Рабочая программа по русскому языку для 2 класса ( ОС "Школа 2100")
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Шумейко Марина Александровна

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса ( ОС "Школа 2100")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_2_kl.doc485.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Кипчаковская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Кораблинский муниципальный район Рязанской области                                                                          

                                                                                                                             

 

Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов

Руководитель МО ___________Шумейко М.А.

Протокол № ___ от

«_____»________2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР     _________Винницкая Г.А.

«_____»________2014 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ Кипчаковской СОШ

_________ Панина В.Ю.

«_____»________2014 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО  РУССКОМУ ЯЗЫКУ

для 2 класса (6 ч. в неделю, 204 ч. в год)

                                                                                   

Составитель:

Шумейко Марина Александровна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

             

         Рабочая учебная программа по русскому языку для 2 класса разработана в соответствии с требованиями:

        - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО и Н РФ от 06.10.2009 года №373);

        - примерных  программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2010 – 400с. – (Стандарты второго поколения);

        -авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной «Русский язык» (Образовательная система «Школа 2100»);

        - учебного плана МОУ Кипчаковской СОШ на 2014-2015 учебный год;

        - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

        - планируемых результатов начального общего образования.

         Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

        Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:

        – формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

        – формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

        В соответствии с этой целью ставятся задачи:

        1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

        2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

        3) формирование у детей чувства языка;

        4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

        5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

         Реализация программы основана на следующих принципах:

  • личностно-ориентированные (знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного отношения к миру);
  • культурно-ориентированные (человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей);
  • деятельностно-ориентированные (решение проблемных и творческих задач);

        В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения русского языка на первой ступени начального образования:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии и с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  • овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

        Программа обучения русскому языку во 2 классе расширяет и углубляет сведения о соотношении между звуками и буквами, полученные в 1 классе, их обобщение и систематизацию, о слове и предложении, формах речи и тесно связана с начальными сведениями по грамматике и правописанию.

              Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

        Методы и формы обучения

        Выполнение программы ориентировано на организацию учебного процесса в классно-урочной форме, уроков-игр, уроков-путешествий  с использованием современных технологий: проблемно-поискового обучения и личностно ориентированного развивающего обучения. Процесс обучения представляет собой сотрудничество учителя и учащихся, детей между собой. В этом сотрудничестве и осуществляется первичное постижение родного языка как предмета изучения, анализа различных его сторон.

        Место предмета в учебном плане

        В соответствии с федеральным базисным планом  и примерной программой  начального общего образования на изучение предмета «Русский язык» отводится во 2 классе 5 часов  в неделю, 170 часов в год. За счет школьного компонента  в целях обеспечения индивидуальных потребностей учащихся добавлен 1 час в неделю, то есть 34 часа  в год. Итого, в данной рабочей программе на изучение предмета «Русский язык» предусматривается 6 часов в неделю. Общий объем  учебного времени в год составляет   204 часа. Резервные часы (12 часов), предусмотренные авторской программой «Русский язык» Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной,  используются на проведение уроков, направленных на развитие письменной речи учащихся,  на обучение написанию изложений и сочинений.  Часы, добавленные из  школьного компонента,  используются  на  расширение изучения  следующих разделов:

Слово – 1 час.

Предложение – 4 часа.

Текст – 3 часа.

Слова, которые отвечают на вопросы кто? и что? – 1 час.

Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? - 2 часа.

Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал? – 5 часов.

Связь слов в предложении – 6 часов.

Суффикс – 2 часа.

Правописание букв ъ и ь – 4 часа.

Безударные гласные в корне слова – 2 часа.

Правописание букв звонких и глухих согласных в конце слова – 3 часа.

Повторение – 1 час.

        В курсе  русского языка в  начальной  школе ведущим направлением  учебной деятельности детей является овладение письменной речью,  культурой  письменного  общения  (естественно,  наряду  с развитием умений чтения, говорения и слушания).

        В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

1) овладение функциональной  грамотностью  на  уровне  предмета (первичные навыки работы  с информацией);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3)  овладение  умениями,  навыками  различных  видов  устной  и  письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

4)  приобретение  и  систематизация  знаний  о  языке  как  основы речевой деятельности;

5) дальнейшее овладение родным языком;

6) овладение орфографией и пунктуацией;

7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

8) развитие чувства языка.

Учебно-методический комплект

        Для реализации целей и задач обучения русскому  языку по данной программе используется УМК образовательной системы  «Школа 2100» по русскому языку издательства «Баласс».

  1. Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А. Методические рекомендации по русскому языку для 1 -2 класса - М.: «Баласс»,  2009.
  2. Бунеев Р.Н, Е.В.Бунеева Е.В. Слова с непроверяемыми написаниями. 1-4 кл.- М.: «Баласс»,  2011.
  3. Бунеева Е.В. «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» в 2 вариантах для  2 класса. - М.: Баласс, 2013.
  4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.,  Пронина О.В.  «Русский  язык». Учебник для 2 класса. - М.: «Баласс», 2011.
  5. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.,  Фролова Л.А.  «Орфографическая тетрадь по русскому языку», 2-й класс - М.: «Баласс», 2013.
  6. Исаева Н.А.Рабочая тетрадь по русскому языку для 2-го класса. - М.: Баласс, 2013.
  7. Комисарова Л.Ю. Дидактический материал по русскому языку. 2 кл. – М.: Баласс, 2013
  8. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию. К учебнику «Русский язык» 2 кл. – М.: Баласс, 2013.

Содержание учебного предмета «Русский язык» для 2 класса   (204 ч / 6 ч в неделю)

        Введение (1 ч)

Чем мы будем заниматься на уроках русского языка.

Слово (7 ч)

        Звуки, части слова, слово, предложение, текст.

        Предложение (15ч)

        Признаки предложения (предложение состоит из  слов, выражает  законченную мысль, произносится с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией; слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации,  оформлять  предложение  на  письме).  Конструирование  предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях.

        Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия): о ком или о чём говорится  в  предложении?  Что  говорится?  Умение  устанавливать  связи между словами в предложениях с помощью  вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.

        Текст (18 ч)

        Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте  связаны  по  смыслу;  по  заглавию  можно  определить,  о  чём будет говориться в тексте).

        Формирование типа правильной читательской деятельности – умение  самостоятельно  осмысливать  текст  до  чтения  (с  помощью заглавия,  иллюстрации,  ключевых  слов),  во  время  чтения (в  ходе постановки вопросов к тексту, прогнозирования ответов и проверки  себя по тексту, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов  на  вопросы  к  тексту  в  целом).  Развитие  умения  находить  в  тексте главную  мысль,  соотносить  её  с  заглавием;  самостоятельно  выбирать заглавие к тексту из ряда данных.

        Слово (продолжение) (151 ч)

        1. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопросы к словам. Связь слов в предложении.

        Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выражающие  чувства,  но  не  называющие  их,  –  без  введения  понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими словами  (орфограмма-пробел);  умение  видеть  и  графически  обозначать эту орфограмму.

        2. Наблюдение  над лексическим  значением  слова,  над  тем,  что слово может иметь несколько значений, над прямым и переносным значениям   слова   (без   введения   специальной   терминологии).

Особенности  словоупотребления,  сочетаемости  слов.  Нахождение в  тексте  слов  со  сходным  значением,  с  противоположным  значением.

        3. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение).  Наблюдение  над  лексическим  значением  однокоренных  слов,   над   единообразием   написания   корня   в   однокоренных  словах.

        Умение подбирать  однокоренные слова.

        Суффикс (определение). Суффиксы -ок-, -ик-, -ушк-, -юшк-, -онок-,-ёнок-,  -ат-,  -ят-,  -тель-,  -ищ-,  их  значения.  Умение  видеть  эти  суффиксы  в  словах,  образовывать  слова  с  данными  суффиксами (на   материале   существительных   мужского   рода   с   нулевым окончанием).

        Приставка   (определение).   Образование   слов   с   приставками  (на  материале  глаголов  движения  типа  летел,  полетел,  улетел, прилетел  и  т.п.),   наблюдение   над   ролью   приставки   в  слове. Разграничение   приставок   и   предлогов   с,   на,   за,   до,   по,   про, от и т.п.

        4.   Алфавит.   Знание   букв   в   алфавитном   порядке,   умение правильно  называть   буквы.   Практическая   значимость   знания алфавита.

        5.  Орфография. Большая буква  в  именах,  отчествах, фамилиях  людей, кличках животных, географических названиях. Наблюдение над  несоответствием  произношения  и  написания  слов.  Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударных слогах; согласные  на конце  слова, звук [й’] после  согласных  перед гласными; место после мягкого согласного, после  звуков и  букв ж, ш, ч, щ.

        Орфограмма. Знакомство с орфограммами:

1) буквы и, у, а после букв шипящих ж, ш, ч, щ;

2) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я;

3)  ь для обозначения  мягкости  согласных  в  конце  и  в  середине слова; написание буквосочетаний чк, чн в словах;

4) ь и ъ разделительные;

5) буквы проверяемых и непроверяемых безударных  гласных в корне слова (на материале двусложных слов);

6) буквы звонких и глухих согласных в  конце слова.

        Развитие  умений  видеть  орфограммы  в  словах,  писать  слова  с этими  орфограммами, графически  обозначать  орфограмму  и  условия выбора.

        Повторение (12 ч)

        Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при  изучении  программного  материала  и  ведётся  в  нескольких направлениях:

1) обогащение словарного запаса детей – количественное (в ходе образования слов с  помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического  значения слов);

2) развитие грамматического строя речи  (анализ и  конструирование предложений, словосочетаний);

3)  развитие  связной  устной  речи  (ответы  на  вопросы,  составление  предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5–6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой);

4) обучение правильному произношению  слов,  ударению, интонированию.

        Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соединений,  гигиенических  навыков  письма.  Совершенствование  навыка письма в одну линейку.

 Результаты изучения предмета «Русский язык»

ТАБЛИЦА ПРЕДМЕТНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

к умениям учащихся 2 класса по русскому языку

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

- овладение функциональной     грамотностью;

- развитие умений и навыков   различных видов устной и письменной речи;

- развитие умений и навыков понимания и анализа текстов

- приобретение и систематизация знаний о языке;

- развитие чувства языка

- овладение орфографией и пунктуацией

Интеллектуально-речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

2-й класс

• правильно списывать

слова, предложения, тексты;     проверять написанное;

• составлять предложения из слов; по данным схемам;

• определять границы предложений в тексте без знаков препинания;

• составлять небольшой текст (4-5 предложений) на заданную тему, по картинке и записывать его с помощью учителя; составлять текст из данных абзацев;

• выбирать заглавие к тексту из ряда данных

Выполнять звукобуквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия  произношения  и написания в слове;

• находить корень в группе однокоренных слов;

• подбирать однокоренные слова;

• находить суффиксы и приставки в доступных словах;

• образовывать слова с помощью  суффиксов  и  приставок;

• отличать приставки от предлогов (по, на, под и т.д.);

• ставить вопросы к словам в предложении (кто? что?    какой?    какая? какое? какие? что делает?)

• находить в предложении

(тексте)   слова,   отвечающие на эти вопросы;

• находить предлоги в предложении (тексте)

• делить слова на части

для переноса;

• видеть в словах опасные места,  изученные орфограммы;

• писать предлоги раздельно со словами;

• писать большую букву в словах   (изученные  случаи);

• писать буквы безударных гласных звуков, проверяемых  ударением,   в корнях двусложных слов;

• писать изученные слова с

непроверяемым безударным гласным в корне;

• писать буквы проверяемых согласных на конце слова;

• употреблять ъ для обозначения мягкости согласных звуков на конце и в

середине слова;

• не употреблять ь в буквосочетаниях чн, чк

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» во 2 классе являются следующие умения:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей

(интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

 Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
  • понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
  • делить текст на части, озаглавливать части;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
  • делить слова на части для переноса;
  • производить звукобуквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
  • правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
  • писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
  • видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
  • писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
  • находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
  • находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова
  • обращать внимание на особенности употребления слов;
  • ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится
  • составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
  • предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
  • составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

        Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать

других и самому быть понятым.

Количество и виды контроля

        Контроль  за усвоением учебного материала  проводится в  следующих формах:

  • диктанты;
  • списывание текста;
  • творческие работы учащихся;
  • проверочные тематические  работы;
  • контрольные работы;
  • комплексная стандартизированная  работа по итогам обучения.

        Промежуточная аттестация по русскому языку проводится по результатам каждого триместра в форме диктанта с грамматическим заданием. Итоговая аттестация проводится в конце учебного года  в форме контрольной работы.

        Контрольно-измерительные материалы, предусмотренные данной рабочей программой, соответствуют пособию «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» для  2 класса Е.В. Бунеевой.

        Контроль за усвоением УУД осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько  успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка.  Диагностические материалы  опубликованы  в пособии  Бунеевой Е.В., Вахрушева А.А., Козловой С.А., Чиндиловой О.В.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

        Количество обучающих письменных работ во 2 классе

Изложение

Сочинение

1 триместр

2

 триместр

3

триместр

Итого за год

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Итого за год

2

2

2

6

2

3

2

7

Количество контрольных работ во 2 классе

Виды работ

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Итого за год

Диктанты

2

2

5

9

Списывание текста

1

1

1

3

Изложение

-

-

1

1

Сочинение

-

-

-

-

Проверочные тематические работы

3

3

2

8

     

Критерии и нормы оценки результатов образования

        В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование персонифицированных процедур  итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.  

        Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

                         

Диктанты

Отметка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.

Отметка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.

Отметка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.

Отметка "2" ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.  

Ошибкой в диктанте следует считать:

- нарушение правил орфографии при написании слов;

- пропуск и искажение букв в словах;

- замену слов;

- отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание словарных слов.

  За ошибку в диктанте не считаются:

- ошибки на разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;

- единичный  пропуск точки  в конце предложения, если  первое слово следующего    

   предложения  записано с заглавной буквы;

- единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:

- два исправления;

- две пунктуационные ошибки;

- повторение ошибок в одном и том же слове.

 Негрубыми ошибками считаются следующие:

 - повторение одной и той же буквы в слове;

 - недописанное слово

 - перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена; дважды     записанное одно и то же слово в предложении.

  1. Грамматические задания

Отметка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.

Отметка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее   3/4  заданий.

Отметка"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.

Отметка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.

Изложения и сочинения

Отметка"5" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-        правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);

б) грамотность:

-    нет орфографических и пунктуационных ошибок;

-         допускается 1 --2 исправления.

Отметка"4" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

-         имеются отдельные фактические и речевые неточности;

-         допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.

б) грамотность:

-                   две орфографические и одна пунктуационная ошибки.

Отметка "3" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         допущены отклонения от авторского текста;

-         отклонение от темы;

-         допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;

-         беден словарь;

-         имеются речевые неточности;

-         допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;

б) грамотность:

-                   3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.

 Отметка "2" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         работа не соответствует теме;

-         имеются значительные отступления от авторской темы;

-         много фактических неточностей;

-         нарушена последовательность изложения мыслей;

-         во всех частях работы отсутствует связь между ними;

-         словарь беден;

-         более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;

б) грамотность:

-                   более З орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.

 

Контрольное списывание

Отметка"5" ставится:

-         нет ошибок и исправлений;

-         работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.

 Отметка "4" ставится:

-   имеется 1 ошибка и одно исправление.

 Отметка "3" ставится:

-         имеется 3 ошибки и одно исправление.

 Отметка "2" ставится:

-  имеется 3 ошибки и 1-2 исправления.

                                        Словарные диктанты

Отметки:

«5» – без ошибок.

«4» – 1 ошибка и 1 исправление.

«3» – 2 ошибки и 1 исправление.

«2» – 3 и более ошибок.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

        Литератара для обучающихся:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.,  Пронина О.В.  «Русский  язык». Учебник для 2 класса. - М.: «Баласс», 2011.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.,  Фролова Л.А.  «Орфографическая тетрадь по русскому языку», 2-й класс - М.: «Баласс», 2013.
  3. Комисарова Л.Ю. Дидактический материал по русскому языку. 2 кл. – М.: Баласс, 2013.
  4. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию. К учебнику «Русский язык» 2 кл. – М.: Баласс, 2013.
  5. Исаева Н.А.Рабочая тетрадь по русскому языку для 2-го класса. - М.: Баласс, 2013.

Основная литература учителя:

  1. Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А. Методические рекомендации по русскому языку для 1 -2 класса - М.: «Баласс»,  2009.
  2. Бунеев Р.Н, Е.В.Бунеева Е.В. Слова с непроверяемыми написаниями. 1-4 кл.- М.: «Баласс»,  2011.
  3. Бунеева Е.В. «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» в 2 вариантах для  2 класса. - М.: Баласс, 2013.
  4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.,  Пронина О.В.  «Русский  язык». Учебник для 2 класса. - М.: «Баласс», 2011.
  5. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.,  Фролова Л.А.  «Орфографическая тетрадь по русскому языку», 2-й класс - М.: «Баласс», 2013.
  6. Исаева Н.А.Рабочая тетрадь по русскому языку для 2-го класса. - М.: Баласс, 2013.
  7. Комисарова Л.Ю. Дидактический материал по русскому языку. 2 кл. – М.: Баласс, 2013
  8. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию. К учебнику «Русский язык» 2 кл. – М.: Баласс, 2013.

Дополнительная литература учителя:

  1. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2010. –

400 с.

  1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
  3. Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. М.: «Просвещение», 2011.
  4. Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования.  М.: «Просвещение», 2011.
  5. Стандарты второго поколения. Примерные программы  учебных предметов. Начальная школа. М.: «Просвещение», 2011.

 Цифровые образовательные ресурсы

  1. www.school-collection.edu.ru. Русский язык, 2 класс. Цифровые образовательные ресурсы  к учебнику «Русский язык,  2 класс» Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной.
  2. www. school2100.ru

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка во 2 классе

 

Количество часов на изучение программы           204

Количество часов в неделю                                      6

Дата

№ п/п

Тема

Понятия

Словарные слова

Толковый словарь

1. Введение (1 ч.)

1

1.Знакомство с новым учебником

«Русский язык»

2. Слово (7 ч.)

2

1. Повторение знаний о слове

язык

3

2. Лексическое значение слова

погода

4

3. Сочинение № 1 «Как я провёл лето»

5

4.Состав слова

Слова, части слова, звуки, предложения текст

6

5. Орфограммы в словах русского языка

Россия

7

6. Орфограммы в словах русского языка. Обобщение по разделу «Слово»

Опасные места в словах

работа

8

7.  Правила переноса слов

3. Предложение (15 ч.)

9

1. Предложение. Предложение и группа слов

сноп

10

2. Схематическое изображение слова, предложения. Составление предложений по схемам.

11

3. Составление предложений по схемам.

12

4. Признаки предложения. Оформление предложений на письме

Признаки предложения

13

5. Развитие умения правильно списывать и оформлять предложения на письме

мороз

14

6. Оформление предложений на письме, соотнесение предложений со схемами

русский

15

7.  Конструирование предложений

народ

16

 8.  Входной контроль. Диктант № 1

17

9. Темп и громкость – средства выразительности устной речи

Темп,

громкость

18

10. Интонация в предложении. Знаки препинания в конце предложения

Интонация

19

11. Обобщение знаний по теме: «Предложение»

Диалог, рассказ

20

12. Проверочная работа № 1

по теме: «Предложение»

21

13. Работа над ошибками. Предложение

 

22

14. Тон речи – средство выразительности устной речи

Тон

23

15.  Проверочное списывание № 1

4. Текст (18ч.)

24

1. Работа над ошибками. Признаки текста

25

2. Роль заглавия в тексте

Запись предложений под диктовку

собака

жать

26

3. Связь заглавия и главной мысли текста

однажды

27

4.  Тема, заголовок и основная мысль текста

28

5. Заглавие текста. Основные признаки текста

Артист,

театр

заповедник

29

6.  Основные признаки текста

Запись предложений под диктовку

признаки текста

мальчик

30

7. Текст. Озаглавливание текстов

Звуко-буквенный анализ слов

Тетрадь, тетрадка

31-32

8-9. Текст. Озаглавливание текстов

девочка

33

 10. Изложение № 1 зрительно воспринятого текста по вопросам и опорным словам

34

11. Работа над ошибками. Конструирование предложений

вдруг

35

12.  Конструирование предложений.

Запись текста по правилу

36

13. Конструирование текста и предложений

37

14. Признаки текста, его отличие от набора предложений

38

 15. Основная мысль текста, опорные слова.

39

16. Проверочная работа № 2

по теме: «Текст»

40

17. Работа над ошибками.

Обобщение знаний о тексте

Москва

41

18. Изложение №2 зрительно воспринятого текста с опорой на иллюстрацию

5. Слова, которые отвечают на вопрос что? и кто? (7 ч.)

42

1. Работа над ошибками.

Слова-предметы (названия)

Слова-предметы

человек

43

2. Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы

одушевлённые и неодушевлённые предметы

44

3. Объединение слов в тематические группы

Запись предложений под диктовку.

45

4. Конструирование сочетаний слов и предложение со словами, отвечающими на вопросы кто? что?

46

5. Постановка вопросов

кто? что? к словам-предметам

овощи

47

6. Постановка вопросов

кто? что? к словам-предметам

48

7. Обобщение по теме:  «Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?»

6. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? (13 ч.)

49

1. Слова-признаки. Постановка вопросов к словам-признакам.

слова-признаки

50

2. Связь слов-названий и слов-признаков

Подбор к словам-предметам слов-признаков

весело

51

3. Связь слов-названий и слов-признаков

Подбор к словам-предметам слов-признаков

52

4. Сочинение № 2  по опорным словам «Осенняя картинка»

воробей

53

5. Связь слов-названий и слов-признаков

Запись предложений под диктовку

54

6. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие?

55

7. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие?

56

8. Упражнения в подборе слов-признаков

Связь слов-названий и слов-признаков

57

9. Закрепление и повторение изученного по теме: «Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?»

карандаш

58

10. Контрольный диктант № 2 по итогам I триместра

59

11. Работа над ошибками. Словарная работа 

60

12. Проверочная работа № 3 по теме: «Слова-предметы и слова-признаки»

61

13. Тексты, отвечающие на вопрос какой? Понятие об описании.

Текст-описание

7. Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал?(10 ч.)

62

1. Слова, обозначающие действия предметов, вопросы к этим словам.

Действия предметов

63

2. Слова, обозначающие действия предметов, вопросы к этим словам.

64

3. Постановка вопросов к словам, обозначающим действие предмета

ученик

65

4. Постановка вопросов к словам, обозначающим действие предмета

66

5. Нахождение пары слов, отвечающих на вопросы вида что? что делает?

громко

67

6. Нахождение пары слов, отвечающих на вопросы вида что? что делает?

68

7. Нахождение грамматической основы в предложениях

Грамматическая основа

рябина

69

8. Нахождение грамматической основы предложения

70

9. Диктант № 3 по теме «Предложение»

71

10. Работа над ошибками, допущенными в диктанте

8. Связь слов в предложении (14 ч.)

72

1. Составление и запись предложений по схемам

73

2. Связь слов в предложении. Вопросы от слова к слову в предложении

Связь слов в предложении

74

3. Вопросы от слова к слову. Грамматическая основа предложения

75

4. Установление действующего лица

или предмета в предложении

76

5. Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы

капель

77

6. Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы

78

7. Изложение № 3 зрительно воспринятого текста «Сова - ночная птица»

79

8. Работа над ошибками. Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы

80

9. Проверочная работа № 4 по теме:

«Связь слов в предложении»

81

10. Работа над ошибками.

Словарная работа

82

11. Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы

83

12. Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы

84

13. Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы

85

14. Употребление предлогов в речи

Звуко-буквенный анализ слов

9. Слова, к которым нельзя задать вопрос (8 ч.)

86

1. Слова, выражающие чувства, их роль в речи.

Слова выражающие чувства – междометия

87

2. Упражнения в раздельном написании предлогов с другими словами. Соотношение звуков и букв в словах

88

3. Соотношение звуков и букв в словах.

Словарный диктант

89

4. Роль предлогов в предложении.

Запись предложений под диктовку

потом

90

5. Раздельное написание предлогов. Правильное употребление предлогов в речи

сначала

91

6. Проверочная работа № 5 по теме:

«Слова, к которым нельзя задать вопрос»

92

7. Работа над ошибками. Повторение знаний о предлогах. Изучение словарных слов

автограф

93

 8. Повторение знаний о предлогах. Изучение словарных слов 

10. Части слова, корень (3 ч.)

94

1. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова

Корень слова

95

2. Распознавание однокоренных слов,

Нахождение в них корня

96

3. Нахождение корня в словах.

Звуко-буквенный анализ слов

11. Суффикс (7 ч.)

97

1. Роль суффикса в слове. Определение суффикса

Суффикс

98

2.  Нахождение суффиксов в словах

99

3. Нахождение уменьшительно-ласкательных суффиксов в словах

гумно

100

4. Нахождение суффиксов, обозначающих принадлежность к профессии

101

5. Сочинение № 3  с опорой на иллюстрацию «Моя комната»

102

6. Работа над ошибками. Словарная работа.

103

7. Закрепление пройденного.

12. Приставка (8 ч.)

104

1. Роль приставки в слове. Определение приставки

105

2. Значение приставок.

Проверочное списывание № 2

стихотворного текста

106

3. Слитное написание приставок. Различение приставок и предлогов

Гражданин граждане

107

4. Различение приставок и предлогов.

Разбор слов по составу

Приставка предлог

Отечество

108

5. Части слова. Корень. Суффикс. Приставка.

109

6. Части слова. Корень. Суффикс. Приставка.

110

7. Проверочная работа № 6 по теме: «Части слова. Корень. Суффикс. Приставка»

111

8. Работа над ошибками. Словарная работа

13. Алфавит. Написание заглавной буквы в словах (16 ч.)

112

1. Алфавитный порядок букв русского языка

Алфавит

алфавит

113

2. Написание заглавной буквы в фамилиях людей

114

3. Написание заглавной буквы в именах людей

115

4. Написание заглавной буквы в отчествах людей

116

5. Имена собственные

117

6. Написание большой буквы в именах сказочных героев

118

7. Сочинение № 4 по рисунку «В деревне»

119

8. Работа над ошибками.

Запись предложений под диктовку.

120

9. Написание большой буквы в названиях городов, сёл, деревень

121

10. Большая буква в названиях рек и морей.

122

11. Изложение № 4 с творческим заданием по теме «Правописание имён собственных»

123

12. Работа над ошибками.

Упражнения в правописании имён собственных

124

13. Контрольный диктант № 4 за II триместр

125

14. Работа над ошибками. Повторение знаний по теме «Правописание имён собственных»

126

15. Сочинение № 5 по теме: «Моя семья»

127

16. Работа над ошибками. Обобщение по теме «Правописание имён собственных»

14. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу (14 ч.)

128

1. Написание буквосочетаний жи - ши

Орфограмма, буквосочетания орфография

129

2. Орфограмма. Орфографическое правило

130

3. Графическое обозначение орфограммы: написание слов с буквосочетаниями

жи - ши

131

4. Упражнения в написании слов с жи - ши

132

5. Наблюдение за написанием

буквосочетаний ча - ща

133

6. Написание слов с буквосочетаниями ча - ща. Развитие орфографических умений

134

7. Упражнения в написании слов с ча – ща. Развитие орфографических умений

135

8. Наблюдение за написанием

буквосочетаний чу - щу

136

9. Изложение № 5 зрительно воспринятого текста по заготовкам и коллективно составленному плану

137

10. Работа над ошибками. Упражнения в написании буквосочетаний чу - щу

138-139

11-12.  Упражнения в написании слов

с буквами   и, у, а после шипящих

Запись предложений под диктовку

140

13. Диктант № 5 по теме: «Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу - щу»

141

14. Работа над ошибками.

Написание слов с буквами   и, у, а

после шипящих

15. Правописание букв ъ и ь (21 ч.)

142

1. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

143

2. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

144

3. Сочинение № 6 «Любимые герои сказок»

145

4. Буква ь на конце и в середине слова. Перенос слов с ь в середине слова

146

5. Написание ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова

скоро

147

6. Наблюдение над словами с ь и без него

148

7. Упражнения в написании слов с ь на конце и в середине слова

Звуко-буквенный анализ слов

149

8. Правописание слов с

буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЩН

150

9. Упражнение в написании слов с ь, с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЩН

151

10. Звук [й] и его обозначение на письме

152

11. Разделительный Ь. Правописание слов с разделительным ь

153

12. Разделительный Ь для обозначения мягкости согласных

154

13. Написание слов с разделительным Ь

только

сколько

155

14. Правописание слов с разделительным Ь и с Ъ для обозначения мягкости согласных звуков на письме

156

15. Упражнения в написании слов с Ь

157

16. Изложение № 6 зрительно воспринятого текста по данному плану

158

17. Работа над ошибками

159

18. Написание слов с разделительным Ь

160

19. Правописание слов

с разделительным Ь и Ъ знаками

161

20. Диктант № 6 по теме:

«Правописание букв Ъ и Ь»

162

21. Работа над ошибками. Написание слов с разделительным Ь и Ъ знаками

16. Безударные гласные в корне слова (14 ч.)

163

1. Деление слов на слоги, постановка ударения

Слоги

164

2. Наблюдение над написанием и произношением слов с безударным гласным в корне

Синонимы, антонимы, омонимы

165

3. Наблюдение над произношением и написанием гласных в ударных и безударных слогах

Ударный слог, безударный слог

166

4. Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов

Разбор слов по составу

Проверочные слова

167

5. Упражнения в подборе однокоренных проверочных слов. Графическое обозначение орфограммы

168-169

6-7. Применение правила о безударных гласных в корне слова. Алгоритм написания

170

8. Региональный мониторинг

171

9. Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне

172

10. Правописание слов с безударными гласными в корне

173

11. Проверочная работа № 7 по теме:

«Безударные гласные в корнях слов»

174

12. Работа над ошибками.

Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне

175

13. Диктант № 7 «Буквы безударных гласных в корне слов»

176

14. Работа над ошибками.

Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне

17. Правописание букв звонких и глухих согласных в конце слова (16 ч.)

177

1. Работа над ошибками

Наблюдение за явлением оглушения звонких согласных на конце слова

Оглушение согласных

178

2. Контрольное изложение № 7

зрительно воспринятого текста по коллективно составленному плану

179

3. Знакомство с орфограммой и её графическое обозначение

слева

180

4. Упражнение в подборе проверочных слов

вокруг

181

5. Сочинение № 7 по теме:

«Прощаемся до осени»

182-188

6 – 12. Упражнения в написании слов с проверяемыми согласными на конце слова

береза

189

13. Диктант №8 по теме «Написание букв согласных в конце слова»

190

14. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Упражнения в написании слов с проверяемыми согласными на конце слова

191

15. Контрольное списывание № 3

192

16. Работа над ошибками. Упражнения в написании слов с проверяемыми согласными на конце слова

18. Повторение (12ч.)

193

1. Повторение и классификация изученных орфограмм.

194

2. Повторение и классификация изученных орфограмм.

195

3. Повторение и классификация изученных орфограмм.

196

4. Контрольный диктант №9 по  итогам III триместра

197

5. Работа над ошибками, допущенными в диктанте

198

6. Повторение по теме «Текст. Предложение»

199

7. Повторение по теме «Слово. Состав слова. Однокоренные слова»

200

8. Итоговая годовая  контрольная работа  №8

201

9. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе

202-204

10-12. Обобщение изученного за год

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 3 класс "Школа 2100"

Составленная мною рабочая программа по русскому языку для 3 класса по учебнику Р.Н.Бунеева , Е.В.Бунеевой (Образовательная система "Школа 2100") содержит все необходимые разделы, в том числе подробные...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс "Школа 2100"

программа составлена в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа 2100

Календарно-тематическое планирование по русскому языку, 1 класс, " Школа 2100", надомное обучение...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс "ШКОЛА 2100"

Рабочая программа по русскому языку 4 класс...

рабочая программа по русскому языку 4 класс ШКОЛА 2100

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса. Рабочая программа базового курса по русскому языку для обучения в 4 классе создана на основе Федерального компонента государственн...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ШКОЛА 2100

Соответствует ФГОС нового поколенияОбразовательная система ШКОЛА 2100Объем: 4 часа в неделю...