Программа предметно -ориентированного курса "К тайнам слова: занимательная лексика" для 3 класса
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kursu_k_taynam_slova.docx | 31.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ " СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 " п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
предметно-ориентированного курса
«К тайнам слова: занимательная лексика»
для 3 класса начального общего образования
(предмет, класс и т.п.)
Тушинской Тамары Владимировны, первая квалификационная категория
(Ф.И.О., категория)
п.г.т. Уренгой
Ι. Пояснительная записка
Рабочая программа предметно-ориентированного курса по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика» разработана для учащихся начального общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Актуальность программы курса определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Реализация программы способствует приобретению обучающимися навыков культуры общения, обогащению словарного запаса, овладению нормами русского литературного языка, развитию познавательного интереса к предмету «Русский язык», развитию самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений, активизации навыков ораторского искусства.
Цель курса: расширение и углубление знаний учащихся по русскому языку
Задачи курса:
- познакомить с основными этапами в развитии языка;
- формировать навыки, необходимые для бытового и делового общения;
- пробудить потребность у обучающихся к формированию яркой и выразительной устной и письменной речи;
- способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
- способствовать развитию смекалки и сообразительности.
- создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по развитию речи.
Программа предназначена для учащихся 3б класса. Срок реализации рабочей программы – 1 учебный год. Занятия проводятся в рамках оказания учащимся платных образовательных услуг. На изучение отводится 1 час в неделю. Изучение курса начато в октябре. Количество учебных часов за год – 29 часов.
II. Планируемые предметные результаты освоения учебного
предмета
Обучающийся научится:
- владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);
- моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
- применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
III. Содержание учебного предмета
1.Из истории русского языка. (3часа)
Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство. Первоучители словенские. Славянская азбука. История буквы ЯТЬ.
2. «Вначале было слово…» (11часов)
О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века. Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные различия и их типы. Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. Общеупотребительные слова. Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии? Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ.
3.«Слово – понятие, слово – творчество» (7 часов)
К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. О словах одинаковых, но разных. Как правильно употреблять слова. Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? Напиши письмо Другу.
4.Качества хорошей речи (8 часов)
Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. Эмоциональная грамотность. История современных знаков препинания. Трудно ли говорить по-русски? «Наш дар бессмертный - речь» Итоговое занятие.
Формы проведения занятий
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
- анализ текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.
- конкурсы, викторины;
- сообщения и доклады (мини);
- выпуск газет.
Основные методы и технологии
- развивающее обучение;
- проектно-исследовательская деятельность.
IV. Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата урока |
Из истории русского языка. 3 часа | |||
1 | Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство. | 1 | 05.10 |
2 | Первоучители словенские. Славянская азбука. | 1 | 12.10 |
3 | История буквы ЯТЬ. | 1 | 19.10 |
«Вначале было слово…». 11 часов | |||
4 | О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века. | 1 | 26.10 |
5 | Литературный язык и местные говоры. | 1 | 09.11 |
6 | Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. | 1 | 16.11 |
7 | Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. | 1 | 23.11 |
8-9 | Практическая работа. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. | 2 | 30.11-07.12 |
10 | Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. | 1 | 14.12 |
11 | История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии? | 1 | 21.12 |
12 | Общеупотребительные слова. Термины и профессионализмы | 2 | 11.01-18.01 |
13-14 | Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ. | 1 | 25.01 |
«Слово – понятие, слово – творчество». 7 часов | |||
15 | К истокам слова. Почему мы так говорим? | 1 | 01.02 |
16 | Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. | 1 | 08.02 |
17 | Как правильно употреблять слова. | 1 | 15.02 |
18-19 | Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. | 2 | 22.02-01.03 |
20-21 | Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? | 2 | 15.03-22.03 |
Качества хорошей речи. 8 часов | |||
22 | Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. | 1 | 05.04 |
23-24 | Орфоэпические нормы русского языка | 2 | 12.04-19.04 |
25-26 | История современных знаков препинания | 2 | 26.04-03.05 |
27 | Трудно ли говорить по-русски? | 1 | 10.05 |
28 | «Наш дар бессмертный - речь» | 1 | 17.05 |
29 | Итоговое занятие. | 1 | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА КРУЖКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "К тайнам слова: занимательная лексика" 4 класс.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №61»Ленинского района города Саратова«Рассмотрено»Руководитель МО____________ Н.В.ЮринаПротокол №...
Занятие кружка "К тайнам слова: занимательная лексика"
Занятие кружка "К тайнам слова: занимательная лексика" по теме "Имя, отчество, фамилия"...
Программа предметно -ориентированного курса "Велёлая грамматика" для 2 класса
Рабочая программа предметно-ориентированного курса «Весёлая грамматика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта второго поколе...
Программа предметно -ориентированного курса "Велёлая грамматика" для 4 класса
Рабочая программа предметно-ориентированного курса по русскому языку «Веселая грамматика» предназначена для расширения знаний по курсу «Русский язык». Данная программа является актуальной на сегодняшн...
[27] Рабочая учебная программа внеурочной деятельности "К тайнам слова: занимательная лексика" 3.1.
Данная программа появилась в ответ на новое социальное явление - приток мигрантов в города и сёла России....
Рабочая программа предметно – ориентированного курса по математике «Почемучки» для 3 класса начального общего образования
Представлена Рабочая программа для дополнительных занятий по математике для 3 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны слов" 2-3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны слов» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)....