План-конспект урока по теме: "Части речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Название работы (урока): «Части речи» ( урок- закрепление). 4 класс
Цель:
- обобщить знания о частях речи: об особенностях имен существительных, именприлагательных, глаголов, наречий, местоимений.
- развивать умение распознавать части речи и правильно употреблять их, развивать орфографическую зоркость, зрительную память, развивать творческие способности иречь учащихся;
- воспитывать гражданско - патриотические качества обучающихся
Актуальность работы.
В четвертом классе завершается начальный курс русского языка. Учащийся должен знать программный материал и система УДЕ в этом хорошо помогает: УДЕ развивает логическое мышление ребят, учит их приемам свертывания и развертывания информации, помогает безошибочно вычленять главное, при применении этой системы заметно повышается качество знаний, при том, что учебное время по сравнению с существующими нормами сокращается в среднем на 20%.
На уроке хорошей таблицей, позволяющей наглядно показать подаваемый материал, является матрица, дети устанавливают возможную взаимосвязь между словами, в различных играх идет взаимообратное действие.
Новизна работы.
Русский язык, как показывает практика, предмет сложный и благодаря системе УДЕ русский язык легко дается ученикам, ведь ученику приходится произносить вслух целостный рассказ, т.е он мыслит и творит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chasti_rechi_4_klass.docx | 177.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Ики-Бурульская СОШ им. А.Пюрбеева»
План – конспект урока
русского языка в 4 классе
Тема: «Части речи»
(на республиканский конкурс учебно-методических разработок по технологии УДЕ)
Подготовила и провела:
Кураева Светлана
Викторовна,
учитель начальных классов
МОУ «Ики-Бурульская СОШ
им. А.Пюрбеева»
п.Ики-Бурул
2011 г
Тема урока: «Части речи» (обобщение)
Цели урока:
- обобщить знания о частях речи: об особенностях имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий, местоимений.
- развивать умение распознавать части речи и правильно употреблять их, развивать орфографическую зоркость, зрительную память, развивать творческие способности и речь учащихся;
- воспитывать гражданско-патриотические качества обучающихся.
Оборудование: ИКТ, карточки с заданиями, наглядные пособия.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять,
Буду грамотно писать.
-Я предлагаю вам начать наш урок с хорошего настроения.
Давайте его создадим:
- Глубоко вдохните свежесть весеннего солнечного утра, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям.
- Теперь с таким хорошим настроением мы и начнем наш урок.
- Откройте тетради, расположите их правильно, возьмите в руки правильно ручки. Запишите сегодняшнее число. Обратите внимание на орфограммы (дети записывают «ВТОРОЕ АПРЕЛЯ). В слове ВТОРОЕ орфограмма - проверяемая гласная в корне слова «о» (проверяем «вторник»).
-Какая орфограмма в словосочетании КЛАССНАЯ РАБОТА?
II. Каллиграфическая минутка
- Приготовьтесь к каллиграфической минутке. Прочитайте прописные буквы на доске: О, Б, А, В, Я.
- Что общего вы заметили в написании этих букв? (овал)
-На какие группы можно разделить все эти буквы? (гласные и согласные)
-Назовите гласные? (о, а, я)
-Подумайте, какая из этих гласных может быть лишней? (я)
-Почему? (она йотированная)
-Назовите согласные буквы? (б, в)
-Что вы можете сказать о них? (парные звонкие)
-Какие они звонкие или глухие?
Есть ли среди этих букв предлоги? Назовите их.
-Что вы знаете о предлогах?
(Предлоги – это отдельные слова, пишутся раздельно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос).
-Запишите буквы на следующей строчке, соблюдая правильный овал, высоту и ширину букв. Эти буквы у нас сегодня в гостях, поэтому они должны быть красивыми и аккуратными.
III.Сообщение темы, целей урока.
- А теперь отложите ручки и проведем «мозговой штурм»
Интеллектуальная разминка:
1. Красивый, певучий, могучий …(русский язык)
2. Переведите калмыцкую пословицу: «Сурһуль – ухани булг» (учеба – источник знаний)
3.Невежа – грубый, невоспитанный человек, невежда…(малообразованный, малосведущий человек)
4.Известный калмыцкий ученый, академик, чьей системой мы пользуемся на уроках. Его юбилей республика отметит в этом году. (Пюрвя Мучкаевич Эрдниев)
- Сегодня на уроке мы будем говорить об изученных частях речи, об их особенностях. Будем применять элементы системы УДЕ.
- Ребята, посмотрите на доску и ответьте мне: все ли это части речи?
ЧАСТИ РЕЧИ
имя существительное
имя прилагательное глагол местоимение наречие
- Какие части речи вы еще знаете? (числительное, союз, предлог)
- На какие группы делятся части речи?
IV. Установление возможной взаимосвязи между словами (словарная работа)
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на интерактивную доску. Прочитайте слова.
СЕГОдня
ГРАЖДАНИН
- В толковом словаре (часть 2, топографический знак – АЯ) найдите значение слова «гражданин».
- Гражданами какой страны вы являетесь? (России).
- Как называют граждан, проживающих в России? (россияне).
А в какой республике проживаете? (в республике Калмыкия)
Являются ли жители Калмыкии россиянами?
Задание: в первые три строчки впиши 1-ое словарное слово. В пятую строчку впиши 2-ое словарное слово. В словарных словах подчеркни буквы, написание которых надо запомнить. Найди личное местоимение. Укажи лицо, число, род. Найди антонимы и подчеркни их синим карандашом.
______________________________ всюду празднуют,
______________________________ всюду – красное!
______________________________ ходят важные
Люди двухэтажные…
Идёт высокий _________________________________.
Он снизу – папа,
Сверху – сын.
(Э.Мошковская)
V. Упражнение «Заполни матрицу». Работа в группах.
1 группа: найти и выписать имена существительные. Дать характеристику выписанным именам существительным.
Слово | вопрос | число | род | склонение | падеж | собств/нариц | одуш/неодуш |
папа | |||||||
сын | |||||||
люди |
2 группа: найти и выписать имена прилагательные. Дать характеристику выписанным именам прилагательным.
слово | вопрос | число | род | падеж | признак |
красное | |||||
важные | |||||
двухэтажные | |||||
высокий |
Запиши краткие формы прилагательных в ед.ч.
3 группа:
Найдите в тексте глаголы. Выделите окончания. В матрице укажите время, лицо, число, спряжение, вид.
слово | вопрос | время | лицо | число | спряжение | вид |
празднуют | ||||||
ходят | ||||||
идет |
VI. Работа по учебнику. Выполнение деформированных заданий или «пустые клетки»
____________________________
Нет более труслив животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и убегает. Только поздн вечером или ночью боязливый зверек выходит из своего убежища. Днем он прячется в укромн уголке. Много врагов у робк зайчишки.
Задание:
1.Озаглавьте текст. Определите тип текста. Озвучьте тему и основную мысль текста.
2.Подчеркните близкие по значению прилагательные.
3.Выполните синтаксический разбор 4- го предложения.
VII. Дифференцированное задание
-Ребята, вы сказали в начале урока, что являетесь гражданами России. Назовите цвета российского флага? (белый, синий, красный)
- У кого карточки белого цвета, выполняете разбор слова – убегает - по составу.
- Учащиеся с карточками синего цвета выполняете звуко - буквенный разбор
слова - заяц.
- Учащиеся с карточками красного цвета выполняют морфологический разбор
слова - у робкого.
VIII. ФИЗМИНУТКА
IX. Игра «Собери тюльпанчик» взаимообратные задания (прямые и обратные);
- Подберите пару каждому лепестку, составьте предложение:
-Какой лепесток остался без пары? (он)
- Какая это часть речи? (местоимение)
-Замените существительное местоимением. Сохранился ли смысл предложения? (нет.) Требуется продолжение. Составьте предложение.
В небе поет степной жаворонок. Он …(вестник весны, долгожданный гость, звонко поет.)
-Посмотрите на доску, перед вами вопросы, определите части речи.
Кто? Что? (обозначает предмет)
Что делает? (обозначает действие)
Какой? Какая? Какое? (признак предмета)
Кто? Что?(указывает на предмет)
Где? Когда? Откуда? Куда? (место, время)
|
-Вот мы и собрали лепестки тюльпанчика. Что напишем на стебле? (самостоятельные части речи)
самостоятельные |
9. Рефлексия
- Мы с вами будем выращивать в степях Калмыкии необыкновенные деревья. Ведь вы
знаете, степняку в жаркую погоду необходимо отдохнуть и укрыться от лучей палящего солнца. Деревья необыкновенны тем, что на них будут расти не фрукты, а слова.
- Какие части речи знаете?
- Что вы можете сказать об изученных частях речи?
А теперь творческое задание:
- Составьте и запишите предложения по вопросам:
Какой? Кто? Как? Что делает?
10. Итог урока
- Что понравилось на нашем уроке? Что запомнилось?
11. Домашнее задание
- Написать мини-сочинение про: 1 ряд – имена существительные, 2 ряд – имена прилагательные, 3 ряд – глагол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты уроков к теме "Части речи". 4 класс
В работе представлены технологическае карты уроков к теме "Части речи" (Повторение.)...
презентация урока по теме "части речи. закрепление"
презентация урока по теме "части речи. закрепление"...
План-конспект открытого урока по Развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружаю¬щей действительности в 4 классе Тема: Домашние животные. Лошадь. Внешний вид, условия содержания, польза для человека.
План-конспект открытогоурока по Развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе Тема: Домашние животные. Лошадь. Внешний вид,...
Конспект открытого урока по теме: "Части речи"
Технология деятельностного метода как необходимое условие формирования УУД.Направлен на решение задач: организовать усвоение учащимися понятия частей речи, их отличительных особенностей, ок...
Открытый урок по теме «Части речи. Обобщение» 2 класс
Данный урок представлен по программе "Перспектива"...
разработка урока по теме "Части речи. Повторение" для 4 класса
Тема: Части речи. Повторение. (В рамках семинара по преемственности)Цель: обобщить и закрепить знания об изученных самостоятельных частях речи.Задачи:• Совершенствовать умение находить самостояте...
Урок по теме: "Части речи". Русский язык. 3 класс Школа России
Урок русского языка по теме: "Части речи. Повторение". 3 класс Канакина В.П.,Горецкий В.Г. Школа РоссииТип урока: урок обобщения и закрепления изученного материала. Цель урок...