Урок русского языка . 2 класс. УМК «Планета Знаний».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Швец Наталья Викторовна

Тема : Конкретные и общие значения слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                            Учитель: Швец Н.В.

Урок русского языка . 2 класс. УМК «Планета Знаний».

Тема : Конкретные и общие значения слов.

Цель: учить выделять общее понятие о лексическом значении слова и его особенностях посредством анализа таблицы, работать с толковыми словарями, подбирать родственные слова.

Планируемые результаты:

Личностные : Применяют приобретённые навыки в практической деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные : научатся в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу.

Познавательные : научатся ориентироваться в учебнике; получат возможность научиться свободно ориентироваться  в книге, используя информацию справочного бюро.

Коммуникативные: научаться выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; получат возможность научиться адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Предметные: научатся применять правила правописания слов; получат возможность научиться осознавать свойства значения слов.

Оборудование : учебник «Русский язык» 2 класс. Л.Я. Желтовская, О.Б.Калинина, тетради, презентация, проектор, экран, компьютер, макет ореха, карточки для групповой работы, листы оценивания.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

  1. Постановка цели, задач урока.

- Ребята, для того, чтобы узнать, какое слово нам поможет раскрыть тему урока, его задачу, вам нужно будет отгадать загадку.

  И к нам в гости на урок пришла белочка, она – то и задаст эту загадку.

СЛАЙД1.        

- Отгадайте , и подумайте, случайно ли белка загадала её.

СЛАЙД2.

Чок-чок-чок-чок,

Рос на ветке сундучок

Сундучок не простой

Сундучок костяной.

- Отгадали?( да, это орех)

-Верно!

- А какое умение вам помогло отгадать загадку? (Мышление).

-Оцените себя в кружочке №1, одним из цветов светофорчика. (красный, жёлтый, зелёный)

СЛАЙД3.

-Случайно ли белка выбрала вам эту загадку?

-А почему же?(Она любит орехи).

- Верно, это одно из лакомств белки, и она принесла орех к нам на урок.

(На столе макет ореха)

Слайд 4.

-Посмотрите, ребята. Взглянув на строение ореха, вы сможете определить о чём будем говорить на уроке.

-Из чего состоит орех?(Ядро, скорлупа).

-С помощью ореха можно образно представить значение любого слова, в котором скорлупа- это оболочка, а ядро – это главная часть, его значение.

- Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке?(о слове, его строении).

-Образно назовём понятия «оболочка» и «ядро» слова, а как же точнее звучит тема нашего урока, прочтём в учебнике на с.64.

СЛАЙД5.

ТЕМА «Конкретные и общие значения слов»

-Какое умение помогло вам определить тему и задачу урока?(сравнение, обобщение).

-Оцените себя в кружочке №2.

-А теперь проскандируйте хором первую строку загадки:

СЛАЙД6.

 Чок-чок-чок-чок

-Какой шипящий звук повторяется?(Ч)

-Что вы можете рассказать об этом звуке?(согласный, непарный глухой, всегда мягкий).

-Молодцы!

-Значит какая буква нас посетила на минутке чистописания?(Буква Чч)

- Пропишите до конца строки буквы Чч.

-Подчеркните самую удачную букву.

-Устно назовите слова, начинающиеся на эту букву.

-Запишите одно слово, составьте с ним предложение. Запишите в тетради.

-Молодцы!

  1. Работа над новым материалом.

-Ребята, оказывается, слово-отгадка «орех» нам сегодня поможет на уроке усвоить новую тему. И сейчас вы в этом убедитесь.

-А вы слышали что-нибудь о молочных лесах?

-Авторы учебника предлагают вам об этом узнать, прочитав текст в упр.1 на с.64.

-Внимательно прочитайте про себя и ответьте на вопрос: существуют ли молочные леса?

(да, ядра орехов в 8 раз питательнее молока).

-А давайте сейчас, чтобы узнать о строении слова, проведём звуко-буквенный анализ слова «орех».

(К доске 1 ученик).

Орех – [арэх]  о- рех

о – [а]-гласный, безударный.

Р - [р] – согласный, звонкий, мягкий.

е -[э]- гласный, ударный.

Х - [х]- согласный, глухой, твёрдый.

4 буквы, 4 звука.

-Молодцы!

-Что помогло выполнить анализ?(память, мышление).

Оцените себя в кружочке №3

-Белочка советует нам отдохнуть вместе с ней и её друзьями(интерактивная физкультминутка).

-Продолжим работу и обратим внимание на таблицу в учебник е. Что можно узнать о слове «орех» из таблицы?

(Оно имеет форму слова(оболочку) : звуковую и буквенную.

-Сколько в этом слове гласных? Согласных?

-Каким цветом обозначен гласный звук? Согласный?

- Почему зелёный? Докажите.(буква «е» смягчает предыдущую согласную «р»)

-Молодцы! Вы внимательны!

-Что ещё видим в таблице?

-Объясните значение слова «орех» (Можно говорить о плоде, а можно о кусте).

-Давайте приведём примеры, составим предложения.

СЛАЙД 7.

СЛАЙД 8.

-Прочитайте в учебнике прямое(лексическое) значение слова.(Плод некоторых растений со съедобным ядром в твёрдой оболочке).

- Прочитайте на экране слова, близкие по значению:

Орех, орешник, лещина.

СЛАЙД9.

-Такие слова близкие по смыслу называют синонимами, но мы поговорим о них завтра.

-Прочитайте общее значение слова.(что? Орех – название предмета).

- Итак, что мы рассказали с помощью таблицы об особенностях слов русского языка?

-Почему в таблице использован образ ореха?

-Какое умение помогло сделать вывод?(анализ, обобщение)

Оцените себя в кружочке №4.

-На страницу учебника выбежал помощник, чтобы сделать заметку. Прочтём её на стр.65.

-Наш могучий русский язык содержит в себе огромное количество слов, оттого он и богат. И порой возникают вопросы о конкретном(лексическом ) значении непонятных нам слов. И в этом у нас есть бесценные помощники – толковые словари. –

-И белочка принесла их из библиотеки на наш урок.

Существуют большие толковые словари, а также школьные толковые словари, которые лежат у вас на партах. В них вы найдёте лексическое значение любого слова русского языка. Также в конце ваших учебников имеется толковый словарик.

- И именно с ним вам необходимо поработать  при выполнении упр.№4. Внимательно прочтите двустишие и найдите новое слово, спишите двустишие в тетрадь.

Спинку ровно я держу,

За посадкою слежу

Глазки вниз я опущу

На «отлично» напишу!

-Какое слово искали?(кузовок).

-Каково его лексическое значение? (плетёный короб из коры деревьев).

СЛАЙД 10.

-Каково его общее значение?(что? – кузовок, название предмета).

Молодцы!

-Какое умение применяли?(Умение работать со словарями)

Оцените себя в кружочке №5.

-Молодцы! Поработали на уроке хорошо, а теперь пора подвести итоги.

Взгляните на свои листы самооценки. Какой цвет преобладает на них? Закрасьте преобладающим цветом в кружочке №6. Отложите листы.

Найдите  на партах кармашек №2. Каждому из вас досталась возможность определить конкретное и общее значение слова с помощью толкового словаря. Выпишите его дома в тетрадь и составьте с ним предложение.

  1. Рефлексия деятельности.

Какую задачу ставили на уроке?

Удалось выяснить?

Что нам помогло?

Кто доволен своей работой на уроке? Кто нет? Почему?

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентации к урокам русского языка по УМК "Планета Знаний" 1 класс

Презентации созданы для использования на различных этапах уроков русского языка с применением интерактивной доски....

Урок русского языка по УМК "Планета знаний" 3 класс по теме "Если в слове две безударные гласные"

Урок русского языка в 3 классе по УМК "Планета знаний". Цель урока: обогатить учащихся способами проверки безударных гласных в корнях слов....

Реализация ФГОС. Современные образовательные технологии. Технологическая карта урока по русскому языку по УМК "Планета знаний" 1 класс

Уважаемые коллеги, хочу пополнить Вашу методическую копилку еще одной разработкой урока по русскому языку 1 класс по УМК  "Планета знаний". Представляю технологическую карту урока "Письмо заглавн...

Урок русского языка по программе "Планета Знаний" тема; Шипящие согласные

Материал представлен в виде презентации, содержит занимательне задания....

Урок русского языка по УМК «Планета Знаний», 3 класс Тема: Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже)

Урок получения новых знаний. Отрабатывается умение работать с алгоритмами. К  конспекту урока есть презентация....

Технологические карты к урокам русского языка по программе "Планета знаний" 2 класс

Данное пособие является дополнительным к пособию «Обучение во 2 классе по учебнику «Русский язык» Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой». Оно содержит подробные разработки уроков по ...