Рабочая программа по русскому языку 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
УМК "Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_2_klass.doc | 282.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по русскому языку разработана на основании следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации приказ от «6» октября 2009 г. № 373 об утверждении и введение в действие ФГОС начального общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
- Планируемых результатов начального общего образования,
- Основной образовательной программы образовательного учреждения
- Примерной программы по русскому языку, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС общего образования второго поколения». Руководители проекта: член – корреспондент РАО А.М.Кондаков, академик РАО Л.П.Кезина, Москва, «Просвещение», 2011г;
- Авторской программы В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого в соответствии с ФГОС второго поколения и направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
- Программа подкреплена УМК «Школа России». Учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. Просвещение 2012.
В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом.
Основные цели изучения русского языка:
- формирование представлений о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;
- формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях её функционирования на современном этапе;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;
- овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста)
Указанные цели реализуются на основе личностно ориентированного и деятельностного подхода к обучению и воспитанию в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной культуроведческой компетенций.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Язык — духовная, культурно-историческая ценность народа, и образование младших школьников в области родного русского языка представляет собой определяющее условие личностного, духовно-нравственного, эмоционального, ин-теллектуального развития младшего школьника, формирование индивидуальности ребенка, средство становления всех форм общения — говорения, письма, слушания, чтения, средство познания окружающего мира и самого себя.
Цель курса — открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.
Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском родном языке как целостной системе. Это предполагает:
- освоение учащимися первоначальных знаний о звуко-буквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования;
- знакомство учащихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи — устной и письменной.
Программа ориентирована также на собственно лингвистическое и речевое развитие младших школьников:
осознание (различение) детьми двух реальностей — окружающего мира и слова, называющего (отражающего) этот мир во всем его многообразии;
поддержание и развитие «чувства языка», свойственного детям;
дополнение интуитивного владения языком осознанным отношением к его фактам и закономерностям;
развитие (формирование) способности моделировать факты языка;
овладение ведущими методами лингвистического анализа — действиями изменения и сравнения; развитие фонематического слуха.
Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами-моделями, алгоритмическими предписаниями, словарями и т. д.), способность к самооценке и самоконтролю.
Умение планировать учебную работу рассматривается как общий способ учебной деятельности: осознание ребенком цели предстоящей работы, необходимых познавательных действий и учебных средств для ее выполнения, установление последовательности и распределение во времени учебной работы.
Самооценка и самоконтроль, тесно связанные с умением самостоятельно планировать учебную работу, формируются как готовность и способность ученика соотнести содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, решить для себя, возможно ли восстановить (по памяти, учебнику, тетради и т. д.) и нужно ли дополнить эти знания для успешного выполнения задания.
Курс включает систему понятий, относящихся к фонетике (звуки речи, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиции звуков в слове; звуковой, звуко-слоговый анализ слова), графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками речи и буквами, их обозначающими), слову (морфемный состав слова, лексическое богатство языка, прямое и переносное значение слова, синонимы и антонимы, многозначность слова; части речи, их лексико-грамматические признаки); предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении; словосочетание как распространенное слово; виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонации; распространенные и нераспространенные предложения; предложения простые и сложные; предложение и текст).
Основной языковой единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка.
Программа строится по годам обучения в соответствии с принципами природосообразности, поэтапности, непрерывности, с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников. Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.
Ведущие формы, методы обучения: фронтальная, деятельностный подход, групповая, активный метод, в парах, интерактивный, индивидуальная, метод проблемного обучения, коммуникативный, проектно-исследовательский.
Используемые формы контроля: проверочные работы, диктанты, контрольный диктант, обучающее сочинение, обучающее изложение, списывание, контрольное списывание, тестовые работы.
Цели обучения:
- Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь)
- Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
- Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.
- Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.
Одной из форм организации наблюдений ученика над языковым материалом является диалог ученика и автора, диалог ученика и учителя. Важно сделать ученика участником наблюдений над языком, заинтересовать новой темой.
Основная часть уроков по русскому языку посвящена упражнениям различного вида и форм: это упражнения, говорение, произношение слов, грамматический разбор слов, использование таблиц, схем, рисунков, материалов форзацев учебника. Существенное значение придаётся развитию связной речи учащихся в её устной и письменной форме.
Задачи обучения:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, оставлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Авторская программа составлена из расчета 5 часов в неделю, 170 часов за год. В соответствии с учебным планом школы, введением регионального компонента, уроки русского языка во 2 классе рассчитаны на 3 часа в неделю. Следовательно, общее количество часов составило - 102 часа. Компонентом школы выделен еще 1 час на изучение русского языка, 34 часа в год. Компонент распределен следующим образом:
- Развитие речи – 14 часов
- Работа со словарями (орфографический, орфоэпический, толковый, синонимов, антонимов, фразеологизмов, словообразовательный» - 7 часов
- Дидактические игры, упражнения, головоломки по темам – 6 часов
- Проектная деятельность – 7 часов
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
- осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
- восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
- развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;
- развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
- развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;
- установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные
- Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
- принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно
- оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
- коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные
- Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
- уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
- извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
- осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные
- Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:
- уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
- ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
- строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
- Общие предметные результаты освоения программы
- Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:
- первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
- представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;
- овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;
- освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);
- овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии, умение проверять написанное.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦУ
2 КЛАССА
Личностные результаты:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие русского языка как явления национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
- умение задавать вопросы.
Предметные результаты:
Знать/понимать:
- предложение как единицу речи;
- термины и грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания, по интонации;
- оформление предложений в устной и письменной речи;
- признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
- главные члены предложения;
- связь слов в предложении;
- различие словосочетания и предложения;
- употребление в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
- термины и понятия «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
- различение слабой и сильной позиций гласных и согласных в корне слова
(без терминологии);
- способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
- парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости;
- роль разделительного мягкого знака;
- употребление прописной буквы в именах собственных.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
- интеллектуальные (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
- познавательные (учебно-познавательных мотивов, умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
- организационные (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
- умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2 класс ( 102 часа)
Наша речь (3 часа)
Виды речи. Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речевой деятельности человека. Речь устная, письменная, внутренняя (речь про себя). Речь диалогическая и монологическая.
Текст (2 часа)
Признаки текста: целостность, связность, законченность. Тема и главная мысль текста. Заглавие. Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Предложение (9 часов)
Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении. Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Главные члены предложения (основа). Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении.
Слова, слова, слова… (10 часов)
Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Слово как общее название многих однородных предметов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.
Синонимы и антонимы.
Родственные (однокоренные) слова. Корень слова (первое представление). Различение родственных (однокоренных) слов и синонимов, родственных (однокоренных) слов и слов с омонимичными корнями. Выделение корня в однокоренных словах. Единообразное написание корня в однокоренных словах.
Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков.
Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения.
Перенос слов по слогам. Правила переноса части слова с одной строки на другую.
Звуки и буквы (39 часов)
Звуки и буквы (повторение и уточнение представлений). Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные звуковые обозначения слов. Замена звука буквой и наоборот.
Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности. Употребление прописной (заглавной) буквы.
Признаки гласного звука. Смыслообразовательная и слогообразующая роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е,ё,ю,я и их функции в слове: обозначают один гласный звук и указывают на мягкость предшествующего согласного звука на письме; обозначают в определенных позициях два звука – согласный звук [й] и последующий гласный звук.
Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова). Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение корня слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука.
Признаки согласного звука. Смыслообразовательная роль согласных звуков в слове. Согласный звук [й] и буква «и краткое».
Произношение и написание слов с удвоенными согласными.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь.
Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными. Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт. Правописание сочетаний ЧК, чн, чт, щн,нч.
Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Звонкие и глухие согласные (парные и непарные) и их обозначение буквами.
Произношение парного по глухости – звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости – звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости – звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова.
Правописание гласных и согласных в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласного звука в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных на конце слова и в корне перед согласным.
Использование на письме разделительного мягкого знака. Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи. Правило написания разделительного мягкого знака в словах.
Части речи (35 часов)
Соотношение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Формирование умений работать с графической информацией.
Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе. Синтаксическая функция имени существительного в предложении (подлежащее или второстепенный член). Формирование первоначального представления о разборе имени существительного как части речи.
Глагол как часть речи и употребление его в речи (общее представление). Синтаксическая функция глагола в предложении (чаще всего является сказуемым). Изменение глагола по числам. Формирование навыка правильного употребления глаголов в речи (одеть и надеть). Правописание частицы не с глаголом. Текст – повествование и роль в нем глаголов. Понятие о тексте – повествования. Роль глаголов в тексте – повествовании.
Имя прилагательное как часть речи: значение и потребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Единственное и множественное число имен прилагательных. изменение имен прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Текст – описание и роль в нем имен прилагательных. понятие о тексте – описании. Роль имен прилагательных в тексте – описании.
Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление). Текст – рассуждение.
Предлоги. Роль предлогов в речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов. Правописание предлогов с именами существительными.
Повторение (4 часа)
Звуки и буквы
Части речи
Главные и второстепенные члены предложения
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы урока | Количество часов | Дата проведения урока | |||||
План | Факт | |||||||
Наша речь – 4 ч | ||||||||
1 | Язык и речь, их значение в жизни людей. | 1 | 2 | |||||
2 | Виды речевой деятельности человека. Речь устная, письменная, внутренняя (речь про себя). Характеристика человека по его речи. Требования к речи. | 1 | 3 | |||||
3 | Диалог и монолог. Речь диалогическая и монологическая. | 1 | 4 | |||||
4 | Работа с этимологическим словарем. Развивать познавательный интерес к происхождению русских слов. | 1 | 8 | |||||
Текст – 4 ч | ||||||||
5 | Признаки текста: целостность, связность, законченность. Тема и главная мысль текста. Заглавие. | 1 | 9 | |||||
6 | Части текста. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. | 1 | 10 | |||||
7 | Р.р. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам. | 1 | 11 | |||||
8 | Предложение как единица речи. Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). | 1 | 15 | |||||
Предложение – 10 ч | ||||||||
9 | Главные члены предложения (основа). | 1 | 16 | |||||
10 | Второстепенные члены предложения (без деления на виды). | 1 | 17 | |||||
11 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | 1 | 18 | |||||
12 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения (закрепление). | 1 | 22 | |||||
13 | Входная контрольная работа (контрольное списывание) | 1 | 23 | |||||
14 | Работа над ошибками. Распространенные и нераспространенные предложения. | 1 | 24 | |||||
15 | Связь слов в предложении. | 1 | 25 | |||||
16 | Р.р. Обучающее сочинение. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень». Составлять рассказ по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова. | 1 | 29 | |||||
17 | Работа над ошибками. Дидактические игры, упражнения, головоломки по теме «Предложение». | 1 | 30 | |||||
18 | Проверочная работа по теме «Предложение» | 1 | 1 | |||||
19 | Слово и его лексическое значение. | 1 | 2 | |||||
Слова, слова, слова… - 16 ч | ||||||||
20 | Работа со словарями (толковым и орфографическим). | 1 | 6 | |||||
21 | Однозначные и многозначные слова. | 1 | 7 | |||||
22 | Р.р. Прямое и переносное значение слов. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов. | 1 | 8 | |||||
23 | Синонимы и антонимы. | 1 | 9 | |||||
24 | Работа со словарями синонимов и антонимов. | 1 | 13 | |||||
25 | Родственные (однокоренные) слова. | 1 | 14 | |||||
26 | Корень слова. Выделение корня в однокоренных словах. Единообразное написание корня в однокоренных словах. | 1 | 15 | |||||
27 | Работа со словообразовательным словарем. Проект «Дерево из слов». | 1 | 16 | |||||
28 | Р.р. Обучающее изложение «Лисички». Изложение текста по данным к нему вопросам. | 1 | 20 | |||||
29 | Работа над ошибками.Работа с толковым словарем. Исследование значения слова. | 1 | 21 | |||||
30 | Слог как минимальная произносительная единица. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Перенос слов по слогам. | 22 | ||||||
31 | Работа с орфоэпическим словарем. Разноместность и подвижность русского ударения. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. | 1 | 22 | |||||
32 | Различение родственных слов и синонимов, родственных слов и слов с омонимичными корнями | 1 | 27 | |||||
33 | Контрольный диктант по итогам 1 четверти | 1 | 28 | |||||
34 | Работа над ошибками Проект «Новые значения старых имен» | 1 | 29 | |||||
35 | Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита. | 1 | 30 | |||||
Звуки и буквы – 52 ч | ||||||||
36 | Звуки и буквы (повторение и уточнение представлений). | 1 | ||||||
37 | Гласные звуки (повторение и обобщение представлений). Смыслообразовательная и слогообразующая роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е,ё,ю,я и их функции в слове: обозначают один гласный звук и указывают на мягкость предшествующего согласного звука на письме; обозначают в определенных позициях два звука – согласный звук [й] и последующий гласный звук. | 1 | ||||||
38 | Закрепление по теме «Алфавит». | 1 | ||||||
39 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | ||||||
40 | Р.р. Обучающее сочинение по репродукции картины З.Е.Серебряковой «За обедом». Коллективное составление рассказа, используя опорные слова (под руководством учителя). | 1 | ||||||
41 | Работа над ошибками. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. | 1 | ||||||
42 | Р.р. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. Определять тему и главную мысль текста. Составлять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок. | 1 | ||||||
43 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. | 1 | ||||||
44 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук в корне слова. | 1 | ||||||
45 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным. | 1 | ||||||
46 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Обобщение. | 1 | ||||||
47 | Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | 1 | ||||||
48 | Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука. | 1 | ||||||
49 | Дидактические игры, упражнения, головоломки по теме «Правописание слов с безударным гласным в корне». | 1 | ||||||
50 | Р.р. Наблюдение над использованием в речи фразеологизмов как выразительных средств языка. | 1 | ||||||
51 | Р.р. Обучающее сочинение. Коллективное составление рассказа по репродукции картины С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство». | 1 | ||||||
52 | Работа над ошибками. Согласные звуки (повторение и углубление представлений). Признаки согласного звука. Смыслообразовательная роль согласных звуков в слове. | 1 | ||||||
53 | Проверочная работа по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне». | 1 | ||||||
54 | Работа над ошибками. Согласный звук [й] и буква «и краткое». | 1 | ||||||
55 | Слова с удвоенными согласными. Произношение и написание слов с удвоенными согласными. | 1 | ||||||
56 | Проект «И в шутку и всерьез». Создание нового информационного объекта – занимательных заданий по русскому языку. | 1 | ||||||
57 | Р.р. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. Определять тему и главную мысль текста. Составлять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок. Составлять рассказ по опорным словам и записывать составленный рассказ. | 1 | ||||||
58 | Работа над ошибками. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами е,ё,ю,я,и,ь. | 1 | ||||||
59 | Мягкий знак (ь). Правописание мягкого знака на конце слова. | 1 | ||||||
60 | Мягкий знак (ь). Правописание мягкого знака в середине слова перед согласным. | 1 | ||||||
61 | Контрольный диктант по итогам 2 четверти | 1 | ||||||
62 | Дидактические игры, упражнения, головоломки по теме «Мягкий знак (ь)» | 1 | ||||||
63 | Проект «Пишем письмо». Познакомить с нормами написания письма | 1 | ||||||
64 | Правописание буквосочетаний ЧК, чн, щн, чт, нч. | 1 | ||||||
65 | Р.р. Обучающее изложение «Зацвел орешник». Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту. Записывать ответы | 1 | ||||||
66 | Работа над ошибками. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | ||||||
67 | Дидактические игры, упражнения, головоломки по теме «Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн,нч, жи-ши, ча-ща, чу-щу». | 1 | ||||||
68 | Проект «Рифма». Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик собственных рифм. | 1 | ||||||
69 | Работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами. | 1 | ||||||
70 | Правописание слов с парным по глухости звонкости согласным на конце слова и перед согласным. Произношение парного по глухости – звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме. | 1 | ||||||
71 | Правописание слов с парным по глухости – звонкости согласным на конце слова и перед согласным. Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости – звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. | 1 | ||||||
72 | Правописание слов с парным по глухости – звонкости согласным на конце слова и перед согласным. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости – звонкости согласный звук, на конце слова и перед согласным в корне: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | 1 | ||||||
73 | Обобщение знаний об изученных правилах письма. | 1 | ||||||
74 | Дидактические игры, упражнения головоломки по теме «Правописание слов с парным по глухости – звонкости согласным на конце слова и перед согласным». | 1 | ||||||
75 | Правописание гласных и согласных в корне слова. | 1 | ||||||
76 | Правописание гласных и согласных в корне слова (закрепление) | 1 | ||||||
77 | Р.р. Обучающее изложение «Прокатился». | 1 | ||||||
78 | Работа над ошибками. Сопоставление правил обозначения буквами гласного звука в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных на конце слова и в корне перед согласным. | 1 | ||||||
79 | Сопоставление правил обозначения буквами гласного звука в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных на конце слова и в корне перед согласным. Закрепление. | 1 | ||||||
80 | Проверочный диктант по теме «Правописание слов с парным по глухости – звонкости согласным на конце слова и перед согласным. | 1 | ||||||
81 | Работа над ошибками. Разделительный мягкий знак. Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. | 1 | ||||||
82 | Р.р. Составление поздравительной открытки; письменное изложение текста по вопросам. | 1 | ||||||
83 | Разделительный мягкий знак. Правило написания разделительного мягкого знака в словах. | 1 | ||||||
84 | Дидактические игры, упражнения, головоломки на тему «Разделительный твердый знак». | 1 | ||||||
85 | Р.р. Составление устного рассказа по серии рисунков. | 1 | ||||||
86 | Проверочная работа по теме «Звуки и буквы». | 1 | ||||||
Части речи – 46 ч | ||||||||
87 | Работа над ошибками. Части речи. Соотнесение слов – названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. | 1 | ||||||
88 | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. | 1 | ||||||
89 | Имя существительное как часть речи (закрепление). | 1 | ||||||
90 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | 1 | ||||||
91 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | ||||||
92 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. | 1 | ||||||
93 | Проект «Исконно русские и заимствованные слова» | 1 | ||||||
94 | Р.р. Обучающее сочинение. Составление рассказа по репродукции картины В.М.Васнецова «Богатыри». (под руководством учителя). | 1 | ||||||
95 | Работа над ошибками. Число имен существительных. Изменение существительных по числам. | 1 | ||||||
96 | Число имен существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко). | 1 | ||||||
97 | Обобщение знаний об имени существительном. | 1 | ||||||
98 | Обобщение знаний об имени существительном. Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного как части речи. | 1 | ||||||
99 | Р.р. Обучающее изложение «В цирке». Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам. | 1 | ||||||
100 | Проверочная работа по теме «Имя существительное». | 1 | ||||||
101 | Работа над ошибками. Глагол как часть речи и употребление его в речи (общее представление). | 1 | ||||||
102 | Глагол как часть речи. Синтаксическая функция глагола в предложении. | 1 | ||||||
103 | Р.р. Составление рассказа по репродукции картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели». | 1 | ||||||
104 | Число глагола. Изменение глагола по числам. | 1 | ||||||
105 | Число глагола. Формирование навыка правильного употребления глаголов в речи (одеть и надеть). | 1 | ||||||
106 | Правописание частицы не с глаголом. | 1 | ||||||
107 | Обобщение знаний о глаголе. | 1 | ||||||
108 | Р.р. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему название и записывать составленный текст. | 1 | ||||||
109 | Текст – повествование и роль в нем глаголов. | 1 | ||||||
110 | Р.р. Составление текста – повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту. | 1 | ||||||
111 | Проверочная работа по теме «Глагол». | 1 | ||||||
112 | Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. | 1 | ||||||
113 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 | ||||||
114 | Р.р. Сравнение как одно из выразительных средств языка. | 1 | ||||||
115 | Единственное и множественное число имен прилагательных. | 1 | ||||||
116 | Работа с орфографическим словарем. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др. | 1 | ||||||
117 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. | 1 | ||||||
118 | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». | 1 | ||||||
119 | Работа над ошибками. Текст – описание и роль в нем имен прилагательных. Понятие о тексте – описании. Роль имен прилагательных в тексте-описании. | 1 | ||||||
120 | Р.р. Составление текста- описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения). | 1 | ||||||
121 | Р.р. Обучающее сочинение. Составление текста – описания натюрморта по репродукции картины Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». | 1 | ||||||
122 | Работа над ошибками. Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление). | 1 | ||||||
123 | Р.р. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Заменять повторяющиеся имена существительные личными местоимениями. | 1 | ||||||
124 | Текст – рассуждение. Структура текста – рассуждения. | 1 | ||||||
125 | Проверочная работа по теме «Местоимение». | 1 | ||||||
126 | Работа над ошибками. Предлоги. Роль предлогов в речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Функции предлогов. | 1 | ||||||
127 | Предлоги. Правописание предлогов с именами существительными. | 1 | ||||||
128 | Р.р. Редактирование текста; восстановление деформированного повествовательного текста. | 1 | ||||||
129 | Закрепление по теме «Предлоги» | 1 | ||||||
130 | Повторение, закрепление пройденного материала. | 1 | ||||||
131 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | ||||||
132 | Работа над ошибками. Проект «В словари – за частями речи». Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями антонимов и синонимов, словарем однокоренных слов. Находить полезную информацию в словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых потребуются словари. | 1 | ||||||
Повторение – 4ч | ||||||||
133 | Работа над ошибками. Повторение пройденного по теме «Предложение». | 1 | ||||||
134 | Повторение пройденного по теме «Звуки и буквы». | 1 | ||||||
135 | Повторение пройденного по теме «Звуки и буквы». | 1 | ||||||
136 | Повторение пройденного по теме «Части речи». | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
Литература для учителя
- М.Ю. Демидова, С.В. Иванов «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» Система заданий. Москва «Просвещение» 2010, 216 с.
- Л.Л.Дмитриева "Дидактический материал по русскому языку. 2 класс"
- В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учебник: «Русский язык» 2 класс. Москва, «Просвещение», 2014 г. 1, 2 часть
- В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Методическое пособие « Русский язык 2 класс» Москва, Просвещение, 2013 г.
- В.В. Козлов, А.В. Кондаков. «Фундаментальное ядро содержания общего образования» В.В. Козлов, А.В. Кондаков. Москва «Просвещение», 2009 г., 48 с.
- Г.С.Ковалёва, О.Б. Логинова «Планируемые результаты начального общего образования» Москва «Просвещение» 2010, 128 с.
- «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». От действия к мысли. Москва «Просвещение» 2010
- Концепция и программы для начальных классов «Школа России» Москва, «Просвещение», 2008г
- О.Д.Полуянова. Тренажёр по русскому языку для учащихся 2 класса.
- «Примерные программы начального общего образования» Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2009
- Тематический контроль знаний учащихся по русскому языку. 4 класс.
- О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова "3000 примеров по русскому языку"
- «Уроки русского языка». 2 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2010
Литература для ученика
1. Рабочая тетрадь: «Русский язык» 2 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва, «Просвещение», 2014 г. 1, 2 часть
2. Учебник: «Русский язык» 2 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Москва, «Просвещение», 2012 г. 1, 2 часть
Электронные ресурсы
- Электронное приложение к учебнику В.П.Канакина 2 класс Русский язык
- Мультимедийное сопровождение уроков в начальной школе
- Презентации к урокам
Оборудование:
- Компьютер
- Мульмедийный проектор
- Интерактивная доска
- Документ – камера
- Комплекты демонстрационных таблиц
Интернет - ресурсы
http://fsu-expert.ru – портал по учебникам (Общественно-государственная экспертиза учебников)
http://it-n.ru – сеть творческих учителей
http://www.ipkpro.aaanet.ru- сайт РО ИПК и ПРО
http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://som.fsio.ru/- сетевое сообщество методистов
http://www.apkpro.ru/content/blogsection/43/577/ - федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях
http://www.auditorium.ru/ - Российское образование – сеть порталов
http://www.ed.gov.ru/- сайт Министерства образования РФ
http://www.edu.ru/ - каталог образовательных Интернет-ресурсов
http://www.fio.ru - Федерация Интернет-образования
http://www.lib.ru/ - Электронная библиотека
http://www.profile-edu.ru - сайт по профильному обучению;
http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
http://www.standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования
http://www.ug.ru – Учительская газета
Дистанционная поддержка профильного обучения // http://edu.of.ru/profil/
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
// http://ict.edu.ru/lib/
МО РФ. Федер. агентство // http://www.ed.gov.ru/prof-edu/
Объединение педагогических изданий "Первое сентября"
// http://www.1september.ru /ru/main-slow.htm
Профильное обучение в старшей школе // http://www.profile-edu.ru/
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
Сайт Министерства образования http://mon.gov.ru/structure/minister/
Система федеральных образовательных порталов
// http://www.edu.ru/db/portal/sites portal_page.htm
Учитель.ru // http://new.teacher.fio.ru/15
Федеральный портал «Российское образование» // http://www.edu.ru
Открытый класс Сообщество учителей//http://www.openclass.ru/
Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа : http://www.gramota.ru
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok
Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
Детские электронные презентации. – Режим доступа : http://www.viki.rdf.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...