Творческий подход к изучению слов с непроверяемыми написаниями
статья по русскому языку на тему
Только при такой организации словарной работы, когда она проводится в широком плане и во взаимосвязи целей орфографических, грамматических и лексических и не замыкается в узкие рамки «заучивания» слов, только при этом условии данная работа станет и содержательной, и интересной для детей, а стало быть и более эффективной, ибо всестороннее изучение слова не только наилучшим образом закрепляет его правописание, но и способствует прочному усвоению слова, как лексической единицы, закреплению его в активном словаре ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovarnaya_rabota.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий подход к изучению
слов с непроверяемыми написаниями.
Кулагина Ирина Леонидовна
Словарная работа - это не эпизод в работе, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами русского языка.
В зависимости от целей словарная работа имеет разное содержание.
1) Словарная работа может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов или слов, значение которых дети понимают неправильно.
2) Словарная работа может преследовать цели грамматические, а именно: усвоение детьми в отдельных словах некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения.
3) Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей правильному орфоэпическому произношению и соблюдению в словах нормативного ударения.
4) Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно- орфографическую работу.
Программой определен тот минимум слов, написание которых дети должны усвоить, что позволяет учителю перспективно спланировать эту работу.
Группировка слов, подлежащих усвоению, определяется следующими приемами:
- подбор слов по значению ( овощи, ягоды и т. п.);
- по темам ( огород, ребята, работа);
- распределение слов по графическому сходству или графическому контрасту ( пенал, тетрадь, дежурный и т. п.);
- распределение по грамматическим темам.
Работа со словами с непроверяемыми написаниями складывается из следующих компонентов:
- первоначальное знакомство со словом;
- упражнения, направленные на запоминание зрительно- графического образа слова;
- проверка знаний детей.
Наиболее распространенным видом словарно- орфографических упражнений остается диктант: зрительный, слуховой, картинный, по памяти, с использованием загадок, с комментированием, творческий
Чтобы достичь положительных результатов, необходимо рационально и грамотно организовать словарную работу.
Речь ребенка (письменная и устная) будет грамотной, понятной, красивой, если он будет правильно понимать лексическое значение слов, правильно использовать их в речи, соотносить с другими словами, знать, как они пишутся, понимать значимость изучения этих слов.
Словарная работа- очень сложная работа, требующая особой подготовки. Она обязательно должна быть связана со всеми этапами урока и, конечно, с темой урока.
Работа со словарными словами складывается
из следующих компонентов:
- первичное знакомство со словом;
- упражнения, направленные на запоминание нового слова;
- проверка знаний обучающихся.
Очень важно правильно построить работу по первичному знакомству со словом. От того, как преподнести новое слово, привлечь к нему внимание, многое зависит. Повторное привлечение внимания к слову дает меньший эффект, т.к. теряется новизна восприятия,
А также большое значение имеет работа по запоминанию словарных слов.
Словарно-орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами.
Более рациональной является такая методика, когда в процессе изучения слов детям будут предлагаться задания, которые наряду с орфографическими задачами преследуют и цели лексические, т.е. будут направлены одновременно и на усвоение орфографии, и на активизацию детского словаря.
Основываясь на концепцию развивающего обучения программы и технологию проблемного обучения свою работу я строю следующим образом.
При первичном знакомстве со словом я не преподношу детям слово в готовом виде, а создаю проблемную ситуацию, чтобы вызвать интерес к слову, активизировать мыслительные процессы детей и повысить познавательную мотивацию.
Для этого я использую загадки, пословицы с пропущенными словами, пословицы с заменой слов, зашифрованные слова (расставить буквы в порядке увеличения количества точек над буквами, в порядке уменьшения высоты столбиков с буквами, соотнести цифры и буквы и, воспользовавшись ключом, отгадать слово), подбор синонимов, антонимов, фразеологизмов, использование шуточных вопросов (В каких словах живет рак? (завтрак, ракета). Какие слова любит ворона? (карандаш, картина)
А лягушка? (квартира), а также разгадывание кроссвордов.
После того, как слово отгадано, начинается работа по выяснению лексического значения слова. Для этого провожу фронтальную беседу. Если слово трудное, то прибегаем к помощи толкового словаря. На первых порах я сама показываю способы работы со словарем, затем дети начинают самостоятельно искать нужное слово. Это может быть и словарь в конце учебника. Здесь возможно использование картинной или предметной наглядности. Затем слово записывается на доске и в тетради. Ставится ударение, выделяются все известные нам орфограммы («опасные места» как мы называем их в 1 классе), слово делится на слоги. Затем детям можно предложить подобрать однокоренные слова, синонимы, антонимы, вспомнить фразеологизмы, пословицы, стихотворения, загадки с этими словами, составить словосочетания или предложения с новыми словами.
Далее идет не менее важная работа, а именно, упражнения на запоминание словарного слова.
Большое значение для запоминания имеют анализаторы (зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения). Следовательно, упражнения должны опираться на различные восприятия и быть разнообразными. Наиболее распространенным видом словарно-орфографических упражнений являются диктанты:
- зрительный, картинный, слуховой;
- выборочный;
- диктант с использованием загадок;
- диктант по памяти;
- диктант с комментированием;
- творческий диктант.
На этом этапе работы широко можно использовать орфографический словарь (в том числе и в учебнике), словарь синонимов, антонимов, фразеологический словарь, а также этимологический словарь.
Этимологический анализ - эффективный прием обогащения словаря обучающихся. При конкретности детского мышления очень важно поставить отвлеченное слово на прочный фундамент предметного представления.
Например: медведь – от мед и ведать (в значении есть, пробовать),
едящий мед
овчарка – от овца (порода собак, охраняющих овец)
проверочное слово – овцы
черемуха – от черема – смуглая
дерево с черными душистыми ягодами
проверочное слово – черный
Интересное сообщение о слове становится одновременно средством усвоения орфографии, т.к. интерес пробуждает внимание, усиливает познавательную деятельность детей.
Исходя из пользы этимологического анализа, а также своего личного опыта, я пришла к выводу, что дети лучше запоминают, основываясь на ассоциативную память.
Т.е. в работе по запоминанию написания словарных слов я использую вспомогательные слова. Они не являются проверочными словами, но помогают запоминать написание трудных слов.
Например, для запоминания слова мужчина я предлагаю детям использовать вспомогательные слова: муж чинит, для слова женщина: жена варит щи, собака: собака сторожит дом, платок: платок носит бабушка и т.д.
Это значительно облегчает работу на этапе запоминания словарных слов. Имеется положительный опыт работы в этом направлении в предыдущие годы.
Далее идет работа, способствующая проверке знаний обучающихся.
Для этого используются контрольные словарные диктанты. Также может использоваться контрольное списывание. Проверку знаний я осуществляю и при создании речевых произведений следующих жанров: устное воспоминание, записка, телеграмма, поздравление, письмо. Для этого я использую как индивидуальную работу, так и работу в группах.
Только при такой организации словарной работы, когда она проводится в широком плане и во взаимосвязи целей орфографических, грамматических и лексических и не замыкается в узкие рамки «заучивания» слов, только при этом условии данная работа станет и содержательной, и интересной для детей, а стало быть и более эффективной, ибо всестороннее изучение слова не только наилучшим образом закрепляет его правописание, но и способствует прочному усвоению слова, как лексической единицы, закреплению его в активном словаре ребенка.
Литература.
- В. П. Канакина. Работа над трудными словами в начальных классах. М. Просвещение, 1991.
- Работа над словами на уроках русского языка в начальных классах. Сост. П. А. Грушников. М. Просвещение, 1983.
- Л. Н, Калинина. Моя работа над словами с непроверяемыми написаниями. // Нач. шк. № 6, 1990.
- В. П. Канакина.Работа над значением слов с непроверяемыми написаниями. // Нач. шк. № 6, 1993.
- Э.В. Гордеев, М. В, Дмитрак. Творческий подход к изучению слов с непроверяемыми написаниями. // Нач. шк. № 1, 1995.
- А. Н. Кохичко. Этимологический анализ как методический прием при обучении орфографии. // Нач. шк. № 1, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О системном подходе к изучению слов с непроверяемыми написаниями.
В работе даются рекомендации по работе со словарными словами в начальных классах. Представлен конструктор словарной работы. Описаны поэтапно виды работ с непроверяемыми написаниями. ...
Творческий подход к изучению слов с непроверяемым написанием
В работе содержится перечень разных словарных работ и диктантов, загадки и пословицы, содержащие словарные слова...
Этимологический анализ при изучении слов с непроверяемым написанием.
Из опыта работы...
Опыт работы "Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка"
Любого учителя начальной школы глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, именуемыми в школьной практике «словарными». Многолетний оп...
«Использование игровых приёмов при изучении слов с непроверяемым написанием».
Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов с безударной гласной в корне слова , непроверяемой ударением. Слова, с такой ор...
Теоретические основы изучения слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе
Проведённое исследование позволяет утверждать, что работа по этимологическому анализу слов с непроверяемыми орфограммами в начальной школе действительно перспективна и должна проводиться системно, с у...
Опыт работы над изучением слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе (словарные слова)
Опыт работы над изучением слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе(словарные слова). Материал может быть использован учителями начальной школы в работе на уроках русского языка....