Открытый урок по русскому языку
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Болдырева Байрта Борисовна

Урок русского языка в 3 классе по теме:

« Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными» (ОС«Школа 2100» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина«Русский язык» 3 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе по теме:

« Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными»

Тема: Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными

(ОС«Школа 2100» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина«Русский язык» 3 класс)

Тип  урока: урок изучения нового материала.

Цели урока: Углубить представления о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов; показать связь имени прилагательного с именем существительным; формировать у учащихся способность к систематизации изучаемого материала.

Задачи:

Образовательные:

-наблюдать за признаками имен прилагательных, их ролью в речи;

-наблюдать за связью имен существительных и имен прилагательных;

-обучать выбору букв в окончаниях прилагательных по подсказке вопросов;

-наблюдать за изменением имен прилагательных по родам и числам.

Развивающие:

-развивать умения находить имена существительные и прилагательные;

-развивать умения находить «командующее» имя существительное;

-связывать имена прилагательные с именами существительными;

-развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);

-обогащать их словарный запас;

-формируем умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно;

-развиваем умение  ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Воспитательные:

-воспитывать  интерес и уважение к родному языку, его богатству;

-желание пользоваться средствами выразительности и потребность говорить красиво и образно.

-создать условия для активации, проявления инициативы, умения принимать решения в разных ситуациях,

Формы организации деятельности учащихся на уроке: технология проблемного обучения; здоровьесберегающие технологии,  деятельностный метод.

Планируемые достижения учащихся: узнать и запомнить значение новых словарных слов; расширить знания об имени прилагательном и его роли в речи; научиться находить связь между именем прилагательным и именем существительным.

Оборудование:  учебник русского языка Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина; компьютер, проектор, интерактивная доска.

Ход урока

Этап        урока

Содержание этапа

Комментарии

  1. Организационный

момент

-Здравствуйте, ребята, сегодня урок русского языка проведу я, зовут меня Байрта Борисовна.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Четко смело говорим

И тихонечко сидим.

-Ребята, сейчас на дворе конец зимы, только недавно закончились морозы, скажите, что мы ждем от природы, чего хотим много-много? (тепла и солнца).

-На доске у нас три солнышка: из-за облака видны только лучи, облако частично закрывает солнце, ясное солнышко.

-Ребята, посмотрите на три солнышка. Какое вам больше нравится? (ответы детей).

-Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.

  1. Актуализация знаний

1. Минутка чистописания.

Я тетрадочку открою, уголочком положу.

Я друзья от вас не скрою - ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, месяц и слова «Классная работа».

- Как всегда, несколько минут в начале урока мы уделим чистописанию.

- Внимательно посмотрите на данную запись:

Большой – маленький

Сухой – мокрый

Война –

Глубокий –

Старый –

- Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. ( К словам левого столбика надо подобрать слова противоположные по смыслу, начинающиеся на букву «м»)

- Значит, мы сегодня будем писать букву «м».

На доске: мло омл лом

- Определите порядок следования букв в этом ряду. ( Последняя буква в каждой ячейке становится первой)

- Напишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности.

2. Словарная работа. (Комментированное письмо)

Чудесная погода, вокруг  деревни, февральский ветер, хорошая дорога, красивые березы, чувство радости, весело бежать.

-Ребята, что происходит с природой с приходом весны? (Природа просыпается, птицы прилетают с теплых краев, солнышко греет сильнее, появляются почки на деревьях, расцветают цветы.)

-Составьте мини-рассказ о погоде  за окном.

 

  1. Формулирование темы и цели урока.
  1. Чтение текста с пропуском слов.

Февраль- самый …..месяц.   … метели и вьюги бывают в феврале. Солнце с каждым днем поднимается все выше, ярче светит, больше греет.

Слова для справок: снежный, сильный, белый, колючий.

- О чем идет речь? (о феврале)

-Что мешает вам понять текст?

(В тексте нет имен прилагательных.)

-Вставьте пропущенные слова.

-Какую роль играют  имя прилагательное в нашей речи?   (Ответы: имя прилагательное украшает нашу речь, уточняет, обогащает, . . .)

- Почему имя прилагательное имеет такое название?   (предположения детей)

- Я думаю в течении урока мы найдём ответ на этот вопрос.

- Ребята, как вы думаете какова тема нашего урока? (Ответы детей: имя прилагательное как часть  речи.)

-Да, мы продолжим наблюдать за именем прилагательным, выясним почему оно так  называется, с какой частью речи связано.

-Спишите текст, обозначьте «опасные места».

2. Наблюдение за именем  прилагательным

На слайде слова:

Новенький                         настроение  

Праздничное                   смородина

Душистая                            костюм

Голосистые                         соловьи

- По какому признаку разделены слова на две группы?   (Ответы детей:  по принадлежности к частям речи, имена прилагательные, имена существительные)

-Образуйте из этих слов словосочетания .  (записывают их в тетрадь)

- Проверка.   (Ответы:  новенький костюм, праздничное настроение, душистая смородина, голосистые соловьи)

- Почему именно так вы соединили пары?   (Ответы:  подходит по смыслу;  имя существительное в мужском роде, значит и имя прилагательное в мужском роде; ставили вопрос от имени существительного к имени прилагательному)

-Как вы думаете, какое слово главное в словосочетании? (Ответы: имя существительное)

-Почему?  (Ответы: потому что имя существительное обозначает предмет, а имя прилагательное – его признак)

-Значит, признака не может быть без предмета. Какой же вывод можно сделать, с какой частью речи связано имя прилагательное?  (Ответ:  с именем существительным)

3. Первичное закрепление.

-Выполняем  упражнение из учебника №313  - по вариантам /по заданию/

1 столбик -  I  вариант; 2 столбик -  II  вариант

Проверка коллективная (Ответы детей: лес (какой?) густой, имя существительное  мужского рода, единственного числа, имя прилагательное  - м.р., ед. ч.)

-Что вы заметили,  выполняя это задание?  (Ответы: Что у имени сущ. и имени прилаг. одинаковые  род и число)

-Какой вывод можно сделать, после выполнения этого задания?   (Ответы:  Имя прилагательное стоит в том же роде и числе что и имя существительное , с которым оно связано.)

- Прочитаем правило в учебнике стр. 77

- Ребята, давайте вернёмся к нашему вопросу, который вызвал у нас затруднение в начале урока: Почему имя прилагательное так называется?(Ответы:  Потому что оно связано с существительным; прилагательное произошло от слова прилагать , т.е. прикладывать, а оно ведь прикладывается к имени существительному и от него зависит;)

-Наблюдение продолжаем.

На слайде:  рисунок – зимний пейзаж, не полное предложение        

- Дополните предложение.   (Ответы:  Зимним вечером на небе светит яркая луна.)

- Как вы думаете,  изменился ли смысл предложения?  (Ответы:  Да.  Я думаю изменился, стало понятно в какое время года это происходит. Предложение стало красивее, ярче . Эти слова уточнили смысл предложения.)

 Запишите это предложение и сделайте полный его разбор.    (Один ученик работает  у доски.   Подчёркивает основу предложения,  указывает части речи над каждым словом,  выписывает все словосочетания из этого предложения)

-В словосочетаниях с именем прилагательным указать род и число сущ. и прилагательного.

- Как вы определили род и число имени прилагательного?   (Ответы:  по имени существительному, с которым оно связано)

  1. Физминутка.

Все встали! Я буду называть словосочетания «сущ. + прил.». Если прилагательное мужского рода, вы присядете; если прилагательное женского рода, вы похлопаете в ладоши; если прилагательное среднего рода, вы поднимите руки.

Дружный класс, нежное пюре, весёлая девочка, светлое небо, озорная кошка, крикливый петух, заботливая мама, золотое сердце, дорогой папа, алая заря, далёкий край, верная подруга, великое дело.

  1. Словарная работа.

- У нас на уроке  есть новичок. Это новое слово.

На слайде появляется слово  ФОНАРЬ              

-Поставьте ударение, укажите опасное место – орфограмму.

- Что такое фонарь?   (Ответы:  это осветительный прибор)

- А знаете  ли вы , что во Владимиро – Суздальском музее – заповеднике есть «Царь – фонарь», который весит 160 кг, высота его – 2 метра. Выносили его в старину на пасху, и несли  впереди крестного хода.

Записываем слово в тетрадь и подбираем к нему однокоренные слова, указываем во всех  орфограмму. (фонарик, фонарщик, фонарный)

  1. Работа с предложением.

Упражнение 316. Дети записывают предложения с комментированием и разбирают по членам предложения, указывая части речи над словами.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

На печальные поляны

Льёт печальный свет она….

-Есть ли в первом предложении имена прилагательные? (Есть)

-Какую роль выполняют имена прилагательные в данном предложении? (Украшает предложение?)

Появляется запись:

Уточняет

Прилагательное

Украшает

-Каким членом предложения являются имена прилагательные? (Второстепенным членом предложения)

- С какими существительными эти прилагательные связаны? Покажите графически, от какого слова, к какому ставится вопрос. Определите род и число имён прилагательных в предложениях.

- Как вы это определили? (по имени существительному, к которому относится это прилагательное)

- Итак, чтобы определить род и число имени прилагательного, надо:

- Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

- Определить род и число имени существительного.

- По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилагательного.

Помни: Род имён прилагательных определяется только в единственном числе.

  1.  Упражнение в употреблении имён прилагательных

- Какие вы молодцы!

- Любите ли вы загадки?

- Тогда сыграем в игру «Когда это бывает?» (отвечают хором)

Голубые, синие небо и ручьи,

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

- Когда это бывает? (Весной)

Лес и поле в зелени,

Синяя река.

Белые, пушистые

В небе облака.

- Когда это бывает? (Летом)

Золотые, тихие

Рощи и сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды.

-Когда это бывает? (Осенью)

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветви - как рога.

-Когда это бывает? (Зимой)

- Какая часть речи вам помогла быстро найти отгадки к этим загадкам? (Имя прилагательное)

-Почему? ( Имя прилагательное уточняет и украшает нашу речь.)

  1. Рефлексия.

1) На доске висит солнышко. Под солнышком находятся три вида бантиков:

зелёный – отлично, у меня всё получилось

синий – хорошо, но я могу лучше

красный – я недоволен собой

- Каждый из вас по – своему воспринял этот урок: кого-то он порадовал, кому-то надо над собой поработать. Пусть каждый из вас прикрепит «бантик» своего настроения на лучики солнышка.

Оцените свою сегодняшнюю работу.

2)Выставление оценок.

  1. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"

урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....