Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 1-4 классов
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Нестеренко Елена Васильевна

Рабочая   программа по  русскому языку  для  1-4  классов  разработана на основе:

1. Федерального  государственного образовательного  стандарта начального  общего образования (приказ МО и НРФ № 373 от 06.10.2009)-с изменениями и дополнениями

2.  ООП НОО МБОУ Ефремкинской СОШ № 8 . Приказ № 1 от 01.09.2014.

3.Положения МБОУ Ефремкинской СОШ №8 «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов(модулей)» - Приказ 4/1 от 30.08.2014

 

 

 

Цели предмета «Русский язык»:

Курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:


  • познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;

  • социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

Ефремкинская средняя общеобразовательная школа №8

                                                      Согласовано:                                          Утверждаю:

                                                    зам. директора по УВР                            директор МБО

                                                                                                                       Ефремкинской СОШ №

                                                                ____________                                          ____________

                                                             Конникова Е.Г.                                           Бехер Е.А.

                                                                                                                     приказ №   от __.__.2013

Рабочая программа

 по предмету «Русский язык»

для 1-4 классов

Начальное общее образование

 

Разработали: учителя  начальных классов  Нестеренко Е.В.

                                                                                                                                                Зинченко Н.В.

                                                                                                                                               Амзаракова Е.В.

                                                                                                                                                Аешина А.П.

                                                                                                                                                Котюшева Н.Н.

                                                                                                                                                Капчигашев В.А.

                                                                   

2011 г.

Пояснительная записка

Рабочая   программа по  русскому языку  для  1-4  классов  разработана на основе:

1. Федерального  государственного образовательного  стандарта начального  общего образования (приказ МО и НРФ № 373 от 06.10.2009)-с изменениями и дополнениями

2.  ООП НОО МБОУ Ефремкинской СОШ № 8 . Приказ № 1 от 01.09.2014.

3.Положения МБОУ Ефремкинской СОШ №8 «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов(модулей)» - Приказ 4/1 от 30.08.2014

 

Цели предмета «Русский язык»:

Курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:


  • познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;

  • социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе решаются следующие  задачи:


  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Сроки реализации программы-4 года

Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы:

Уровневая дифференциация

ИКТ

Здоровьесберегающие технологии

Проблемное обучение

Игровые технологии

Общая характеристика учебного предмета

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся.

Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (23 учебные недели, 5ч в неделю.-письмо) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.

Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.
При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.)
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью — применения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

При изучении курса «Русский язык» осуществляется становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.

В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Для достижения образовательных целей используются следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический.

Формы учебного процесса: коллективная, групповая, индивидуальная, парная.

Основными формами контроля являются: наблюдения за интеллектуальными способностями детей, тест, проверочная работа, практические задания, контрольный диктант, контрольное списывание.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Русский язык в начальной школе изучается в течение 4 лет.

В соответствии с   учебным планом МБОУ Ефремкинской  СОШ №8 и Учебным планом Трошкинской НОШ  на учебный предмет «Русский язык » отводится :

Учебный план

Класс

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

Ефремкинская СОШ № 8

1

5

165- из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

2

5

170

3

5

170

4

5

170

                              Итого-

675 часов

Трошкинская НОШ

1

4

132

2

5

170

3

5

170

4

5

170

                         Итого-

642 часа

Ценностные  ориентиры содержания учебного предмета

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

        

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Русский язык»

1-й класс

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря и учебников «Русский язык».

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
  • осмысленно, правильно читать целыми словами;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • подробно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ по картинке;
  • называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
  • определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
  • обозначать мягкость согласных звуков на письме;
  • определять количество букв и звуков в слове;
  • писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
  • ставить пунктуационные знаки конца предложения;
  • списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
  • находить корень в группе доступных однокоренных слов.

Ученик  1 класса научится:

различать, сравнивать:

- звуки и буквы;

- ударные и безударные гласные звуки;

- твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;

- звук, слог, слово;

- слово и предложение;

кратко характеризовать:

- звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);

- условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;

решать учебные и практические задачи:

- выделять предложение и слово из речевого потока;

- проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех —пяти звуков;

- выделять в словах слоги;

- правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;

- правильно писать сочетания
ча - ща, чу - щу, жи - ши под ударением;

- переносить слова; при проверке достижения данного предметного результата нельзя использовать сложные (например, стечение согласных) или неоднозначные (например, стечение сонорных согласных) случаи деления слов на слоги.


  • писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;

  • правильно писать словарные слова, определенные программой;

  • ставить точку в конце предложения;

  • грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);

  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15 – 30 слов;

  • осознавать цели и ситуации устного общения;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.


Ученик 1 класса получит возможность научиться:


  • выявлять слова, значение которых требует уточнения, уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;

  • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;

  • различать слова, называющие предметы, действия и признаки;

  • задавать вопросы к словам;

  • выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

  • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.

2-й класс

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая технология.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
  • понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
  • делить текст на части, озаглавливать части;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
  • делить слова на части для переноса;
  • производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
  • правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
  • писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
  • видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
  • писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
  • находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
  • находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
  • обращать внимание на особенности употребления слов;
  • ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
  • составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
  • предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
  • составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понят

Ученик 2 класса  научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:


  • парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;

  • изменяемые и неизменяемые слова;

  • формы слова и однокоренные слова;

  • однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;


Отбирая языковой материал для оценки достижения данного предметного результата, нужно учитывать объем знаний выпускников 1-го класса, а также возможность различного деления слов для переноса (например,
се-стра, сес-тра и сест-ра). Количество слов в текстах для списывания и для диктантов приведено от минимально возможных до максимально допустимых для выпускников данного класса. При отборе текстов для проведения проверки достижения, данного планируемого результата необходимо учитывать уровень подготовленности учащихся конкретного класса, а также возможности дифференцированного контроля.

- предложения по цели высказывания;

- предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;

выделять, находить:

- в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень,

суффикс, приставку;

- лексическое значение слова в толковом словаре;

- основную мысль текста;

решать учебные и практические задачи:

- делить слова на слоги;

- использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;

- подбирать однокоренные слова;

- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45- 60 слов;

- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

- подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;

- исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);

применять правила правописания:

- перенос слов;

- проверяемые безударные гласные в корнях слов;

- парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;

- непроизносимые согласные;

- непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

- разделительные твердый и мягкий знаки;

- правописание приставок:
об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-

- раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);

При проверке достижения данного предметного результата нельзя использовать сложные (например, стечение согласных) или неоднозначные (например, стечение сонорных согласных) случаи деления слов на слоги. Количество слов в текстах для списывания и для диктантов приведено от минимально возможных до максимально допустимых для выпускников данного класса. При отборе текстов для проведения проверки достижения данного планируемого результата необходимо учитывать уровень

подготовленности учащихся конкретного класса, а также возможности дифференцированного контроля.


Ученик 2 класса  получит возможность научиться:

- устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно

выделяемыми морфемами);

- определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный,

приставочно-суффиксальный);

- различать однозначные и многозначные слова;

- наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;

- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

- наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;

- применять правило правописания суффиксов имен существительных
: -онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;

- применять правило правописания суффиксов имен прилагательных
: -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;

- подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

- определять по предложенным заголовкам содержание текста;

- составлять план текста;

- определять тип текс та: повествование, описание, рассуждение;

- соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

3-4-й классы

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

3-й класс

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
  • производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
  • видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  • правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
  • находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
  • распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
  • определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
  • разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
  • видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
  • составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
  • осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
  • читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
  • читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
  • письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.

Ученик  3 класса научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;

- виды предложений по цели высказывания и интонации;

- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

выделять, находить

- собственные имена существительные;

- личные местоимения 1, 2, 3-го лица;

- грамматическую основу простого двусоставного предложения;

- в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

решать учебные и практические задачи

- определять род изменяемых имен существительных;

- устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени

существительного;

- задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;

- определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-емусклонению;

- устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросовсвязь между словами в предложении;

- находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами
и, а, но;

- использовать разные способы решения орфографической задачи в

зависимости от места орфограммы в слове;

- подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65–80 слов;

- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

- составлять план собственного и предложенного текс та;

- определять тип текс та: повествование, описание, рассуждение;

- корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;

- составлять собственные тексты в жанре письма;

применять правила правописания:

- приставки, оканчивающиеся на
з, с;

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);

- буквы
о, ё после шипящих в корнях слов;

- буквы
и, ы после ц в различных частях слов;

- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;

Количество слов в текстах для списывания и для диктантов приведено от минимально возможных до максимально допустимых для выпускников данного класса. При отборе текстов для проведения проверки достижения данного планируемого результата необходимо учитывать уровень подготовленности учащихся конкретного класса, а также возможности дифференцированного контроля.

- безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;

- буквы
о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;

- безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;

- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

- знаки препинания при однородных членах предложения с союзами
и, а, но и без союзов.

 Ученик 3 класса  получит возможность научиться:

- проводить по предложенному в учебнике алгоритм фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);

- устанавливать род неизменяемых имен существительных (наиболее употребительные слова);

- склонять личные местоимения;

- различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;

- находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;

- самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами
и, а, но;

- разбирать по членам простое двусоставное предложение;

- применять правило правописания соединительных гласных
о, е в сложных словах;

- применять правило правописания суффиксов имен существительных
– ок, -ец, -иц, сочетаний ичк, ечк, инк, енк;

- применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на
-ий, -ия, -ие;

- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

- писать подробные изложения;

- создавать собственные тексты (писать сочинения) с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;

- соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

4-й класс

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
  • производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
  • правильно писать слова с изученными орфограммами;
  • видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
  • находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  • пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
  • ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
  • производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
  • разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
  • писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
  • читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
  • воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
  • создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

Ученик 4 класса научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать

• имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение,

глагол;

•  слово, словосочетание и предложение;

выделять, находить

•  начальную форму глагола;

•  глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;

•  глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;

решать учебные и практические задачи

 • определять спряжение глагола;

 • устанавливать при помощи смысловых (синтаксических)

вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

•  разбирать по членам простое двусоставное предложение;

•  использовать разные способы решения орфографической задачи в

зависимости от места орфограммы в слове;

•  подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

•  определять (уточнять) написание слова по орфографическому

словарю учебника;

 • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом

80–100 слов23;

•  проверять собственный и предложенный тексты, находить и

исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

применять правила правописания

•  непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные

слова, определенные программой);

•  не с глаголами;

•  мягкий знак после шипящих на конце глаголов;

•  мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;

•  безударные личные окончания глаголов.

Ученик 4 класса получит возможность научиться:

•  проводить по предложенному в учебнике алгоритму

морфологический анализ имени существительного, имени

прилагательного, глагола и наречия;

•  проводить по предложенному в учебнике алгоритму

синтаксический анализ простого двусоставного предложения;

 • определять вид глагола;

 • находить наречие и имя числительное в тексте;

•  применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва,

-ова/-ева;

•  применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов

прошедшего времени;

•  применять правило правописания букв а, о на конце наречий;

•  применять правило правописания мягкого знака на конце

наречий;

•  применять правило правописания слитного и раздельного

написание числительных

•  применять правило правописания мягкого знака в именах

числительных;

 • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки

и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в

последующих письменных работах;

•  применять правило постановки запятой между частями сложного

предложения (простейшие случаи);

•  письменно пересказывать текс т (писать изложения) подробно,

выборочно, от другого лица;

•  соблюдать нормы современного русского литературного языка в

собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи

собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).


Распределение учебного материала и время его изучения:



Содержание тем учебного предмета

Название темы

Кол-во часов по уч. плану Ефремкинской СОШ №8

Кол-во часов  по уч. плану Трошкинской НОШ

Основные изучаемые вопросы

1 класс         Обучение письму

115ч.

92ч

ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД  

20 ч.

18ч

Речь (устная и письменная) - общее представление.

Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.

Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями.

Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.

БУКВАРНЫЙ (ОСНОВНОЙ) ПЕРИОД

80 ч.

59ч

Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.

Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.

Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.

Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу}.

Знакомство с правилами гигиены письма.

ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД. ПИСЬМО

15ч.

15ч

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами.

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС

1 КЛАСС

560 ч.

50 ч.

550ч

40ч

Наша речь

Язык и речь, их значение в жизни людей.

Виды речи (общее представление).

Речь устная и речь письменная (общее представление)

Русский язык — родной язык русского народа.

Текст, предложение, диалог

Текст (общее представление).

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.

Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки

Слова, слова, слова …

Слово. Роль слов в речи.

Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов.

Тематические группы слов.

Вежливые слова.

Слова однозначные и многозначные (общее представление).

Слова, близкие и противоположные по значению.

Слово и слог. Ударение

6ч.

Слово и слог

Перенос слов

Ударение (общее представление)

Звуки и буквы

34 ч

26ч

Звуки и буквы

Русский алфавит, или Азбука

Гласные звуки

Ударные и безударные гласные звуки

Согласные звуки

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

Согласные звонкие и глухие

Шипящие согласные звуки

Проект «Скороговорки».

Заглавная буква в словах

           Повторение                                                                                                  

2 класс

170ч.

170ч

Наша речь

Виды речи

 Диалог и монолог

Текст.

Текст

 Части текста

Предложение

12ч

12ч

Предложение    

Члены предложения  

Слова, слова, слова…..

18ч

18ч

Слово и его значение

Синонимы и антонимы

Однокоренные слова

Слог. Ударение. Перенос слова

Звуки и буквы

59ч

59ч

Звуки и буквы

Русский Алфавит или Азбука

Гласные звуки

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Согласные звуки

Согласный звук [й] и буква й

Слова с удвоенными согласными

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Мягкий знак

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Звонкие и глухие согласные звуки

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным

Обобщение знаний об изученных правилах письма

Разделительный мягкий знак

           Части речи                                                                                

58ч

58ч

Части речи

Имя существительное

Глагол

Имя прилагательное

Местоимение

Предлоги

Повторение

16ч

16ч

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.  Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.

3 класс

Язык и речь

Виды речи. Речь, ее назначение. Речь – отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формированиепредставленийоязыкекакосновенациональногосамосознания.

Развитие речи .Составление текста по рисунку.

Текст. Предложение. Словосочетание

14ч

14ч

Текст как единица языка и речи.

Типы текстов. Работа с текстом

Предложение. Знаки препинания в конце предложений

Виды предложений по цели высказывания

Коллективное составление рассказа по репродукции картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Виды предложений по интонации

Словарный диктант №1

Обобщение знаний о видах предложений

Обращение. Предложения с обращением

Главные и второстепенные члены предложения

Контрольный диктант №1

Простое и сложное предложения

Сложное предложение. Союзы а, и, но в

сложном предложении

Слово в языке и речи

19ч

19ч

Слово и его лексическое значение

Распознавание лексических групп слов

в речи

Омонимы

Слово и словосочетание

Фразеологизмы

Подробное изложение с языковым

анализом текста

Части речи. Обобщение и уточнение

представлений об изученных частях речи

Состав слова

16ч

16ч

.

Корень слова. Однокоренные слова.

Корень слова. Однокоренные слова

Сложные слова

Окончание.

Формы слова. Окончание.

Приставка

Приставка

Суффикс

Суффикс

Правописание частей слова

29ч

29ч

Общее представление о правописании слов с

 орфограммами в значимых частях слова

Правописание слов с безударными гласными в

корне

Правописание слов с безударными гласными в

корне

Правописание слов с безударными гласными в

 корне

Правописание слов с безударными гласными в

корне

Правописание слов с парными по

глухости-звонкости согласными на конце

слов и перед согласными в корне

Правописание слов с парными по

 глухости-звонкости согласными на

 конце слов и перед согласными в корне

Правописание слов с парными по

глухости-звонкости согласными на

 конце слов и перед согласными в корне

Правописание слов с парными по

глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне

Части речи

76

76

Имя существительное как часть речи

Начальная форма имени существительного

Одушевлённые и неодушевлённые имена

существительные

Одушевленные и неодушевленные имена

существительные. Устаревшие слова

Род имён существительных

Род имён существительных

Род имён существительных

Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных

Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных

Обучающее изложение

Изменение имён прилагательных по родам

Изменение имён прилагательных по родам

Изменение имён прилагательных по родам

Изменение имён прилагательных по родам

Изменение имён прилагательных по числам

Изменение имён прилагательных по падежам

Изменение имён прилагательных по падежам

Обобщение знаний об имени прилагательном

Морфологический разбор имени прилагательного

Глагол

Повторение

14ч

14

Повторение по теме «Части речи»

Повторение по теме «Части речи».

Словарный диктант

Орфограммы в значимых частях слова.

4 класс

Повторение

11ч

11ч

Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.

Слово в языке и речи

Текст

Предложение

21ч

21ч

Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.

Имя существительное

43ч

43ч

Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе.

Имя прилагательное

30ч

30ч

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Личные местоимения

Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.

Глагол

34ч

34ч

Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.  I и II спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени.

Повторение

15ч

15ч

Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе.

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени.

.

Тематическое планирование 1 класс.

Тема раздела

Характеристика видов деятельности учащихся

Добукварный период

.     Знакомство с шариковой ручкой и правилами обращения с ней при письме; правилами посадки при письме; с разлиновкой прописи.

   Усвоение понятий рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

   Знакомство с гигиеническими правилами письма.

   Подготовка руки к письму.

   Выполнение разных типов штриховки. Обводка предметов по контуру, штриховка.

   Письмо элементов букв, узоров, бордюров и чередующихся узоров.

  Составление предложений к иллюстрациям прописи.

  Классификация предметов на основе общего признака.

Обозначение изображённых предмет моделью слова и предложения.

 Воспроизведение сказки по серии сюжетных картинок.

    Деление слова на слоги, графическое изображение слога в схеме-модели слова.

      Слого-звуковой анализ слов.

      Конструирование из отдельных элементов известных учащимся букв, их печатание.

     Сравнение элементов         письменных и печатных букв.

Букварный период

Сравнение строчной и заглавной букв.

     Сравнение печатной и письменной букв.

     Слого-звуковой анализ слов.

     Письмо слогов и слов. 

     Письмо предложений с комментированием.  

    Дополнение предложения словом, закодированным в предметном рисунке.  

 Списывание с письменного шрифта.

     Восстановление деформированного предложения.

Постановка запятой в деформированном предложении.

 Списывание с письменного шрифта.

    Письмо под диктовку.

    Знакомство с правилами оценивания выполненной работы

 Списывание с рукописного текста.

      Составление устного рассказа по заданной учителем теме и письменного рассказа на тему, сформулированную самими учащимися.

  Интонирование различных предложений.  

  Оформление интонации на письме.

   Создание письменных текстов.

   Письменный ответ на вопрос.

    Понимание двойной роль букв ё, ю, я, е.

  Обозначение буквами ё, ю, я е мягкости предыдущего согласного на письме.

     Составление ответа на поставленный в тексте вопрос.

   Дополнение текста своим предложением

 Дополнение предложений словами по смыслу.

  Разгадывание ребусов Составление письменного текста. Дополнение содержания письменного текста.

   Письмо под диктовку.

 Наблюдение за изменением формы числа существительного. Единственное и множественное число существительных (один — много).

   Составление рассказа с использованием поговорки.

  Толковать значение многозначных слов.

     Обозначение мягким знаком мягкости предыдущего согласного.

    Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине слова.  

     Использование для построения вопросительных предложений вопросительных слов «кто?», «что?».

     Образование существительных с помощью уменьшительного суффикса -к-.

Ознакомление с глушением парных согласных на конце слова и необходимостью подбора проверочного слова.

Послебукварный период

Письмо предложений с комментированием.  

     Восстановление деформированного предложения.

   Письмо под диктовку.

 Наблюдение за изменением формы числа существи-тельного. Единственное и множественное число существительных (один — много).

   Составление рассказа с использованием поговорки

Обозначение мягким знаком мягкости предыдущего согласного.

   Употребление имён прилагательных в речи для характеристики предмета.

      Составление рассказа с опорой на прилагательные по теме, предложенной учителем.

   Запись текста по опорным словам.

    Сочинение рассказа по заданному началу

Наша речь

Высказываться о значении языка и речи в жизни людей,

 о великом достоянии русского народа — русском языке, проявлять уважение к языкам других народов.
Приобретать опыт в различении устной и письменной

 речи.
Оценивать результаты выполненного задания:

«Проверь себя».

Текст, предложение, диалог

Различать текст и предложение.
Подбирать заголовок к тексту.
Составлять текст из деформированных предложений.
Составлять небольшие тексты по рисунку, на заданную тему, по данному началу и концу.
Находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание.
Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.
Выделять предложения из речи.
Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения.
Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.
Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение.

Слова, слова, слова

Писать слова в предложении раздельно.
Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения.
Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).

Приобретать опыт в различении слов-названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.
Классифицировать и объединять слова по значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы.
Использовать в речи «вежливые слова».
Наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи, приобретать опыт в их различении.
Работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове.
Работать со страничкой для любознательных. Наблюдать над этимологией слов
пенал, здравствуйте, благодарю.
Выполнять тестовые задания электронного приложения к учебнику.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.
Составлять текст по рисунку и опорным словам.


ИКТ

Слово и слог. Ударение

Различать слово и слог.
Наблюдать над слоговой структурой различных слов.
Определять количество в слове слогов.
Находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом.
Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям.
Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков.
Классифицировать слова по количеству в них слогов.
Составлять слова из слогов.
Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.
Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (
крот, улей, зима).
Различать ударные и безударные слоги.
Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.
Составлять простейшие слогоударные модели слов.
Произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово.

Звуки и буквы

Различать звуки и буквы.
Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.
Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков.
Распознавать условные обозначения звуков речи.
Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.
Высказываться о значимости изучения алфавита.
Правильно называть буквы в алфавитном порядке. Работать с памяткой «Алфавит» в учебнике.
Применять знание алфавита при пользовании словарями.
Работа со страничкой для любознательных. Знакомство с этимологией слов алфавит и азбука..
Различать в слове гласные звуки по их признакам.
Правильно произносить гласные звуки.
Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.
Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв», а также с памяткой в учебнике «Гласные звуки и буквы».
Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.
Определять «работу» букв и, е, ё, ю, ь после согласных в слове.
Объяснять, как обозначена на письме твёрдость — мягкость согласного звука.
Использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстами.
Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки)

2 класс

Наша речь

Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа – русском языке, проявлять уважение к языкам других народов.
Приобретать опыт в различении устной и письменной речи.
Определять особенности устной, письменной и внутренней речи.

Текст.

Сопоставлять текст и отдельные предложения.
Называть тему и главную мысль текста
Устанавливать связь между предложениями в тексте.

Предложение

Определять роль предложений в тексте.
Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации.
Оформлять предложения в устной речи и на письме.
Находить главные и второстепенные члены предложения, определять их значение.
Устанавливать связь слов в предложении.
Упражняться в распознавании главных и второстепенных членов предложения.
Определять распространённые и нераспространённые предложения.
Вычленять из предложения пары слов.


ИКТ

Упражняться в распространение предложений второстепенными членами предложения.

Слова, слова, слова…..

Объяснять значение слов в прямом и переносном смысле.

Выбирать нужное и точное слово, соответствующего предмету мысли.

Работать со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарём синонимов и антонимов).

Распознавать однокоренные слова.

Отличать их от внешне сходных слов и форм слов.

Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Установить слогообразующую роль слога.

Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения.

Упражнять в правильном орфоэпическом произношении слов.

Работать с орфоэпическом словарём.

Звуки и буквы

Уточнить представление о звуках и буквах русского языка.

Работать над звуко –буквенном разборе слов.

Работать над расположением слов в алфавитном порядке.
Познакомить с алфавитном расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Соотносить гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.

Обозначать гласные звуки буквами .

Выделить особенности проверяемого и проверочного слов.

Работать с орфографическим словарём..

Назвать основные признаки согласных звуков

Писать слова с мягким знаком.

Писать слова с буквосочетаниями жи - ши, ча – ща, чу – щу.

Работать над правописанием слов с разделительным мягким знаком.

Определять глухие и звонкие согласные звуки

Обозначать буквами парных по глухости –звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным.

           Части речи                                                                                

Определить роль имени существительного в речи.

Упражнять в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.

Определить роль глаголов в речи.

Узнать роль местоимений и прилагательных  в речи

Находить связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании.

Наблюдать над ролью имён прилагательных в описательном тексте.

Работать над раздельным написанием предлогов с именами существительными.

Упражняться в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.

Анализировать знания об имени существительном, прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге.

3 класс

Язык и речь.

Наблюдать над разновидностями речи (художественной и учебно-деловой) в процессе работы над языковым материалом учебника.

Текст. Предложение. Словосочетание.

Выделять тему и основную мысль.

Подбирать заголовок

Выделять части текста.

Определять типы текстов.

Определять предложение, его значение и признаки.

Различать виды предложений по цели высказывания

Упражняться в распознавании и в построении предложений, разных по цели высказывания и по интонации.

Работать над словосочетанием.

Дать представление о простом и сложном предложениях.

Ставить знаки препинания в сложных предложениях.

Находить союзы в сложных предложениях.

Анализировать знания о предложении.

Слово в языке и речи.

Определять прямое и переносное значение слов.

Различать синонимы и антонимы.

Находить устойчивые сочетания слов.

Упражнять в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли.

Работать со словарями учебника.

Состав слова.

Работать над однокоренными словами.

Находить корень слова. Дать общее представление о чередовании гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов

Определять роль окончания в слове, в словосочетании и в предложении. Наблюдать над значениями приставок и суффиксов в слове. Формировать умение находить значимые части слова в простых по составу словах.

Образовывать слова с помощью приставок и суффиксов. Определять основу слова. Разбирать слова по составу.

Правописание частей слова.

Работать над правописанием безударных гласных в корне слова.

Упражняться  в правописании слов с проверяемыми и не проверяемыми ударением безударными гласными., с двумя безударными гласными. Слова с буквосочетаниями оро//ра, ере//ре, оло//ла.

Работать над правописанием глухих и звонких согласных в корне слова.

Писать слова с двойными согласными

Части речи.

Определить роль имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений  в речи.

Дифференцировать одушевлённые и неодушевлённые, собственные  нарицательные имена прилагательные.

Наблюдать над употреблением имён прилагательных в описательном тексте (художественном и научном).

Определять число имён прилагательных.

Изменять имена прилагательные по числам при сочетании с именем существительным

Работать над изменением глаголов по временам.

Употреблять частицу не с глаголами.

4 класс

Речь. Текст.

Работать с построением (композицией текста)

Устанавливать связь между частями текста.

Работать над планом.

Анализировать типы текстов (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

Предложение.

Называть виды предложений по цели высказывания и интонации.

Ставить знаки в конце предложения

Писать знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения.

Выделять основу предложения.

Главные и второстепенные члены предложения.

Разбирать предложения по членам предложения.

Составлять и записывать предложения с однородными членами  с союзами и без союзов.

Определять простые и сложные предложения.

Слово и его лексическое значение.

Называть лексическое значение слова.

Определять синонимы, антонимы, омонимы.

Выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи.

Устранять однообразное употребление слов в связной речи.

Части речи.

Обобщить знания о частях речи. Имя существительное, прилагательное, глагол.

Развивать умение изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1 – 4 классы.

УЧЕБНИКИ

Программа «Школа России»

УМК:

Для учащихся

Обучение грамоте

Горецкий В.Г. и др. Азбука. Учебник: 1 класс. Часть 1,2.,М:, Просвещение,2012

Русский язык

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс. Просвещение,2012

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. Часть 1,2. Просвещение,2012

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. Часть 1,2. Просвещение,2012

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. Часть 1, 2. Просвещение,2012

Прописи (Обучение грамоте)

Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Пропись. Части 1, 2, 3, 4.

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ (Русский язык)

Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. Просвещение,2013

Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь: 2 класс. Часть 1,2. Просвещение,2013

Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь: 3 класс. Часть 1,2. Просвещение,2013

Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. Часть 1,2. Просвещение,2013

Для учителя

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

Обучение грамоте

Горецкий В.Г. И др. Обучение грамоте. Просвещение,2013

Русский язык

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 1 класс. Просвещение,2012

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 2 класс. Просвещение,2012

Канакина В.П., Фомичева Г.А. Русский язык. Методическое пособие. 3 класс. Просвещение,2012

Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие. 4 класс. Просвещение,2012

Канакина В.П., Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы.

ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 1 класс / Сост. И.В.Позолотина, Е.А.Тихонова. – М.: ВАКО, 2012.

2. Печатные пособия

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв).

Комплекты динамических  раздаточных пособий для начальной школы : «Азбука», «Учим буквы», «Читаем по слогам», «Гласные и согласные буквы»

Касса букв и сочетаний

Игнатьева Т.В., Тарасова Л.Е. Обучение грамоте. 1 класс. Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями.

Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.

Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по русскому языку.

Словари по русскому языку: толковый, фразеологизмов, морфемный и словообразовательный.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку.

Канакина В.П. Раздаточный материал. 2 класс.

Канакина В.П. Раздаточный материал. 3 класс.

3. Технические средства обучения

Экспозиционный экран.
Персональный компьютер

Мультимедийный проектор.

Телевизор

4. Экранно-звуковые пособия

Канакина В.П. и др. Русский язык 1 класс. Электронное приложение.

5. Игры и игрушки.

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов по темам (дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.).

Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др.

Строительный набор, содержащий геометрические тела: куб, шар, конус, прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр.

6. Оборудование класса


Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования  и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа предмет русский язык, 4 класс, автор курса А. В. Полякова

Планирование уроков русского языка, 4 класс, автор учебника А. В. Полякова (система Л. В. Занкова)...

Рабочая программа по предмету РУССКИЙ ЯЗЫК (Бунеев Р. 4 класс)

Рабочая программа содержит календарно- тематическое планирование уроков на год....

Рабочая программа предмета «Русский язык » для 2 класса

Рабочая программа  предмета «Русский  язык » для 2 класса  составлена на основе Федерального государственного  образовательного стандарта  второго поколения, учебного плана, ...

Образовательная система «Школа России» Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 а класса

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2007 года, годовым календарным график...

Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония").

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся 2 класса (образовательная система "Гармония")

Рабочая  программа по учебному предмету «Русский язык»   составлена  основе следующих нормативно-правовых документов Федерального  государственного образовательного стандарта ...