Творческий подход к изучению слов с непроверяемым написанием
методическая разработка по русскому языку по теме
В работе содержится перечень разных словарных работ и диктантов, загадки и пословицы, содержащие словарные слова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovar.doc | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Денисова Е. И. учитель начальных классов,
ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Суходол, Самарская область
Творческий подход
к изучению слов с непроверяемым написанием.
(Виды словарной работы на уроках русского языка).
Кому из учителей неизвестно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами русского языка», - писал известный советский учёный-методист А.В.Текучев.
Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах «Грамоты» дети сталкиваются со словами арбуз, конура, библиотека и многими другими. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, чтению, математике, окружающему миру и другим дисциплинам всё больше возрастает, достигая к концу курса начальной школы внушительной цифры – более 500 единиц. Нет необходимости доказывать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов.
К сожалению, наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами. В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея в виду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой работы:
- активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;
-обучающий характер учебной деятельности;
- регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.
Обучение непроверяемым написаниям должно проводиться на дидактическом материале, включающем в себя наиболее употребительные слова. Их следует отбирать из учебников (по всем дисциплинам), изучаемым в данном классе, художественных произведениях и других источников.
Слова с непроверяемыми написаниями изучаются в начальной и средней школе «в словарном порядке», т.е. учащимся рекомендуется просто писать и запоминать соответствующие слова. Но работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическом запоминании слов с такими орфограммами, малоэффективна.
Работу над словами с непроверяемыми написаниями можно рационализировать. Суть рационализации в том, что в процессе обучения написаниям указанного типа активизируется мыслительная деятельность и память учащихся, что даёт значительно более высокую эффективность, чем изучение непроверяемых написаний «в словарном порядке». Это достигается с помощью специальных приёмов обучения.
Все словарные диктанты классифицированы:
а) по форме работы (простые и творческие);
б) по виду восприятия (слуховые и зрительные).
Эта схема позволит учителю творчески подойти к проведению словарной работы, быстро сориентироваться в подборе материала и написании плана урока, разнообразить работу над словами, сделать её более эффективной. Методика проведения словарных диктантов, таких, как выборочный, картинный, кратковременный, с использованием загадок, с подбором синонимов и антонимов, по перфокартам, хорошо известна учителям.
- предупредительный
- объяснительный
- выборочный
- по памяти
- по загадкам
- по описательному обороту
- с использованием сигнальных карточек
- предупредительный
- объяснительный
- выборочный
- картинный
- кратковременный
- по памяти
- по загадкам
- по описательному обороту
- по перфокартам
- с использованием сигнальных карточек
- с пропущенными буквами
слуховые
зрительные
простые
словарные диктанты
творческие
слуховые
зрительные
- группировка по орфографическим признакам
- подбор родственных слов
- подбор слов с общим признаком
- подбор синонимов, антонимов
- запись цепочкой слов
- группировка по орфографическим признакам
- подбор родственных слов
- подбор слов с общим признаком
- подбор синонимов, антонимов
- запись цепочкой слов
- запись по алфавиту
- запись с исправлением ошибок
- работа с деформированными словами
- запись слов с аналогичной орфограммой
- составление словосочетаний
- использование ребусов
- использование школьного словаря
- использование кроссвордов
- по пословицам
- по перфокартам
- составление рассказа по опорным словам
- работа с деформированным текстом
При знакомстве с новым словом с непроверяемым написанием работа проводится в такой последовательности: чтение слова с карточки (размер 25 на 6), орфограмма, которую надо запомнить, выделена красным цветом; обозначение ударения, запись слова в тетрадях или в словариках (их делают из разрезанной пополам тетради), подбор родственных слов, этимологический анализ (если возможно и необходимо), составление с данным словом словосочетания или предложения (устно или письменно), разбор слова по составу.
Работа по закреплению написания слов с непроверяемой орфограммой может проводиться по-разному.
Виды словарной работы
1.Ученик по слогам проговаривает слово у доски, а все пишут в тетрадях слово, деля
его на слоги.
Например: Ко-ро-ва, со-ба-ка, мор-ковь.
2.Ученик объясняет, с какой безударной гласной пишется слово, а при проверке выставляется карточка с этим словом.
Дополнительно: подчеркнуть безударную гласную, поставить знак ударения.
3.Устный диктант.
Учитель называет слово, ученики показывают карточку с той гласной буквой, которую нельзя проверить.
Сигнальные карточки с гласными а, о, е, я можно изготовить на уроке трудового обучения.
4. Разгадывание загадок.
Учитель прочитывает загадку, а ученики записывают отгадку. (Загадки смотрите в Приложении).
5.Картинный словарь.
Учитель показывает картинку, где изображён предмет, который называет словарное слово. Дети называют это слово и записывают его в тетрадь.
На доске записаны слова. Учитель просит внимательно их прочитать. Затем слова закрываются, и учитель показывает картинки. Если название изображённого на картинке предмета совпало с записью слова на доске, то это слово записывается в тетрадь, если не совпало – не записывается. В конце работы проводится проверка.
Вывешивается картинка. Дети рассматривают картинку и по её содержанию выписывают как можно больше словарных слов.
Индивидуальная работа.
Ученик получает карточку с наклеенной картинкой и записывает по ней 6-10 словарных слов.
6.На доске записаны слова с пропущенной орфограммой. Нужно записать слова в тетрадь, вставляя пропущенную букву.
Например: М…роз, д…рога, м…рковь, за…ц, п…тух, уч…ник, р…бота, …зык.
7.Запись слов с аналогичной орфограммой (по принципу «забегания вперёд»).
На доске помещены слова, например: дежурный, тетрадь, уч…ник, учит…ль, р…бята, м…дведь. Учитель говорит: «Все слова подобраны по одному орфографическому признаку. Догадайтесь и запишите слова в тетрадь, вставляя пропущенную букву.
Первые 2-3 слова нужно обязательно записать полностью, так как ученики, не усвоившие на предыдущих уроках написание этих слов, могут и в других словах допустить ошибку и написать их с буквой и.
8.Подбор слов с общим признаком.
Учитель диктует или записывает на доске слова, предлагая детям подобрать и записать ещё одно.
Капуста, морковь,…(картофель) – овощи (общий признак);
село, город, …(деревня) – населённые пункты;
сорока, ворона, …(воробей) – птицы;
заяц, лисица, …(медведь) – дикие животные;
овца, корова,…(собака) – домашние животные;
линейка, тетрадь,…(пенал) – школьные принадлежности;
восток, запад,…(север) – стороны света.
9.Работа с пословицами и поговорками.
На доске записываются пословицы с пропущенным словарным словом. Ученики прочитывают пословицу, дополняя слово, и записывают это слово в тетрадь.
Можно эти слова давать для справок.
На смелого (собака) лает, а трусливого кусает.
Где тесно, там-то (солдату) и место.
Где коза прошла, там и (солдат) пройдёт.
Видом сокол, а голосом (ворона).
Сила (хорошо), а ум лучше.
В гостях (хорошо), а дома лучше.
Золотые руки у того, кто обучился (хорошо).
(Человек) – что замок: к каждому нужно ключик подобрать.
Встречают по (одежде), провожают по уму.
Без (надежды) – что без (одежды): и в тёплую погоду замёрзнешь.
Дрожит как лист на (осине).
Кого (медведь) драл, тот и пенька в лесу боится.
Как (медведь), лапы сосать не станешь.
Кто на (молоке) ожёгся, тот и на воду дует.
(Корова) в тепле – (молоко) на столе.
Где дом, тут и (хозяин).
Сиди у моря да жди (погоды).
С (медведем) дружись, а за (топор) держись.
Без (топора) не плотник, без иглы не портной.
Не бравшись за (топор), избы не срубишь.
Всякому нужен и (обед) и (ужин).
Был бы (пирог), найдётся и едок.
Без (капусты) щи не густы.
Бережливость дороже (богатства).
Ест (орехи), а на зипуне прорехи.
Грызут (орехи) меж дел для потехи.
Не разгрызёшь (ореха), так не съешь и ядра.
Куй (железо), пока (горячо).
Вскипело б (железо), а молотки сыщутся.
(Весело) поётся, (весело) и прядётся.
Кто ест (скоро), тот и работает споро.
И (готово), да бестолково.
(Огород) – семейный доход.
(Яблоко) от (яблони) недалеко падает.
(Аппетит) приходит во время еды.
(Аппетит) от больного бежит, а к здоровому катится.
(Сапоги) смазные, а дыры сквозные.
(Мороз) невелик, да стоять не велит.
Береги нос в большой (мороз).
(Мороз) и (железо) рвёт, и на лету птицу бьёт.
Наш (народ) растёт из года в год.
На сказки (герой), а на (работу) слаб.
(Хороший) друг – это настоящий клад.
Говорят в (Москве), а слушают по всей стране.
Смелость (города) берёт.
Тот (герой), кто за (Родину) горой.
Если дружба велика, будет (Родина) крепка.
За (спасибо) кума пеша в Москву шла.
И (воробей) на кошку чирикает.
Поёт как (соловей), а кусает как гадюка.
(Соловей) (месяц) поёт, а (ворона) круглый год каркает.
(Соловья) баснями не кормят.
К старости зубы тупее, а (язык) острее.
С курами ложись, с (петухами) вставай.
(Аптека) не прибавит века.
Как (месяц) не свети, а всё не солнышко.
И (месяц) светит, коли солнца нет.
В (сентябре) одна (ягода), и та – горькая рябина.
В (сентябре) огонь и в поле, и в избе.
(Октябрь) ни колеса, ни полоза не любит.
(Декабрь) год кончает, а зиму начинает.
(Январь) – году начало, зиме середина.
(Февраль) богат снегом, (апрель) – водой.
(Февраль) – (месяц) лютый: спрашивает, как обутый.
(Январю) - батюшке – (морозы), (февралю) – метели.
(Апрель) с водой – май с травой.
(Июнь) с косой по лугам прошёл, а (июль) с серпом по хлебам побежал.
В (июле) на дворе пусто, а в поле густо.
Без (работы) день годом станет.
Была бы охота – заладится всякая (работа).
Рукам (работа), душе (праздник).
Ленивому и будни (праздник).
(Москва) от глаз далека, да к сердцу близка.
Без (коллектива) и жизнь не счастлива.
В (субботу) на (работу), в (воскресенье) на веселье.
(Язык) до Киева доведёт.
(Язык) голубит, (язык) и губит.
(Языком) гладок, а душою гадок.
(Язык) мой, враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.
(Родина) поучает, (Родина) и выручает.
Сам погибай, а (товарища) выручай.
Не спеши (языком), торопись делом.
И большой (корабль) садится на мель.
(Ветер) не дует, так и осока не шумит.
(Счастье) всегда на стороне отважных.
(Счастье) лучше (богатства).
(Счастье) ума прибавляет, а несчастье – последний отнимает.
Красна птица перьями, а (человек) уменьями.
Умный (товарищ) – половина (дороги).
Не учил (отец),а дядя не научит.
Будет и на нашей (улице) (праздник).
По наружности о (человеке) не суди.
Книга – лучший (товарищ).
Ласточка день начинает, а (соловей) кончает.
Слово не (воробей): вылетит – не поймаешь.
Что написано пером, того не вырубишь (топором).
Одна у (человека) мать, одна у него и (Родина).
(Герой) умирает, а слава его живёт.
(Хорошую) речь (хорошо) и слушать.
Летний день за зимнюю (неделю).
Ленивой лошади любая (дорога) кажется дальней.
10.Запись слов по алфавиту.
Знания детей порядка расположения букв в алфавите учитель может использовать и в словарной работе. На доске вразбивку записано несколько слов. Нужно записать слова в тетрадь, расположив их в алфавитном порядке. Например: калач, диван, песок, альбом, вагон, тетрадь, пальто, бетон. Дети записывают и подчёркивают непроверяемые орфограммы: альбом, бетон, вагон, диван, калач, пальто, песок, тетрадь.
Дети записывают слова, придерживаясь алфавитного расположения не только первой, но и последующих букв. Например, на доске даются слова: батон, билет, базар, бутон, берёза, багаж, бокал. Ученики записывают: багаж, базар, батон, берёза, билет, бокал, бутон. Затем задания усложняются. На доске учитель даёт слова: азбука, газета, алмаз, пакет, герой, пенал, графин, апельсин, помидор, пионер, автобус, горох, гараж, пирог.
Требуется записать эти слова соответственно в три столбика и внутри столбика строго в алфавитном порядке. Дети записывают:
автобус газета пакет
азбука гараж пенал
алмаз герой пионер
алфавит горох пирог
апельсин графин помидор
11.Группировка и запись слов по орфографическим признакам.
Этот приём состоит в том, что учащиеся записывают диктуемые или приведённые на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов. Так, учитель даёт слова с непроверяемыми безударными гласными (планета, диван, газета, телега, пещера, комар, сирень, тетрадь, лимон, победа, канава, котомка) и предлагает записать их столбиками: в один столбик по алфавиту слова с безударной гласной а, в другой – с безударной гласной о и т.д. В соответствии с этим учащиеся записывают:
а е и о
газета пещера диван комар
канава телега лимон котомка
планета тетрадь сирень победа
12.Составление и запись слов по описательному обороту.
а) Ответить на вопрос одним словарным словом:
Кто продаёт билеты в кассах?
Какую единицу массы составляет тысяча граммов?
Как называется рисунок в книге?
Кто следит за чистотой в классе?
Что даёт нам корова?
Кто верный друг человека?
Какие овощи растут на огороде?
б) Заменить одним словом:
-комната для занятий в школе;
-человек, который едет в поезде;
-дорога с рядами деревьев по обеим сторонам;
-площадка, с которой производится посадка на поезд;
-ящичек, в котором хранят ручки и карандаши.
в) При списывании вставить вместо точек нужные по смыслу слова:
1) Сообщение по телеграфу - … . 2) Смотр готовности войск - …. 3) Рисунок в книге - …. 4) Специалист в области земледелия и сельского хозяйства - …. 5) Огородное растение, растущее кочаном, - …. 6) Старый воин или человек, который долго работал на одном месте - ….. 7)Учреждение, в котором собирают, хранят и выдают книги, - ….
8) Сумка для ношения книг и тетрадей - …. 9) Крупный оранжевого цвета ароматный плод - …. 10) Книга, в которой перечислены в последовательном порядке все дни года и события, - ….
г) Дописать предложения.
1. Весело чирикает…(воробей). 2. В лесу живут…и…(заяц, медведь). 3. В конуре живёт…(собака). 4. На катке дети катаются на…(коньках). 5. Колхоз собрал богатый урожай…(пшеницы, картофеля, капусты). 6. Столица нашей Родины - …(Москва).
7. На грядках растут…, …, … (морковь, капуста, огурцы). 8. С … (севера) подул холодный…(ветер).
Такой вид работы проводится тоже по-разному:
- на доске записываются 3-4 предложения, а дети вместо точек дописывают словарные слова;
- слова для вставок пишутся учителем на доске, он диктует предложения, а дети выбирают нужные по смыслу слова и дописывают предложения;
- учащиеся пишут только пропущенные при диктовке учителя слова.
13.Выборочный диктант.
а) Учитель читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложение, записывают встретившиеся в нём слова с данными орфограммами.
б) На доске записан текст. Ученики прочитывают его и выписывают слова с непроверяемым написанием. Например:
Зима
Наступила зима. Трещат морозы. Толя надел пальто, взял коньки и пошёл на каток. Там много ребят из его класса. Всем весело.
Миша – школьник.
Миша – ученик первого класса. Папа купил ему портфель. Он положил в портфель учебники, тетради, пенал. В пенале лежат карандаши. Миша – прилежный ученик.
14.Подбор однокоренных слов – разных частей речи (3-4 класс). Разбор слов по составу.
Например: мороз, морозец, морозный, заморозки, морозит;
работа, рабочий, работник, заработки, работает.
Написание удвоенных согласных.
Например: металл – металлический, суббота – субботний, класс – классный, шоссе – шоссейный.
15. Сопоставление и запись слов с «противоположными» орфограммами.
Здесь имеются в виду слова типа территория – коридор (рр – р) и т.п.
Учащимся 3-4 классов учитель предлагает написать на уроке две-три таких пары под диктовку или с доски; в последнем случае интересующие
нас согласные заменяются точками, сгруппировав их по наличию двух или одной согласных.
Учащиеся записывают, например:
рр р сс с
перрон коридор касса трос
терраса директор масса матрос
территория капрон шоссе термос
16.Тематическая словарная работа.
Учитель называет тему, на которую ученики вспоминают и записывают слова. Например: «Птицы», «Огород», «Животные», «Школа», «Люди», «Растения», «Овощи и фрукты», «Одежда и обувь», «Посуда», «Вокзал».
17.Игры.
а) Назвать (написать) слова, которые начинаются с буквы д, к, м и др.
б) Первый слог потерялся:
…рока …роз …мос ... род
…рова …хоз …нал …род
…рона …вод …ток …пад
в) Какое слово записано?
На доске учитель заранее пишет слова и закрывает. Предлагает детям узнать, какое слово записано, если в нём три согласных и два гласных звука.
Например: мороз, народ, город, ветер, завод, вагон.
г) Цепочка слов.
Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего.
Например: берёза, автобус, сахар, рисунок, колхоз, завод, деревня, ягоды.
д) Под каждой буквой столбик слов.
Учитель называет или записывает на доске несколько букв и предлагает учащимся под каждой буквой написать 2-3 словарных слова, начинающихся с этой буквы.
Например: к м с п
капуста машина собака пальто
карандаш медведь сорока пенал
е) Работа с перфокартами.
Нужно подобрать пропущенные буквы.
-оро- -о-о- -е-е-
-оро- - -о-о- - - -е-е- -
Например: мороз, город, хорошо, ворона;
потом, топор, дорога, соловей;
ветер, север, весело, мебель.
ж) Разгадывание кроссвордов.
з) Шуточные вопросы
1. В каких словах живёт рак? (завтРАК, РАКета)
2. В каких словах спрятались ноты? (поМИДОр, РЕбята, ДОрога)
3. Какие слова любит ворона? (КАРандаш, КАРтина, КАРтофель)
4. Назови слова, в которых спрятались числа? Родина (1), сорока (40), однажды (1)
5. Где спрятались ёж и уж? (дЕЖурный, Ужин)
6. В каких словах ель растёт? (картофЕЛЬ, учитЕЛЬ, понедЕЛЬник)
18.Составление предложений (рассказа) по опорным словам.
Этот вид работы способствует закреплению навыков правописания, обогащению словаря учащихся и усвоению синтаксического строя речи.
Например: 1) Зима, мороз, коньки, каток.
2) Ученик, карандаш, пенал, тетрадь, класс.
3) Завод, рабочие, работа, машина, хорошо.
4) Колхоз, работа, комбайнер, урожай, пшеница.
19. Словарная работа на основе применения синонимов и антонимов.
а) Подбери слова, близкие по значению.
груз – (багаж) трудиться – (работать) жаркий – (горячий)
гнев – (ярость) фантазировать – (мечтать) большой – (огромный)
враг – (противник) сиять – (сверкать) интересный – (забавный)
Кудрявый (курчавый) мальчик; липкие (клейкие) листочки; просторный (свободный) класс.
б) Подбери синонимы к существительным метель, граница, Отечество.
Подчеркни в них непроверяемые гласные:
метель – вьюга, буря, метелица, пурга;
граница – рубеж, межа, край, предел,
Отечество – Родина, Отчизна.
Вставь пропущенные буквы. Подбери синонимы.
поб…дить (сл…мить)
пр…щать (изв…нять)
т…нуть (т…щить)
см…треть (гл…деть)
в) Выбери одно из близких по смыслу слов.
Настоящее счастье для народа в ….Я помог товарищу в этом трудном ….Хорошо тому, кто любит свою ….
Слова: работа, дело, труд.
г) Выпиши родственные слова. Подчеркни близкие по значению слова.
Родник родит речку, а речка течёт через всю Родину, кормит народ.
д) Выдели часть слова, которая вносит противоположное значение.
прибыль – убыток
друг – недруг
грамотный – безграмотный
большой – небольшой
прибывать – отбывать
е) Выбери противоположные по смыслу слова. Объясни смысл пословицы.
Ученье – свет, а неученье – тьма. Корень учения горек, да плод его сладок.
Знай больше, а говори меньше. Не бойся врага умного, бойся друга глупого.
20) Знакомство со словами – близнецами (одинаковыми по звучанию и написанию, но совершенно разными по значению).
1. Однажды кот подкрался к попугаю:
«Сейчас тебя я, братец, попугаю».
2. Медведь в лесу, не зная правил,
Однажды мотоциклом правил.
3. Я коня водою пою,
Песню солнышку пою:
«Ты свети, свети, светило,
Я хочу, чтоб ты светило».
Слова – близнецы:
Пеночка – птица. Пеночка - ?
Овсянка – каша. Овсянка - ?
Норка – животное. Норка - ?
Бокс – стрижка. Бокс - ?
Задание: назовите значение другого слова.
21) Знакомство со словами – паронимами.
Объяснить различия в значении слов: ордер – орден; бетон – бидон.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЗАГАДКИ
Что за чудо - синий дом! Бежит, гудит,
Окна светлые кругом. В два глаза глядит,
Носит обувь из резины А станет -
И питается бензином. Ярко-красный глазок глянет.
(Автобус) (Автомобиль)
На странице букваря День и ночь стоит на крыше
33 богатыря. Этот чудо-постовой:
Мудрецов-богатырей Всё увидит, всё услышит,
Знает каждый грамотей. Всем поделится со мной.
(Алфавит) (Антенна)
Посмотрите, дом стоит, Сам алый, сахарный,
До краёв водой налит, Кафтан зелёный, бархатный.
Без окошек, но не мрачный, (Арбуз)
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы – На дворе звенит капель.
Все умелые пловцы. Начинается…
(Аквариум) (Апрель)
Яростно река ревёт Чтоб тебя я повёз,
И разламывает лёд. Мне не нужен овёс.
В домик свой скворец вернулся, Накорми меня бензином,
И в лесу медведь проснулся, На копытца дай резины,
В небе жаворонка трель. И тогда, поднявши пыль
Кто же к нам пришёл? Побежит …
(Апрель) (Автомобиль)
Все обходят это место: Стоят в поле сестрички,
Здесь земля как – будто тесто; Платьица белёны,
Здесь осока, кочки, мхи … Шапочки зелёны.
Нет опоры для ноги. (Берёзы)
(Болото)
Сверху кожа, снизу тоже, Подумайте и быстро
А в середине – пусто. Дайте мне ответ:
(Барабан) В автобусе вам нужно
Купить себе …(Билет)
Я зашёл в зелёный дом По полю рыщет,
И недолго пробыл в нём. Поёт да свищет,
Оказался этот дом Деревья ломает,
Быстро – в городе другом. К земле приклоняет.
(Вагон) (Ветер)
Я весь день ловлю жучков, Окраской - сероватая,
Уплетаю червячков. Повадкой – вороватая,
В тёплый край не улетаю, Крикунья хрипловатая -
Здесь, под крышей обитаю. Известная персона -
Чик – чирик! Не робей! Это … (Ворона)
Я бывалый … (Воробей)
Маленький мальчишка
Этот конь не ест овса, В сером армячишке
Вместо ног – два колеса. По двору шныряет,
Сядь верхом и мчись на нём, Крохи собирает.
Только лучше правь рулём. В полях ночует,
(Велосипед) Коноплю ворует. (Воробей)
Лист бумаги по утрам На жарком солнышке подсох
На квартиру носят нам. И рвётся из стручков …(Горох)
На одном таком листе
Много разных новостей. Виден край, да не дойдёшь.
(Газета) (Горизонт)
Начало – нота, Привезли во двор песок -
Потом оленя украшенье, Золотую гору:
А вместе – место Без гвоздей и без досок
Оживлённого движенья. Можно строить …
(Дорога) Город)
Назовите-ка, ребятки, У косого нет берлоги,
Месяц в этой вот загадке: Не нужна ему нора.
Дни его – всех дней короче, От врагов спасают ноги,
Всех ночей длиннее ночи. А от голода – кора.
На поля и на луга (Заяц)
До весны легли снега. Длинное ухо,
Только месяц наш пройдёт, Комочек пуха,
Мы встречаем Новый год. Прыгает ловко,
(Декабрь) Любит морковку. (Заяц)
Подмигнёт тебе украдкой Под тремя листочками,
Из травы фонарик сладкий. Глянь – комочек с точками.
(Земляника) - Знаю я,- сказала Вика,
Это зреет … (Земляника)
И не снег, и не лёд, Не колючий, светло-синий,
А серебром деревья убирает. По кустам развешан …
(Иней) (Иней)
Тёплый, длинный-длинный день, Жаркий, знойный, душный день,
В полдень – крохотная тень. Даже куры ищут тень.
Зацветает в поле колос, Началась косьба хлебов,
Подаёт кузнечик голос, Время ягод и грибов.
Созревает земляника. Дни его – вершина лета.
Что за месяц, подскажи-ка? Что, скажи, за месяц это?
(Июнь) (Июль)
Под Новый год пришёл он в дом. В жёлтом море корабль плывёт,
Таким румяным толстяком. Он идёт, волну сечёт,
Но с каждым днём терял он вес. Из трубы зерно течёт.
И, наконец, совсем исчез. (Комбайн)
(Календарь)
Есть, ребята, у меня Заклеили клеем прочно
Два серебряных коня. И ко мне прислали срочно.
Езжу сразу на обоих. Я его не пожалею:
Что за кони у меня? Получу и вмиг расклею.
(Коньки) (Конверт)
Стоит старик над водой, Сама пёстрая, ест зелёное,
Качает бородой. Даёт белое.
(Камыш) (Корова)
Кругла, рассыпчата, бела, Стоит баба на грядках,
На стол она с полей пришла. Вся в заплатках.
Ты посоли её немножко. Заплата на заплате,
Ведь, правда, вкусная … А дырьё не зашито.
(Картошка) (Корзина)
Чёрный Ивашка, На одной ноге стоит.
Деревянная рубашка, Срежут, засолят – хрустит.
Где носом ткнёт, Приготовят салат,
Там черту проведёт. С постным маслом съедят.
(Карандаш) (Капуста)
И зелен, и густ, Как надела сто рубах,
На грядке вырос куст. Захрустела на зубах.
Покопай, немножко, (Капуста)
Под кустом …?
(Картошка)
Мой первый слог крик птицы. Что это за дорога:
Два других на дне пруда, Кто по ней пойдёт,
А целое в музее Тот хромает?
Найдёте без труда. (Лестница)
(Картина)
Тихо-тихо снег идёт, Деревянная дорога,
Белый снег, мохнатый. Вверх идёт она отлого,
Мы расчистим снег и лёд. Что ни шаг – то овраг.
Во дворе …. (Лестница)
(Лопатой)
Рядом с дворником шагаю, Бусы красные висят,
Разгребаю снег кругом. Из кустов на нас глядят.
И ребятам помогаю Очень любят бусы эти
Делать горку, строить дом. Дети, птицы и медведи.
(Лопата) (Малина)
Хозяин лесной просыпается весной, Какой это мастер
А зимой, под вьюжный вой На стёкла нанёс
Спит в избушке снеговой. И листья, и травы,
(Медведь) И заросли роз?
(Мороз)
Красный нос в землю врос, Над бабушкиной избушкой
А зелёный хвост снаружи. Висит хлеба краюшка,
Нам зелёный хвост не нужен, Собаки лают,
Нужен только красный нос. Достать не могут.
(Морковь) (Месяц)
Сидит девица в темнице – Белое, а не вода,
Коса на улице. Сладкое, да не мёд.
(Морковь) От рогатого беру
И деточкам даю.
(Молоко)
Двенадцать братьев Многолюден, шумен, молод,
Друг за другом бродят, Под землёй грохочет город.
Друг друга не обходят. А дома с народом тут
(Месяцы) Вдоль по улице бегут.
(Метро)
Я в любое время года Пушистая вата
И в любую непогоду Плывёт куда-то:
Очень часто, в час любой Чем вата ниже,
Провезу вас под землёй. Тем дождик ближе.
(Метро) (Облако)
Никто не пугает, Росло - повыросло,
А вся дрожит. Из куста повылезло,
(Осина) По рукам покатилось,
На зубах очутилось.
В поле серёжки (Орех)
На тоненьких ножках.
(Овёс) Телятки гладки
Привязаны к грядке.
Всё мрачней лицо природы, (Огурцы)
Почернели огороды,
Оголяются леса, Жевать не жую, а всё пожираю.
Молкнут птичьи голоса. Всю жизнь только ем,
Миша в спячку завалился. А с голоду помираю.
Что за месяц к нам явился? (Огонь)
(Октябрь)
Всё ест – не наедается, Не разбив горшочка,
А попьёт – умирает. Не съешь кашки.
(Огонь) (Огонь)
На грядке – длинный, зелёный, Без окошек, без дверей,
В бочке – жёлтый, солёный. (Огурец) Полна горница людей. (Огурец)
Он на вокзале есть всегда, В огороде вырастаю.
К нему приходят поезда. А когда я созреваю,
Двойное РР содержит он. Варят из меня томат,
И называется …. В щи кладут и так едят.
(Перрон) (Помидор)
Портфель у меня Он бывает с толокном,
Не велик и не мал: С рисом, мясом и пшеном,
Лежат в нём учебник, С вишней сладкою бывает.
Тетрадь и …. В печь сперва его сажают,
(Пенал) А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Всех я вовремя бужу, Ну, теперь зови ребят!
Хоть часов не завожу. По кусочку все съедят.
(Петух) (Пирог)
В поле выросла она, Хвост с узорами,
Колосом своим горда. Сапоги со шпорами.
Может колосом гордиться, Песни распевает,
Лишь хорошая …. Время считает.
(Пшеница) (Петух)
Есть глаза – не видят, Новый дом несу в руке,
Есть уши – не слышат, Дверца дома на замке.
Есть рот – не говорит, Тут жильцы бумажные.
Есть нос – не нюхает. Все ужасно важные!
(Портрет) (Портфель)
Если видишь, что с картины Если видишь на картине
Смотрит кто-нибудь на нас, Нарисована река,
Или принц в плаще старинном, Или ель и белый иней,
Или вроде верхолаз, Или сад и облака,
Лётчик или балерина, Или снежная равнина,
Или Колька, твой сосед, Или поле и шалаш,
Обязательно картина называется … Обязательно картина называется...
(Портрет) (Пейзаж)
На верху стебелька По волне, волне
Солнышко и облака Плывёт музыка ко мне.
(Ромашка) (Радио)
Он с тобою и со мною Осень в сад к нам пришла,
Шёл лесными стёжками. Красный факел зажгла.
Друг походный за спиною Здесь дрозды, скворцы снуют,
На ремнях с застёжками. И, галдя, его клюют.
(Рюкзак) (Рябина)
Трещала с самого утра: Кто без нот и без свирели
«Пора! Пор-р-ра!» Лучше всех выводит трели,
А что – пора? Голосистее, нежней,
Такая с ней морока, Кто же это? …
Когда трещит … (Сорока) (Соловей)
Два арапа – Чтоб тебе помочь, дружок,
Родные брата, Путь пройти опасный,
Ростом по колено, День и ночь горят огни -
Вместе с нами гуляют Зелёный, жёлтый, красный.
И нас защищают. (Светофор)
(Сапоги)
В дом чужого не пущу, Гладишь – ласкается,
Без хозяина грущу. Дразнишь – кусается.
(Собака) (Собака)
Вертится, стрекочет, Белый камень
Весь день хлопочет. Во рту тает.
(Сорока) (Сахар)
Овсом не кормят, Кланяется, кланяется,
Кнутом не гонят, Придёт домой -
А как пашет – Растянется.
Пять плугов тащит. (Топор)
(Трактор)
Через поле и лесок То я в клетку, то в линейку,
Подаётся голосок. Написать на мне сумей-ка.
Он бежит по проводам – Можешь и нарисовать.
Скажешь здесь, Что такое я? …
А слышно там. (Тетрадь)
(Телефон)
Замечательный дружище: Чудо – ящик -
Деревянная ручища В нём окно.
Да железный обушок, В том окошечке – кино.
Закалённый гребешок. (Телевизор)
Он у плотника в почёте –
Каждый день с ним на работе. Живёт в нём вся вселенная,
(Топор) А вещь обыкновенная.
(Телевизор)
Дом на рельсах тут как тут
Всех умчит он в пять минут. Я мчусь, держась за провода,
Ты садись и не зевай, Не заблужусь я никогда.
Отправляется … (Троллейбус)
(Трамвай)
Кто шагает с сумкой книг Снег мешками валит с неба,
Утром в школу? ... С дом стоят сугробы снега.
(Ученик) То бураны и метели
На деревню налетели.
Колобок, колобок, По ночам мороз силён,
Зашнурованный бок, Днём капели слышен звон.
Убегает от ног. День прибавился заметно.
Забивают им гол. Ну, так что за месяц это?
Что за игры? … (Февраль)
(Футбол)
Загадка эта нелегка: На ледяной площадке крик.
Пишусь всегда через два К: К воротам рвётся ученик -
И мяч, и шайбу клюшкой бей, Кричат все: «Шайба! Клюшка! Бей!»
А называюсь я … Весёлая игра …
(Хоккей) (Хоккей)
Утром – на четырёх ногах, На большие расстояния
В полдень – на двух, Мчится он без опоздания.
Вечером – на трёх. Пишется в конце два С.
(Человек) Называется … (Экспресс)
К дальним сёлам, городам Сам вагон открыл нам двери,
Что идёт по проводам? В город лестница ведёт.
Светлое величество, Мы своим глазам не верим:
Это …. (Электричество) Всё стоит, она идёт.
(Эскалатор)
Есть на свете чудная лопата – Круглое, румяное,
На колёсах, крива и горбата. Я расту на ветке:
Но копать начинает она – Любят меня взрослые
Сто лопат заменяет одна. И маленькие детки.
(Экскаватор) (Яблоко)
Щиплет уши, щиплет нос, Если б не было его,
Лезет в валенки мороз. Не сказал бы ничего.
Брызнешь воду – упадёт (Язык)
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится, Всегда во рту,
От мороза стынет птица. А не проглотишь.
Повернуло солнце к лету. (Язык)
Что, скажи, за месяц это?
(Январь)
Если он на дне лежит, Сижу меж травы,
Судно вдаль не побежит. Нагнись и сорви.
(Якорь) (Ягода)
Список используемой литературы
1. Рыжикова Г.И. Использование игровых приёмов при изучении слов с непроверяемым написанием. Ж. «Начальная школа» №1,1995.
2..Гордеев Э.В., Дмитрюк М.В. Творческий подход к изучению слов с непроверяемым написанием. Ж. «Начальная школа» №1,1995.
3..Ераткина В.В. Приёмы обучения непроверяемым написаниям. Ж. «Начальная школа» №7-8,1992.
4..Бутузова И.Д. Лексическая работа на уроках русского языка и чтения. Ж. «Начальная школа» №1,1992.
5..Купров В.Д. Словарная работа на уроках русского языка. Ж. «Начальная школа» №3,1990.
6..Пономаренко П.Г. О формах работы над усвоением правописания слов, не проверяемых правилами, на однопредметных уроках. Ж. «Начальная школа» №4,1990.
7..Низова М.Н. Работа со словарями. Ж. «Начальная школа» №5,1990.
8..Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990.
9. .Волина В. Занимательное азбуковедение. АСТ пресс, Москва 1996.
10..Волина В. Весёлая грамматика. Издательство «Знание», Москва 1995.
11..Романова В.Ю., .Петленко Л.В. (под редакцией.Иванова С.В.) Русский язык в начальной школе. Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения. Москва, Издательский центр «Вентана – Граф», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О системном подходе к изучению слов с непроверяемыми написаниями.
В работе даются рекомендации по работе со словарными словами в начальных классах. Представлен конструктор словарной работы. Описаны поэтапно виды работ с непроверяемыми написаниями. ...
Этимологический анализ при изучении слов с непроверяемым написанием.
Из опыта работы...
Опыт работы "Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка"
Любого учителя начальной школы глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, именуемыми в школьной практике «словарными». Многолетний оп...
«Использование игровых приёмов при изучении слов с непроверяемым написанием».
Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов с безударной гласной в корне слова , непроверяемой ударением. Слова, с такой ор...
Теоретические основы изучения слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе
Проведённое исследование позволяет утверждать, что работа по этимологическому анализу слов с непроверяемыми орфограммами в начальной школе действительно перспективна и должна проводиться системно, с у...
Творческий подход к изучению слов с непроверяемыми написаниями
Только при такой организации словарной работы, когда она проводится в широком плане и во взаимосвязи целей орфографических, грамматических и лексических и не замыкается в узкие рамки «заучивания» слов...
Опыт работы над изучением слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе (словарные слова)
Опыт работы над изучением слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе(словарные слова). Материал может быть использован учителями начальной школы в работе на уроках русского языка....