План-конспект урока на тему;"Правописание слов с сочетаниями жи -ши ".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Курбанова Зулфия Магамедгадиевна

План-конспект  урока по русскому  языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_urok.odt23.46 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:ПРАВОПИСАНИЕ  СЛОВ  С  СОЧЕТАНИЯМИ  ЖИ-ШИ


1.Организационный момент.

Повторяйте за мной.

Топай, мишка,

Хлопай, мишка,

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперёд и вниз –

Улыбайся и садись.

( разминаем пальчики).

2.Чистописание.

Обратите внимание на доску.

  Ма   жи  на  ши  пру ер ё ро   кий   вёт  к

 Что написано на доске?

 Составьте из них слова и запишите.

Машина, шина, пружина, ерши, ёжик, широкий, живёт, лежи.

 Что объединяет все эти слова?

 Что мы знаем о правописании сочетаний жи – ши ?

 А что мы знаем о согласных звуках [ ш ], [ ж ] ?

Давайте напишем слияния жи – ши.

Вернёмся к составленным словам.

 Разделите слова на все возможные группы.

( на 3 группы: предметы, признаки, действия;

 на 2 группы: с сочетанием жи и с сочетанием ши).

  А теперь будем работать только с группой предметов. Разделите их на группы.

1.  одушевлённые и неодушевлённые;

2. предметы женского     рода и мужского рода;

3. предметы в единственном числе и во множественном числе).

III Работа над темой.

· Давайте составим предложения, используя некоторые слова из написанных слов. А именно, подлежащее – одушевлённый предмет мужского рода. Обратите внимание на схему:

 ( Какой ? ) ____________              ____________  ( где ?             в чём ? ).

  ____________

Колючий            ёжик    живёт          в           лесу.

( с комментированием у доски ).

 Какие орфограммы встретились в предложении?

 Подчеркните грамматическую основу.

 Произнесите предложение с вопросительной интонацией.

 Разберём слово          ёжик            фонетически.

 

ЁЖИК, Ё – ЖИК, 2 слога.

Ё – [ Й  ] – согласный, непарный, мягкий, звонкий;

  [ О ] – гласный, у–дарный;

Ж – [ Ж  согласный, парный, твёрдый, звонкий;

И  [ Ы ] – гласный, безударный;

К - [ К ] – согласный, парный, твёрдый, глухой.

_________________________________________

4 буквы, 5 звуков, 2 гласных, 3 согласных.

 Кто догадался, какая тема урока?

 Мы с вами поработали со слогами, словами, предложением. Сейчас будем работать со словосочетаниями, а точнее с фразеологическими оборотами, в которых встретятся сочетания жи – ши.

 

Бить баклуши - ……………………… .

Держит язык за зубами - …………… .

Дрожит как осиновый лист - ………. .

 Составьте устно предложение с одним из этих фразеологизмов.

 

 4. Физкультминутка.

 Если вы услышите слова с сочетанием жи – наклоняетесь влево, с сочетанием ши – вправо, если не услышите сочетаний жи – ши - стойте на месте..

Снежинка, пружина, вышивка, циркуль, машина, широкий, циркач, жидкость, жираф, пушистый, рыжик, цитрус.

5. Работа над темой.

 В каких словах не было сочетаний жи – ши?

 Давайте их запишем.

Циркач, циркуль, цитрус.

 Что заметили?  

 ( слышим Ы, а пишем И ).

 Что объединяет [ Ц ] со звуками [ Ж ], [ Ш ] ?

 Назовите ещё слова на это правило.

 Но в отличии от сочетаний жи – ши, которые пишутся только с гласной И, есть слова – исключения, которые пишутся с Ы и предметы во множественном числе ( синицы, лисицы и др. ).

 Запишем эти слова:

Цыган, цыплёнок, цыц, цыкнул, синицы.

 

Словарная работа.

  слово.

 

 

 К

р

и

ц

 Да,            то            слово             цирк.

( определение из словаря ).

Творческая работа.

 А вы   ездили в этом году в цирк?

 Составьте и запишите предложение на эту тему.

Наш класс ездил в цирк.

 Подчеркните главные члены предложения.

 Назовите слова, которые нельзя перенести.

 Составьте такое предлоржение, чтобы те, кто ещё не был в цирке, захотел бы побывать в цирке.

Как там интересно !

 Что вам понравилось и запомнилось в цирке?

( ответы детей ).

 Составьте предложения из наборов слов.

песню, танцевал, медведь, и, пел

кругу, по, пони, ходила

 Составьте ещё несколько предложений, чтобы у вас получился связный рассказ.

6.Итог урока.

 Понравился вам урок?

· .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме: Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова. 3 класс ФГОС

Открытый урок обобщения знаний проведен на методической неделе, получил высокую  оценку коллег....

Урок по теме «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне и на конце слов»

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫККласс: 3Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ  СОГЛАСНЫХ БУКВ В КОРНЕ  СЛОВА.Тип урока: закрепление  материала.Технологии и методики: проблемные т...

Урок по теме «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне и на конце слов»

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК Класс: 3 Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ  СОГЛАСНЫХ БУКВ В КОРНЕ  СЛОВА. Тип урока: закрепление  материала. Технологии и методики: проблемные те...