Конспект урока русского языка "Различение склонений имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Михеева Мария Андреевна

3 класс ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_skloneniya_3_klass.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 3 класс

УМК: "Перспективная начальная школа»

ТЕМА: Различение склонений имен существительных.              Правописание падежных окончаний

Цели деятельности учителя: формировать умения различать падежи и I, II, III склонения у имен существительных. 

Планируемые результаты:

предметные:

  • формировать умения различать падежи имен существительных I, II, III склонения;
  • совершенствовать умения изменять имена существительные по числам, падежам, различать род, развивать познавательную и коммуникативную компетенции.
  • проанализировать ударные и безударные окончания имен существительных I, II, III склонения.

    познавательные: 

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи;
  • применять усвоенный способ действий к решению новой учебной задачи;
  • уметь осознанно произвольно строить речевое высказыва

              регулятивные:  

       развивать наглядно – образное мышление посредством использования моделей (звук, слог, слово);

  • оптимизировать процесс обучения за счет активного включения учащихся в учебный процесс;
  • способствовать развитию УУД (анализ и синтез, моделирование, построение речевых высказываний, поиск способов действий,  самоконтроль). 

личностные: 

  • научиться осознавать свои возможности в учении;
  •  адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбие.

Тип урока:  комбинированный урок

Оборудование:  Русский язык: 3 кл.: Учебник: В 3 ч./ М.Л. Каленчук.-М.: Академкнига/ Учебник, 2013.- Ч 1, - стр. 140 - 143; учебная презентация.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1. Орг. момент

   Приветствие учителя:

   - Желаю вам успеха всегда и во всём!

   Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днём.

Приветствие учителя, друг друга. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Размышляют о значении пословицы.

Делают вывод о важности учения.

Личностные: -готовность и способность обучающегося к саморазвитию,

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. 

2. Актуализация опорных знаний и постановка проблемы.

    Сядьте так, будто аршин проглотили. Надеюсь, что на уроке вы не попадёте впросак, не будете работать спустя рукава, чувствовать себя будете как рыба в воде, и никто из вас не скажет: «Пиши пропало».

-Что вы услышали в моём приветствии?

- Что такое устойчивые выражения, или фразеологизмы?

-Для чего мы используем их в речи?

-Но красивая речь- это речь прежде всего грамотная. Потому сегодня будем учиться  грамотно применять в своей речи имена существительные.

Повторяют, что такое устойчивые выражения, объясняют их значение.

3. Разминка.

 Минутка чистописания. Рассмотрите «многобукву». Какие буквы в ней спрятались? Мы не случайно повторяем сегодня именно эти буквы. Они будут встречаться нам сегодня чаще других. Почему – поймёте чуть позже, а пока вспомним, как их правильно и красиво писать.

Сядьте все так, чтобы не нарушалась осанка и глазам было комфортно.

Прописываем одну строку, чередуя эти гласные.

Прописывают по строчке буквы е,о,а,и.

Познавательные: общеучебные – используют знаково – символические средства для решения учебной задачи;

Логические – осуществляют поиск необходимой информации.

4.Включение нового знания в систему знаний

Постановка проблемы

Какой праздник близится? Какой год наступит по японскому гороскопу? Какие еще названия вы помните? А  вот как рассказывает о гороскопе поэт Андрей Усачёв.

Упр.148 стр.146

Обратите внимание. Как правильно пишется название праздника.

Какие словарные слова встретились среди названий животных? Запишем их, но задание будет осложнено. Надо распределить слова по 3 столбикам (1,2,3 скл.)

Вспомните, что такое склонение имен существительных, какие существительные относятся к 1,2.и3 склонениям?

Почему выделенные существительные написаны с большой буквы?

Если не считать их названиями знаков зодиака, то как мы должны будем их записывать?

Вывод по упражнению:

Что же нужно знать о существительном, чтобы правильно распределить их по склонениям? ( Род и окончание).

Легко определить склонение существительных, если они стоят в начальной форме. А как быть, если слова употреблены в косвенных падежах?

Упр. 139.

Читают текст упражнения.

Формулируют правило.

Вспоминают правило о написании имен собственных и нарицательных.

Делают вывод.

Предполагают, что нужно поставить существительное в форму И.П.

Делают вывод.

Составляют алгоритм действий, изучают памятку.

Работа на доске и в тетрадях.

5. Физминутка

«Новогодний паровоз»

Исполняется песня с движениями.

6. Закрепление нового материала

Постановка проблемы.

Упр.138. 

  1. Какие существительные не имеют окончаний?
  2. Какого склонения остальные существительные? Докажите.
  3. Понаблюдайте за окончаниями. Что заметили?
  4. Делимся на 2 команды по вариантам.

1 вариант склоняет слова дупло и небо в И.Р.иД.п., а 2 вариант склоняет эти слова в В.Т.иП. п.

Склонение по 1 слову с ударным и безударным окончанием.

Как же слова с ударными окончаниями могут помочь в написании безударных окончаний?

Упр.147. Определите склонение существительных с пропущенными окончаниями.  Вспомните, какие существительные с ударными окончаниями можно использовать, чтобы грамотно написать падежные окончания? (Скала, земля)

  1. Определяю склонение.
  2. Определяю падеж
  3. Применяю в эту позицию опорное слово
  4. Пишу такое безударное окончание, какое и ударное.

Неизменяемые (несклоняемые) им.сущ.

Выписывают их.

Формулируют правило о 2 склонении.

Окончания могут быть и ударными, и безударными.

Работа по вариантам в тетрадях и у доски, взаимопроверка, сверка результатов.

Вывод: Ударные и безударные окончания существительных пишутся одинаково.

Предполагают, что правописание безударных окончаний проверяется через слова с ударным окончанием.

Выполнение с предварительным комментированием.

Дополнительно:синтаксический разбор предложения.

7. Подведение итога урока.

ДЗ упр. 146

Оценивание детей.

Что нового узнали на уроке?

Над чем нужно продолжать работать?

Подарим свинке наши елочные игрушки:

Синюю – всё получалось и было понятно,

Жёлтую- есть над чем поработать,

Красную- осталось много вопросов по данной теме.

Благодарю за урок!

 

Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка " Склонение имён существительных"

Уроу- закрепление полученных знаний , отработка навыка склонения имён существительных с ударными окончаниями, обучение умению определять падежи имён существительных....

Конспект урока русского языка "Склонение имён существительных"

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Склонение имён существительных" по программе "Школа России"...

Конспект урока и презентация "Склонение имён существительных"

Цели урока: - дать первоначальное представление о склонении имён существительных. Задачи:  обучающие:знакомить учащихся с понятием «падеж», с  названиями падежей, шесть...

Конспект урока" 3-е склонение имён существительных"

Конспект урока" 3-е склонение имён существительных"...

Конспект урока русского языка "Склонение имён существительных" (УМК Перспективная начальная школа, 3 класс)

Тема: «Склонение имён существительных»Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о грамматической категории имени существительного – склонение.Планируемые результ...

урок русского языка "Склонение имён существительных" 4 класс

Цели урока:Познакомить детей с шестью падежами русского языка, их вопросами.Дать понятие  склонения имён существительных как изменения окончаний по вопросам или падежам.Развивать орфографическую ...