Внеклассное мероприятие по теме "Праздник фонетики"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект мероприятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 11

г. Вольска Саратовской области»

            Внеклассное мероприятие по  русскому языку

 «Праздник фонетики»

подготовила

учитель начальных классов

Лукина Елена Владимировна

г.Вольск, 2014

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Праздник фонетики» 

       Цель: углубить и закрепить знания по фонетике, развивать фонематический слух, усовершенствовать навыки постановки ударения, отрабатывать правильное  литературное произношение.

       Оборудование: плакаты, содержащие высказывания  классиков русской литературы о языке и о звуке; магнитофон, кассета с аудиозаписью различных звуков; карточки слов.

Ход праздника.

Вступление.

    Отгадайте загадку:

Он бывает тихим, громким,

 А ещё глухим

Может быстро проскочить,

                                                              А захочет — будет жить

                                                              До тех пор, пока звонок

                                                              Не отмерит ему срок.

                                                              Он везде всегда дрожит

                                                               И по воздуху бежит.

Рот ему, как дом родной,

                                                              Из него летит волной.

    Любит с эхом подразниться,

В барабане сохраниться.

Если где услышим стук,

         Значит, к нам добрался ..(звук).

                                                                           С. Ефремов.

                              (Звучит фонограмма)

- Прослушайте внимательно запись, назовите услышанные звуки:

а) льётся вода из - под крана;

б) звенит колокольчик;

в) тикают часы;

г) школьная столовая в разгар обеда;

д) птичьи голоса;

е) учащийся читает отрывок из стихотворения « Унылая пора»;

ж) музыкальный отрывок из произведения Чайковского «Времена года»;

з) плач ребенка.

Слово учителя:

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, неясность сна, шум и тень садов, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».

Звуковую сторону речи изучает фонетика. Само название образовано от греческого phone (фон), что означает «звук».«Слово — одежда всех фактов, а звук — одежда слова».

- А как звуки научились превращаться в буквы, т.е. «одеваться», мы узнаем из сказки:

        Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.

        Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с её жителями. А когда узнал, что все жители - невидимки, то очень огорчился. Но он всё — таки был волшебником, причём очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видным и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав, или пропев её, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.

- Ребята, а где мы можем увидеть звуки в своих волшебных  платьях?         (В алфавите)

- В каких случаях своей жизни люди пользуются алфавитом?

                                                                     Исполняется песня  «Алфавит»

 Фонетические диалоги

 Гласные – согласные.

1 уч.

Мы не буквы, мы — звуки речи,

Изучает фонетика нас.

2уч.

Мы не буквы, мы — звуки речи,

 Произносят и слышат нас.

1 уч.

Дыхание свободно в каждой гласной,

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовёт,

Звук получается гласный.

2уч.

А согласные… Согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Учитель:

- На какие две группы делятся звуки?

— (Гласные и согласные).

                            Сценка «Кто важнее?»

Ведущий.

Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее?

Гласные:

Конечно, мы важнее. Без нас никто и рта не раскроет!

Согласные:

Ну, это мы ещё посмотрим. Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится.

Гласные:

А вот и получится! Например, м.

Согласные:

Разве только одно м, а больше ничего?

Гласные:

И всё же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.

Согласные:

Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одного слова не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что — нибудь! Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами.

Гласные: (поют и смущённо умолкают)

 [..о..е..и..а]

Согласные:

Вот видите! А если мы скажем [ф..н..т..к}, так всякий догадается, что это фонетика.

Гласные:

Ну, допустим. Хотя мы решили, что это фантик. А вот попробуйте без нас произнести такие слова: окно, ёлка, если.

 Согласные:

(мычат в ответ что- то неразборчивое и тоже умолкают).

Ведущий.

А как вы думаете, ребята, кто из них важнее и нужнее: гласные или согласные звуки?

Высказывание(плакат):

                              Гласные — это река,

                              А согласные — её берега,

                              Реки без берегов не бывает.

                                         (Исполняется песня «Гласные-согласные»)

                        Игра «Один звук, марш!»

Ведущий.

Поиграем в игру, которую назовём так: «Один звук, марш!»

1) Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово, с другим лексическим значением. Вот так:     горсть — го[] сть.

всласть – власть       экран – кран

краска – каска        полк - пол

склон — слон        беда  - еда

тепло - тело

2) Теперь, наоборот, я вам даю слово, а вы добавьте к каждому из них один звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Вот так:  роза - гроза.

стол - столб                            шар - шарф

лапа - лапша                          рубка - трубка

укус - уксус                            клад- склад

дар - удар                                усы – бусы

З) Сейчас вам следует в данных словах  заменить один согласный звук. Вот так:   корж — морж.

ногти - когти              зубы - губы                  галка - палка

булка – будка             киска - миска              орел - осёл

лапка - лавка               песок - лесок              клин- блин              

 свет - цвет                  тоска - доска              полено – колено     дамочка - мамочка

                                                       

Ведущий: Продолжаем мы играть,

                   Чтобы многое узнать.

«Весёлые рифмы про ударение»

Сценка «Ударение»

(Открывается занавес. Комната. В постели лежит мальчик.)

- Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять.

Берёт бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в день по одной столовой ложке. После приёма пищи».

 Начинает пищать.

Вбегает мама:

- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

- А я лекарство принял. А здесь написано. . .(читает).

- Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочёл. Три раза после приёма  пищи, а не пищи.

- Ой, мамочка! Нам и в школе учительница говорила, что от  перестановки ударения может меняться смысл слова.

1 уч.

Ударный слог, ударный слог,

Он назван так недаром.

Эй, невидимка — молоток,

Отметь его ударом!

2уч.

И молоток стучит, стучит,

И четко речь моя звучит.

Шутник он, невидимка — молоток,

Тук! — и ударил в безударный слог...

И сразу же исчез огромный замок

И появился маленький замок.

3 уч.

Послушай, молоток,

Не путай слоги,

Опять, озорничая, не солги!

Мы в слове слог ударный

Найдём  э—ле—мен—тар—но!

А когда его найдем,

Громче всех произнесём!

Учитель:

Ошибка в ударении

Граничит с преступлением.

Пускай запомнит это млад и стар.

Ни молодым, ни старым

Нельзя одним ударом

Не то, что нужно, ставить

Под удар!

Фонетические головоломки.

1 уч.

Я — травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращусь в конфету.    (Ирис — ирис).

2 уч.

Я — сборник карт: от ударения

Зависят два моих значения.

Хочу — преображусь в название

Блестящей, шелковистой ткани.    (Атлас — атлас).

3 уч.

Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они.

В ведёрко руки окуни.

Не бойся, это. .  (Окуниокуни).

Учитель:

- Усваивая звуковые «портреты» слов, нужно относиться к звучащему слову, как к некоему живому организму, в котором бьётся его сердце — ударение.

                                                   (Исполняется песня «Перепутаница»).

Домашнее задание

«Егоркины скороговорки»

- Скороговорки — это ради забавы придуманные фразы с труднопроизносимым подбором звуков, которые надо произнести быстро, но ясно и отчётливо, не запинаясь. Произнесите скороговорки, четко выговаривая согласные звуки. Повторите задание 2-3 раза, ускоряя темп речи.

Ведущий:

                         Я сегодня была в восторге

                         От затейника Егорки,

                          За его скороговорки

                          Я поставила б пятерки!

Повторяйте, детвора:

- Посреди двора дрова.

- Жук, над лужею жужжа,

    ждал до ужина ужа.

                                 - В переменку перепел

                                   Перепёлку перепел!

- Лилии полили ли

 Иль увяли лилии?

                                - Аня  ныне нянина,

                                  Нина няня Анина.

- Мамами  любимы  мы –

самыми любимыми!

                                    То — то буду я в восторге,

                                    Если вы ,как я Егорке

                                    За его скороговорки,

                                    Всем поставите пятерки!

Занимательная минутка

Есть ли твердые согласные звуки в скороговорке «Летели лебеди с лебедятами»?

Скороговорки, которые были даны детям на дом:

- Все бобры добры до своих бобрят.

- Водовоз вез воду из-под водопровода.

- У пенька опять пять опят.

- Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.

- На Ерему напала дрема, от дремы уснул Ерема

- Рыбу ловит рыболов. Весь в реку уплыл улов.

- Кукушка кукушонку купила капюшон.

   Надел кукушонок капюшон.

   Как в капюшоне он смешон.

Игра «Найди ошибки».

Учитель читает:

Пришёл из школы Лев Кузьмич,

Стал проверять тетрадки,

И целый вечер Лев Кузьмич.

Отгадывал загадки.

Он долго думал, например,

Раскрыв тетрадку Тани,

Что это значит: «Музыкант

Играет на баране?»

Ах, неужели гвозди

Вбивают... молоком

(Написано у Кости

О чуде таком?)

А кто -то тяпкой вытер стол!

(Ах, неужели тяпкой?)

А кто - то каской красит пол!

(напрасно, лучше шапкой.)

А кто -то пишет: «Наш каток

Такой хороший, гадкий...»

- Ай-ай, - промолвил педагог

и отложил тетрадки...

Учитель:

Давайте поможем Льву Кузьмичу исправить ошибки ребят.  (карточки)

Учитель:

Я думаю, Вы будете со мной согласны, что каждый образованный человек должен соблюдать нормы орфографии и орфоэпии, т. е. быть грамотным.

                                          (Исполняется песня «Грамотей»

Заключительное слово учителя:

        - Добрые, красивые и грамотно написанные слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед.

           Язык достался нам от многих поколений живших на Руси людей. И мы должны передать его следующим поколениям таким же чистым, живым, сверкающим и богатым, каким он достался нам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.

Цели занятия:1.    Познакомить детей с правилами дорожного движения.2.    Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Внеклассное мероприятие "Прощание с Начальной школой" 4класс. Конспект мероприятия.

Внеурочная деятельность . Конспект "Прощание с Начальной школой"...

"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....

Внеурочное мероприятие по теме "Фонетика" 2 класс

Тема: «В гостях у фонетики»Цель: углубить и закрепить знания по фонетике, развить фонетический слухЗадачи:повторить ранее изученный материал;воспитывать отзывчивость, взаимопомощь, ум...