разработана для учащихся начального общего образования в соответствии с требованиями Федера...
[27] Рабочая учебная программа внеурочной деятельности "К тайнам слова: занимательная лексика" 3.1.
Данная программа появилась в ответ на новое социальное явление - приток мигрантов в города и сёла России....
Роль факультативного курса «Тайны и загадки лексики и фразеологии» в формировании научно-лингвистического мировоззрения младших школьников.
Роль факультативного курса «Тайны и загадки лексики и фразеологии» в формировании научно-лингвистического мировоззрения младших школьников....
План-конспект факультативного занятия "Тайны слова"
План-конспект факультативного занятия "Тайны слова" разработан в соответствии с возрастными особенностями для детей 1ого класса в условиях дистанционного обучения....