Предмет, тема урока | Обучение грамоте Тема: «Знакомство с буквой И, и» Тип урока: урок усвоения новых знаний
|
Цель изучения темы (для учителя) | создать условия для овладения первоначальными знаниями при обучении грамоте в области родного языка; совершенствовать навык чтения уже читающих детей; пополнять словарный запас; принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий; способствовать развитию фонематического слуха, речи, памяти, внимания, мышления; прививать интерес к предмету, любовь к русскому языку. |
Основные термины и понятия | Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации, элементы букв, звуки, буквы, звуковой анализ, гласный звук, согласный звук, схема слова, строчная буква, заглавная буква.
|
Информационно- образовательная среда | Ресурсы | Межпредметные связи |
- УМК «Начальная школа XXI века»; учебник «Букварь. Часть 1». Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 г. ; - рабочая тетрадь «Я учусь писать и читать» М.И. Кузнецова. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 г; - кассы букв и цифр; - схемы звуков; - медиапроектор; экран; ноутбуки; - презентация к уроку.
|
Математика. «Счёт предметов» «Пространственные представления» «Один – много» «Единицы массы»
Окружающий мир. «Символы нашего государства» «Птицы» |
- Планируемые результаты изучения темы (для учащихся)
|
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Ученик научится: познакомятся с новым звуком [и] и буквой И, и; будут учиться выполнять звуковой анализ; определять позицию звука в слове; наблюдать за позиционной сменой гласных и согласных звуков в слове; развивать навык чтения; | Ученик научится: Познавательные умения: формулирование познавательной цели; постановка вопросов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; выбор способов решения задачи; анализ объекта с целью выделения признаков; моделирование схемы слова; установление причинно-следственных связей, подведение под понятие; поиск и выделение необходимой информации; выбор эффективных способов решения задачи; смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текста); рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Регулятивные умения: целеполагание; планирование работы на уроке; принятие, удержание и выполнение учебной задачи; проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения (осознание, что уже усвоено, а что ещё нужно усвоить);
Коммуникативные умения: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; сотрудничество в сборе информации; умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, соблюдение правил общения
| У ученика будут сформированы: жизненное самоопределение, проявление самостоятельности при решении поставленных задач; приобретение опыта ценностных нравственно-этических ориентиров |
II. Этапы изучения темы
|
Этапы урока | Содержание, деятельность учителя | Способы действий учащихся/ виды деятельности учащихся | Формируемые УУД |
1. Самоопределение к деятельности Организационный момент | Психологически настраивает учащихся на урок Учись читать! Учись читать! Важнее нет науки! Тот, кто сумеет сам читать, Совсем не знает скуки. Проверяет готовность к уроку. Приветствует обучающихся. | Проговаривают стихотворение, психологически настраиваясь на урок. Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя. | Л.: жизненное самоопределение Р.: целеполагание, привитие навыка психологической подготовки к уроку, организация рабочего места, К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений
| - Повторение изученных букв Прочтите по ленте изученные гласные буквы.
- Игра «Собери буквы в лукошко» В две корзинки дети должны разложить карточки с буквами. Одна корзина синего цвета, другая - зеленого. - Почему в синюю корзинку положили буквы а, о, у, э, ы? ( Они обозначают твердость предшествующего согласного) - Какие буквы положили в зеленую корзину? (я, ё, ю, е) Почему? (Они обозначают мягкость предшествующего согласного). | Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; выбор способов решения задачи; логические - анализ объекта с целью выделения признаков |
3. Постановка учебной задачи | - Ребята, посмотрите, у нас осталась ещё карточка с буквой. А почему мы эту карточку не положили ни в одну из корзинок? (Мы такую букву ещё не изучали) - Как вы думаете, чему мы будем учиться на этом уроке? | Ставят цели, формулируют тему урока (Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой, узнаем, какой звук она обозначает, что она показывает; будем учиться делать звуковой анализ слов) | Р.: целеполагание П.: постановка вопросов; логические - формулирование проблемы |
4. Первичное усвоение новых знаний | Звуковой анализ и знакомство с новой буквой. 1) - Что изображено на экране? Произнесите слово «флаги», выделяя каждый звук. - Сделаем звуковой анализ и составим схему слова. -Сколько всего звуков в слове? (5) - Сколько гласных звуков? (2) - Сколько согласных звуков? (3) - Назовите последний звук в слове. ([и]) - Охарактеризуйте его. (Гласный, потому что при произношении воздух не встречает преграды) -Гласный звук [и] обозначают буквой и. 2) На что похожа буква и? (На экране появляются картинки) На калитку посмотри: Молоток я раздобыл, Чем она не буква И? Из дощечек букву сбил. Между двух прямых досок Сколько здесь дощечек? Одна легла наискосок. – Три. А какая буква? - И!
3) Найдите в кассах букву И, и. Возьмите в правую руку заглавную букву И, а в левую – строчную. Покажите. Молодцы!
4) На клавиатуре ноутбука найдите букву и. Напечатайте заглавную букву И, строчную букву и. Сравните письменные и печатные буквы. Чем они похожи, а чем отличаются? (На экране печатные и письменные буквы И, и (заглавные и строчные) 5) В тетради «Я учусь писать и читать» на с 31 раскрасьте жёлтым карандашом все детали с буквой и. - Кто у нас нарисован? (Птичка) - А кто знает, как называется эта птичка? (Иволга) - Определите позицию звука [и] в слове? (В начале слова)
|
Делают звуковой анализ, составляют схему слова, отвечают на поставленные вопросы
Дают характеристику звука
Знакомятся с новой буквой
Подбирают ассоциативный ряд
Закрепляют знание пространственных представлений
Учатся печатать букву на ноутбуке
Сравнивают печатные и письменные буквы
Укрепляют мелкую моторику руки Расширяют словарный запас Определяют позицию звука в слове | К.: сотрудничество в сборе информации
П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
знаково-символические – моделирование схемы слова;
логические - анализ объекта с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей, подведение под понятие |
5. Первичная проверка понимания | А сейчас поиграем в игру «Кто больше?» Я прочитаю вам рассказ Г. Юдина «Индеец Изумрудный Глаз», а вы внимательно слушайте и запомните слова со звуком [и]. В июле Игорёк приехал к бабушке в деревню. Утром он вышел из избы с красивым игрушечным луком и увидел игравшую во дворе девочку. - Тебя как зовут? – спросил Игорь. - Ириной. А тебя? - Индеец Изумрудный Глаз! – гордо сказал Игорь. – Хочешь быть индейкой? - Надо говорить не индейкой, а индианкой. - Нет, индейкой! - Тогда ты будешь индюком! Игорёк подумал и сказал: - Ну ладно. Ты прячься, а я тебя буду искать. Идёт Игорёк, ищет, а Иринки нигде нет. Как будто исчезла! Подошёл Игорёк к изгороди, раздвинул руками траву да как закричит: - Ой-ёй-ёй-ёй!- и бежать. А Иринка ему вслед: -Эх ты, индеец! Крапивы испугался! А еще Изумрудный Глаз!
- Итак, какие слова со звуком [и] вы услышали в рассказе?
Физминутка. - Я буду произносить слова, а вы если услышите звук [и], то делаете наклон вперед, а если такого звука в слове нет, то вы делаете приседания. Ель, Йод, калина, здравствуйте, ива, индюк, красный, синий, Илюша, яблоко, сливы.
|
Слушают текст и запоминают слова с новым звуком
Определяют, кто из учеников запомнил больше слов
Принимают и сохраняют правила игры Двигательная активность | Л.: жизненное самоопределение
К.: сотрудничество в сборе информации
П.: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации
Р.: контроль, оценка, |
6. Первичное закрепление | Наблюдение над словами в единственном и множественном числе, определение, показателем чего является буква и. - Теперь мы с вами силачи. А что поднимают силачи? (гири) - Посмотрите на с.56 учебника. Кто сможет сказать, сколько кг весит гиря? (16 килограммов) - Сделаем звуковой анализ слова «Гиря» - Произнесем слово, выделяя каждый звук. - Характеризуя каждый звук, составим схему слова.
- Правильно си составлена схема, просигнальте. - Обозначьте гласные звуки буквами (-и,-я) - Что обозначают гласные буквы и, я? - Посмотрите, на экране у нас письмо, а в письме загадка. Давайте ее отгадаем и сделаем звуковой анализ этого слова. (Читает хорошо читающий ученик) В узкий глазок вдета тонкая нитка И поплыла за корабликом прытко. Шьет, зашивает и колется колко. А называют кораблик … (иголка).
(На экране появляется изображение иголки) -Сделайте звуковой анализ слова «иголка».
- Сколько всего звуков в слове? (6) - Сколько гласных звуков? (3) - Сколько согласных звуков? (3) - Обозначьте гласные звуки буквами. - Посмотрите, что изменилось на рисунке? (Много иголок) - Измените слово «иголка» на слово «иголки». – Что изменилось?
- Как вы думаете, показателем чего является буква и?
- В каком домике живет буква и в ленте букв? Почему? - Вы хорошо справились с заданием, сделав звуковой анализ правильно. Физминутка.
Игра «Будь внимателен». В учебнике на с.57 рассмотрите рисунки. Назовите, что нарисовано. Приготовьте светофоры. Назовите слова, в которых звук [и] 1) в начале слова (игла, ива) 2) в середине слова (лист, книга, картина, вишня, слива, тигр) 3) в конце слова (носки)
Разгадывание кроссворда Мы с вами интеллектуалы и нам по силам разгадать любой кроссворд. На с 57 в учебнике есть кроссворд. Рассмотрите кроссворд и рисунки-помощники внимательно, догадайтесь, какие слова можно вставить в клеточки.
|
Делают звуковой анализ слов самостоятельно, 1 человек работает у доски
Учатся проводить контролирующие и оценочные действия
Чтение текста хорошо читающим учеником Наблюдают над словами в единственном и множественном числе
Дети работают в кассах, выходя к доске по одному, характеризуя каждый звук.
Меняют в модели фишку твёрдого звука на мягкий
Определяют, показателем чего является буква и (мягкости предшествующего согласного).
Двигательная активность
Определяют позицию звука в слове
Развивают внимание и мышление | К.: сотрудничество в сборе информации, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами П.: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов решения задачи, смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текста) знаково-символические – моделирование схемы слова; логические - анализ объекта с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей, подведение под понятие, доказательство Р.: контроль, оценка, |
7. Рефлексия.
| - Что нового мы узнали, чему научились на уроке?
- Как вы думаете, всех ли поставленных целей мы достигли? - У кого были затруднения и в чем? - Оцените нашу работу на уроке
- Посмотрите на экран. Составьте слова, используя первые буквы названий изображенных предметов (Слива, печь, аист, сом, игла, бант, осы, змея, аист, утюг, рыба, ослик, книга) Спасибо за урок! | Отвечают на поставленные вопросы, осуществляя самоанализ учебной деятельности, используя опоры Теперь я знаю, что… Я узнал… Я думаю, что… Я немного испытываю затруднения… Я (очень, не очень) довольна/лен тем, что узнал/а….. (самостоятельно, с помощью)…. Развивают мышление | К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью П.: общеучебные – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Р.: оценка (осознание, что уже усвоено, а что ещё нужно усвоить) Л.: смыслообразование |
III Рефлексия
|
Самоанализ и самооценка учителя | Самоанализ и самооценка ученика |
- Добился ли учитель принятия детьми учебной задачи?
- Насколько успешно решена учебная задача?
- Насколько осознанно осуществлялось обучение?
- Каков процент учащихся, предметные результаты которых соответствуют планируемым?
- Осуществлялся ли деятельностный подход на уроке?
- Все ли возможности урока использованы для достижения метапредметных результатов (формирования УУД у учащихся)?
- Присутствовала ли содержательная педагогическая оценка на уроке? Каковы ее результаты?
- Присутствовала ли самооценочная деятельность учащихся? Насколько осознанно она осуществлялась?
- Какие действия планирует учитель для коррекции учебной деятельности и достижения планируемых результатов?
| Самоанализ Закончите предложение: Теперь я знаю, что буква обозначает звук [и] и показывает мягкость предшествующего согласного Я немного испытываю затруднения при звуковом анализе слова Я узнал новые слова, которые начинаются со звука [и] Самооценка Закончите предложение: Я очень доволен тем, что узнал с помощью учителя новую букву русского языка, что эта буква является показателем мягкости предшествующего согласного. Мне урок понравился. |