План-конспект урока на тему;"Правописание слов с сочетаниями жи -ши ".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ТЕМА:ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С СОЧЕТАНИЯМИ ЖИ-ШИ
1.Организационный момент.
Повторяйте за мной.
Топай, мишка,
Хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз –
Улыбайся и садись.
( разминаем пальчики).
2.Чистописание.
Обратите внимание на доску.
Ма жи на ши пру ер ё ро кий вёт к
Что написано на доске?
Составьте из них слова и запишите.
Машина, шина, пружина, ерши, ёжик, широкий, живёт, лежи.
Что объединяет все эти слова?
Что мы знаем о правописании сочетаний жи – ши ?
А что мы знаем о согласных звуках [ ш ], [ ж ] ?
Давайте напишем слияния жи – ши.
Вернёмся к составленным словам.
Разделите слова на все возможные группы.
( на 3 группы: предметы, признаки, действия;
на 2 группы: с сочетанием жи и с сочетанием ши).
А теперь будем работать только с группой предметов. Разделите их на группы.
1. одушевлённые и неодушевлённые;
2. предметы женского рода и мужского рода;
3. предметы в единственном числе и во множественном числе).
III Работа над темой.
· Давайте составим предложения, используя некоторые слова из написанных слов. А именно, подлежащее – одушевлённый предмет мужского рода. Обратите внимание на схему:
( Какой ? ) ____________ ____________ ( где ? в чём ? ).
____________
Колючий ёжик живёт в лесу.
( с комментированием у доски ).
Какие орфограммы встретились в предложении?
Подчеркните грамматическую основу.
Произнесите предложение с вопросительной интонацией.
Разберём слово ёжик фонетически.
ЁЖИК, Ё – ЖИК, 2 слога.
Ё – [ Й ] – согласный, непарный, мягкий, звонкий;
[ О ] – гласный, у–дарный;
Ж – [ Ж согласный, парный, твёрдый, звонкий;
И [ Ы ] – гласный, безударный;
К - [ К ] – согласный, парный, твёрдый, глухой.
_________________________________________
4 буквы, 5 звуков, 2 гласных, 3 согласных.
Кто догадался, какая тема урока?
Мы с вами поработали со слогами, словами, предложением. Сейчас будем работать со словосочетаниями, а точнее с фразеологическими оборотами, в которых встретятся сочетания жи – ши.
Бить баклуши - ……………………… .
Держит язык за зубами - …………… .
Дрожит как осиновый лист - ………. .
Составьте устно предложение с одним из этих фразеологизмов.
4. Физкультминутка.
Если вы услышите слова с сочетанием жи – наклоняетесь влево, с сочетанием ши – вправо, если не услышите сочетаний жи – ши - стойте на месте..
Снежинка, пружина, вышивка, циркуль, машина, широкий, циркач, жидкость, жираф, пушистый, рыжик, цитрус.
5. Работа над темой.
В каких словах не было сочетаний жи – ши?
Давайте их запишем.
Циркач, циркуль, цитрус.
Что заметили?
( слышим Ы, а пишем И ).
Что объединяет [ Ц ] со звуками [ Ж ], [ Ш ] ?
Назовите ещё слова на это правило.
Но в отличии от сочетаний жи – ши, которые пишутся только с гласной И, есть слова – исключения, которые пишутся с Ы и предметы во множественном числе ( синицы, лисицы и др. ).
Запишем эти слова:
Цыган, цыплёнок, цыц, цыкнул, синицы.
Словарная работа.
слово.
| К | |||
р | ||||
и | ||||
ц |
Да, то слово цирк.
( определение из словаря ).
Творческая работа.
А вы ездили в этом году в цирк?
Составьте и запишите предложение на эту тему.
Наш класс ездил в цирк.
Подчеркните главные члены предложения.
Назовите слова, которые нельзя перенести.
Составьте такое предлоржение, чтобы те, кто ещё не был в цирке, захотел бы побывать в цирке.
Как там интересно !
Что вам понравилось и запомнилось в цирке?
( ответы детей ).
Составьте предложения из наборов слов.
песню, танцевал, медведь, и, пел
кругу, по, пони, ходила
Составьте ещё несколько предложений, чтобы у вас получился связный рассказ.
6.Итог урока.
Понравился вам урок?
· .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме: Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова. 3 класс ФГОС
Открытый урок обобщения знаний проведен на методической неделе, получил высокую оценку коллег....
План-конспект урока на тему;"Правописание слов с сочетаниями ча - ща, чу -щу."
План-конспект урока....
План-конспект урока на тему;"Правописание слов с сочетаниями чк ,чн ,щн."
План- конспект урока....
Технологическая карта урока по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова"
2 кл. русский язык...
Урок по теме «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне и на конце слов»
Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫККласс: 3Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ СОГЛАСНЫХ БУКВ В КОРНЕ СЛОВА.Тип урока: закрепление материала.Технологии и методики: проблемные т...
Урок по теме «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне и на конце слов»
Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК Класс: 3 Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ СОГЛАСНЫХ БУКВ В КОРНЕ СЛОВА. Тип урока: закрепление материала. Технологии и методики: проблемные те...